ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-503/2021 от 05.08.2021 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело №2-503/2021 (УИД 69RS0040-02-2021-000669-97)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 августа 2021 года г.Тверь

Центральный районный суд г.Твери в составе

председательствующего судьи Степановой Е.А.,

при секретаре Цибизовой А.А.,

с участием представителя истца старшего помощника прокурора Пролетарского района г.Твери Степенковой О.В., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области на основании доверенности ФИО2,

представителя третьего лица Правительства Тверской области на основании доверенности ФИО3,

представителя третьего лица Министерства строительства Тверской области на основании доверенности ФИО4,

представителя третьего лица ООО «ГУК Пролетарского района г.Твери» на основании доверенности ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску Прокурора Пролетарского района г.Твери в интересах неопределенного круга лиц к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме,

у с т а н о в и л:

прокурор Пролетарского района г.Твери в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, в котором просил признать незаконным бездействие Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, выразившееся в невыполнении работ по ремонту и утеплению фасада, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа); установке, ремонту систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания в многоквартирном доме 19 по улице 6-я Пролетарская города Твери, запланированного к реализации в 2017-2019 г.г., предусмотренных Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 № 690-пп; обязать Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение работ по ремонту и утеплению фасада дома, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа); установке, ремонту систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания в многоквартирном доме 19 по улице 6-я Пролетарская города Твери.

В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал на то, что прокуратурой Пролетарского района г.Твери на основании обращения ФИО1 проанализировано исполнение требований жилищного законодательства Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в части проведения капитального ремонта многоквартирного дома 19 по улице 6-я Пролетарская города Твери, расположенного на территории Пролетарского района г.Твери. По результатам проведенной проверки установлено следующее. Распоряжением Правительства Тверской области от 28.06.2013 № 306-рп создана некоммерческая организация – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области. Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы утверждена Постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 № 690. В соответствии с указанной Региональной программой в 2017-2019 г. должен быть осуществлен капитальный ремонт многоквартирного дома 19 по улице 6-я Пролетарская города Твери в следующем объеме: ремонт и утепление фасада; ремонт внутридомовых инженерных систем горячего и холодного водоснабжения; установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа); установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания; разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия. Вместе с тем, в указанном краткосрочном плане реализации региональной программы на 2017-2019 г.г., утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 10.03.2017 № 62-пп, многоквартирный дом 19 по улице 6-я Пролетарская города Твери отсутствует. Согласно информации Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства от 08.10.2020 № 28/5976-4 многоквартирный дом 19 по улице 6-я Пролетарская города Твери не включен в перечень домов, обеспеченных финансированием Фонда капитального ремонта многоквартирных домов в рамках краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017-2019 годы муниципального образования город Тверь, утвержденного постановлением Администрации города Твери от 08.02.2017 № 129. Таким образом, несмотря на истекшие сроки осуществления капитального ремонта, установленные Региональной программой на 2017-2019 г.г. и краткосрочным планом на 2017-2019 г.г., утвержденным постановлением администрации г.Твери от 08.02.2017 № 129, Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области должных мер по выполнению работ, предусмотренных региональной программой, не принято. Бездействие ответчика приводит к нарушению жилищных прав неопределенного круга лиц, проживающих в многоквартирном доме 19 по улице 6-я Пролетарская города Твери, либо находящихся в помещениях, входящих в состав многоквартирного дома по иным основаниям. Сведения о переносе исполнения мероприятий, предусмотренных региональной программой на 2017-2019 г.г., но не выполненных в установленный срок, отсутствуют.

При обращении в суд истцом в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, указаны Правительство Тверской области, Министерство строительства Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, муниципальное образование город Тверь в лице Администрации города Твери.

Определениями суда, занесёнными в протоколы судебных заседаний от 10.03.2021, 05.04.2021, от 19.05.2021, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации г. Твери, Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области, ООО «ГУК Пролетарского района г.Твери», УФК по Тверской области, Министерство финансов по Тверской области.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Степенкова О.В. поддержала заявленные требования в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд требования прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, ссылалась на отсутствие бездействия со стороны Фонда и отсутствие у него обязанности в рассматриваемом случае проводить капитальный ремонт заявленного в иске многоквартирного жилого дома. Поддержала доводы возражений, изложенные в письменном отзыве.

Представитель третьего лица Правительства Тверской области на основании доверенности ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.

В судебном заседании представитель третьего лица Министерства строительства Тверской области на основании доверенности ФИО4, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по доводам письменных возражений.

В судебном заседании представитель третьего лица ООО «ГУК Пролетарского района г.Твери» на основании доверенности ФИО5, поддержал заявленные прокурором требования, просил суд требования истца удовлетворить.

Представители третьих лиц Администрации города Твери и департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г.Твери, ГУ ГЖИ Тверской области в судебное заседание не явились, представили суду ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представители третьих лиц УФК по Тверской области, Министерство финансов по Тверской области в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

В судебное заседание представитель третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела не явился, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. От представителя третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области в материалах дела имеется письменный отзыв на исковое заявление.

На основании положений ст.167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав представителя истца Степенкову О.В., представителя ответчика ФИО2, представителя третьего лица Правительства Тверской области ФИО3, представителя третьего лица ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» ФИО5, представителя третьего лица Министерства строительства Тверской области ФИО4, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 154 ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.

В соответствии с ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Частью 3 ст. 170 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение (ч. 5 ст. 170 ЖК РФ).

В силу ч. 7 ст. 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

Частью 1 статьи 180 ЖК РФ установлено, что функциями регионального оператора являются аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

В соответствии с ч. 1 ст. 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решения о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, начиная с даты, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 169 и частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса, а региональный оператор должен исполнять обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренные статьей 182 настоящего Кодекса, перечислить в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, денежные средства в размере фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта, исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Анализ приведенных положений закона позволяет прийти к выводу о том, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.

Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах осуществляется в рамках реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 № 690-пп за счет средств фонда капитального ремонта, формируемого собственниками помещений многоквартирного дома посредством оплаты взносов на капитальный ремонт.

В соответствии со ст. 168 ЖК РФ региональной программой определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Перенос срока проведения капитального ремонта допускается только при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Способ формирования фонда капитального ремонта в многоквартирном доме № 19 по ул. 6-я Пролетарская г.Твери – счет регионального оператора.

Постановлением Администрации города Твери от 27.05.2014 №638 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора», орган местного самоуправления, в рамках возложенных на него полномочий, принял решение о формировании фонда капитального ремонта указанного дома на счете регионального оператора (№ 1572).

Указанные обстоятельства участниками процесса не оспаривались, данных о формировании фонда капитального ремонта на специальном счёте дома, материалы дела не содержат.

В соответствии с ч.2 ст.178 ЖК РФ региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Тверской области от 28.06.2013 №306 создана некоммерческая организация в организационно-правовой форме фонда - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, определена в качестве регионального оператора, который осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области.

Пунктом 2 указанного распоряжения, определено, что основной целью деятельности Фонда является осуществление деятельности, направленной на обеспечение организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Согласно ч.3 ст.10 Закона Тверской области от 28.06.2013 №43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме: а) в порядке и сроки, предусмотренные статьей 18.1 настоящего Закона, подготавливает и направляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта; б) обеспечивает подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утверждает проектную документацию, несет ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; в) привлекает для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключает с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; г) контролирует качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; г-1) обеспечивает установление в порядке, установленном Правительством Тверской области, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ; д) осуществляет приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечивает создание соответствующих комиссий согласно пункту 5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации; е) исполняет иные обязанности, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Тверской области.

Региональный оператор финансирует расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этого фонда капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из областного бюджета Тверской области и (или) местного бюджета (ч.4 ст.10 закона Тверской области от 28.06.2013 №43-ЗО).

Основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ (за исключением случая, указанного в части 5 настоящей статьи). Такой акт приемки должен быть согласован с органом местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме).

Капитальный ремонт многоквартирных домов осуществляется в рамках региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Тверской области с 2014 по 2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 №690-пп. В соответствии с данной региональной программой в 2017-2019 г.г. должен быть осуществлен капитальный ремонт многоквартирного дома 19 по улице 6-я Пролетарская г.Твери в следующем объеме: ремонт и утепление фасада; ремонт внутридомовых инженерных систем горячего и холодного водоснабжения; установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа); установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания; разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия.

В целях реализации региональной программы органы местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Тверской области, утверждают краткосрочные планы реализации региональной программы сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.

В соответствии со ст.16 Закона Тверской области от 28.06.2013 №43-30 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области», п.5 Порядка утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 24.03.2015 №125-пп, муниципальные краткосрочные планы формируются органами местного самоуправления на основании решений собственников помещений многоквартирного дома о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, принятых в соответствии со статьей 189 ЖК РФ, и на основании предварительных сметных расчетов, предоставленных Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

Указанным Порядком утверждены, в том числе, критерии отбора многоквартирных домов для формирования муниципального краткосрочного плана реализации региональной программы, а также порядок расчета объема денежных средств, предоставляемый региональным оператором для формирования краткосрочного плана.

Исходя из доведенных региональным оператором лимитов денежных средств, краткосрочный план формируется из адресного списка многоквартирных домов, набравших максимальное количество баллов в результате подсчета критериев.

В соответствии с ч. 6 ст. 189 ЖК РФ, в случае, если в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения указанного срока принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.

Краткосрочный план реализации региональной программы на 2017-2019 годы муниципального образования город Тверь, утвержденный постановлением Администрации города Твери от 08.02.2017 № 129 (далее - краткосрочный план на 2017-2019 годы), сформирован с учетом сроков проведения капитального ремонта многоквартирных домов, установленных региональной программой, лимитов денежных средств, доведенных Региональным оператором, а также критериев отбора многоквартирных домов.

Администрацией города Твери с учетом региональной программы, требований действующего законодательства был сформирован перечень домов, подлежащих капитальному ремонту в 2019 году в рамках краткосрочного плана на 2017-2019 годы, куда были включены все дома, срок проведения капитального ремонта в которых истекал в 2019 году согласно региональной программе и по которым региональный оператор предоставил свои предложения по стоимости.

В указанный перечень был включен и многоквартирный дом №19, на ул.6-я Пролетарская г. Твери по виду работ: ремонт и утепление фасада.

Комиссией по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Твери, порядок работы которой утвержден постановлением Администрации города Твери от 28.09.2018 №1143, в соответствии с Порядком был произведен расчет критериев отбора многоквартирных домов по всем 1131 домам, которые подлежат капитальному ремонту в 2019 году согласно региональной программе.

Исходя из доведенных региональным оператором лимитов денежных средств, в перечень домов, подлежащих капитальному ремонту в 2019 году в рамках краткосрочного плана на 2017-2019 годы, включены только 43 многоквартирных дома (набравших максимальное количество баллов от 91,59388378 до 742,8060809), обеспеченных финансированием фонда капитального ремонта.

Заявленный в иске многоквартирный дом набрал 26,09774159 баллов и был включен в перечень домов, подлежащих капитальному ремонту в 2019 году в рамках краткосрочного плана на 2017 - 2019 годы, как дом, не обеспеченный финансированием.

Пунктами 15, 16 Порядка утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области предусмотрено, что уполномоченный орган (Министерство строительства Тверской области) на основании муниципальных краткосрочных планов, представляемых органами местного самоуправления, в срок до 15 ноября года, предшествующего планируемому периоду, подготавливает региональный краткосрочный план.

Уполномоченный орган в течение двух недель с даты представления органами местного самоуправления муниципальных краткосрочных планов проводит их анализ на включение в региональный краткосрочный план, а также (в случае предоставления государственной финансовой поддержки) прилагаемых к ним документов в соответствии с Постановлением Правительства Тверской области от 22.07.2014 №352-пп «Об утверждении Порядка и условий предоставления государственной финансовой поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области»; включает в региональный краткосрочный план многоквартирные дома, включенные в муниципальные краткосрочные планы, согласованные в соответствии с пунктом 13 раздела II настоящего Порядка с Главным управлением «Государственная жилищная инспекция» Тверской области и региональным оператором; в срок до 31 декабря года, предшествующего планируемому периоду, представляет на рассмотрение Правительства Тверской области проект нормативного правового акта об утверждении регионального краткосрочного плана.

Как установлено при рассмотрении дела, заявленный в иске многоквартирный дом в краткосрочный план реализации в 2017-2019 годах региональной программы не включен.

Ответчик в ходе рассмотрения дела ссылался на отсутствие с его стороны незаконного бездействия и обязанности по проведению капитального ремонта в заявленном в иске объёме, поскольку исходя из положений ч.7 ст.168 ЖК РФ региональный оператор проводит запланированный капитальный ремонт только в тех многоквартирных домах, по которым утверждён региональный краткосрочный план.

Поскольку постановлениями Правительства Тверской области заявленный истцом многоквартирный жилой дом в региональный краткосрочный план реализации в 2017-2019 годах региональной программы не включался, оснований для удовлетворения заявленного искового требования о признании незаконным бездействия Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, выразившееся в невыполнении работ по ремонту и утеплению фасада, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа), установке, ремонту систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания в многоквартирном доме 19 по улице 6-я Пролетарская г.Твери, запланированного к реализации в 2017-2019 г.г., у суда не имеется.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае данное обстоятельство не является основанием для признания необоснованным заявленного искового требования о возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Региональной программой, определяющей предельные сроки проведения капитального ремонта многоквартирных домов, на период после 2019 года капитальный ремонт данного МКД по заявленному виду работ не предусмотрен. Законодательно закрепленного механизма включения такого многоквартирного дома, не обеспеченного финансированием фонда капитального ремонта, в последующие краткосрочные планы данной региональной программы, действующей до 2043 года, не установлено.

Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что непроведение капитального ремонта общего имущества МКД нарушает права неопределенного круга лиц, создаёт угрозу их безопасности, может повлечь причинение вреда жизни, здоровью лиц, их имуществу.

При этом, в отношении заявленного в иске многоквартирного жилого дома виды, объём и стоимость необходимых работ конкретизированы.

Исходя из положений ч.1 ст.168 ЖК РФ и ч.1 ст.182 ЖК РФ, недостаточность средств фонда капитального ремонта, равно как и отсутствие краткосрочных планов реализации региональной программы, не могут являться безусловным основанием для освобождения регионального оператора от обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, объем и сроки которого предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и именно на региональном операторе лежит обязанность обеспечить финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме за счёт любых не запрещённых законом средств.

Учитывая вышеизложенное, на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области подлежит возложению обязанность обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <...> по виду работ: ремонт и утепление фасада, установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа), установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирном доме радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания, в соответствии с Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы, утверждённой Постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 №690-пп.

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований надлежит отказать.

Из положений ст.206 ГПК РФ следует, что если действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В связи с тем, что для выполнения ответчиком установленных судом обязанностей необходимо выполнение определённых мероприятий, исходя из соблюдения баланса интересов сторон, учитывая длительность проведения заявленного объёма работ, суд полагает возможным установить для исполнения требований срок в три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 2 ст.61.1 и п.2 ст.61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец, взыскивается с ответчика в доход соответствующего бюджета, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно ч. 2 ст. 88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

Как предусмотрено пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для организаций уплачивается в размере 6000 рублей.

Таким образом, с ответчика в соответствующий бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

заявленные исковые требования Прокурора Пролетарского района г.Твери в интересах неопределенного круга лиц к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме удовлетворить частично.

Возложить на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <...> по виду работ: ремонт и утепление фасада, установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа), установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирном доме радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания, в соответствии с Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы, утверждённой Постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 №690-пп.

В удовлетворении оставшейся части заявленных Прокурором Пролетарского района г.Твери в интересах неопределенного круга лиц исковых требований отказать.

Взыскать с Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Е.А.Степанова

Мотивированное решение составлено 12.08.2021.

Дело №2-503/2021 (УИД 69RS0040-02-2021-000669-97)