ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-503/18 от 12.07.2018 Тоцкого районного суда (Оренбургская область)

№ 2-503/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 июля 2018 года с. Тоцкое

Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Ерш Е.Н.,

при секретаре Евдокимовой Н.А.,

с участием помощника военного прокурора Тоцкого гарнизона Оренбургской области ФИО1, ответчика ФИО2, представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Тоцкого гарнизона Оренбургской области в интересах Российской Федерации в лице ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерства обороны РФ к ФИО2 об освобождении земельного участка от незаконного владения,

У С Т А Н О В И Л:

Военный прокурор Тоцкого гарнизона Оренбургской области в интересах Российской Федерации в лице ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и Министерства обороны РФ обратился в суд с иском к ФИО2 об освобождении земельного участка от незаконного владения.

В обоснование заявленных требований военный прокурор Тоцкого гарнизона указал, что проведенной прокурорской проверкой использования недвижимого имущества Министерства обороны Российской Федерации, выявлены нарушения законодательства Российской Федерации по использованию земельного участка, расположенного в (адрес обезличен). Право собственности на земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен) на территории (адрес обезличен) в центральной части кадастрового квартала (номер обезличен) зарегистрировано за Российской Федерацией. На основании свидетельства о государственной регистрации права от (дата обезличена) право постоянного бессрочного пользования указанным участком принадлежит ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. Указанный земельный участок занят войсковыми частями (номер обезличен), а также жилым фондом Министерства обороны РФ и другими объектами жилой инфраструктуры.

Ответчик ФИО2, не имея разрешения уполномоченных органов, самовольно установила принадлежащий ей нестационарный объект - торговый павильон «Мороженое» на земельном участке с кадастровым номером (номер обезличен), расположенном по адресу: (адрес обезличен), рядом с домом (номер обезличен) и в настоящее время использует указанный земельный участок. При этом, правоустанавливающих документов на занятие и использование земельного участка, выданных уполномоченным органом у ФИО2 не имеется.

(адрес обезличен) вынесено постановление от (дата обезличена)(номер обезличен)-п, разрешающее ФИО2 размещение нестационарного торгового объекта по названному выше адресу, однако прокурор полагает, что данное постановление вынесено с нарушением требований действующего законодательства, поскольку каких-либо разрешений на установку нестационарных торговых объектов собственникам таких объектов не выдавалось, согласование с органом, осуществляющим полномочия собственника имущества, администрацией (адрес обезличен) не проводилось.

С учётом уточнений исковых требований просит суд обязать ФИО2 освободить незаконно занимаемый земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен) расположенный по адресу: (адрес обезличен) на котором расположен торговый павильон «Мороженое»; обязать ФИО2 путем демонтажа металлической конструкции торгового павильона «Мороженое», привести земельный участок в первоначальное состояние.

Помощник прокурора Тоцкого гарнизона (адрес обезличен)ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, указанным в иске.

Представители истцов ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерства обороны РФ, в судебное заседание не явились, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддержали.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании пояснила, что имеет статус индивидуального предпринимателя, торговый киоск использует в целях осуществления предпринимательской деятельности, земельный участок использует законно на основании постановления администрации (адрес обезличен) от (дата обезличена)(номер обезличен)-п об утверждении схемы нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования (адрес обезличен).

Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании ордера, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что права истца ничем не нарушены. Поскольку Департаментом имущественных отношений Министерства обороны РФ в установленный законом срок не представлена информация о согласовании включения торгового объекта в схему размещения или об отказе в таком согласовании, в рамках своих полномочий администрация (адрес обезличен) посчитала проект схемы размещения нестационарных объектов согласованным по умолчанию.

Представители третьих лиц администрации (адрес обезличен), Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом. От представителя администрации (адрес обезличен) поступил отзыв на исковое заявление, в котором он просил отказать в удовлетворении исковых требований военного прокурора.

Суд в соответствии со статьёй 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Заслушав пояснения помощника военного прокурора Тоцкого гарнизона (адрес обезличен)ФИО1, ответчика ФИО2, представителя ответчика ФИО3, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации, землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

В силу пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии с Положением, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.04.2009 № 335 Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ является уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющим управление федеральным имуществом, закрепленным за подведомственными Министерству обороны РФ организациями.

ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ ведёт учет федерального недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, формирует документы для принятия решений Министром обороны Российской Федерации и (или) руководителем Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ решений по вопросам управления, распоряжения и контроля за использованием и сохранностью недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляет в установленном порядке действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации, выступает в суде в отношении имущества, закрепленного за Учреждением, истцом, ответчиком, заинтересованным лицом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, право собственности на земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен) на территории (адрес обезличен) в центральной части кадастрового квартала (номер обезличен) зарегистрировано за Российской Федерацией, что подтверждается свидетельством о праве собственности от (дата обезличена).

На основании свидетельства о государственной регистрации права от (дата обезличена) право постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения, площадью <данные изъяты> принадлежит ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.

Указанный земельный участок занят войсковыми частями (номер обезличен), а также жилым фондом Министерства обороны РФ и другими объектами жилой инфраструктуры.

ФИО2 является владельцем нестационарного торгового объекта - павильона «Мороженое», расположенного по адресу: (адрес обезличен) Данный торговый объект ФИО2 приобрела на основании договора купли-продажи от (дата обезличена) с целью осуществления предпринимательской деятельности.

Постановлением военного прокурора Тоцкого гарнизона от (дата обезличена) в отношении ФИО2 возбуждено производство об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ, постановление направлено в Управление Росреестра по (адрес обезличен) для рассмотрения по существу.

Постановлением специалиста-эксперта Межмуниципального отдела по (адрес обезличен), Сорочинскому, (адрес обезличен)м Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по (адрес обезличен) – ВРИО заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель в (адрес обезличен) от (дата обезличена)ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка, площадью около <данные изъяты> с кадастровым номером (номер обезличен), принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, не имея предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ. ФИО2 назначено административное наказание в виде предупреждения.

Из постановления от (дата обезличена) усматривается, что ИП ФИО2 заключила договор с должностными лицами АО «Военторг-Центр» на оказание услуг (номер обезличен) от (дата обезличена). Далее, ФИО2 самовольно установила принадлежащий ей торговый киоск «Мороженое», представляющий собой нестационарную металлическую конструкцию на земельном участке, находящемся в федеральной собственности, расположенном по адресу: (адрес обезличен) рядом с домом (номер обезличен) по (адрес обезличен) проведении прокурорской проверки, а также на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, документы, подтверждающие наличие каких-либо прав на земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен) у ИП ФИО2 отсутствуют, ФИО2 использует земельный участок, не имея предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на земельный участок.

(дата обезличена)ФИО2 обратилась в администрацию (адрес обезличен) с заявлением о включении киоска «Мороженое» в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Зареченский сельсовет (адрес обезличен) на земельном участке с кадастровым номером (номер обезличен)

Постановлением администрации (адрес обезличен) от (дата обезличена)(номер обезличен)-п утверждена схема нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования (адрес обезличен), в том числе киоска «Мороженое», принадлежащего ФИО2, согласно приложению.

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130 (часть 1) Конституции Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 381-ФЗ).

Согласно подпункту 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, и осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с частями 1 - 3 и 5 статьи 10 указанного федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Порядок включения в схему размещения, названную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена)(номер обезличен), включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.

В ходе рассмотрения дела истец ссылался на то, что администрацией (адрес обезличен) вынесено постановление от (дата обезличена)(номер обезличен)-п, разрешающее ФИО2 размещение нестационарного торгового объекта с нарушением требований действующего законодательства, поскольку каких-либо разрешений на установку нестационарных торговых объектов собственникам таких объектов не выдавалось, согласование с органом, осуществляющим полномочия собственника имущества, администрацией (адрес обезличен) не проводилось.

Решением арбитражного суда (адрес обезличен) от (дата обезличена) признано незаконным бездействие Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в не рассмотрении заявления администрации (адрес обезличен) о включении нестационарного торгового объекта – киоска «Мороженое», расположенного по адресному ориентиру (адрес обезличен) в схему размещения нестационарных торговых объектов; на Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность рассмотреть заявление администрации (адрес обезличен) о включении нестационарного торгового объекта – киоска «Мороженое», расположенного по адресному ориентиру (адрес обезличен) в схему размещения нестационарных торговых объектов и принять по нему соответствующее решение в течение 30 дней со дня вступления судебного акта в законную силу.

Как следует из сообщения администрации (адрес обезличен) от (дата обезличена)(номер обезличен), ответа о согласовании либо об отказе в согласовании заявления администрации о включении нестационарного торгового объекта – киоска «Мороженое» в схему размещения нестационарных торговых объектов от Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации не поступало.

Из ответа ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ от (дата обезличена)(номер обезличен) усматривается, что согласно позиции Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, земельные участки, закрепленные за подведомственными учреждениями Министерства обороны РФ не предусмотрены для размещения объектов нестационарной торговли, что согласуется с разъяснениями Министерства промышленности и торговли РФ (письмо от (дата обезличена)(номер обезличен)).

Как предусмотрено статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Согласно статье 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии со статьей 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.

Согласно пункту 45 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» иск об устранении нарушений прав, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

В соответствии со статьей 43 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено законом.

Суд приходит к выводу о том, что ответчик ФИО2 занимает спорный земельный участок без установленных законом или договором оснований (договорные отношения между ИП ФИО2 и ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и Минобороны России не оформлены), факт пользования ответчиком земельным участком считается установленным, что влечет удовлетворение требования истца об обязании освободить самовольно занятую часть земельного участка на основании статей 301, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 60 Земельного кодекса РФ.

Ссылка ФИО2 на включение торгового киоска в схему размещения нестационарных объектов на территории Зареченского сельсовета (адрес обезличен), утвержденную постановлением администрации (адрес обезличен) от (дата обезличена)(номер обезличен)-п, в рассматриваемом случае не подтверждает позицию ответчика о правомерном пользовании земельным участком, поскольку спорный земельный участок, на части которого расположен объект, находится в собственности Российской Федерации и, в последующем, предоставлен ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Кроме того, материалы дела не содержат доказательств согласования администрации (адрес обезличен) с Департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации о включении нестационарного торгового объекта – киоска «Мороженое» в схему размещения нестационарных торговых объектов, в связи с чем постановление от (дата обезличена)(номер обезличен)-п, разрешающее ФИО2 размещение нестационарного торгового объекта вынесено с нарушением требований действующего законодательства.

При отсутствии выраженного волеизъявления собственника передать ответчику земельный участок для размещения нестационарного торгового объекта правовых оснований для признания права на размещение киоска на спорном земельном участке не имеется.

В силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, при подаче заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

С ответчика ФИО2 в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>

Руководствуясь ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,суд

РЕШИЛ:

Исковые требования военного прокурора Тоцкого гарнизона в интересах Российской Федерации в лице ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерства обороны РФ к ФИО2 – удовлетворить.

Обязать ФИО2 освободить незаконно занимаемый земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен) расположенный по адресу: (адрес обезличен) на котором расположен торговый павильон «Мороженое»; обязать ФИО2 путем демонтажа металлической конструкции торгового павильона «Мороженое» привести земельный участок в первоначальное состояние.

Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Тоцкий районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Ерш Е.Н.

Мотивированное решение изготовлено 17 июля 2018 года.