Мотивированное решение изготовлено 21 декабря 2020 года
Дело №ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Васильевой И.Ю.,
при ведении протокола помощником судьи Кириченко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ОАО «Российские железные дороги» об оспаривании приказов, взыскании задолженности по выплате заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с настоящим иском, указав, что работает в эксплуатационном локомотивном депо Санкт-Петербург-Финляндский Октябрьской дирекции тяги – структурного подразделения Дирекции тяги – филиала ОАО «Российские железные дороги» в качестве дежурного по эксплуатационному локомотивному депо. Приказом начальника депо от ДД.ММ.ГГГГ №ОКТ ТЧЭ-12-38 истцу отказано в начислении ежемесячной премии за январь 2020 года в связи с нарушением истцом требований п. 1.4, п. 2.3, п. 3.2 должностной инструкции дежурного по депо, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ№р. Основанием издания приказа указан протокол разбора срабатывания барьерных функций за 20 дней января 2020 года. Приказом №№ ФИО1 не начислена премия на основании приказа №ОКТ ТЧЭ от ДД.ММ.ГГГГ. Истец, полагая данные приказы незаконными в части лишения его премии за январь 2020 года, ссылается на то, что обязанности дежурного по депо не имеют отношения к причинам срабатывания барьерных функций, а кроме того, ответчиком нарушена процедура принятия решения о его депремировании. В связи с изложенным, с учетом уточненных требований, истец просит признать приказ от ДД.ММ.ГГГГ № ОКТ ТЧЭ-12-38 в части снижения ему размера премии за январь 2020 года на 100 % незаконным, признать незаконным приказ начальника эксплуатационного локомотивного депо Санкт-Петербург-Финляндский от ДД.ММ.ГГГГ № № в части не начисления ему премии за январь 2020 года, взыскать с ОАО «Российские железные дороги» невыплаченную часть заработной платы в виде премии за январь 2020 года в размере 18 343,17 руб., компенсацию за задержку выплаты премии в сумме 1 728,54 руб.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, его интересы представлял ФИО2, который исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала.
Суд, выслушав стороны, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Из материалов дела следует, что на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят на работу в локомотивное депо ФИО4 отделения структурного подразделения Октябрьской железной дороги филиала ОАО «Российские железные дороги» на должность машиниста тепловоза.
Дополнительным соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 переведен на должность дежурного локомотивного депо (основного) участка эксплуатации, 192236, Санкт-Петербург, тер. ФИО5 пост, <адрес> эксплуатационного локомотивного депо Санкт-Петербург-Финляндский-структурного подразделения Октябрьской Дирекции тяги –структурного подразделения Дирекции тяги –филиала ОАО «Российские железные дороги» Санкт-Петербург с возложением на него трудовых обязанностей в соответствии с должностной инструкцией.
В соответствии с п. 4 дополнительного соглашения изменен раздел 5 трудового договора, установлено, что за выполнение обязанностей, предусмотренных дополнительным соглашением, работнику устанавливается должностной оклад/тарифная ставка в размере 35 611 руб. ежемесячно с последующей индексацией в соответствии с коллективным договором; надбавка (доплата); выплаты компенсационного и стимулирующего характера согласно соответствующему положению об оплате труда; премии за основные результаты хозяйственной деятельности согласно соответствующему положению о премировании; единовременные премии за выполнение особо важных производственных заданий разового характера по распоряжению работодателя; иные выплаты, предусмотренные коллективным договором и (или) нормативными документами ОАО «РЖД».
Из протокола разбора у начальника эксплуатационного депо Санкт-Петербург-Финляндский Октябрьской дирекции тяги от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за 20 дней января 2020 года по эксплуатационному локомотивному депо Санкт-Петербург-Финляндский сработало 244 барьерные функции.
Дежурному по депо ФИО1 за нарушение п.п. 1.4, 2.3, 3.2 распоряжения ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ№ снижен размер премии на 100 % по итогам работы за январь 2020 года.
Распоряжением ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена типовая должностная инструкция дежурного по эксплуатационному локомотивному депо, пунктом 1.4 которой предусмотрено, что дежурный по депо обеспечивает своевременную подготовку и выдачу локомотивов под поезда и на другие виды движения согласно наряд-заказу и графику оборота; контроль за временем оборота локомотива в депо, а также на станциях оборота локомотива и локомотивных бригад; инструктаж по охране труда работников смены; руководство работой всех работников единой смены; явку локомотивных бригад в предстоящую поездку или на другие виды работ; взаимодействие эксплуатационного локомотивного депо с сервисными локомотивными депо в части своевременной постановки локомотивов на техническое обслуживание и ремонт, а также выход локомотивов после ремонта и технического обслуживания; контроль за сохранностью локомотивов, находящихся на станционных путях депо (за исключением локомотивов, находящихся на ремонте и техническом обслуживании), в том числе за расходом дизельного топлива и электроэнергии; контроль режима прогрева локомотивов в зависимости от погодных условий; контроль инвентаря строгого учета и норм закрепления ТПС на путях депо; выполнение Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утверждённых приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№, зарегистрированным Минюстом России ДД.ММ.ГГГГ№.
Пунктом 2.3 предусмотрено, что дежурный по депо обязан обеспечить сохранность локомотивов на деповских путях в порядке, установленном в депо, руководствуясь следующим:
-локомотивы должны быть заторможены ручными тормозами, тормозными башмаками. Порядок установки и количество тормозных средств устанавливается приказом начальника эксплуатационного локомотивного депо;
-кабины машиниста локомотивов должны быть заперты на замок, ключи от кабины машинистов и пультов управления локомотивами должны храниться в шкафу в помещении дежурного по депо,
-в зимнее время все оборудование локомотивов, подверженное замораживанию и потере сопротивления изоляции, должно быть поставлено на прогрев (просушку) в порядке, установленном приказом начальника эксплуатационного локомотивного депо, согласованным с начальником сервисного локомотивного депо.
Количество локомотивных бригад, занятых на прогреве локомотивов на деповских путях или при отстое на станционных путях в горячем состоянии, устанавливается приказом начальника эксплуатационного локомотивного депо, исходя из местных условий работы.
В соответствии с пунктом 2.4 дежурный по депо при выполнении своих должностных обязанностей должен лично или через работников единой смены контролировать:
- соблюдение поточности передвижения по деповским путям локомотивов,
-маневровую работу на деповских путях в соответствии с приказом начальника эксплуатационного локомотивного депо,
-выполнение всеми работниками смены, а также локомотивными бригадами при приемке или сдаче локомотивов правил и инструкций по охране труда и производственной санитарии, требований безопасности движения,
-состояние стрелочных переводов деповских путей, деповских обустройств в цехах и на территории депо, экипировочных устройств,
-содержание в надлежащем порядке территории депо и мест экипировки локомотивов.
По выявленным недостаткам и отступлениям от норм содержания локомотивов, сооружений и устройств деповского хозяйства дежурный по депо принимает меры к их устранению.
Приказом начальника депо № ОКТ ТЧЭ-12-38 от ДД.ММ.ГГГГ дежурному по депо ФИО1 за нарушение п. п. 1.4, 2.3, 3.2 распоряжения ОАРО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ№ снижен размер премии на 100 % по итогам работы за январь 2020 года.
ДД.ММ.ГГГГ начальником депо издан приказ № ОКТ ТЧЭ-12-236Т о не начислении ФИО1 премии на основании приказа №№ от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 3.5 Положения о премировании работников эксплуатационного локомотивного депо Санкт-Петербург-Финляндский Октябрьской дирекции тяги –структурного подразделения Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД» за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности премия не начисляется работникам полностью или частично за производственные упущения в работе, нарушения трудовой и производственной дисциплины, вне зависимости от выполнения возложенных на него показателей премирования по II и III уровню в соответствии с перечнем производственных упущений.
В соответствии с п. 3.12 Положения непосредственный руководитель, в подчинении которого находится работник, допустивший в отчетном месяце производственные нарушения в работе, нарушения трудовой и производственной дисциплины проводит оперативное совещание по случаю допущенного нарушения. Протокол разбора с принятым решением о снижении или не начислении премии после ознакомления с ним виновного работника под роспись направляется ведущему инженеру по организации и премированию труда с резолюцией начальника эксплуатационного депо не позднее 10 числа, следующего за отчетным.
Ведущий инженер по организации и нормированию труда эксплуатационного локомотивного депо в срок до 25 числа месяца, текущего за отчетным, формирует список работников, подлежащих премированию за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности по итогам работы за отчетный период, и направляет его в комиссию по вопросам премирования работников эксплуатационного локомотивного депо.
В соответствии с п. 4.1 Положения в целях обеспечения объективной оценки выполнения показателей текущего премирования и определения итоговых размеров премии за результаты производственно-хозяйственной деятельности работников структурного подразделения, создается комиссия по вопросам текущего премирования, в состав которой входят руководители и специалисты, отвечающие за вопросы производственной, финансово- экономической деятельности, управления персоналом, представители выборных органов соответствующих первичных организаций. Состав комиссии утверждается начальником эксплуатационного локомотивного депо Санкт-Петербург-Финляндский.
В соответствии с п. 4.2 Положения комиссия ежемесячно рассматривает вопросы, связанные с оценкой выполнения показателей текущего премирования работников эксплуатационного локомотивного депо, в том числе основания для снижения размера текущей премии или ее невыплаты отдельным работникам и принимает решения по данным вопросам.
Все решения, принимаемы комиссией в отношении текущего премирования работников эксплуатационного локомотивного депо, должны быть обоснованы и подтверждены фактическими данными. Решения комиссии оформляется протоколом ( п. 4.3 Положения).
Таким образом, работодателем установлена определенная процедура для принятия решения о депремировании работника.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что ответчик, принимая решение о лишении ФИО1 премии, допустил нарушения предусмотренной локальными нормативными актами процедуры принятия решения о невыплате истцу премии за январь 2020 года.
Так, доказательств того, что истец был ознакомлен с протоколом разбора от 27.0.23020 года, в материалы дела не представлено. Также отсутствуют доказательства проведения оперативного совещания непосредственным руководителем истца, доказательств создания комиссии по вопросам премирования и решений, принятых данной комиссией.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных ФИО1 требований и их удовлетворении.
При этом, суд принимает во внимание, что представленный истцом расчет требований не оспаривался ответчиком.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с ответчика в доход бюджета Санкт-Петербурга подлежит взысканию госпошлина в размере 802,15 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. ст. 12, 56-57, 60, 67-68, 103, 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным приказ начальника эксплуатационного локомотивного депо Санкт-Петербург-Финляндский №№ от ДД.ММ.ГГГГ в части снижения размера премии за январь 2020 года в ФИО1.
Признать незаконным приказ начальника эксплуатационного локомотивного депо Санкт-Петербург-Финляндский № № от ДД.ММ.ГГГГ в части не начисления премии за январь 2020 года ФИО1.
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в пользу ФИО1 премию в размере 18 343,17 руб., компенсацию за задержку выплаты премии в размере 1 728,54 руб.
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в доход бюджета Санкт-Петербурга расходы по оплате госпошлины в размере 802,15 руб.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд.
Судья