ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5041/2013 от 24.12.2013 Ковровского городского суда (Владимирская область)

 Дело №-2-13-5041-1

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 г. Ковров 24 декабря 2013 года

 Ковровский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Ивлиевой О.С., при секретаре Седовой Ю.Н., с участием заявителя ФИО1 и его представителя ФИО2, заинтересованного лица ФИО3, представителя заинтересованных лиц ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконными действий исполняющего обязанности заместителя главы администрации <адрес> ФИО5 и главного специалиста управления делами и кадрами администрации <адрес> ФИО3 по недопуску представителя средства массовой информации газеты «Иное издание Ковровская Кунсткамера» на учредительную конференцию <данные изъяты> «Центральный»,

 УСТАНОВИЛ:

 ФИО1 обратился в суд с заявлением, с учетом уточнений, о признании незаконными действий и.о. заместителя главы администрации <адрес> ФИО5 и главного специалиста управления делами и кадрами администрации <адрес> ФИО3, по недопуску представителя газеты «Иное издание Ковровская Кунсткамера» ФИО1 на проводимое <дата> администрацией МО <адрес> мероприятие - конференцию по учреждению <данные изъяты> «Центральный».

 В судебном заседании в обоснование заявленных требований заявитель ФИО1 и его представитель ФИО2 пояснили, что ФИО1 является учредителем и главным редактором газеты «Иное издание «Ковровская Кунсткамера». <дата> в администрации <адрес> проводилась учредительная конференция <данные изъяты>, на которую ФИО1 не был допущен и.о. заместителя главы <адрес> ФИО5 и главным специалистом управления делами и кадрами администрации <адрес> (далее по тексту - УДиК администрации <адрес>) ФИО3, курирующими вопросы создания территориального общественного самоуправления. При этом представители других средств массовой информации, к примеру, корреспондент газеты «Ковровские вести» СВ, присутствовали на данной конференции. В этот же день проводилось первое заседание <данные изъяты>, на котором ФИО1 уже присутствовал. В результате незаконных действий названных должностных лиц были нарушены законные права и интересы ФИО1, как журналиста, на получение информации о деятельности органов местного самоуправления.

 Заинтересованное лицо ФИО5 в судебное заседание не явился, направил в суд своего представителя с надлежащей доверенностью ФИО4 Ранее 19.12.2013 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, указав, что учредительная конференция <данные изъяты> проводилась инициативной группой граждан во главе с ее руководителем ВВ Органы местного самоуправления и их должностные лица в силу закона не вмешиваются в деятельность территориального общественного самоуправления. На учредительной конференции он присутствовал в качестве приглашенного лица. Какие-либо действия по недопуску на конференцию ФИО1 не предпринимал и соответствующих указаний иным лицам не давал, поскольку не обладал соответствующими полномочиями. Предлагал ФИО1 покинуть зал, так как он своим поведением срывал проведение назначенной конференции.

 Заинтересованное лицо ФИО3 с заявлением не согласилась, указав, что в силу своих должностных обязанностей организовывает работу по созданию органов территориального общественного самоуправления (далее по тексту – ТОС), осуществляет руководство деятельностью органов ТОС, оказывает им практическую помощь. Полагает, что не является должностным лицом, чьи действия можно оспорить в порядке главы 25 ГПК РФ, поскольку не является лицом, наделенным исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления. <дата> состоялась учредительная конференция, проводимая оргкомитетом по созданию КТОС центрального микрорайона города. В соответствии с Положением о ТОС оргкомитет по созданию КТОС для участия в работе конференции без участия органов местного самоуправления формирует и приглашает список делегатов (из числа жителей микрорайона) и официальных лиц. Всем участникам учредительной конференции заранее были разосланы приглашения. На данную конференцию были приглашены она, а также и.о. заместителя главы ФИО5 Полагает, что обстоятельства, указанные заявителем о его не допуске на конференцию, не нашли своего подтверждения. Представленная им видеозапись является недопустимым доказательством, так как получена с нарушением закона о СМИ и Закона от <дата> №152-ФЗ «О персональных данных». Войдя в зал, где должна была состояться конференция, заявитель ФИО1 не предъявил документы, подтверждающие его статус журналиста, вел себя грубо и вызывающее, в связи с чем руководитель оргкомитета ВВ попросил его удалиться. Она, видя, что ФИО1 своим поведением пытается сорвать проведение учредительной конференции, попросила его покинуть зал, а поскольку он отказался, предложила вызвать полицию. После неоднократных предложений покинуть зал, ФИО1 удалился, а через некоторое время, успокоившись, вернулся в зал, присутствовал на конференции и что-то выкрикивал с места.

 Представитель заинтересованных лиц администрации <адрес> ФИО4 с заявлением не согласилась. Указала, что решением Ковровского городского Совета народных депутатов от <дата> <№> утверждено Положение о территориальном общественном самоуправлении на территории муниципального образования <адрес>. ТОС на территории муниципального образования <адрес> является формой непосредственного осуществления населением местного самоуправления и признано содействовать реализации прав и свобод граждан, их самостоятельности в решении вопросов местного значения. В силу ст. 8 Положения о ТОС создание территориального общественного самоуправления осуществляется на учредительном собрании (конференции) граждан. <дата> состоялась учредительная конференция, проводимая оргкомитетом по созданию комитета территориального общественного самоуправления центрального микрорайона города. В соответствии с вышеназванным Положением оргкомитет по созданию КТОС для участия в работе конференции без участия органов местного самоуправления формирует и приглашает список делегатов (из числа жителей микрорайонов) и официальных лиц. Всем участникам учредительной конференции заранее были разосланы приглашения. Созданные в городе Коврове комитеты территориального общественного самоуправления не входят в систему органов местного самоуправления, для проведения конференции администрацией <адрес> был предоставлен актовый зал с целью освещения вопросов, входящих в повестку дня учредительной конференции. По результатам состоявшейся конференции был составлен протокол. Согласно указанному протоколу на учредительной конференции присутствовали приглашенные официальные лица города: ФИО5 - и.о. заместителя Главы администрации <адрес>; ФИО3 - главный специалист отдела ОКРК и Д администрации <адрес>; ВЕ - заместитель начальника УГХ администрации <адрес>; ВН - директор МУП «Город»; заместитель начальника отдела участковых уполномоченных полиции. Несмотря на то, что учредительная конференция проходила в актовом зале администрации <адрес> и в конференции принимали участие должностные лица органа местного самоуправления, вопросы, поставленные на повестку дня, а также иные организационные действия, направленные на подготовку данного мероприятия, в том числе приглашение лиц на учредительную конференцию, проходили без участия администрации <адрес>. Обстоятельства, указанные заявителем о его не допуске на конференцию ФИО5 и ФИО3 не нашли своего подтверждения. Сотрудники администрации ФИО5 и ФИО3 прибыли на конференцию как приглашенные лица и не участвовали в допуске журналистов и приглашенных лиц. Приобщенная к материалам дела видеозапись является недопустимым доказательством, так как получена с нарушением требований ст.49 ОС СМИ, согласно которой журналист при получении информации от граждан и должностных лиц должен ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки. Пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <дата> <№> «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» установлено, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. В данном случае указанной совокупности не имеется. В нарушение ст. 56 ГПК РФ заявителем не представлено доказательств нарушения его охраняемых прав и законных интересов как журналиста. Из журнала учета выдачи пропусков администрации <адрес> следует, что <дата> ФИО1 прибыл в 14-47 час. в администрацию <адрес> по личному вопросу на личный прием к заместителю главы <адрес> МЮ в кабинет №211, а не с целью участия в учредительной конференции КТОС. В связи с тем, что ФИО1 не предъявил руководителю оргкомитета ВВ удостоверение, подтверждающее его статус журналиста, и свои поведением пытался сорвать проведение запланированного мероприятия, ФИО5 и ФИО3 делали ему замечания, просили удалиться из зала, чтобы начать проведение конференции. Впоследствии ФИО1 вернулся в зал и присутствовал на конференции, что не отрицается самим заявителем, а также подтверждается письмом администрации <адрес> от <дата> №01-19/1633в адрес Управления Роскомнадзора по <адрес>. Полагала, что ФИО3 не является должностным лицом, чьи действия можно оспорить в порядке главы 25 ГПК РФ, поскольку не является лицом, наделенным исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

 Выслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

 В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены его права и свободы.

     В силу положений статьи 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 В соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

 Согласно ст. 30 Закона порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

 В соответствии со ст.15 Устава <адрес>, утвержденного решением КГСНД от <дата> №100, территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления…. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории, в соответствии с Положением о территориальном общественном самоуправлении, утверждаемым городским Советом.

 Решением Совета народных депутатов <адрес> от <дата> N 151 утверждено Положение о территориальном общественном самоуправлении на территории муниципального образования <адрес>, согласно которому территориальное общественное самоуправление на территории муниципального образования <адрес> (далее - <адрес>) является формой непосредственного осуществления населением местного самоуправления и призвано содействовать реализации прав и свобод граждан, их самостоятельности в решении вопросов местного значения (л.д.40-57).

 Статьей 5 Положения закреплено, что администрация <адрес> оказывает содействие органам территориального общественного самоуправления в осуществлении их прав на территориальное общественное самоуправление;.. . координирует деятельность органов территориального общественного самоуправления, оказывает им организационную и методическую помощь; содействует выполнению решений собраний, конференций граждан в пределах своей компетенции.

 Согласно ст.8 Положения создание территориального общественного самоуправления осуществляется на учредительном собрании (конференции) граждан. Организацию учредительного собрания (конференции) осуществляет оргкомитет численностью не менее пяти человек, проживающих на соответствующей территории. О начале деятельности по созданию территориального общественного самоуправления оргкомитет в 5-дневный срок письменно уведомляет администрацию <адрес>.

 В силу п.3 ст.8 Положения оргкомитет не менее чем за 7 дней до учредительного собрания (конференции) извещает граждан данной территории и администрацию <адрес> о дате, месте и времени проведения учредительного собрания (конференции); определяет норму представительства на конференции граждан; организует проведение собрания или сбор подписей по выдвижению делегатов на конференцию; готовит проект повестки дня собрания (конференции) граждан; подготавливает проект устава территориального общественного самоуправления; проводит регистрацию делегатов, прибывших на собрание (конференцию); уполномочивает своего представителя для открытия и ведения собрания (конференции) до избрания его председателя.

 Согласно п.5 ст.8 Положения в заседании собрания (конференции) граждан вправе принимать участие представители органов государственной власти Российской Федерации, государственной власти <адрес>, органов местного самоуправления <адрес> по поручению руководителей либо в силу своих должностных обязанностей с правом выступления по вопросам повестки дня собрания.

     Судом установлено, что <дата> состоялось заседание оргкомитета по созданию КТОС в центральной части города, на котором постановлено провести <дата> учредительную конференцию по созданию КТОС в центральном микрорайоне города; составить список делегатов конференции по протоколам собрания; направить письменно приглашения на конференцию для представителей органов местного самоуправления <адрес>; представителей аккредитованных СМИ пригласить в устной форме; уполномочить для открытия и ведения конференции до избрания председателя оргкомитета ВВ (л.д.79).

 <дата> в актовом зале администрации <адрес> состоялась учредительная конференция территориального общественного самоуправления, на которой принято решение о создании КТОС <№> «Центральный» (л.д.23-26).

 Указанная конференция организована и проводилась оргкомитетом под руководством ВВ, должностными лицами администрации <адрес> оказывалась организационная и методическая помощь в ее проведении.

 Из протокола учредительной конференции следует, что на конференции присутствовали приглашенные официальные лица города, в том числе и.о. заместителя главы администрации <адрес> ФИО5 и главный специалист управления делами и кадрами администрации <адрес> ФИО3 (л.д.23).

 Допрошенный в судебном заседании свидетель ВВ показал суду, что являлся председателем оргкомитета по созданию КТОС в центральной части города. <дата> ФИО1 в хамской форме пытался пройти в зал администрации <адрес>, где велась регистрация делегатов, прибывших на конференцию. На предложение представить документы, подтверждающие его статус журналиста, он ответил отказом, в связи с чем ему было предложено покинуть зал. От и.о. главы <адрес> ФИО5 и сотрудника администрации ФИО3 указаний не допускать ФИО1 на конференцию он не получал. ФИО1 вел себя некорректно по отношению к окружающим, кричал и своим поведением пытался сорвать проведение конференции, в связи с чем он, как организатор данного мероприятия, предложил ФИО1 выйти из зала. Впоследствии ФИО1 вернулся в зал и присутствовал на конференции.

 Свидетель СВ пояснила, что по поручению редактора газеты «Ковровские вести» присутствовала в администрации <адрес> на учредительной конференции КТОС «Центральный». Находясь в зале, она услышала, как шумел ФИО1 Предполагает, что его не пустили в зал, так как он всегда заходит с криками, скандалит. Когда она уходила с конференции, видела, что ФИО1 сидел в последнем ряду и все записывал на телефон.

 Из показаний свидетеля ИВ следует, что <дата> в 17-30 час., войдя в зал, где проходила учредительная конференция КТОС «Центральный», она увидела ФИО1

 Из показаний свидетеля ДГ следует, что <дата> он встретился в администрации <адрес> с ФИО1 для того, чтобы пойти на прием к заместителю главы <адрес> МЮ К ней была очередь, и они заскучали. Увидев, что люди поднимаются на третий этаж, прошли в актовый зал и стали интересоваться, что за мероприятие будет проводиться. ВВ и ФИО3 пояснили, что учредительная конференция КТОС, но присутствовать на ней не разрешили, так как она закрытая и рекомендовали обратиться к ФИО5 Полагает, что поскольку при входе в здание администрации <адрес> он и ФИО1 предъявили паспорт, то вправе входить в любые помещения администрации <адрес>. ФИО5 им сообщил, что является приглашенным лицом и не может решать, кого допускать на конференцию. При этом сотрудник администрации ФИО3 стала им угрожать, что вызовет участкового, и приближаться к ним, в связи с чем они были вынуждены выйти из зала. Через некоторое время ФИО1 вернулся в зал и находился там до конца мероприятия. Полагает, что они не были допущены в зал в результате действий ФИО3, которая получила соответствующие инструкции от вышестоящих должностных лиц администрации <адрес>.

 Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что <дата> ФИО1 прибыл в администрацию <адрес> по личному вопросу на прием к заместителю главы <адрес> МЮ, а не как журналист газеты «Иное издание «Ковровская Кунсткамера» с целью участия в учредительной конференции КТОС «Центральный». Заявитель ФИО1 не был допущен на учредительную конференцию председателем оргкомитета по созданию КТОС ВВ Исполняющий обязанности заместителя главы администрации <адрес> ФИО5 и главный специалист управления делами и кадрами администрации <адрес> ФИО3 являлись приглашенными лицами и в соответствии со ст.8 Положения о территориальном общественном самоуправлении на территории муниципального образования <адрес>, утвержденного решением СНД <адрес> от <дата> N151, имели право выступления по вопросам повестки дня собрания, в их компетенцию решение вопроса о допуске представителей средств массовой информации на учредительную конференцию КТОС «Центральный» не входило. Участвуя в учредительной конференции, и.о. заместителя главы <адрес> ФИО5 и главный специалист УДиК администрации <адрес> ФИО3 не обладали властными и распорядительными полномочиями, и не принимали решения, носящие обязательный характер для участников учредительной конференции. Указанная конференция проводилась инициативной группой жителей <адрес> в целях организации ТОС в центральном микрорайоне города, а не органами власти муниципального образования <адрес>, в связи с чем первоначально недопуск ФИО1 на названную конференцию не нарушил его права, как журналиста, на получение информации о деятельности органов местного самоуправления. При этом следует отметить, что впоследствии ФИО1 присутствовал на учредительной конференции (начало конференции в 16-30 час., заявитель находился в зале с 16-56 час.), и в связи с этим имел возможность разместить в возглавляемой им газете информацию о ее проведении и принятых решениях.

 Согласно части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

 Исходя из вышеизложенного, оценивая в совокупности все доводы сторон и доказательства по делу, суд приходит к выводу, что заявление ФИО1 является не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Заявление ФИО1 о признании незаконными действий исполняющего обязанности заместителя главы администрации <адрес> ФИО5 и главного специалиста управления делами и кадрами администрации <адрес> ФИО3 по недопуску представителя газеты «Иное издание Ковровская Кунсткамера» ФИО1 на конференцию по учреждению <данные изъяты>», оставить без удовлетворения.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца после составления решения в окончательной форме.

 Судья                подпись                 О.С.Ивлиева

 Верно

 Судья                             Н.В.Пуговкина

 Секретарь                        А.В.Кириллова

 Справка: согласно апелляционному определению от 27 марта 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда определила решение Ковровского городского суда Владимирской области от 24 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.

     Решение суда вступило в законную силу 27 марта 2014 года.

     Подлинник решения суда подшит в гражданском деле № 2-13-5041-1, находящемся в производстве Ковровского городского суда.

 Судья                             Н.В.Пуговкина

 Секретарь                        А.В.Кириллова