ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5048/2016 от 26.04.2016 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-5048/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе судьи Машкалевой О.А.

при секретаре Остапенко К.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре

26 апреля 2016 года гражданское дело по иску Щербаковой О.М. к территориальному органу федеральной службы государственной статистики по Республике Коми об отмене аттестационной комиссии от ** ** **,

УСТАНОВИЛ:

Щербакова О.М. обратилась в суд с иском к территориальному органу федеральной службы государственной статистики по Республике Коми о признании аттестационной комиссии от ** ** ** недействительным, так как принято с нарушениями закона и необъективно. В обоснование требований указала, что в отзыве об исполнении гражданским служащим своих должностных обязанностей ...В.Р. превысила свои полномочия, сделав вывод о несоответствии занимаемой должности, также В.Р. изготовила отзыв с предвзятостью, преднамеренно негативной оценкой. В состав аттестационной комиссии были включены лица, явно заинтересованные в ее увольнении. При аттестации ей было задано большое количество вопросов, что является желанием руководства уволить ее. Аттестация проведена без учета отсутствия ее должностных обязанностей.

В судебном заседании истец и ее представитель требования поддержали.

Представители ответчика с требованиями не согласились по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Условия прохождения государственной гражданской службы регулируются положениями Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

В соответствии со ст. 48 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы.

При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя.

Для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия.

В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа гражданского служащего от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 56 Федерального закона, а аттестация переносится.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

- соответствует замещаемой должности гражданской службы;

- соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

- соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

- не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

- подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

- направляется для получения дополнительного профессионального образования;

- понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 110 утверждено Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации.

В соответствии с Положением аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

Для проведения аттестации гражданских служащих по решению представителя нанимателя издается правовой акт государственного органа, содержащий положения:

- о формировании аттестационной комиссии;

- об утверждении графика проведения аттестации;

- о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;

- о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

Аттестационная комиссия формируется правовым актом государственного органа. В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных, образовательных и других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

Не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.

Отзыв должен содержать следующие сведения о гражданском служащем:

- фамилия, имя, отчество;

- замещаемая должность гражданской службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;

- перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие;

- мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

К отзыву об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.

Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии.

Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым гражданским служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии.

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, - также организаторские способности.

Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

- соответствует замещаемой должности гражданской службы;

- соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

- соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии получения дополнительного профессионального образования;

- не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

Результаты аттестации сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего, составленный по форме согласно приложению. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

Гражданский служащий знакомится с аттестационным листом под расписку.

Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле гражданского служащего.

В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя о том, что гражданский служащий:

- подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

- направляется для получения дополнительного профессионального образования;

- понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или от перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и уволить его с гражданской службы в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как установлено, ** ** ** истец принята на государственную службу в ..., ** ** ** истец переведена на должность ...

Приказом Комистата от ** ** **№... «Об аттестации государственных гражданских служащих Комистата» были утверждены список аттестуемых государственных гражданских служащих в ** ** ** году и график их аттестации. Заместители руководителя обязаны предоставить в административный отдел в срок, указанный в приложении № 2, отзывы об исполнении гражданскими служащими, подлежащими аттестации, должностных обязанностей за аттестационный период; годовые отчеты о профессиональной служебной деятельности гражданских служащих за аттестационный период; итоги текущей оценки гражданских служащих.

С данным приказом истец ознакомилась ** ** **.

Из графика следует, что дата проведения тестирования истца - ** ** **, дата проведения собеседования (непосредственно аттестации) - ** ** **, дата представления отзыва на аттестуемого служащего - ** ** **.

Состав аттестационной комиссии Комистата утвержден приложением №... к приказу Комистата №... от ** ** **. В состав комиссии вошли: В.Г.... (председатель аттестационной комиссии); О.В. - ... (заместитель председатель аттестационной комиссии); Т.А....; Н.Ф.... (секретарь комиссии); Т.В.....

Для участия в качестве независимых экспертов в аттестации государственных служащих были приглашены доцент кафедры гражданского права и процесса Л.А. и доцент кафедры экономики и государственного и муниципального управления А.В....

Доводы истца о том, что состав аттестационной комиссии определен без учета конфликта интересов, не соответствуют требованиям закона, поскольку истец не заявила о наличии конфликта интересов при проведении заседания аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ.

Также истец и при рассмотрении дела судом не представила доказательств наличия конфликта интересов с членами комиссии Н.Ф. и Т.А. и не представила доказательств влияния какого-либо конфликта интересов на результаты аттестации, влекущие ущемление каких-либо прав и интересов истца.

** ** **...В.Р. составлен отзыв об исполнении Щербаковой О.М. должностных обязанностей, который утвержден .... Данный отзыв соответствует требованиям п. 13 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации. Также к отзыву приложены сведения о выполнении ... Щербаковой О.М. поручениях за аттестационный период с ** ** ** по ** ** ** год.

С отзывом истец ознакомлена ** ** **.

В связи с этим, доводы истца о том, что В.Р. изготовила отзыв с превышением полномочий, судом не принимаются. Также истец какого-либо заявления о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительной записки на отзыв непосредственного руководителя в аттестационную комиссию, как того требует п. 15 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, не представляла.

Ссылка истца на то обстоятельство, что у нее отсутствуют конкретные должностные обязанности, что дало возможность руководству Комистата вменять ей любые статистические работы, не обоснованна.

Служебные (должностные) обязанности государственного гражданского служащего, занимающего должность ведущего ... закреплены в должностном регламенте, утвержденном ** ** ** руководителем Комистата. Истец ознакомлена с должностным регламентом ** ** **.

Также, ** ** ** руководителем Комистата утверждено Распределение работ между специалистами ... на ** ** ** год, в том числе ... Щербаковой О.М. С данным Распределением истец ознакомлена ** ** **.

** ** ** состоялось тестирование аттестуемых государственных служащих согласно утвержденному графику на предмет знания законодательства о государственной гражданской службы РФ, Конституции РФ и законодательства о статистике в РФ. Согласно выписке из ведомости проведения тестирования результат тестирования истца составил ...%.

Приказом Комистата от ** ** **№...-к предписано провести аттестацию истца в связи с неявкой на заседание аттестационной комиссии после ее выхода на службу.

** ** ** истец представила в Комистат больничный лист и приступила к выполнению служебных обязанностей.

** ** ** истцу было вручено под подпись уведомление о проведении в отношении ее аттестации ** ** ** в ** ** **

Аттестация проходила в режиме видеозаписи, по ее итогам был составлен аттестационный лист с перечнем всех вопросов, задаваемых истцу и ответов на них.

С аттестационным листом истец ознакомлена ** ** **.

Согласно протоколу заседания аттестационной комиссии №... от ** ** ** в ходе аттестации истца комиссией рассмотрены аттестационные материалы: отзыв, показатели эффективности, должностной регламент гражданского служащего, годовой отчет, результаты тестирования, также выслушали сообщение аттестуемого о своей работе, ответы на вопросы членов комиссии.

По результатам голосования членов аттестационной комиссии Щербакова О.М. признана не соответствующей замещаемой должности гражданской службы единогласно (7 голосов из 7).

Приказом Комистата «О мероприятиях по итогам аттестации» от ** ** **№...-к административному отделу предписано подготовить уведомление для истца с предложением о назначении с ее согласия на нижестоящую должность. С данным приказом истец ознакомилась ** ** **.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что выводы аттестационной комиссии являются всесторонними, объективными, сделанными с учетом индивидуальных особенностей истца как сотрудника, его знаний, умений, навыков, его отношения к исполнению служебных обязанностей, а также соответствия требованиям, предъявляемым к занимаемой ею должности, установленным Должностным регламентом ... закреплены в должностном регламенте, утвержденном ** ** ** руководителем Комистата, а также Распределением работ между специалистами отдела статистики предприятий, сельского хозяйства, региональных счетов и балансов на ** ** ** год. Каких-либо нарушений при проведении аттестации, которые могли бы повлиять на ее результаты, не выявлено. Вопросы, задаваемые истцу, при проведении аттестации непосредственно относились к ее служебной деятельности.

Кроме того, аттестация проведена уполномоченным составом при соблюдении установленной Положением процедуры, в соответствии с утвержденным графиком. Персональный состав аттестационной комиссии был утвержден распорядительным актом руководителя учреждения, заседание аттестационной комиссии было правомочным, на нем присутствовало ... членов комиссии. В связи с этим, нарушений при проведении аттестации допущено не было.

С ** ** ** по ** ** ** включительно истец находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске. ** ** ** приказом Комистата утверждена предельная численность федеральных государственных гражданских служащих Комистата. В связи с чем, приказ от ** ** **№...-к не был реализован, так как должность истца и нижестоящие должности были исключены. ** ** ** истец была уведомлена о предстоящем увольнении в связи с сокращением должности. ** ** ** истец приказом от ** ** **№...-К уволена в связи с сокращением замещаемой должности государственной гражданской службы.

Таким образом, так как аттестация проведена ответчиком в соответствии с установленным порядком, порядок проведения аттестации ответчиком не нарушен, у суда нет оснований для признания решения аттестационной комиссии недействительным.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Щербаковой О.М. к территориальному органу федеральной службы государственной статистики по ... о признании решения аттестационной комиссии от ** ** ** недействительным оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

Судья О.А. Машкалева

Мотивированное решение вынесено