ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-504(1 от 04.07.2019 Пугачевского районного суда (Саратовская область)

№ 2-504(1)/2019

64RS0028-01-2019-000765-06

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 июля 2019 г. г. Пугачев

Пугачевский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Болишенковой Е.П.,

при секретаре Козловой Е.А.,

с участием истца ФИО1,

его представителя Павлова Б.М.,

представителя ответчиков ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коновальчика .в. к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Пугачевский» Саратовской области, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области об оспаривании расчета выслуги лет, включении в выслугу лет периодов службы в льготном исчислении и возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Пугачевский" (далее – МО МВД России "Пугачевский" Саратовской области), Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (далее ГУ МВД России по Саратовской области) об оспаривании расчета выслуги лет, включении в выслугу лет периодов службы в льготном исчислении и возложении обязанности произвести перерасчет пенсии. В обоснование иска указал, что проходил службу в системе органов внутренних дел Российской Федерации, при этом в период с 05.01.2002 по 25.10.2004 в должности милиционера-водителя автозака конвойного отделения изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД г. Пугачева и Пугачевского района (в настоящее время МО МВД России "Пугачевский" Саратовской области). На 07.12.2018 его стаж по выслуге лет составил в календарном исчислении 22 года 10 мес. 18 дней, при этом он имеет право на расчет выслуги в льготном исчислении (месяц службы за полтора месяца выслуги), поскольку его служба связана с охраной и конвоированием лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся в ИВС. При увольнении истца на пенсию ответчик определил ему выслугу в льготном исчислении – 31 год 06 месяцев 27 дней, при этом вышеуказанный период службы в ИВС не был исчислен в льготном порядке.

С указанным расчетом истец не согласен, считает, что включение вышеуказанных периодов в стаж в льготном исчислении предусмотрено законодательно, стаж службы истца необоснованно искусственно уменьшен на 1 год 4 мес. 25 дней, нарушено его право на надлежащее и полное пенсионное обеспечение.

С учетом заявленных в судебном заседании уточнений просил признать определенный ему расчет выслуги лет незаконным исключения из расчета в льготном порядке выслуги лет в период с 05.01.2002 по 25.10.2004, обязать ответчиков засчитать в стаж службы истца в органах внутренних дел (выслугу лет) вышеуказанный период службы в льготном исчислении 1 месяц за 1,5 месяца; обязать ГУ МВД России по Саратовской области произвести перерасчет ФИО1 пенсии за выслугу лет с учетом включенного спорного периода службы с 07.12.2018.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель Павлов Б.М. иск поддержали по вышеизложенным основаниям.

Представитель ответчиков МО МВД России "Пугачевский" Саратовской области и Главного управления Министерства внутренних дел РФ по Саратовской области ФИО2 иск не признала, пояснила, что факт службы истца на соответствующей должности милиционера-водителя автозака конвойного отделения в изоляторе временного содержания ответчиками не оспаривается, однако законных оснований для льготного исчисления выслуги лет истцу в спорный период не имеется, так как наименование должности, замещаемой ФИО1 в период с 05.01.2002 по 25.10.2004, в действующем Перечне должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденном приказом МВД России от 20.12.2016 № 868, не содержится. При этом должностные инструкции по данной должности истцом не представлены, а у ответчика они отсутствуют. С учетом изложенного просила в удовлетворении иска отказать.

Выслушав истца, представителя истца и представителя ответчиков, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30.11.2011 N 342-ФЗ, Федеральным законом "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Нормы и порядок, определяющие право на пенсию за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел установлены Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывается на льготных условиях из расчета один месяц службы за полтора месяца службы: - в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 года по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации (подп. "г" п. 3).

Из материалов дела следует, что истец ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, и приказом ГУ МВД России по Саратовской области № 121 л/с от 07.12.2018 уволен 07.12.2016 по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).

Согласно имеющимся в материалах пенсионного дела ФИО1 расчету выслуги лет для назначения пенсии, составленному сотрудником кадровой службы МО МВД России «Пугачевский» и проверенному сотрудником ГУ МВД России по Саратовской области, и заключению ЦФО ГУ МВД России по Саратовской области от 26.12.2018 N 38/40439, выслуга лет истца на момент увольнения в календарном исчислении составила 22 года 10 месяцев 18 дней, в льготном исчислении - 31 год 06 месяцев 27 дней.

Из расчета выслуги лет видно, что ФИО1 зачтен в календарном (нельготном) исчислении период его службы в органах внутренних дел в должности милиционера-водителя автозака конвойного отделения изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел г. Пугачева и Пугачевского района Саратовской области с 05.01.2002 по 25.10.2004.

На момент увольнения истца из органов внутренних дел действовал Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденном приказом МВД России от 20.12.2016 № 868 (далее Перечень). В примечании к Перечню оговорено: право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий предоставляется:

1. Лицам, замещавшим должности, отмеченные символом "1", при условии непосредственного осуществления ими в соответствии с должностными регламентами (должностными инструкциями) функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

2. Лицам, замещавшим должности, отмеченные символом "2", введенные до 20 мая 2004 года, непосредственно осуществлявшим функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

3. Лицам, замещавшим должности, отмеченные символом "3", введенные с 30 апреля 2011 года, непосредственно осуществлявшим функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

В указанном Перечне в разделе «изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых», подразделе «взвод (отделение, группа) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС» содержится должность полицейский (водитель) (№ 20). Данная должность символами 1,2,3 не отмечена, то есть выполнение обязанностей по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в данной должности предполагается и дополнительного доказывания не требует.

07.02.2011 принят Федеральный закон N 3-ФЗ "О полиции", в соответствии с которым Закон РСФСР от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" признан утратившим силу. Осуществлен ряд мероприятий, в результате которых сотрудники милиции, прошедшие соответствующую аттестацию, получили звания сотрудников полиции.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным сделать вывод о тождественности занимаемой ФИО1 должности милиционера-водителя (автозака) конвойного отделения изолятора временного содержания и должности полицейского (водителя) отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС, указанной в Перечне, утвержденном приказом МВД России от 20.12.2016 № 868, на который ссылается представитель ответчиков. Следовательно стаж службы истца в указанной должности подлежит зачету в его стаж в льготном исчислении – 1 месяц за 1,5 месяца.

Кроме того в Перечне должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденном Приказом МВД России от 09.10.2004 N 640, действовавшем в момент осуществления истцом службы в спорной должности, в разделе «изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых», подразделе «взвод (отделение) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания» была предусмотрена должность «полицейский (водитель), (милиционер-водитель)».

В приложении к данному перечню отмечено, что лицам, занимающим должности, отмеченные символом (*), предоставляется право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий при условии непосредственного осуществления ими в соответствии с должностными регламентами (должностными инструкциями) функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.** Непосредственно осуществлявшие функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений до 20 мая 2004 года.<***> Непосредственно осуществляющие (осуществлявшие) функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений после 30 апреля 2011 года.

При этом должность милиционер-водитель указанными символами не отмечена.

Следовательно для должности, занимаемой истцом, выполнение обязанностей по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений дополнительного доказывания не требует.

Кроме того, подтвердив в судебном заседании факт прохождения истцом службы в спорные периоды в изоляторе временного содержания, и оспаривая выполнение им при этом функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, представитель ответчиков не представила никаких доказательств в подтверждение своих доводов.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать
в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное
не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 7 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел являются местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.

Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными Приказом МВД России от 22.11.2005 N 950 определено, что в ИВС устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, их изоляцию, исполнение ими своих обязанностей, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

С учетом изложенных правовых норм, а также наименования должности, занимаемой ФИО1 в спорный период – милиционер-водитель автозака конвойного отделения (изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых) отдела внутренних дел, а также признания ответчиками осуществления службы истцом в указанной должности именно в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых, что прямо указано в оспариваемом расчете выслуги лет, имеются основания для вывода о выполнении ФИО1 в спорный период обязанностей по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Ответчики не представили должностные инструкции истца и не представили суду доказательства в подтверждение того, что указанные инструкции выдавались ФИО1 и могут быть представлены им в суд в качестве доказательства. В судебном заседании представитель ответчиков ФИО2 пояснила, что должностные инструкции ФИО1 у ответчиков отсутствуют. Аналогичные сведения представлены на запрос представителя истца адвоката Павлова Б.М. начальником МО МВД РФ «Пугачевский» Саратовской области в ответе от 29.03.2019 (л.д. 14).

Вместе с тем в соответствии с п. 174 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 01.02.2018 N 50 (далее Порядок) должностные регламенты (должностные инструкции) разрабатываются индивидуально для каждого сотрудника, замещающего должность в органах, организациях, подразделениях системы МВД России, непосредственными руководителями (начальниками) сотрудников (примерная форма должностного регламента (должностной инструкции) - приложение N 38 к настоящему Порядку). Права по замещаемой должности, служебные обязанности и ответственность руководителей (начальников) органов, организаций, подразделений МВД России, и их структурных подразделений устанавливаются положениями, уставами органов, организаций, подразделений системы МВД России и их структурных подразделений без разработки в отношении них должностных регламентов (должностных инструкций).

Должностные регламенты (должностные инструкции) утверждаются Министром, заместителями Министра, руководителями (начальниками) органов, организаций, подразделений системы МВД России, а также иными руководителями (начальниками), которым названными руководителями (начальниками) предоставлено соответствующее право (п. 182 Порядка).

Должностной регламент (должностная инструкция) составляется в двух экземплярах. Непосредственный руководитель (начальник) ознакомляет сотрудника с обоими экземплярами должностного регламента (должностной инструкции) под расписку. Первый экземпляр передается сотруднику, второй экземпляр хранится в подразделении делопроизводства и режима органа, организации, подразделения системы МВД России или их структурных подразделений (п. 183 Порядка).

С учетом изложенного именно ответчики были обязаны представить суду соответствующие должностные инструкции, расписку об ознакомлении с ними ФИО1, а также доказательства передачи ему второго экземпляра инструкций, чего сделано не было. Суд считает, что отсутствие должностных инструкций ФИО1 у ответчиков свидетельствует о том, что экземпляр данной инструкции, ввиду его отсутствия, не передавался и истцу.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также тот факт, что спорное наименование должности ФИО1 в полной мере соответствует утвержденному и действующему в спорные периоды в ОВД г. Пугачева и Пугачевского района штатному расписанию, которое не содержит соответствующих должностей, поименованных буквально по Перечню, а содержит должность милиционер-водитель автозака в подразделе конвойное отделение раздела изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых, суд приходит к выводу, что действия ответчиков, исключивших из расчета в льготном порядке выслуги лет службу ФИО1 в период с 05.01.2002 по 25.10.2004 в должности милиционера-водителя автозака конвойного отделения, являются неправомерными.

Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004 года № 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Следовательно, указание ответчика на несоответствие наименований должностей Перечню не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1, так как в судебном заседании установлена тождественность выполняемых им функций требованиям действующего законодательства. Ошибочные формулировки кадровой службы работодателя не могут умалять права истца на назначение пенсии по выслуге с учетом льготного исчисления стажа, поскольку в противном случае будет нарушено право истца на пенсионное обеспечение, гарантированное государством и закрепленное в Конституции РФ, принимая во внимание и то обстоятельством, что ФИО1 при поступлении на службу охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений полагал, что в дальнейшем он будет иметь право на пенсию в льготном исчислении.

С учетом изложенного требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск удовлетворить.

Признать незаконным расчет выслуги лет в органах внутренних дел, определенный ФИО1 Межмуниципальным отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации "Пугачевский" Саратовской области и Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области, в части исключения из расчета в льготном порядке выслуги лет в период с 05.01.2002 по 25.10.2004 и обязать засчитать ФИО1 в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет) в льготном исчислении (1 месяц за 1,5 месяца) период службы в должности милиционера-водителя автозака конвойного отделения отдела внутренних дел г. Пугачева и Пугачевского района Саратовской области с 05.01.2002 по 25.10.2004.

Обязать Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области произвести перерасчет пенсии ФИО1 за выслугу лет, с учетом вышеуказанного периода службы в льготном исчислении (1 месяц за 1,5 месяца) с 07.12.2018.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Пугачевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 09.07.2019.

Судья