ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-504/12 от 16.05.2012 Рамонского районного суда (Воронежская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Рамонь Воронежской области

Рамонский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Петриной Г. П.

при секретаре Тамбовцевой И. А.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Фомина В.В. о признании отказа Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области о предоставлении информации о деятельности органа местного самоуправления - незаконным, об обязании предоставить полный перечень муниципальных правовых актов Администрации Рамонского муниципального района, с указанием их номера, даты издания и наименованием, изданных в период с 01.01.2008 года по 19.12.2011 год или иным образом предоставить доступ к запрашиваемой информации,

УСТАНОВИЛ:

Фомин В. В. обратился в суд с заявлением о признании отказа Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области о предоставлении информации незаконным, об обязании предоставить полный перечень муниципальных правовых актов, изданных в период с 01 января 2008 года по 19 декабря 2011 год или иным образом предоставить доступ к запрашиваемой информации, мотивируя следующим:

Фомин В. В. направил запрос в Администрацию Рамонского муниципального района о предоставлении перечня муниципальных правовых актов Рамонского муниципального района, принятых с 01.01.2008 года по 19.12.2011 год. Ответом от 18.01.2012 года за № 184 Администрацией Рамонского муниципального района Фомину В. В. отказано в удовлетворении запроса. Фомин В. В. считает ответ незаконным. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 09.02.2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» пользователь информацией имеет право получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен;обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации. Статья 20 того же Закона содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении информации. Основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления- этоинформация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в запросе не указан почтовый адрес, адрес электронной почты или номер факса для направления ответа на запрос либо номер телефона, по которому можно связаться с направившим запрос пользователем информацией, запрашиваемая информация не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые поступил запрос, запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа, запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информацией, в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.

В судебном заседании заявитель Фомин В. В. пояснил, что ему необходим перечень нормативных правовых актов, за исключением тех, которые содержат сведения, относящиеся к информации ограниченного доступа. Доступ к персональным данным ему не нужен. Указанная информация не затрагивает непосредственно его права и свободы. Но это не является ограничением доступа к информации.

Представитель Фомина В. В.- Болотовский С. В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что обращаясь с заявлением в администрацию Новоживотинновского сельского поселения о предоставлении полного перечня муниципальных правовых актов с указанием их номера, даты издания и наименования, в период с 01.01.2008 года по 19.12.2008 года, Фомин В. В. не имел намерения получить сведения, относящиеся к информации ограниченного доступа. Считает, что администрация Рамонского муниципального района, обязана была, руководствуясь законом, предоставить перечень муниципальных правовых актов, за исключением сведений, относящихся к информации ограниченного доступа. Просит признать отказ (бездействие) администрации Рамонского муниципального района в предоставлении информации Фомину В. В. незаконным. Обязать администрацию Рамонского муниципального района предоставить Фомину В. В. перечень муниципальных правовых актов, за исключением информации, отнесенной Федеральным законом к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, а также сведений, которые могут быть отнесены к информации ограниченного доступа в порядке и объеме, установленном федеральным законом, с указанием их номера, даты издания и наименования или иным образом предоставить Фомину В. В. доступ к запрашиваемой информации.

Представитель Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области - Новикова О. В., действующая на основании доверенности, участие в судебном заседании не принимала. Обратилась с письменным возражением и заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие. В письменных возражениях указала, что в п.1 ст.1 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» дано четкое понятие информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - это информация (в том числе документированная), созданная в пределах своихполномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местногосамоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее -подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.

Предоставление полного перечня муниципальных правовых актов не является информацией о деятельности органов местного самоуправления.

Муниципальные правовые акты Рамонского муниципального района Воронежской области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования в районной газете «Голос Рамони» или в официальном издании органов местного самоуправления Рамонского муниципального района «Муниципальный вестник» (ст.56 Устава Рамонского муниципального района Воронежской области).

В целях обеспечения доступности для населения опубликованных муниципальных правовых актов не позднее пяти дней после выхода очередного выпуска официального издания, его экземпляры рассылаются в библиотеки и организации муниципального района. В частности на территории Новоживотинновского сельского поселения официальное издание органов местного самоуправления Рамонского муниципального района «Муниципальный вестник» размещается в здании администрации Новоживотинновского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области, находящейся по адресу: ул. Школьная, 18, с. Новоживотинное, Рамонский район, Воронежская область; в здании сельского клуба, находящегося по адресу: ул. Шоссейная, 15, с. Новоживотинное, Рамонский район, Воронежская область. Согласно Федеральному закону «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ пользователей к информации о деятельности органов местного самоуправления обеспечивается посредством ее обнародования в средствах массовой информации (статья 12), размещения в сети Интернет (статьи 13 и 14), предоставления возможности ознакомления с ней в соответствующих муниципальных учреждениях, а также через библиотечные и архивные фонды (статья 17). А в соответствии со ст. 20 данного ФЗ информация не предоставляется если запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа. Т.е. администрацией муниципального района установлена возможность осуществления поиска желаемой информации (за исключением информации ограниченного доступа), следовательно, право заявителя на обеспечение доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления не нарушено.

Согласно ст. 3 Федерального закона "О персональных данных" персональные данные - это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Персональные данные относятся к виду конфиденциальной информации (информации ограниченного доступа).

Согласно ст. 7 ФЗ N 261 -ФЗ «О персональных данных» - Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В названиях постановлений издаваемых администрацией муниципального района содержится информация содержащая персональные данные граждан, и информация относящаяся к частной жизни. Пример: постановление «О прекращении опеки над недееспособным Ивановым Иваном Ивановичем», постановление «Об установлении опеки над несовершеннолетним Ивановым И.И. и закреплении права пользования жилым помещением», постановление «О разрешении Иванову Ивану Ивановичу на получение денежных средств, принадлежащих недееспособному Иванову Петру Ивановичу», постановление «О предоставлении Иванову И.И. земельного участка, расположенного по адресу: ул. Ленина, 5, с. Иваново», постановление «О разрешении Иванову Ивану Ивановичу на продажу квартиры», постановление «О разрешении на передачу в залог имущества Ивановой И.И.» и др.

В соответствии с пунктом 2.1. определения Конституционного суда РФ от 08.12.2011 г. №1624-0-0 к числу принципов, на которых основывается правовое регулирование отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации относятся - неприкосновенность частной жизни и недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия.

Соответственно администрация муниципального района не имеет права предоставлять перечень, изданных постановлений с указанием их наименования, т.к. это будет грубым нарушением конституционных прав граждан.

Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» вступает в законную силу лишь с 1 января 2010 года(ст.26).

В соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования Фомина В. В. обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

19.12.2011 года Фомин В. В. подал заявление в администрацию Рамонского муниципального района, в котором содержалась просьба о предоставлении полного перечня муниципальных правовых актов Администрации Рамонского муниципального района с указанием номера, даты издания и наименования, изданных в период с 01.01.2008 года по 19.12.2011 года.

В ответе от 18.01.2012 года № 184 администрация Рамонского муниципального района Воронежской области отказала Фомину В. В. в удовлетворении его заявления, поскольку в заявлении Фомин В. В. не указал, каким образом запрашиваемая им информация затрагивает его права и свободы.

На основании пункта 1 статьи 1 Федерального закона РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.

Следовательно, исходя из указанного положения закона, изданные администрацией Рамонского муниципального района правовые акты в период с 01.01.2008 года по 19.12.2011 год, относятся к непосредственной деятельности органа местного самоуправления и, соответственно, являются информацией, обеспечение доступа к которой регулируется Федеральным законом РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В силу статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее- организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Исходя из пункта 3 части 4 статьи 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну).

В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» пользователь информацией имеет право не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен.

Таким образом, отказ администрации Рамонского муниципального района в предоставлении Фомину В. В. информации по тому основанию, что им не указано, каким образом запрашиваемая информация затрагивает его права и свободы, не может быть признан обоснованным.

В статье 5 Федерального закона РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» указана информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой ограничен, - это сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне. Статья 20 Закона предусматривает основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В случае, если запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа, в ответе на запрос указываются вид, наименование, номер и дата принятия акта, в соответствии с которым доступ к этой информации ограничен. В случае, если часть запрашиваемой информации относится к информации ограниченного доступа, а остальная информация является общедоступной, государственный орган или орган местного самоуправления обязан предоставить запрашиваемую информацию, за исключением информации ограниченного доступа (часть 4 статьи 19 Закона).

В силу пп.1 п.5 ст. 2 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» действие Федерального закона не распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа к персональным данным, обработка которых осуществляется государственными органами и органами местного самоуправления. В нарушение указанного требования закона администрация Рамонского муниципального района в своем ответе не указала, является ли запрашиваемая Фоминым В. В. информация информацией ограниченного доступа, либо имеются иные основания для ее не предоставления.

Таким образом, отказ Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области в предоставлении Фомину В. В. информации, содержащей перечень принятых органом местного самоуправления правовых актах, за исключением информации, отнесенной Федеральным законом к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, а также сведений, которые могут быть отнесены к информации ограниченного доступа в порядке и объеме, установленном федеральным законом, является незаконным, в связи с чем, суд считает необходимым обязать Администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области предоставить Фомину В. В. доступ к информации, содержащей перечень принятых Администрацией Рамонского муниципального района правовых актах за период с 01.01.2008 года по 19.12.2011 года, за исключением информации, отнесенной Федеральным законом к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, а также сведений, которые могут быть отнесены к информации ограниченного доступа в порядке и объеме, установленном федеральным законом.

Руководствуясь ст. 194, 198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать отказ Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 18.01.2012 года № 184 в предоставлении Фомину В.В. информации, о деятельности органа местного самоуправления о перечне принятых правовых актов за период с 01.01.2008 года по 19.12.2011 год, за исключением информации, отнесенной Федеральным законом к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, а также сведений, которые могут быть отнесены к информации ограниченного доступа в порядке и объеме, установленном федеральным законом, незаконным.

Обязать Администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области предоставить Фомину В.В. доступ к информации о перечне принятых Администрацией Рамонского муниципального района Воронежской области правовых актах за период с 01.01.2008 года по 19.12.2011 год, не опубликованных в средствах массовой информации и не размещенных в сети Интернет, за исключением информации, отнесенной Федеральным законом к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, а также сведений, которые могут быть отнесены к информации ограниченного доступа в порядке и объеме, установленном федеральным законом, с указанием их номера, даты издания и наименования.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через суд, принявший решение.

Судья

Г. П. Петрина