Дело № 2-503/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Череповец 10 августа 2021 года
Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:
судьи Фединой А.В.,
при секретаре Ворончихиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Череповецкого муниципального района, администрации муниципального образования Югское о возложении обязанности включить в перечень дорог общего пользования участок дороги, обеспечить круглогодичное обслуживание участка дороги,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском по тем основаниям, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером <№> и жилого дома с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <данные изъяты>. Год завершения строительства жилого дома (капитального строения) - <дата>. Постановлением администрации муниципального образования Югское <№> от <дата> жилому дому присвоен адрес: <данные изъяты>. <дата> в связи с вводом в эксплуатацию жилого дома, он обратился в администрацию Череповецкого муниципального района Вологодской области с письменным заявлением об обеспечении проезда к земельному участку <№>, обеспечении чистки проезда от снега в зимнее время и обеспечении освещения. В ответе администрации от <дата> № <№> сообщается, что мероприятия по строительству дорог в <данные изъяты> на <дата> год и плановый период до <дата> года не запланированы. <дата> он обратился в онлайн приемную Губернатора Вологодской области с тем же вопросом, обращение было перенаправлено в администрацию Череповецкого муниципального района. <дата> администрацией предоставлен ответ за № <№> о том, что в плановый период до <дата> года строительство дороги не предусмотрено в связи с ограниченным финансированием. Включение дороги в реестр расчистки не возможно, в связи с тем, что улица отсутствует в реестре улично-дорожной сети, а для строительства линии освещения необходимо обратиться к главе Югского муниципального образования. <дата> он обратился к главе Югского муниципального образования для включения улицы <данные изъяты> и проезда к дому <№> в реестр улично-дорожной сети для расчистки и обслуживания в зимнее время. В ответе администрации от <дата> № <№> сообщается, что улица <данные изъяты> в перечне дорог Череповецкого муниципального района отсутствует, содержание дороги не возможно, так как это не является целевым использованием денежных средств дорожного фонда. На основании выше изложенного, <дата> им подана жалоба на бездействие должностных лиц в прокуратуру Череповецкого района. <дата> он получил ответ от ОГИБДД ОМВД России по Череповецкому району № <№>, о том, что в адрес администрации Череповецкого муниципального района направлено информационное письмо о включении в перечень дорог общего пользования участка дороги для обеспечения круглогодичного обслуживания. <дата> им в адрес администрации Череповецкого муниципального района направлено письмо об указании сроков включении в перечень дорог общего пользования участка дороги до дома <данные изъяты>. В ответе администрации от <дата> № <№> сообщается, что улица <данные изъяты> в перечне дорог Череповецкого муниципального района отсутствует, рассмотрение изменения перечня дорог планируется в 2021 году. Для включения дорог в перечень приоритетным является наличие прописанных жителей и количество постоянно проживающих жителей, учитывается тип покрытия автомобильной дороги для возможности проезда спецтехники для содержания автомобильной дороги.
Просит обязать администрацию Череповецкого муниципального района включить в перечень дорог общего пользования - участок дороги до дома <данные изъяты> в срок до <дата> года; обязать администрацию Череповецкого муниципального района обеспечить в срок до <дата> года круглогодичное обслуживание (в том числе освещение, сезонная уборка) - участка дороги до дома <данные изъяты>.
Определением суда от 27.04.2021 привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация МО Югское; определением суда от 06.07.2021 администрация МО Югское исключена из числа третьих лиц и привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал. В процессе рассмотрения дела суду пояснял, что в <дата> году им был построен дом, которому впоследствии присвоен адрес: <данные изъяты>. Дом расположен на участке, принадлежащем ему на праве собственности, который ранее находился у него в аренде. До его участка дороги просто нет, он ездит по земле. К дому, которому присвоен адрес, нужен проезд. Он добирается до своего участка по накатанному проезду через поля с основной дороги в <данные изъяты>. В настоящее время участок к его дому не чистится, нет освещения. Он неоднократно обращался в различные органы, в том числе в прокуратуру. Прокуратура перенаправила его обращение в ГИБДД, которые посчитали, что его доводы верны. Чтобы дорога к его дому обслуживалась необходимо включить участок дороги в Перечень дорог общего пользования, после чего данную дорогу будут обслуживать. Каким образом в дальнейшем сложится улица и где будет подъезд к домам по улице <данные изъяты> ему неизвестно. Просит включить в Перечень дорог общего пользования участок дороги, по которому он проезжает до своего дома в настоящее время.
В судебное заседание представитель ответчика – администрации Череповецкого муниципального района ФИО2 не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, представил письменные возражения, в которых указал, что основным критерием отнесения автомобильной дороги к тому или иному уровню собственности является включение или не включение ее в соответствующий Перечень. К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и на территории муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального значения, местного значения поселений, частных дорог. Органы местного самоуправления осуществляют полномочия в отношении автомобильных дорог местного значения, включенных перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Череповецкого муниципального района. Самовольно обустроенные проезды, накатанные к частным участкам, не являются элементом улично-дорожной сети населенного пункта и не отвечают показателям определения автомобильных дорог общего пользования, предназначенных для решения вопросов местного значения и в Перечень дорог общего пользования местного значения Череповецкого муниципального района не включены. Более того, спроектированные частными лицами земельные участки, оставленные под проезды, не являются дорогой, соединяющей населенные пункты, а представляют собой элементы системы транспортных коммуникаций, обеспечивающие транспортную связь между участками внутри частных территорий (анклавов), а также связь с улично-дорожной сетью населенного пункта. Однако на обустройство подъездных путей к частным земельным участкам полномочий у органов местного самоуправления и финансовых средств не имеется. В действующем законодательстве отсутствует обязанность органам местного самоуправления осуществлять строительство подъездных путей (съездов) с дорог муниципального значения и указано на возможность обустройства примыканий к автомобильным дорогам по согласованию с собственником дороги за счет средств заинтересованных лиц. Устройство подъездных путей обеспечивает проезд ограниченного круга лиц, не является по смыслу федерального закона исключительной мерой, направленной на обеспечение муниципальных нужд. Кроме того организация подъездных путей к частным земельным участкам не всегда представляется возможной из-за ограничений, установленных действующими нормативами. Законодательно не урегулирован порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в частной собственности. Устройство дорог, их содержание за счет средств бюджета района допустимо лишь в отношении муниципальной собственности. Использование средств местного бюджета в отношении чужого имущества является нецелевым использованием бюджетных средств в отсутствие правового основания. В обязанности администрации района не входит обустройство подъездного пути к частным земельным участкам, данные действия должны выполняться собственниками земельных участков за счет собственных средств. Учитывая, что истец смог построить на принадлежащем ему земельном участке жилой дом, следовательно, доступ к участку обеспечен как путем подхода, так и подъезда на транспорте. Просит в удовлетворении требований ФИО1 к администрации района отказать.
В судебное заседание представитель ответчика – администрации муниципального образования Югское не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, представил отзыв, в котором указал, что администрация полномочий по содержанию дорог не осуществляет.
Суд, заслушав истца, изучив материалы дела и представленные документы, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что <дата> между Комитетом имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, для использования в целях: индивидуальное жилищное строительство.
Судом установлено, что в <дата> году ФИО1 был построен на указанном земельном участке жилой дом, которому постановлением администрации муниципального образования Югское <№> от <дата> присвоен адрес: <данные изъяты>.
<дата> на основании договора купли-продажи, заключённого с Комитетом имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального, ФИО1 приобрел вышеуказанный земельный участок в собственность.
Право собственности на земельный участок зарегистрировано за ФИО1 в установленном законом порядке <дата>.
В судебном заседании из пояснений истца и материалов дела установлено, что доступ к жилому дому и земельному участку, принадлежащему истцу, осуществляется по накатанному полевому проездус дороги <данные изъяты>.
Постановлением администрации Череповецкого муниципального района № ХХХ от <дата> утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования муниципального значения Череповецкого муниципального района, согласно которому спорный участок к дому <№> по улице <данные изъяты>, в Перечне автомобильных дорог общего пользования отсутствует.
Судом установлено, что истец обращался в администрацию Череповецкого муниципального района с заявлением, в котором просил сообщить сроки включения в перечень дорог общего пользования местного значения и начала обслуживания участка дороги до дома <данные изъяты>.
В своем ответе от <дата> администрация района указала, что автомобильная дорога, указанная в обращении, в перечне дорог общего пользования отсутствует. Рассмотрение вопроса об изменении перечня автомобильных дорог общего пользования муниципального значения Череповецкого муниципального района, утвержденного Постановлением администрации Череповецкого муниципального района № ХХХ от <дата>, планируется в 2021 году. Для включения дорог в перечень приоритетным является наличие прописанных жителей и количество постоянно проживающих жителей, учитывается тип покрытия автомобильной дороги для возможности проезда спецтехники для содержания автомобильной дороги. В весенне-летний период будет проведено обследование дорог, требующих включения в Перечень.
Ссылаясь на отсутствие круглогодичного обслуживания участка дороги до дома <№> по улице <данные изъяты> в <данные изъяты> истец обратился в суд с настоящим иском о включении участка дороги до дома <№> по улице <данные изъяты> в <данные изъяты> в перечень дорог общего пользования и возложении обязанности обеспечить круглогодичное обслуживание участка дороги.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения.
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с пунктами 1, 5, 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с частью 10 статьи 5 того же Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно статье 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 20017 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
Согласно пункту 15 статьи 3 приведенного выше Закона, полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Из информации, представленной администрацией Череповецкого муниципального района, следует, что Порядок включения в Перечень дорог общего пользования не принят. Обследование дорог на предмет включения осуществляется комиссией по безопасности дорожного движения администрации района по обращениям глав поселений.
Согласно акту осмотра территории от <дата>, составленному специалистами отдела муниципального земельного контроля администрации Череповецкого муниципального района, подъезд к земельному участку с кадастровым номером <№>, принадлежащему истцу, осуществляется с северной стороны с дороги <данные изъяты> и представляет собой полевую накатанную дорогу шириной 2-2,5 м.
Представленными фотографиями подтверждается, что доступ к дому <№> осуществляется по самостоятельно накатанному транспортом по поверхности земли (полю) проезду, не имеющему асфальтового или иного твердого покрытия.
Из сведений, предоставленных администрацией муниципального образования Югское, следует, что в районе жилого дома <№>, принадлежащего ФИО1, расположен один строящийся дом, который не зарегистрирован в настоящее время.
Таким образом, поскольку спорный проезд, ведущий к жилому дому <№>, не обладает признаками автомобильной дороги, предусмотренными действующим законодательством, суд приходит к выводу, что оснований для понуждения органа местного самоуправления к принятию мер по включению данного объекта в Перечень автомобильных дорог общего пользования и возложении обязанности производить круглогодичное обслуживание данного участка не имеется.
Фактическое использование указанного спорного проезда истцом для доступа к своему участку само по себе не может являться основанием для включения проезда в Перечень дорог общего пользования.
При этом суд учитывает, что доказательства, свидетельствующие о том, что в установленном законом порядке под спорную дорогу отводился участок земли, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, из материалов дела невозможно установить по каким земельным участкам проходит спорный проезд к дому истца, отсутствуют сведения о кадастровом учете данных участков, их принадлежности и целевом назначении.
На основании изложенного, суд полагает в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Череповецкого муниципального района, администрации муниципального образования Югское о возложении обязанности включить в перечень дорог общего пользования участок дороги до дома <данные изъяты>, обеспечить круглогодичное обслуживание участка дороги, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.В. Федина
Текст мотивированного решения составлен 17 августа 2021 года.
Согласовано
Судья А.В. Федина