ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5044/20 от 21.12.2020 Фрунзенского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Мотивированное решение изготовлено 21 декабря 2020 года

Дело ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Васильевой И.Ю.,

при ведении протокола помощником судьи Кириченко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ОАО «Российские железные дороги» об оспаривании приказов, взыскании задолженности по выплате заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с настоящим иском, указав, что работает в эксплуатационном локомотивном депо Санкт-Петербург-Финляндский Октябрьской дирекции тяги – структурного подразделения Дирекции тяги – филиала ОАО «Российские железные дороги» в качестве дежурного по эксплуатационному локомотивному депо. Приказом начальника депо от ДД.ММ.ГГГГ №ОКТ ТЧЭ-12-38 истцу отказано в начислении ежемесячной премии за январь 2020 года в связи с нарушением истцом требований п. 1.4, п. 2.3, п. 3.2 должностной инструкции дежурного по депо, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГр. Основанием издания приказа указан протокол разбора срабатывания барьерных функций за 20 дней января 2020 года. Приказом № ФИО1 не начислена премия на основании приказа №ОКТ ТЧЭ от ДД.ММ.ГГГГ. Истец, полагая данные приказы незаконными в части лишения его премии за январь 2020 года, ссылается на то, что обязанности дежурного по депо не имеют отношения к причинам срабатывания барьерных функций, а кроме того, ответчиком нарушена процедура принятия решения о его депремировании. В связи с изложенным, с учетом уточненных требований, истец просит признать приказ от ДД.ММ.ГГГГ № ОКТ ТЧЭ-12-38 в части снижения ему размера премии за январь 2020 года на 100 % незаконным, признать незаконным приказ начальника эксплуатационного локомотивного депо Санкт-Петербург-Финляндский от ДД.ММ.ГГГГ в части не начисления ему премии за январь 2020 года, взыскать с ОАО «Российские железные дороги» невыплаченную часть заработной платы в виде премии за январь 2020 года в размере 18 343,17 руб., компенсацию за задержку выплаты премии в сумме 1 728,54 руб.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, его интересы представлял ФИО2, который исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала.

Суд, выслушав стороны, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Из материалов дела следует, что на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят на работу в локомотивное депо ФИО4 отделения структурного подразделения Октябрьской железной дороги филиала ОАО «Российские железные дороги» на должность машиниста тепловоза.

Дополнительным соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 переведен на должность дежурного локомотивного депо (основного) участка эксплуатации, 192236, Санкт-Петербург, тер. ФИО5 пост, <адрес> эксплуатационного локомотивного депо Санкт-Петербург-Финляндский-структурного подразделения Октябрьской Дирекции тяги –структурного подразделения Дирекции тяги –филиала ОАО «Российские железные дороги» Санкт-Петербург с возложением на него трудовых обязанностей в соответствии с должностной инструкцией.

В соответствии с п. 4 дополнительного соглашения изменен раздел 5 трудового договора, установлено, что за выполнение обязанностей, предусмотренных дополнительным соглашением, работнику устанавливается должностной оклад/тарифная ставка в размере 35 611 руб. ежемесячно с последующей индексацией в соответствии с коллективным договором; надбавка (доплата); выплаты компенсационного и стимулирующего характера согласно соответствующему положению об оплате труда; премии за основные результаты хозяйственной деятельности согласно соответствующему положению о премировании; единовременные премии за выполнение особо важных производственных заданий разового характера по распоряжению работодателя; иные выплаты, предусмотренные коллективным договором и (или) нормативными документами ОАО «РЖД».

Из протокола разбора у начальника эксплуатационного депо Санкт-Петербург-Финляндский Октябрьской дирекции тяги от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за 20 дней января 2020 года по эксплуатационному локомотивному депо Санкт-Петербург-Финляндский сработало 244 барьерные функции.

Дежурному по депо ФИО1 за нарушение п.п. 1.4, 2.3, 3.2 распоряжения ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ снижен размер премии на 100 % по итогам работы за январь 2020 года.

Распоряжением ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ утверждена типовая должностная инструкция дежурного по эксплуатационному локомотивному депо, пунктом 1.4 которой предусмотрено, что дежурный по депо обеспечивает своевременную подготовку и выдачу локомотивов под поезда и на другие виды движения согласно наряд-заказу и графику оборота; контроль за временем оборота локомотива в депо, а также на станциях оборота локомотива и локомотивных бригад; инструктаж по охране труда работников смены; руководство работой всех работников единой смены; явку локомотивных бригад в предстоящую поездку или на другие виды работ; взаимодействие эксплуатационного локомотивного депо с сервисными локомотивными депо в части своевременной постановки локомотивов на техническое обслуживание и ремонт, а также выход локомотивов после ремонта и технического обслуживания; контроль за сохранностью локомотивов, находящихся на станционных путях депо (за исключением локомотивов, находящихся на ремонте и техническом обслуживании), в том числе за расходом дизельного топлива и электроэнергии; контроль режима прогрева локомотивов в зависимости от погодных условий; контроль инвентаря строгого учета и норм закрепления ТПС на путях депо; выполнение Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утверждённых приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированным Минюстом России ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 2.3 предусмотрено, что дежурный по депо обязан обеспечить сохранность локомотивов на деповских путях в порядке, установленном в депо, руководствуясь следующим:

-локомотивы должны быть заторможены ручными тормозами, тормозными башмаками. Порядок установки и количество тормозных средств устанавливается приказом начальника эксплуатационного локомотивного депо;

-кабины машиниста локомотивов должны быть заперты на замок, ключи от кабины машинистов и пультов управления локомотивами должны храниться в шкафу в помещении дежурного по депо,

-в зимнее время все оборудование локомотивов, подверженное замораживанию и потере сопротивления изоляции, должно быть поставлено на прогрев (просушку) в порядке, установленном приказом начальника эксплуатационного локомотивного депо, согласованным с начальником сервисного локомотивного депо.

Количество локомотивных бригад, занятых на прогреве локомотивов на деповских путях или при отстое на станционных путях в горячем состоянии, устанавливается приказом начальника эксплуатационного локомотивного депо, исходя из местных условий работы.

В соответствии с пунктом 2.4 дежурный по депо при выполнении своих должностных обязанностей должен лично или через работников единой смены контролировать:

- соблюдение поточности передвижения по деповским путям локомотивов,

-маневровую работу на деповских путях в соответствии с приказом начальника эксплуатационного локомотивного депо,

-выполнение всеми работниками смены, а также локомотивными бригадами при приемке или сдаче локомотивов правил и инструкций по охране труда и производственной санитарии, требований безопасности движения,

-состояние стрелочных переводов деповских путей, деповских обустройств в цехах и на территории депо, экипировочных устройств,

-содержание в надлежащем порядке территории депо и мест экипировки локомотивов.

По выявленным недостаткам и отступлениям от норм содержания локомотивов, сооружений и устройств деповского хозяйства дежурный по депо принимает меры к их устранению.

Приказом начальника депо № ОКТ ТЧЭ-12-38 от ДД.ММ.ГГГГ дежурному по депо ФИО1 за нарушение п. п. 1.4, 2.3, 3.2 распоряжения ОАРО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ снижен размер премии на 100 % по итогам работы за январь 2020 года.

ДД.ММ.ГГГГ начальником депо издан приказ № ОКТ ТЧЭ-12-236Т о не начислении ФИО1 премии на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 3.5 Положения о премировании работников эксплуатационного локомотивного депо Санкт-Петербург-Финляндский Октябрьской дирекции тяги –структурного подразделения Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД» за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности премия не начисляется работникам полностью или частично за производственные упущения в работе, нарушения трудовой и производственной дисциплины, вне зависимости от выполнения возложенных на него показателей премирования по II и III уровню в соответствии с перечнем производственных упущений.

В соответствии с п. 3.12 Положения непосредственный руководитель, в подчинении которого находится работник, допустивший в отчетном месяце производственные нарушения в работе, нарушения трудовой и производственной дисциплины проводит оперативное совещание по случаю допущенного нарушения. Протокол разбора с принятым решением о снижении или не начислении премии после ознакомления с ним виновного работника под роспись направляется ведущему инженеру по организации и премированию труда с резолюцией начальника эксплуатационного депо не позднее 10 числа, следующего за отчетным.

Ведущий инженер по организации и нормированию труда эксплуатационного локомотивного депо в срок до 25 числа месяца, текущего за отчетным, формирует список работников, подлежащих премированию за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности по итогам работы за отчетный период, и направляет его в комиссию по вопросам премирования работников эксплуатационного локомотивного депо.

В соответствии с п. 4.1 Положения в целях обеспечения объективной оценки выполнения показателей текущего премирования и определения итоговых размеров премии за результаты производственно-хозяйственной деятельности работников структурного подразделения, создается комиссия по вопросам текущего премирования, в состав которой входят руководители и специалисты, отвечающие за вопросы производственной, финансово- экономической деятельности, управления персоналом, представители выборных органов соответствующих первичных организаций. Состав комиссии утверждается начальником эксплуатационного локомотивного депо Санкт-Петербург-Финляндский.

В соответствии с п. 4.2 Положения комиссия ежемесячно рассматривает вопросы, связанные с оценкой выполнения показателей текущего премирования работников эксплуатационного локомотивного депо, в том числе основания для снижения размера текущей премии или ее невыплаты отдельным работникам и принимает решения по данным вопросам.

Все решения, принимаемы комиссией в отношении текущего премирования работников эксплуатационного локомотивного депо, должны быть обоснованы и подтверждены фактическими данными. Решения комиссии оформляется протоколом ( п. 4.3 Положения).

Таким образом, работодателем установлена определенная процедура для принятия решения о депремировании работника.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что ответчик, принимая решение о лишении ФИО1 премии, допустил нарушения предусмотренной локальными нормативными актами процедуры принятия решения о невыплате истцу премии за январь 2020 года.

Так, доказательств того, что истец был ознакомлен с протоколом разбора от 27.0.23020 года, в материалы дела не представлено. Также отсутствуют доказательства проведения оперативного совещания непосредственным руководителем истца, доказательств создания комиссии по вопросам премирования и решений, принятых данной комиссией.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных ФИО1 требований и их удовлетворении.

При этом, суд принимает во внимание, что представленный истцом расчет требований не оспаривался ответчиком.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с ответчика в доход бюджета Санкт-Петербурга подлежит взысканию госпошлина в размере 802,15 руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. ст. 12, 56-57, 60, 67-68, 103, 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным приказ начальника эксплуатационного локомотивного депо Санкт-Петербург-Финляндский № от ДД.ММ.ГГГГ в части снижения размера премии за январь 2020 года в ФИО1.

Признать незаконным приказ начальника эксплуатационного локомотивного депо Санкт-Петербург-Финляндский № от ДД.ММ.ГГГГ в части не начисления премии за январь 2020 года ФИО1.

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в пользу ФИО1 премию в размере 18 343,17 руб., компенсацию за задержку выплаты премии в размере 1 728,54 руб.

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в доход бюджета Санкт-Петербурга расходы по оплате госпошлины в размере 802,15 руб.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд.

Судья