ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5046/2014 от 22.07.2014 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

  Дело № 2-5046/2014 г.        

   РЕШЕНИЕ

             Именем Российской Федерации

 г. Челябинск                          22 июля 2014 г.

 Центральный районный суд г. Челябинска в составе:

 председательствующего судьи Т.А. Аганиной,

 при секретаре Ю.В. Горяминской,

 с участием помощника Челябинского природоохранного прокурора Мишиной О.Е.,

 представителей министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области ФИО1, ФИО2,

 ответчиков ФИО3, ФИО4,

 представителя ответчиков ФИО5,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Челябинского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и прав граждан к ФИО3, ФИО6, ФИО4, ФИО7 о признании действий по сливу жидких бытовых отходов незаконными, возложении обязанности прекратить слив жидких отходов, демонтировать выгребную яму, установить контейнеры для сбора отходов,

 УСТАНОВИЛ:

         Челябинский природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и прав граждан к ФИО3, ФИО6, ФИО4, ФИО7, о признании действий по использованию лесного участка в квартале <адрес> по сливу жидких отходов потребления незаконными, возложении обязанности прекратить слив жидких отходов потребления на лесной участок в квартале <адрес> - Челябинский городской бор, демонтировать выгребную яму, расположенную на земельном участке с кадастровым номером № в охранной зоне памятника природы регионального значения - Челябинский городской бор, установить контейнеры для сбора отходов потребления на земельном участке с кадастровым номером №.

 В обоснование иска Челябинский природоохранный прокурор указал, что собственниками жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 2102 кв.м., переданном в общедолевую собственность, являются ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО4 Постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО3 сливала жидкие отходы потребления на рельеф местности, коме того, не утилизируются отходы в установленном порядке. Сбор и вывоз твердых бытовых отходов не организован ФИО3, что нарушает интересы Российской Федерации в сфере охраны и использования лесных ресурсов.

 В судебном заседании помощник прокурора - Мишина О.Е. на удовлетворении исковых требований настаивала. В части признания действий ответчика по использованию лесного участка в квартале 11, выдела 14 памятника природы Челябинской области - Челябинский городской бор по размещению твердых бытовых отходов незаконными, не настаивала, так как данное нарушение устранено.

 Представители Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области - ФИО1, ФИО2, действующие на основании доверенности, поддержали позицию помощника прокурора.

 Ответчик ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что слив жидких отходов потребления не производила, утилизация твердых бытовых отходов производится надлежащим образом, путем сжигания в печи или утилизации в ближайшие контейнеры. Организовывать вывоз твердых бытовых отходов категорически отказывается.

 Ответчик ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала, также пояснила, что мусор собирают дома, и примерно раз в четыре дня выносят в контейнеры, которые установлены около ее работы на заправке Лукойл, часть мусора сжигают.

       Представитель ответчиков - ФИО5, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что ответчиками организована утилизация сбора и вывоза твердых бытовых отходов с используемого участка, расположенного рядом с <адрес>, слива жидких бытовых отходов на территорию участка ответчиками не производится.

 Ответчики ФИО6, ФИО7 в судебное заседание не явились, были извещены.

 Третье лицо ФИО8 в судебное заседание не явился, был извещен.

     Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии со ст.ст. 9, 15, 58 Конституции РФ - земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан сохранять природу, соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.    

      В соответствии со ст. ст. 3, 58, 59 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"основополагающими принципами в сфере охраны окружающей среды являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

 Отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

 В соответствии с п. 2 «Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, "твердые и жидкие бытовые отходы" - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).

 Согласно ст. 27 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

      В соответствии со ст. 16 Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

     Согласно п.п. 19, 25, 26 Постановления Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положений о памятниках природы Челябинской области Челябинский (городской) и Каштакский боры» (вместе с «Положением о памятнике природы Челябинской области Челябинский (городской) бор», «Положением о памятнике природы Челябинской области Каштакский бор») в границах Памятника природы запрещается, в том числе, складирование и захоронение промышленных, строительных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, размещение мест складирования ядохимикатов, минеральных удобрений, навоза и горюче-смазочных материалов, иные виды деятельности, препятствующие сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и объектов Памятника природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, расположенных в границах Памятника природы и его охранной зоны, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны Памятника природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, расположенных в границах Памятника природы и его охранной зоны, должны обеспечивать надлежащее санитарное и экологическое состояние вышеназванных территорий.

      В соответствии с п. 4 ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

      Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

 Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, земли Челябинского городского бора относятся к землям населенных пунктов. На основании решения Арбитражного суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ указанные земли находятся в собственности Челябинской области.     

 Судом установлено, в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации собственниками жилого помещения - квартирой <адрес> являются ФИО3, ФИО6, ФИО4, ФИО7 (л.д. 26-29).

     Решением Центрального районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, на земельный участок (земли населенных пунктов) площадью 2102 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, признано право общей долевой собственности в равных долях за ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО4, ФИО11 (л.д.50-51).

 В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО3 отражено, что на момент проведения проверки Челябинской природоохранной прокуратурой обнаружена протоптанная тропа на лесной участок бора в <адрес>, где ФИО3 слила жидкие отходы потребления на рельеф местности, отходы потребления не вывозятся для утилизации в установленном порядке, сбрасываются в выгребную яму, оборудованную в охранной зоне памятника природы Челябинской области - Челябинский городской бор.

 Кроме того, в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 собственноручно указала, что готовила компостную яму на территории земельного участка, куда сбрасывала растительные остатки на удобрение. После зимы разбрасывала содержимое компостной кучи под хвойные породы деревьев, для удобрения земли. Твердые бытовые отходы ФИО3 утилизировались путем сжигания в печи, либо утилизировались в мусорные контейнеры, которые располагались возле здания «Уралминстройпроекта».

 В процессе рассмотрения дела, ДД.ММ.ГГГГ судом проводился выезд по адресу: <адрес>, в присутствии участников процесса, были осмотрены места описанных в исковом заявлении нарушений: места слива жидких бытовых отходов и место, где была организована выгребная яма. Было установлено, что в настоящее время следов загрязнения земельного участка (место слива) не имеется. Выгребная яма демонтирована, засыпана землей. Бака для сбора и вывоза твердых бытовых отходов не имеется. Туалет на улице, в виде ямы.

 В судебном заседании ответчики не отрицали, что на момент проведенной проверки, у них не имелось контейнеров для утилизации бытовых отходов, категорически отказалась устанавливать контейнер для сбора и вывоза твердых бытовых отходов. ФИО3 пояснила, что 40 лет они жили без контейнеров для мусора, мусор сжигали в печи, и устанавливать их не будет категорически.

 В ст. 10 федерального закона от 30.03.1999 г. №52-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

 В соответствии с Правилами представления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов (в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.10.1997 N 1303, от 15.09.2000 N 694, от 01.02.2005 N 49) под твердыми и жидкими бытовыми отходами понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).

 В правилах благоустройства территории г. Челябинска ст. 32 определено, что физические и юридические лица всех организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели должны соблюдать чистоту, поддерживать порядок и принимать меры для сохранения объектов благоустройства на всей территории города, в том числе и на территориях жилых домов индивидуальной застройки.

 В ст. 101 Правил указано, что собственники жилых домов на территориях индивидуальной застройки:

 1) содержат в чистоте и порядке жилой дом, надворные постройки, ограждения, а также территорию, определенную в рамках соглашения (договора) с учетом положений подпункта 2) пункта 44 настоящих Правил;

 3) обустраивают выгреб для сбора жидких бытовых отходов в соответствии с требованиями законодательства, принимают меры для предотвращения переполнения выгреба;

 6) осуществляют сброс, накопление мусора и отходов в специально отведенных для этих целей местах (в контейнеры);

 Собственникам жилых домов на территориях индивидуальной застройки запрещается:

 1) осуществлять сброс, накопление отходов и мусора в местах, не отведенных для этих целей;

 2) складировать мусор и отходы на прилегающей территории и прилотковой части, засыпать и засорять ливневую канализацию, ливнестоки, дренажные стоки.

 Возражение представителя ответчиков о том, что ответчики являются ненадлежащими в части требования по организации вывоза жидких и твердых бытовых отходов, безосновательны, поскольку суду не представлено доказательств отказа ответчикам в организации вывоза жидких и твердых бытовых отходов, уполномоченными на это организациями.

 При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что действия ФИО3 по использованию лесного участка в <адрес> по сливу жидких бытовых отходов являются незаконными.

 В процессе рассмотрения дела требование Челябинского природоохранного прокурора по демонтажу выгребной ямы было исполнено добровольно, кроме того, в момент рассмотрения дела не установлено мест слива жидких бытовых отходов, в связи с чем, оснований для возложения обязанности по устранению данных нарушений в настоящее время не имеется.

 В целях предотвращения нарушения природоохранного законодательства, прекращения нарушений на будущее, суд считает необходимым обязать ФИО3, ФИО6, ФИО4, ФИО7 организовать вывоз жидких и твердых бытовых отходов в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Данный срок суд считает разумным для организации вывоза жидких и твердых бытовых отходов, в соответствии с действующим законодательством.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

      Исковые требования Челябинского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и прав граждан удовлетворить частично.

      Признать действия ФИО3 по использованию лесного участка в квартале <адрес> по сливу жидких бытовых отходов незаконными.

      Обязать ФИО3, ФИО6, ФИО4, ФИО7 организовать вывоз жидких и твердых бытовых отходов в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

      Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Центральный районный суд г. Челябинска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Председательствующий                   п/п              Т.А. Аганина

 Копия верна.

 Решение в законную силу не вступило.

 Судья                                                                                        Т.А. Аганина

 Секретарь                                                                                 Ю.В. Горяминская

 Решение вступило в законную силу «_____»____________2014 г.

 Судья                                                                                        Т.А. Аганина

 Секретарь