ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-504/19 от 28.05.2019 Свободненского городского суда (Амурская область)

УИД: 28RS0017-01-2019-003060-36

Дело № 2 – 504/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

28 мая 2019 г. г. Свободный

Свободненский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Сиваевой О.А.,

при секретаре судебного заседания Приходько А.А.,

с участием представителя истца - старшего помощника Свободненского городского прокурора Гринёвой М.В., представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ФГУП «Главное военно-строительное управление по специальным объектам» о признании действий, связанных с невыполнением договорных обязательств по контракту незаконными, установлении факта грубого нарушения условий контракта, возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Военный прокурор 39 военной прокуратуры гарнизона, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Свободненский городской суд с иском к ФГУП «Главное военно-строительное управление по специальным объектам» о признании действий, связанных с невыполнением договорных обязательств по контракту незаконными, установлении факта грубого нарушения условий контракта, возложении обязанности совершить определенные действия.

В ходе рассмотрения дела, в соответствии со ст. 39 прокурор уточнил заявленные требования, действуя также в интересах Российской Федерации.

В иске и уточнениях к нему в обоснование заявленных требований указал, что Федеральным законом от 27.05.2000 № 72-ФЗ ратифицирован международный Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

В силу ст. 2 Федерального закона, реализация Договора осуществляется на основе поддержание боевой готовности, надежности и безопасности ядерного арсенала Российской Федерации на уровне, обеспечивающем национальную безопасность Российской Федерации; совершенствование возможностей национальной системы контроля за ядерными испытаниями за рубежом; дальнейшее совершенствование информационно - аналитических средств, в том числе разведывательных, для обеспечения получения надежных и своевременных сведений о ядерных арсеналах, возможных скрытых разработках ядерных вооружений или иной имеющей значение для целей ядерного оружия деятельности других стран.

Как следует из Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, каждое государство-участник обязуется сотрудничать в международном обмене сейсмологическими данными для содействия контролю за соблюдением настоящего Договора. Это сотрудничество включает создание и эксплуатацию глобальной сети первичных и вспомогательных станций сейсмологического мониторинга. Эти станции в соответствии с согласованными процедурами предоставляют данные в Международный центр данных.

Сеть первичных станций состоит из 50 станций, указанных в таблице 1-А Приложения 1 к данному Протоколу. Эти станции отвечают техническим и эксплуатационным требованиям, указанным в Оперативном руководстве по сейсмологическому мониторингу и международному обмену сейсмологическими данными. Непрерывно поступающие данные от первичных станций - непосредственно или через национальный центр данных - передаются в Международный центр данных в режиме прямого подключения.

В дополнение к первичной сети вспомогательная сеть в составе 120 станций предоставляет по запросу - непосредственно или через национальный центр данных - информацию в Международный центр данных. Подлежащие использованию вспомогательные станции перечислены в таблице 1-В Приложения 1 к настоящему Протоколу. Вспомогательные станции выполняют технические и эксплуатационные требования, указанные в Оперативном руководстве по сейсмологическому мониторингу и международному обмену сейсмологическими данными. Данные от вспомогательных станций могут быть в любое время запрошены Международным центром данных и немедленно предоставляются по каналам компьютерной связи в режиме прямого подключения.

Российская Федерация, ратифицировав Международный договор, приняла на себя обязательства по его исполнению, в том числе и сейсмологическому мониторингу.

Постановлением Правительства РФ от 12.12.2004 № 767 Министерство обороны Российской Федерации назначено национальным органом по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

Постановление Правительства РФ от 25.08.2005 № 537 "О функциях федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук по реализации договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний" установлены функции Министерства обороны Российской Федерации как национального органа по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, а также функции других федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук.

Так, на министерство обороны возложены функции по сбору и анализу оперативной и технической информации по вопросам контроля за запрещением ядерных испытаний, в том числе с использованием национальных технических средств, российских объектов Международной системы мониторинга и информации Международного центра данных Организации по Договору, а также осуществление комплексной оценки соблюдения Договора, выявление событий, свидетельствующих о возможном несоблюдении Договора другими государствами - участниками Договора, подготовка и обоснование запросов о деятельности на территории государств - участников Договора инспекции на месте; осуществление работ по созданию (модернизации) и обеспечению функционирования российских объектов Международной системы мониторинга, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и российской подсистемы глобальной системы связи Международной системы мониторинга.

Реализуя возложенные на Министерство обороны полномочия, заключен государственный контракт (в рамках государственного оборонного заказа) -- (ДСП) от -- на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Реконструкция малобазовой сейсмической группы «Билибино» --, Чукотский автономный округ»

На основании государственного контракта (в рамках государственного оборонного заказа) -- (ДСП) от -- на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Реконструкция малобазовой сейсмической группы «Билибино» --, Чукотский автономный округ», шифр объекта 665-01 Федеральное государственное унитарное предприятие «Спецстройтехнологии при Федеральном агентстве специального строительства», (на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от ---- переименованное в Федеральное государственное унитарное предприятие «Главное военно-строительное управление по специальным объектам», Генподрядчик, Генпроектировщик, головной исполнитель) добровольно приняло на себя обязанность по выполнению комплекса проектно-изыскательских работ до -- в рамках Контракта. Цена Контракта составила 144 731 827 рублей.

В качестве технического заказчика, на основании распоряжения Государственного заказчика привлечено ФКП «Региональное управление заказчика капитального строительства Восточного военного округа».

Как следует из контракта, малобазовая сейсмическая группа (МБСГ) «Билибино» и акустическое пространственное шумоподавляющее устройство (АПШУ), приборные сооружения и системы обеспечения предназначены для непрерывной регистрации в цифровом виде сейсмической и инфразвуковой информации с помощью разнесенных на местности сейсмических и инфразвуковых пунктов регистрации и передачи зарегистрированной информации по космическому каналу связи в реальном масштабе в Центр сбора и обработки информации в --, а также для размещения и энергообеспечения специального технологического оборудования и обслуживающего персонала.

В ходе прокурорской проверки установлено, что в нарушение раздела 3 Контракта, проектно-изыскательские работы по данному объекту, а именно разработка проектной и градостроительной документации до --, получение положительного заключения государственной экспертизы проектной и градостроительной документации – до --, разработка рабочей документации – до --, подписания итогового акта выполненных работ – до --, не выполнены. Таким образом, факт нарушения условий государственного контракта установлен.

В связи с тем, что такое нарушение повлекло невыполнение установленного задания по государственному оборонному заказу по Контракту в целом, в соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от ---- такое нарушение подпадает под понятие грубого нарушения контракта в сфере государственного оборонного заказа.

Помимо изложенного, невыполнение проекта проектно-изыскательских работ по объекту: «Реконструкция малобазовой сейсмической группы «Билибино» --, Чукотский автономный округ» противоречит интересам Российской Федерации для реализации международного соглашения и защиты интересов Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц. Невозможность реконструкции объекта малобазовой сейсмической группы «Билибино» --, Чукотский автономный округ в отсутствии проекта способствует снижению обороноспособности государства в целом, поскольку выполнение международных договоров в области ограничения ядерных испытаний являются одной из приоритетных задач в международном правовом поле.

Круг лиц, в защиту которых заявлен настоящий иск, не определен, поскольку малобазовая сейсмическая группа «Билибино» г. Билибино Чукотский автономный округ должна использоваться для нужд обороны и безопасности Российской Федерации, а также анализа сейсмической активности на территории Чукотского автономного округа, в интересах всего государства.

Спорные правоотношения возникли вне сферы предпринимательской и иной экономической деятельности ответчика, поскольку предметом настоящего заявления является нарушение ответчиком прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации в сфере обороны, в связи с невыполнением требований заключенного государственного контракта.

Так как иск подан в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц в нем отсутствует какой-либо экономический спор, он подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ и ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд:

- признать действия Федерального государственного унитарного предприятия «Главное военно-строительное управление по специальным объектам», связанные с невыполнением договорных обязательств по Контракту, незаконными;

- установить факт грубого нарушения условий Контракта в соответствии с требованиями п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от ----;

- возложить на Федеральное государственное унитарное предприятие «Главное военно-строительное управление по специальным объектам» обязанность после вступления в законную силу решения суда произвести следующие работы: разработка проектной и градостроительной документации, получение положительного заключения государственной экспертизы проектной и градостроительной документации, разработка рабочей документации, подписание итогового акта выполненных работ.

В судебном заседании старший помощник Свободненского городского прокурора Гринёва М.В., действуя на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объёме, по доводам и основаниям, изложенным в иске и уточнениях к нему, просила их удовлетворить, полагая необходимым применить срок исполнения возложения на ответчика обязанности в течение четырёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика - ФГУП «Главное военно-строительное управление по специальным объектам» ФИО1 в судебном заседании возражал относительно заявленных требований, полагая, что иск прокурора должен быть оставлен без рассмотрения ввиду его неподведомственности суду общей юрисдикции. При этом, указал, что в настоящее время на рассмотрении Арбитражного суда -- находится иск Министерства обороны РФ о взыскании неустойки по государственному контракту --.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Министерства обороны Российской Федерации и ФКП «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ Региональное управление заказчика капитального строительства Восточного военного округа, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, поддерживая заявленные требования прокурора и указывая на то, что на настоящий момент ни один из этапов работ Генпроектировщиком не выполнен.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Суд распределял между сторонами бремя доказывания, предлагал им представлять любые дополнительные доказательства, которые, по их мнению, будут достаточными для рассмотрения и разрешения дела.

В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам, которые стороны считают достаточными.

Согласно статье 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В силу статей 26, 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба: использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно статьям 27 и 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Из заявленного военным прокурором требования следует, что спорные правоотношения возникли вне сферы предпринимательской и иной экономической деятельности ответчика, поскольку предметом настоящего заявления является нарушение ответчиком прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации в сфере обороны, в связи с невыполнением требований заключенного государственного контракта.

Так как иск подан в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в нем отсутствует какой-либо экономический спор, то он подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.

Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - безопасность, национальная безопасность), полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации.

Согласно ст. 2 вышеназванного Федерального закона основными принципами обеспечения безопасности являются: 1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; 4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; 5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

В со ст. 3 Федерального закона № 390-ФЗ деятельность по обеспечению безопасности включает в себя: 1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности; 2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности; 3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности; 4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления; 5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности; 6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности; 7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности; 8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности; 9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств; 10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности; 11) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.

Государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом Российской Федерации (ч. 1, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности").

Федеральным законом от 27.05.2000 N 72-ФЗ "О ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний" ратифицирован Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, подписанный от имени Российской Федерации в городе Нью - Йорке 24 сентября 1996 года.

В силу ст. 2 указанного Федерального закона, реализация Договора осуществляется на основе поддержание боевой готовности, надежности и безопасности ядерного арсенала Российской Федерации на уровне, обеспечивающем национальную безопасность Российской Федерации; совершенствование возможностей национальной системы контроля за ядерными испытаниями за рубежом; дальнейшее совершенствование информационно - аналитических средств, в том числе разведывательных, для обеспечения получения надежных и своевременных сведений о ядерных арсеналах, возможных скрытых разработках ядерных вооружений или иной имеющей значение для целей ядерного оружия деятельности других стран.

Как следует из Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, каждое государство-участник обязуется сотрудничать в международном обмене сейсмологическими данными для содействия контролю за соблюдением настоящего Договора. Это сотрудничество включает создание и эксплуатацию глобальной сети первичных и вспомогательных станций сейсмологического мониторинга. Эти станции в соответствии с согласованными процедурами предоставляют данные в Международный центр данных.

Сеть первичных станций состоит из 50 станций, указанных в таблице 1-А Приложения 1 к данному Протоколу. Эти станции отвечают техническим и эксплуатационным требованиям, указанным в Оперативном руководстве по сейсмологическому мониторингу и международному обмену сейсмологическими данными. Непрерывно поступающие данные от первичных станций - непосредственно или через национальный центр данных - передаются в Международный центр данных в режиме прямого подключения.

В дополнение к первичной сети вспомогательная сеть в составе 120 станций предоставляет по запросу - непосредственно или через национальный центр данных - информацию в Международный центр данных. Подлежащие использованию вспомогательные станции перечислены в таблице 1-В Приложения 1 к настоящему Протоколу. Вспомогательные станции выполняют технические и эксплуатационные требования, указанные в Оперативном руководстве по сейсмологическому мониторингу и международному обмену сейсмологическими данными. Данные от вспомогательных станций могут быть в любое время запрошены Международным центром данных и немедленно предоставляются по каналам компьютерной связи в режиме прямого подключения.

Российская Федерация, ратифицировав Международный договор, приняла на себя обязательства по его исполнению, в том числе и сейсмологическому мониторингу.

Постановлением Правительства РФ от 12.12.2004 № 767 « о назначении национального органа по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний» Министерство обороны Российской Федерации назначено национальным органом по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

Постановлением Правительства РФ от 25.08.2005 № 537 "О функциях федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук по реализации договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний" установлены функции Министерства обороны Российской Федерации как национального органа по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, а также функции других федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук.

Так, на Министерство обороны РФ возложены функции по сбору и анализу оперативной и технической информации по вопросам контроля за запрещением ядерных испытаний, в том числе с использованием национальных технических средств, российских объектов Международной системы мониторинга и информации Международного центра данных Организации по Договору, а также осуществление комплексной оценки соблюдения Договора, выявление событий, свидетельствующих о возможном несоблюдении Договора другими государствами - участниками Договора, подготовка и обоснование запросов о деятельности на территории государств - участников Договора инспекции на месте; осуществление работ по созданию (модернизации) и обеспечению функционирования российских объектов Международной системы мониторинга, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и российской подсистемы глобальной системы связи Международной системы мониторинга.

Реализуя возложенные на Министерство обороны полномочия, заключен государственный контракт (в рамках государственного оборонного заказа) -- от -- на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Реконструкция малобазовой сейсмической группы «Билибино» --, Чукотский автономный округ»

На основании государственного контракта (в рамках государственного оборонного заказа) -- от -- на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Реконструкция малобазовой сейсмической группы «Билибино» --, Чукотский автономный округ», шифр объекта 665-01 Федеральное государственное унитарное предприятие ««Спецстройтехнологии при Федеральном агентстве специального строительства», (на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от ---- переименованное в Федеральное государственное унитарное предприятие «Главное военно-строительное управление по специальным объектам», Генподрядчик, Генпроектировщик, головной исполнитель) добровольно приняло на себя обязанность по разработке градостроительной документации в объёме, необходимом для получения разрешения на строительство и ввод Объекта в эксплуатацию, выполнение обследований, обмерных работ, проведение инженерных изысканий, необходимых для подготовки проектной документации, разработку проектной документации и рабочей документации для строительства, реконструкции объекта в соответствии с условиями Контракта.

Разделом 3 Контракта предусмотрены сроки выполнения работ, согласно которому:

дата окончания работ по разработке проектной и градостроительной документации - --;

дата получения положительного заключения Государственной экспертизы Проектной документации – --;

дата окончания работ по разработке Рабочей документации – --;

дата подписания Итогового акта выполненных работ – --,

Цена Контракта составила 144 731 827 рублей. При этом, распределение финансовых средств в пределах цены контракта, предназначенных для выплаты Государственным заказчиком Генпроектировщику, составляет: на 2016 год – 115 785 461 руб. 60 коп.; на 2017 год – 28 946 365 руб. 57 коп (раздел 4 Контракта).

Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" устанавливает правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа и государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги (далее также - продукция) по государственному оборонному заказу.

Согласно пунктам 3, 6 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу (далее - головной исполнитель) - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу;

государственный контракт по государственному оборонному заказу (далее - государственный контракт) - договор, заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации с головным исполнителем на поставки продукции по государственному оборонному заказу и предусматривающий обязательства сторон, их ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" головной исполнитель: принимает при заключении контрактов с исполнителями необходимые меры по их исполнению, информирует исполнителей о том, что контракты заключаются, исполняются в целях выполнения государственного оборонного заказа; обеспечивает соответствие продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, обязательным требованиям, установленным государственным заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и (или) государственным контрактом; обеспечивает качество товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов государственного заказчика, условиями государственного контракта; обеспечивает осуществление государственным заказчиком и контролирующим органом контроля за исполнением государственного контракта, в том числе на отдельных этапах его исполнения; обеспечивает возможность осуществления государственным заказчиком контроля за соответствием качества товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, требованиям законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов государственного заказчика, условиям государственного контракта; ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту и представляет государственному заказчику информацию об исполнении каждого государственного контракта в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации; исполняет иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта (ч. 3 ст. 8 ФЗ от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе").

На основании части 2 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.

В свою очередь, в ходе прокурорской проверки установлено и подтверждается материалами дела, что в нарушение раздела 3 Контракта, проектно-изыскательские работы по данному объекту, а именно разработка проектной и градостроительной документации до --, получение положительного заключения государственной экспертизы проектной и градостроительной документации – до --, разработка рабочей документации – до --, подписания итогового акта выполненных работ – до --, не выполнены.

Доказательств обратного ответчиком не представлено и материалы дела не содержат.

Вместе с тем, согласно представленным материалам, ответчику по Контракту от -- был выплачен аванс в размере 115 785 461 рубля.

-- Министерством обороны РФ в адрес ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» было направлено уведомление о нарушении сроков выполнения работ по государственному контракту -- от --, согласно которому от ответчика требовалось незамедлительно принять меры по устранению нарушения обязательств.

Как следует из письма ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» от -- в адрес 39 военной прокуратуры ни один из этапов, предусмотренных Контрактом, Генпроектировщиком не завершен. Причиной нарушения условий Контракта является ненадлежащее выполнение Генпроектировщиком принятых на себя обязательств.

Министерством обороны РФ в адрес ответчика направлялась претензия от -- ввиду невыполнения условий контракта, предусмотренных п. 3.2.

-- Министерство обороны РФ обратилось с иском к ответчику в арбитражный суд -- о взыскании неустойки.

При этом, суд полагает необходимым отметить, что наличие между сторонами спора в арбитражном суде, не свидетельствует о тождественности данного спора и его экономическом характере.

Как следует из контракта, малобазовая сейсмическая группа (МБСГ) «Билибино», акустическое пространственное шумоподавляющее устройство (АПШУ), приборные сооружения и системы обеспечения предназначены для непрерывной регистрации в цифровом виде сейсмической и инфразвуковой информации с помощью разнесенных на местности сейсмических и инфразвуковых пунктов регистрации и передачи зарегистрированной информации по космическому каналу связи в реальном масштабе в Центр сбора и обработки информации в --, а также для размещения и энергообеспечения специального технологического оборудования и обслуживающего персонала.

Таким образом, неисполнение ответчиком условий государственного контракта по выполнению проектно-изыскательских работ по объекту: «Реконструкция малобазовой сейсмической группы «Билибино» --, Чукотский автономный округ» нарушает Федеральный закон "О государственном оборонном заказе", Федеральный закон от -- N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что противоречит интересам Российской Федерации для реализации международного соглашения и защиты интересов Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц. Невозможность реконструкции объекта малобазовой сейсмической группы «Билибино» --, Чукотский автономный округ в отсутствии Проектной и градостроительной документации способствует снижению обороноспособности государства в целом, поскольку выполнение международных договоров в области ограничения ядерных испытаний являются одной из приоритетных задач в международном правовом поле.

Круг лиц, в защиту которых прокурором заявлен настоящий иск, не определен, поскольку малобазовая сейсмическая группа «Билибино» -- автономный округ должна использоваться для нужд обороны и безопасности Российской Федерации, а также анализа сейсмической активности на территории -- и в интересах всего государства.

Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, изложенные правовые нормы, и учитывая при этом, что точное количество заинтересованных в исходе настоящего дела граждан определить невозможно, что затронуты интересы Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии у прокурора права на обращение с рассматриваемым заявлением в интересах РФ и неопределенного круга лиц, и находит требования прокурора о признании незаконными действий ФГУП «Главное военно-строительное управление по специальным объектам» по невыполнению договорных обязательств по государственному контракту и возложении обязанности произвести работы по условиям государственного контракта -- от --: разработку проектной и градостроительной документации, получение положительного заключения государственной экспертизы проектной и градостроительной документации, разработку рабочей документации, подписание итогового акта выполненных работ, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, требования прокурора об установлении факта грубого нарушения условий контракта в соответствии с требованиями п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от ----, не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от -- N 504 "Об установлении понятия грубого нарушения условий государственного контракта по государственному оборонному заказу" понятие грубого нарушения условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, совершенным должностным лицом головного исполнителя, должностным лицом государственного заказчика, установлено в целях реализации части 3 статьи 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При установлении срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, полагает заявленный прокурором срок в течение четырёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу необходимым и достаточным для исполнения возложенной судом на ответчика обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеизложенное, в силу п. 3 ч. 1 ст. 333.19, п. 8 ч.1 ст. 333.20 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

решил:

Иск военного прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ФГУП «Главное военно-строительное управление по специальным объектам» о признании действий, связанных с невыполнением договорных обязательств по государственному контракту, незаконными, установлении факта грубого нарушения условий контракта, возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Федерального государственного унитарного предприятия «Главное военно-строительное управление по специальным объектам» по невыполнению договорных обязательств по государственному контракту (в рамках государственного оборонного заказа) -- от --.

Возложить на Федеральное государственное унитарное предприятие «Главное военно-строительное управление по специальным объектам» обязанность в течение 4 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда произвести следующие работы по условиям государственного контракта -- от --: разработка проектной и градостроительной документации, получение положительного заключения государственной экспертизы проектной и градостроительной документации, разработка рабочей документации, подписание итогового акта выполненных работ.

Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Главное военно-строительное управление по специальным объектам» в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий подпись О.А. Сиваева

В окончательной форме решение принято 2 июня 2019 года.

Копия верна

Судья Свободненского

городского суда Амурской области О.А. Сиваева