ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5040/2021 от 03.03.2022 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2-940/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Смоленск 03 марта 2022 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

в составе

Председательствующего судьи Космачевой О.В.

при секретаре Аксенцовой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Смоленской таможне об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Смоленской таможне о признании приказа руководителя Смоленской таможни от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении его к дисциплинарной ответственности и наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания незаконным и его отмене. В обоснование требований указал, что нарушения служебной дисциплины с его стороны допущено не было, обязанность по проверке деятельности владельцев СВХ при предоставлении последними отчетов по форме ДО-2 о выдаче товара с СВХ у него, как главного государственного таможенного инспектора Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Стабнинского таможенного поста, отсутствует. Однако после выявления факта предоставления владельцев СВХ отчетности по форме ДО-2 от ДД.ММ.ГГГГ им были меры к привлечению последнего к административной ответственности путем составления ДД.ММ.ГГГГ протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.15 КоАП РФ.

ФИО1 в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в иске и отзыве на возражения (л.д. 130-132).

Представитель Смоленской таможни ФИО2 в судебном заседании требования не признала ввиду их необоснованности, поддержала представленные возражения (л.д. 11-14, 133-134).

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 11 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих формы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе, в связи с чем, положения Трудового кодекса Российской Федерации распространяются на лиц, проходящих службу в таможенных органах в части, не урегулированной специальным законодательством.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

Обязанности сотрудника таможенного органа по занимаемой должности определяются должностной инструкцией (ч.2 ст.17 ФЗ).

За нарушение служебной дисциплины на сотрудников таможенных органов в силу ст. 29 ФЗ № 114-ФЗ могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации; увольнение из таможенных органов.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Гражданский служащий обязан: 1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; 2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом (ч.1 ст. 15 ФЗ № 79-ФЗ).

Согласно ст.47 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа. В должностной регламент в числе прочего включаются должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы.

Частью 1 ст. 56 ФЗ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ определено, что служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с данным федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона (ст. 57 ФЗ № 79-ФЗ).

Порядок применения дисциплинарного взыскания определен нормами ст.58 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и предусматривает следующее.

До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме (ч.1). Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка (ч.2). При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (ч.3). Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (ч.4). Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (ч.5).

Согласно положениям ст.59 ФЗ № 79-ФЗ служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего (ч.1). При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (ч.2). В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются: факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки; предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания (ч.9).

Приказом Федеральной таможенной службы России от 18.03.2019 года № 444 утвержден Порядок совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров (Приложение № 1); Способ представления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, формы отчетов, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности (Приложение N 5).

Пунктом 3 названного Приказа предусмотрено, что совершение таможенных операций в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего приказа в части представления таможенным органам документов и сведений, регистрации этих документов и сведений таможенными органами, передачи таможенными органами подтверждений, разрешений и иных документов, формирования и ведения таможенными органами журналов осуществляется автоматически (автоматизированно) в электронном виде с использованием штатного программного средства, предназначенного для контроля и учета товаров, находящихся на временном хранении, и автоматизированной информационной системы центрального реестра субъектов внешнеэкономической деятельности из состава Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, за исключением случаев представления документов в соответствии с частью 1 статьи 91 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которые могут быть представлены на бумажном носителе.

В соответствии с п. 2 Приложения N 5, утв. Приказом ФТС России № 444, владелец СВХ обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ, отчетность об их хранении по следующим формам: ДО-1 - отчет о принятии товаров на временное хранение (приложение N 1); ДО-2 - отчет о выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения) (приложение N 2), ДО-3 - отчет по разовому требованию таможенного органа о товарах, помещенных на СВХ (иное место временного хранения) и выданных с него (приложение N 3).

Отчет по форме ДО-2 представляется владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) таможенному посту не позднее рабочего дня, следующего за днем вывоза товаров с территории СВХ (иного места временного хранения)- п.4 Приложения № 5.

Заполнение отчета по форме ДО-2 включает в себя заполнение владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) всех предусмотренных данным отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, помещенных под таможенную процедуру либо выданных с территории СВХ (иного места временного хранения, указанного в пункте 2 приложения N 4 к настоящему приказу). Графы "Наименование товара" и другие, а также "Буквенный код валюты" заполняются на основании сведений, содержащихся в отчетности по форме ДО-1, документах, указанных в пункте 9 приложения N 1 к настоящему приказу, а также с учетом сведений, указанных в уведомлении, предусмотренном пунктом 12 приложения N 1 к настоящему приказу (п.6 Приложения № 5).

В соответствии с пунктом 8 Приложения № 5, утв. Приказом ФТС России № 444, таможенный пост проверяет полноту и достоверность сведений, указанных в принятых отчетах, и регистрирует их в журнале регистрации документов отчета. Журнал регистрации документов отчета ведется раздельно для отчетов по формам ДО-1, ДО-2, ДО-3 и имеет единую сквозную нумерацию в пределах календарного года для всех СВХ (иных мест временного хранения товаров), функционирующих в регионе деятельности таможенного поста.

Согласно п.4 ч.2, ч.4, 6, 7 ст. 253 Федерального закона от 03.08.2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» таможенными органами являются, в т.ч. таможенные посты, компетенция которых по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела. Данные таможенные органы, в т.ч. таможенные посты, действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела. Регионы деятельности указанных таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

Подпунктом 25 п. 6, подп. 9 п. 7 Общего положения о таможенном посте, утв. Приказом ФТС России от 31.05.2018 года № 834 (действовавшего на период спорных правоотношений), установлено, что таможенный пост осуществляет в пределах своей компетенции: возбуждение дел об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях к компетенции таможенных органов, проведение административного расследования; контроль за функционированием СВХ, расположенных в регионе деятельности таможенного поста.

Статьей 16.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.

В этой связи в случае выявления в ходе проверки неполноты и достоверности сведений таможенный пост должен решить вопрос о наличии данного состава административного правонарушения и вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.

Судом установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет государственную гражданскую службу в Смоленской таможне; с ДД.ММ.ГГГГ в должности (ведущей группы) главного государственного таможенного инспектора Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Стабнинского таможенного поста, с ним заключен служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16-19).

Приказом начальника Смоленской таможни от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной служебной проверки за ненадлежащее исполнение обязанностей государственного служащего, предусмотренных п.1,2 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 79-ФЗ, подп. 8.1 и абз. 122, 127 подп. 8.3 п. 8 Должностного регламента главного государственного таможенного инспектора ОТОиТК Стабнинского таможенного поста ФИО1 привлечен к дисциплинарной ответственности и ему объявлено замечание (л.д. 103-107). Истец с приказом ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 120).

Как следует из материалов служебной проверки, основанием для ее проведения явилась информация, изложенная в акте Центрального таможенного управления (далее ЦТУ) от ДД.ММ.ГГГГ «О результатах функциональной проверки в Смоленской таможне» и в докладной записке отдела инспектирования и профилактики правонарушений от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно названному акту ЦТУ в ходе проведения проверки должностными лицами Смоленской таможни положений Евразийского экономического союза о законодательства Российской Федерации о таможенном деле выявлено 298 случаев внесения недостоверных сведений в графе «буквенный код валюты» в отчетности по форме ДО-2, заполняемой на основании сведений в отчетности по форме ДО-1 (л.д. 57-78).

Служебная проверка назначена приказом руководителя Смоленской таможни от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 79).

Согласно заключению о результатах служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ в результате ее проведения установлено ненадлежащее исполнение должностных обязанностей со стороны должностных лиц таможни, в том числе ФИО1, при организации и проведении контроля за функционированием складов временного хранения (п.3), выразившееся в ненадлежащем осуществлении контроля за полнотой и достоверностью сведений, указанных в предоставляемых лицами, осуществляющими временное хранение товаров на складах временного хранения, отчетов о хранении товаров по форме ДО-1 и ДО-2, содержавших недостоверные сведения в графе «Буквенный код валюты». Так, ФИО1 был принят от ООО «АльфаТрансТерминал» отчет по форме ДО-2 от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче товара с СВХ и зарегистрирован в журнале регистрации документов отчета ДО-2 Стабниского таможенного поста ДД.ММ.ГГГГ под (л.д. 115, 118-119). Названный отчет по форме ДО-2 в графе «буквенный код валюты» имел указание на код валюты EUR, а в код валюты указан USD, что является нарушением требований Приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 115, 172). Такие нарушения, выразившиеся в предоставлении недостоверных сведений о документе, на основании которого выдан товар, влекут административную ответственность, предусмотренную ст. 16.15 КоАП РФ.

Не оспаривая принятие и регистрацию отчета по форме ДО-2, в объяснениях, данных в рамках проведенной служебной проверки, а также в ходе судебного разбирательства ФИО1 указал, что контроль за полнотой и достоверностью сведений в отчете по форме ДО-2, а также за выдачей товара с СВХ он не осуществлял, т.к. это не относится к его функциональным обязанностям (л.д. 80-82). Также пояснил, что по выявленным им нарушениям по его рапорту от ДД.ММ.ГГГГ в отношении владельца СВХ – ООО «АльфаТрансТерминал» было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.15 КоАП РФ, что свидетельствует о надлежащем исполнении им своих служебных обязанностей (л.д. 108-114, 170-171, 178-182).

Факт ознакомления с Приказом ФТС от ДД.ММ.ГГГГ в ходе судебного разбирательства ФИО1 не отрицал.

Согласно Положению об отделе таможенного оформления и таможенного контроля Стабнинского таможенного поста, утв. приказом начальника Смоленской таможни от ДД.ММ.ГГГГ, указанный отдел является структурным подразделением Стабнинского таможенного поста (п.2); в функции отдела входит осуществление контроля за достоверностью и достаточностью сведений, содержащихся в документах, представляемых для таможенных целей, и проверку соблюдения порядка проведения таможенных операций (п. 10); контроль за обеспечением соответствия данных по количеству товаров, их': фактурной, таможенной стоимости, содержащихся в таможенных документах на бумажных носителях данным электронным копиям (п. 16); выполнение других функций в пределах своей компетенции, если такие функции предусмотрены законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами ФТС России, правом Евразийского экономического союза (п. 34).

Согласно п.8.3 Должностного регламента главного государственного таможенного инспектора Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Стабнинского таможенного поста , утв. начальником Смоленской таможни ДД.ММ.ГГГГ, должностное лицо осуществляет регистрацию и проверку отчётности владельцев СВХ по форме ДО-1, в том числе в электронном виде, а также контролирует сроки предоставления данной отчётности (подп.122); осуществляет регистрацию и проверку отчетности владельцев СВХ по форме ДО-2 о товарах, выданных с СВХ находящейся на контроле ДО-1, в том числе в электронном виде, а также контролирует сроки предоставления данной отчетности, проводит сверку сведений, указанных в ДО-2 с данными ДТ на выданный товар (подп. 127). л.д. 20-32.

Истец с должностным регламентом был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку истцу согласно должностному регламенту осуществление регистрации и проверки отчетности владельцев СВХ по форме ДО-2 о товарах, выданных с СВХ находящейся на контроле ДО-1, и сверка сведений, указанных в ДО-2 с данными ДТ на выданный товар, является обязанностью последнего, а при принятии отчета ООО «АльфаТрансТерминал» по форме ДО-2 от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче товара с СВХ и его регистрации в журнале регистрации документов отчета ДО-2 Стабниского таможенного поста ДД.ММ.ГГГГ под ФИО1 достоверность содержащихся в нем сведений со сведениями в ДТ должным образом проверена не была, со стороны имело место ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

Ссылки истца на то, что должностной регламент не соответствует его служебному контракту и функциям отдела таможенного оформления и таможенного контроля Стабнинского таможенного поста, сотрудником которого он является, суд находит несостоятельными.

Согласно п.1 ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В данном случае выявление ФИО1 нарушений со стороны владельца СВХ ООО «АльфаТрансТерминал» при предоставлении отчета по форме ДО-2 от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче товара с СВХ, содержащей недостоверные сведения о декларации на товары, явившейся основанием для выдачи товара, согласно рапорту истцу имело место только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. спустя несколько месяцев, после ознакомления с приказом начальника Смоленской таможни о проведении служебной проверки по изложенным в акте ЦТУ выявленным в деятельности сотрудников Смоленской таможни нарушениям. Данное обстоятельство не может свидетельствовать о надлежащем исполнении ФИО1 своих должностных обязанностей в части обеспечения контроля и проверки соответствия сведений в отчете по форме ДО-2, представленном еще ДД.ММ.ГГГГ, поскольку меры по возбуждению административного производства должны были быть приняты немедленно по выявлению таких нарушений. Утверждение ФИО1 в данном случае о решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности до истечения срока давности (что составляет 3 года) правового значения не имеет.

Таким образом, в связи с установлением представителем нанимателя факта ненадлежащего исполнения со стороны ФИО1 своих должностных обязанностей, последний к дисциплинарной ответственности привлечен правомерно.

ФИО1 назначено дисциплинарное наказание в виде замечания, что является самой мягкой меры дисциплинарного взыскания и в полной мере соответствует тяжести совершенного проступка, учитывает предшествующее поведение сотрудника, отсутствие у него наложенных дисциплинарных взысканий.

С учетом приведенного оснований для признания оспариваемого истцом приказа руководителя Смоленской таможни от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении его к дисциплинарной ответственности и его отмене в ходе судебного разбирательства не установлено, исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к Смоленской таможне об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд в течение месяца

Председательствующий судья О.В.Космачева

Мотивированное решение изготовлено 11.03.2022.

«КОПИЯ ВЕРНА»

подпись судьи Космачева О.В.

секретарь судебного заседания________________

наименование должности уполномоченного работника аппарата

федерального суда общей юрисдикции

Аксенцова А..А.

(Фамилия, инициалы)

«__14__»___03_____2022 г.

Ленинский районный суд г. Смоленска

УИД 67RS0002-01-2021-007470-44

Подлинный документ подшит в материалы дела № 2-940/2022