К Делу № 2-504/14
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Северская 24 апреля 2014 года
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи: Безугловой Н.А.,
с участием помощника прокурора Северского района Ереджибоковой В.Н.,
при секретаре: Остапенко М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Северского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ильского городского поселения об оспаривании бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Северского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Ильского городского поселения об оспаривании бездействия. В обоснование заявленных требований сослался на то, что прокуратурой района в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства в жилищно-коммунальной сфере проведена проверка органов местного самоуправления при содержании систем и сооружений коммунального хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, в результате которой выявлены нарушения законодательства в указанной сфере при организации ремонтно-восстановительных работ данных объектов. В ходе проверки установлено, что на территории Ильского городского поселения расположены коммунальные системы холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, а также теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности Ильского городского поселения. Проверка показала, что для организации на территории Ильского городского поселения водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и горячего водоснабжения администрацией Афипского городского поселения Северского района на основании концессионных соглашений, системы водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения переданы организациям коммунального комплекса, а именно, ООО «Ильский водоканал» и ООО «Тепловые сети». Однако переданные вышеназванным хозяйствующим субъектам коммунальные системы находятся в ненадлежащем техническом состоянии. Эксплуатация вышеперечисленных систем и сооружений водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения осуществляется с 1971 года, при этом капитальный ремонт таких объектов не проводился, не смотря на то, что большинство объектов достигло предельного износа, который составляет до 100%. Ненадлежащее состояние систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, приводит к частому возникновению аварийных ситуаций на объектах водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения. Потери воды, тепловой энергии в процессе поставки конечному потребителю приводят к увеличению затрат и, как следствие, создают предпосылки к удорожанию коммунальных ресурсов для абонентов. На основании изложенного прокурор Северского района обратился в суд с настоящим исковым заявлением и просил признать незаконным бездействие администрации Ильского городского поселения Северского района, выразившееся в не выполнении ремонтно-восстановительных работ, находящихся в муниципальной собственности, систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, достигших предельного технического износа. Обязать администрацию Ильского городского поселения Северского района произвести ремонтно-восстановительные работы, находящихся в муниципальной собственности Ильского городского поселения Северского района систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, достигших предельного технического износа. Установить срок исполнения решения суда.
В судебном заседании, участвующий в деле прокурор заявление поддержал, ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства.
Представитель администрации Ильского сельского поселения Северского района в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил.
Представители привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц администрации муниципального образования Северский район и ООО «Черноморское водоотведение» в судебное заседание не явились, причины неявки суду не сообщили.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 ГК РФ, способами защиты гражданских прав являются: присуждение к исполнению обязанности в натуре, пресечение действия, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоовведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Аналогичные положения содержит п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В судебном заседании установлено, что в результате проведенной прокуратурой Северского района проверки соблюдения органами местного самоуправления законодательства в жилищно-коммунальной сфере, при содержании систем и сооружений коммунального хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, установлено, что на территории Ильского городского поселения расположены коммунальные системы холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, а также теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности Ильского городского поселения.
Для организации на территории Ильского городского поселения водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и горячего водоснабжения администрацией городского поселения на основании концессионных соглашений, системы водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения переданы организациям коммунального комплекса, а именно, ООО «Ильский водоканал» и ООО «Тепловые сети».Однако переданное вышеназванным хозяйствующим субъектам муниципальное имущество коммунальных систем находится в ненадлежащем техническом состоянии.
Технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и их соответствия санитарным нормам регламентируются Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденными приказом Госстроя России от 30.12.1999 № 168 (далее - Правила).
Пунктами 2.10.1, 2.10.20, 2.10.23 Правил закреплено, что водоводы и водопроводная сеть (далее - сеть) должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта. К капитальному ремонту на сети относятся работы по сооружению новых либо полной или частичной реконструкции колодцев (камер); прокладке отдельных участков линий с полной или частичной заменой труб; замене гидрантов, водоразборных колонок, задвижек, поворотных затворов, вантузов, другого оборудования или их изношенных частей; ремонту отдельных сооружений на сети, устройств и оборудования по очистке и защите трубопроводов от обрастания внутренней поверхности труб; защите сети от коррозии и электрокоррозии блуждающими токами и др. Поврежденные трубопроводы подлежат немедленному выключению, как при повреждениях, носящих бедственный характер, так и при повреждениях, не носящих бедственный характер, но вызывающих необходимость выключения трубопровода в целях прекращения утечки воды, хотя и без нарушения нормального водоснабжения.
Приказ Госстроя РФ от 13.12.2000 № 285 «Об утверждении Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения» (далее - Типовая инструкция) устанавливает технические требования к тепловым сетям, тепловым пунктам и насосным станциям, критерии проведения капитального ремонта, а также примерный перечень работ по ремонту тепловых сетей. Так, например, капитальные ремонт включает в себя восстановление поврежденных или смена пришедших в негодность строительных конструкций, каналов, камер, смотровых колодцев, павильонов и опор надземных прокладок; полная или частичная смена гидроизоляции каналов и камер; вскрытие и очистка каналов от заиливания с восстановлением изоляции; смена пришедших в негодность трубопроводов с увеличением, в необходимых случаях диаметра труб (не более чем на два типоразмера); отклонение при необходимости от существующей трассировки на отдельных участках тепловой сети с сокращением ее протяженности при смене пришедших в негодность трубопроводов; полная или частичная замена тепловой изоляции, восстановление и нанесение вновь антикоррозионного покрытия и гидроизоляции на действующие трубопроводы; применение более совершенных типов теплоизоляционных и гидроизоляционных конструкций и материалов с изменением способа прокладки тепловой сети (переход с канальной на бесканальную прокладку по той же трассе); смена или ремонт со сменой деталей электрических, электромагнитных, гидравлических и других приводов задвижек, авторегуляторов, насосов, вентиляторов, а также пусковой аппаратуры к ним; смена или ремонт со сменой деталей силовой и осветительной аппаратуры и шкафов рабочего освещения в камерах, каналах, коллекторах, павильонах, на эстакадах и насосных станциях; ремонт, дооборудование и смена тепловых щитов и теплоизмерительных приборов и др.
Более того, во исполнение подпункта «б» пункта 2 Перечня поручении Президента Российской Федерации ФИО1 по итогам проверки эффективности использования организациями коммунального комплекса финансовых ресурсов, направляемых на модернизацию и развитие, от 17 марта 2011 г. № Пр-701 Министерство регионального развития Российской Федерации разработало единую методику определения технического состояния систем коммунальной инфраструктуры и определения показателей фактического износа. Данные рекомендации изложены в письме Министерства регионального развития Российской от 26 апреля 2012 г. № 9905-АП/14.
Факт нахождения системы водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения Ильского городского поселения Северского района в ненадлежащем техническом состоянии подтверждается также систематически поступающими заявками потребителей по вопросам возникновения аварийных ситуаций. Эксплуатация вышеперечисленных систем и сооружений водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения осуществляется с 1971 года, при этом капитальный ремонт таких объектов не проводился, не смотря на то, что большинство объектов достигло предельного износа, который составляет до 100%. Ненадлежащее состояние систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, приводит к частому возникновению аварийных ситуаций на объектах водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения. Потери воды, тепловой энергии в процессе поставки конечному потребителю приводят к увеличению затрат и, как следствие, создают предпосылки к удорожанию коммунальных ресурсов для абонентов. Кроме того, в определении кассационной коллегии Верховного суда РФ от 18.12.2007 по делу № КАС07-660 Правила предоставления коммунальных услуг гражданам не регулируют правоотношения, в случае если инженерные сети по своему техническому состоянию или характеристикам не соответствуют требованиям по обеспечению круглосуточного бесперебойного режима предоставления коммунальных услуг.
На основании ч. 4 ст. 3 ЖК РФ, никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и порядке, которые предусмотрены кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что бездействием администрации Ильского городского поселения Северского района допущены нарушения действующего законодательства о водоснабжении и водоотведении, о теплоснабжении, а также прав жителей Ильского городского поселения на получение коммунальных услуг, в связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора Северского района в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации Ильского городского поселения, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Ильского городского поселения Северского района, выразившееся в не выполнении ремонтно-восстановительных работ, находящихся в муниципальной собственности, систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, достигших предельного технического износа.
Обязать администрацию Ильского городского поселения Северского района произвести ремонтно-восстановительные работы, находящихся в муниципальной собственности Ильского городского поселения Северского района, систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, достигших предельного технического износа в срок до 31 декабря 2014 года.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение месяца.
Судья: Безуглова Н.А.