Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
02 октября 2023 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Мукаиловой В.И., при секретаре с/з ФИО3; с участием: представителя истца ФИО2 по доверенности ФИО4, представителя Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД по доверенности ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ РД об обязании предоставить бюджетные субсидии на оплату части процентов по ипотечному жилищному кредиту вне очереди,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в Советский районный суд <адрес> с исковым заявлением к Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ РД об обязании предоставить бюджетные субсидии на оплату части процентов по ипотечному жилищному кредиту вне очереди.
В судебном заседании представитель истца ФИО4 исковые требования поддержала и просила удовлетворить, пояснив, что ФИО2 включен в реестр лиц, имеющих право на получение бюджетной субсидии, утвержденный приказом Минстроя РД. Заявление о включении в список получателей бюджетной субсидии на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, подано ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно нормативным документам, регламентирующих реализацию мероприятий данной программы, Минстрой Республики Дагестан должен производить выплаты получателям субсидий ежеквартально.
С указанной даты Истец в 2017 г. получил выплату субсидий в размере 100 000 руб. В период с 2017 г. по 2023 г. истец не получал выплат.
Основанием для перечисления денежных средств согласно приказу является предоставление гражданином ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в Минстрой РД платежных документов, подтверждающих уплату кредита и за пользование им в соответствии с условиями договора, а также справки о сверке задолженности по финансовым обязательствам с кредитной или иной организацией, что также исполнено истцом.
Согласно условиям настоящего Положения ФИО2 заключил с «Газпромбанк» (Акционерное общество) кредитный договор № от ДД.ММ.ГГГГ на покупку недвижимости, на предоставление целевого займа на сумму 2 240 000,00 рублей на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Проценты за пользование кредитом составляют в размере 11.25 % годовых.
Истцом с использованием средств указанного ипотечного кредита приобретен в собственность жилой дом, площадью 108 кв.м, расположенный по адресу: РД, <адрес>, ул. <адрес>, что подтверждается Договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с возникшей ситуацией истец испытал нравственные страдания, чувство подавленности, нахождение в депрессивном состоянии, ухудшение здоровья. Причиненный истцу моральный вред оценивает в размере 50 000 рублей.
Также истцу в связи с обращением в суд пришлось понести расходы на специалиста для привлечения к подготовке и материала и представления интересов в суде. За оказание юридической помощи истцом была оплачена сумма в размере 30 000 рублей.
Просит суд с учетом уточнений исковых требований:
1. Взыскать с Минстроя РД в пользу ФИО2, причитающуюся ему по подтвержденной государственной программе «Развития жилищного строительства РД», выплату бюджетной субсидии для компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту на приобретение (строительство) жилья в <адрес> в размере 685 946, 369 руб.;
2. Взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей;
3. Взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы, понесенные за оказание юридических услуг в размере 30 000 рублей;
4. Взыскать в пользу истца расходы, понесенные им на уплату государственной пошлины в размере 9 080 рублей.
ФИО2, надлежаще извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, направил своего представителя.
Представитель Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД по доверенности ФИО5 требования не признал, просил отказать в удовлетворении, пояснив, что на реализацию мероприятий по предоставлению бюджетных субсидий выделено:
- в 2018 году - 0 руб.;
- в 2019 году - 118 008,9 тыс. руб.;
- в 2020 году - 10 000,0 тыс. руб., для предоставления бюджетных субсидий ветеранам боевых действий, выполнявшим интернациональный долг в <адрес> (далее - Ветераны), в соответствии с поручением Главы Республики Дагестан ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ№.
- в 2021 году - 7 599,1 тыс. руб., для предоставления бюджетных субсидий Ветеранам, в соответствии с протоколом совещания у Главы Республики Дагестан ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ№ и поручением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№.
Остальным категориям граждан, состоящим в списке получателей бюджетных субсидий, выплаты были произведены в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления: 2007 г. - 2 чел.; 2008 г. - 3 чел.; 2009 г. - 9 чел.; 2010 г. - 25 чел., в т.ч. 9 ветеранов; 2011 г. - 59 чел., в т.ч. 11 ветеранов; 2012 г. - 100 чел., в т.ч. 6 ветеранов; 2013 г. - 105 чел., в т.ч. 2 ветерана; 2014 г. - 236 чел., в т.ч. 6 ветеранов; 2015 г. - 10 чел., в т.ч. 2 ветерана; 2016 г. - 1 чел., в т.ч. 1 ветеран; 2018 г. - 1 чел., в т.ч. 1 ветеран.
В 2019 году бюджетные субсидии были предоставлены 551 гражданам, в т.ч. 38 ветеранам в первоочередном порядке, в соответствии с поручением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№.
В 2022 г. было выделено, согласно закону Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годов», денежные средства в размере 16 473,12 тыс. рублей.
Указанная сумма была распределена, с учетом принципа очередности, гражданам, состоящим в списках на получение бюджетных субсидий, что подтверждается приказом Минстроя РД от ДД.ММ.ГГГГ№-Пр-189 «О предоставлении бюджетной субсидии отдельным категориям граждан для компенсации расходов по оплате процентов по ипотечным жилищным кредитам».
Согласно указанному приказу последняя оплата была произведена ФИО8 в размере 121 554,39 руб., который состоит в списке получателей субсидий, зарегистрированный в книге под №, тогда как истец зарегистрирован в книге под №.
Кроме того, расчет бюджетной субсидии истцом произведен неверно. В отношении включенной в состав семьи истца Молдаева Омари (отец) и Молдаевой Айшат (мать), какие-либо документы, свидетельствующие об установлении опеки, или судебные решения об установлении факта совместного проживания с истцом среди сданных документов отсутствуют.
Таким образом, при расчете общей площади жилого помещения на семью истца, в соответствии с п.7 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам необходимо исходить из нормативов общей жилой площади на семью из 4 человек, то есть - не более 72 квадратных метров.
Министерство финансов РД, надлежаще извещенное о дате, времени и месте судебного разбирательства, в суд представителя не направило.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении государственной программы РД "Развитие жилищного строительства в <адрес>" утверждена подпрограмма "Оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан", которая направлена на оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
Мероприятия по предоставлению гражданам субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения (строительства) жилого помещения (далее - бюджетная субсидия) на территории республики реализуются Минстроем РД.
В соответствии с приложением № к подпрограмме "Оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан" разработано Положение "О порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам", согласно которому бюджетная субсидия предоставляется гражданам в случае получения ими ипотечного жилищного кредита для участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома на основании договора участия в долевом строительстве (уступки права требования от юридического лица), приобретения жилого помещения на первичном и вторичном рынках жилья, строительства индивидуального жилого дома, и используется на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения жилого помещения.
Бюджетная субсидия предоставляется гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях повышения доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, и используется только на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения жилого помещения.
Согласно пункту 16 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, утвержденного постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ№, бюджетная субсидия предоставляется гражданину в течение пяти лет пользования кредитом, начиная с даты подачи заявления.
Согласно представленной ответчиком выпиской из книги регистрации заявлений граждан о предоставлении бюджетной субсидии на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, заявление ФИО2 зарегистрировано за № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истцом ФИО2 в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан подано заявление о предоставлении бюджетной субсидии.
Согласно письму Минстроя РД №.1-73303/23 от ДД.ММ.ГГГГФИО2 на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ значится в реестре получателей бюджетных субсидий, однако по сегодняшний день оплата истцу не произведена в полном объеме из-за отсутствия своевременного финансирования.
Согласно справке о размере выплаченных процентов и размере выплаченного основного долга по кредитному договору АО "Газпромбанк" (Акционерное общество) (далее - Банк) подтверждает, что ФИО2 является заемщиком Банка и ему (ей) предоставлен кредит по договору №-И от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2 240 000,00 ФИО1 рублей на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Сумма платежей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет: основного долга 606 910,05 ФИО1 рублей; уплаченных процентов 2 601 363,93 ФИО1 рубля.
Согласно справке АО "Газпромбанк " о состоянии задолженности по кредитному договору по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сумма задолженности по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ№-И составляет: остаток задолженности по кредитному договору - 1 635 424,43 ФИО1 рубля, в том числе: основной долг - 1 625 692,54 ФИО1 рубля, проценты за пользование заемными средствами - 9 731,89 ФИО1 рублей.
Из представленных с возражениями Минстроя РД сведений следует, что на реализацию мероприятий по предоставлению бюджетных субсидий выделено:
- в 2018 году - 0 руб.;
- в 2019 году - 118 008,9 тыс. руб.;
- в 2020 году - 10 000,0 тыс. руб., для предоставления бюджетных субсидий ветеранам боевых действий, выполнявшим интернациональный долг в <адрес> (далее - Ветераны), в соответствии с поручением Главы Республики Дагестан ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ№.
- в 2021 году - 7 599,1 тыс. руб., для предоставления бюджетных субсидий Ветеранам, в соответствии с протоколом совещания у Главы Республики Дагестан ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ№ и поручением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№.
Остальным категориям граждан, состоящим в списке получателей бюджетных субсидий, выплаты были произведены в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления: 2007 г. - 2 чел.; 2008 г. - 3 чел.; 2009 г. - 9 чел.; 2010 г. - 25 чел., в т.ч. 9 ветеранов; 2011 г. - 59 чел., в т.ч. 11 ветеранов; 2012 г. - 100 чел., в т.ч. 6 ветеранов; 2013 г. - 105 чел., в т.ч. 2 ветерана; 2014 г. - 236 чел., в т.ч. 6 ветеранов; 2015 г. - 10 чел., в т.ч. 2 ветерана; 2016 г. - 1 чел., в т.ч. 1 ветеран; 2018 г. - 1 чел., в т.ч. 1 ветеран.
В 2019 году бюджетные субсидии были предоставлены 551 гражданам, в т.ч. 38 ветеранам в первоочередном порядке, в соответствии с поручением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№.
В 2022 г. было выделено, согласно закону Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годов», денежные средства в размере 16 473,12 тыс. рублей.
В силу ст. 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
По делу не установлено обстоятельств прекращения обязательств.
В соответствии с п. 3 ст. 307 ГК РФ при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
В соответствии с п. 7 Положения, при определении размера бюджетной субсидии учитывается следующее:
- норматив средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по <адрес>, установленный Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на дату заключения кредитного договора;
- норматив общей площади жилого помещения в следующем размере: 33 квадратных метра - для одиноко проживающего гражданина; 42 квадратных метра - на семью из 2 человек; по 18 квадратных метров на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Доводы ответчика об отсутствии юридического подтверждения факта совместного проживания ФИО10 (отец) и ФИО11 (мать) с истцом опровергаются справкой Администрации ВР «<адрес>» <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Из исследованного в судебном заседании учетного дела ФИО2 усматривается, что на учет предоставления бюджетной субсидии он был принят в составе семьи из 6-ти человек, и частичная выплата субсидии в размере 100 000 рублей была произведена исходя из указанного состава семьи.
Суд не может согласиться с выводами ответчика, о нарушении прав иных лиц в случае выплаты ФИО2 задолженности по бюджетной субсидии ранее, чем лицам, обратившимся до нее с заявлением о выплате бюджетной субсидии.
При отсутствии в регламенте исполнения данного обязательства очередности такого исполнения, основанием для отказа в удовлетворении требований не является.
Реестр очередников с указанием задолженности перед ними и сроков выплаты, принятых мер по работе с этим реестром ответчиком также с возражениями не представлены, что свидетельствует о неисполнении обязательства со ссылкой на отсутствие финансирования, которое не соответствует действительности.
Более того, регистрация заявления ФИО2 о предоставлении бюджетной субсидии на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам от ДД.ММ.ГГГГ в книге регистрации заявлений граждан под № не свидетельствует о том, что находящиеся до него в очереди граждане своевременно обратятся к ответчику с заявлением о перечислении (выплате) гражданам данной субсидии, то есть согласно п. 18 Положения, выплата субсидии также носит заявительный характер.
По запросу суда ответчиком произведен расчет размера бюджетной субсидии, исходя из состава семьи – 6 человек.
Расчет размера бюджетной субсидии, согласно п. 8 Положения производится по следующей формуле: С = 3/4 * П * (Ср / Сб) * (М * Н/Ц), где: С - сумма бюджетной субсидии; П - сумма уплаченных гражданином процентов по кредитному договору (1 383 107,4); Ср - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая на дату заключения кредитного договора, плюс три процентных пункта (11,25%); Сб - ставка по кредитному договору (14,2 %); М - площадь приобретенного жилья; Н - норматив средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по <адрес> (24 800 руб.); Ц - стоимость приобретенного (строящегося) жилья согласно договору купли- продажи, договору долевого участия в строительстве, договору строительного подряда либо иным документам, подтверждающим расходы по строительству индивидуального жилого дома (3 200 000 руб.). При Ц ниже стоимости, рассчитанной исходя из нормативов, указанных в пункте 7 Положения, в расчете суммы субсидии используется фактическая стоимость жилья, определенная в договоре купли-продажи.
В случае если ставка по кредитному договору ниже ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора, плюс три процентных пункта, коэффициент (Ср/Сб) исключается из формулы расчета размера предоставляемой бюджетной субсидии.
Таким образом, С-3/4 х 1 383 107,4 х (11,25 /14,2) х (108 х 24 800 / 3 200 000) = 687 871 руб.
687 871 - 100 000 (ранее выплаченных) = 587 871 руб.
Данный расчет судом проверен, подлежит применению, в связи с чем, суд взыскивает с ответчика в пользу истца бюджетную субсидию на оплату части процентов по ипотечному кредиту в рамках государственной программы «Развитие жилищного строительства РД» из средств республиканского бюджета в размере 587 871 рубль.
Согласно частям 2;3 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Поскольку в судебном заседании нашло свое подтверждение, что в отношении истца допущены неправомерные действия суд полагает возможным взыскать с Министерства строительства и ЖКХ Республики Дагестан в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.
В силу частей 1 и 2 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 10 и 12 постановления от января 2016 г. № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» (далее - постановление Пленума Верховного да Российской Федерации №) разъяснил, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем. Соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу.
В нарушение вышеуказанных норм законодательства истцом суду не представлены доказательства понесенных расходов за оказание юридических услуг адвоката, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Министерству строительства и ЖКХ Республики Дагестан о взыскании судебных расходов, понесенных за оказание юридических услуг в размере 30 000 рублей.
С учетом установленных обстоятельств, суд находит исковые требования ФИО2 подлежащими частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить частично исковые требования ФИО2 к Министерству строительства и ЖКХ Республики Дагестан.
Обязать Министерство строительства и ЖКХ Республики Дагестан предоставить ФИО2 бюджетную субсидию на оплату части процентов по ипотечному кредиту в рамках государственной программы «Развитие жилищного строительства РД» из средств республиканского бюджета в размере 587 871 (пятьсот восемьдесят семь тысяч восемьсот семьдесят один) рубль.
Взыскать с Министерства строительства и ЖКХ Республики Дагестан в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Взыскать с Министерства строительства и ЖКХ Республики Дагестан в пользу ФИО2 расходы за уплату государственной пошлины в размере 9 080 (девять тысяч восемьдесят) рублей.
Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Министерству строительства и ЖКХ Республики Дагестан о предоставлении бюджетных субсидий на оплату части процентов по ипотечному жилищному кредиту в большем объеме.
Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Министерству строительства и ЖКХ Республики Дагестан о взыскании судебных расходов, понесенных за оказание юридических услуг в размере 30 000 рублей.
Апелляционная жалоба может быть подана в Верховный суд РД через Советский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья В.И. Мукаилова