ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-504/20 от 03.01.2020 Ленинскогого районного суда г. Омска (Омская область)

55RS0003-01-2020-000017-33

Дело № 2-504/2020

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

03 февраля 2020 года город Омск

Ленинский районный суд города Омска

в составе председательствующего судьи Свотиной О.В.,

помощника судьи Морозовой В.В.,

при секретаре судебного заседания Степанян А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Омского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к АО «Омский речной порт» о возложении обязанности создать альтернативную версию веб сайта в сети Интернет,

УСТАНОВИЛ:

Омский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к АО «Омский речной порт» о возложении обязанности создать альтернативную версию веб сайта в сети Интернет. В обоснование заявленных требований истец указано, что Омской транспортной прокуратурой в ходе осуществления надзорной деятельности за исполнением законодательства в сфере защиты прав пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности путем мониторинга официального сайта АО «Омский речной порт» выявлены нарушения требований действующего законодательства, в части отсутствия на официальном сайте аэропорта, расположенном в сети Интернет по адресу: http://omport.ru альтернативной версии для инвалидов по зрению.

Отсутствие указанной текстовой гиперссылки затрудняет инвалидам по зрению доступ к информации, размещенной на веб-сайте АО «Омский речной порт», находящемся по адресу http://omport.ru, тем самым нарушает их право свободно искать, получать, информацию любым законным способом.

По результатам проверки в адрес генерального директора АО «Омский речной порт» внесено представление о принятии мер к устранению выявленных нарушений. Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру поступил ответ АО «Омский речной порт», из которого следует, что у юридического лица отсутствует обязанность по обеспечению наличия альтернативной версии официального сайта в сети Интернет для слабовидящих.

Отсутствие доступа инвалидов по зрению к интернет-сайту ответчика является нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, а также Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие, несоблюдение и невыполнение АО «Омский речной порт» требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к информации затрагивает интересы неопределенного круга, состав которых является непостоянным, индивидуализировать его не представляется возможным, в связи с чем, речь идет о нарушении прав неопределенного круга лиц.

С учетом изложенного, просит возложить на АО «Омский речной порт» обязанность по созданию на официальном сайте в сети Интернет по адресу http://omport.ru альтернативной версии веб сайта для инвалидов по зрению в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца помощник Омского транспортного прокурора Майер Е.П. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель АО «Омский речной порт» ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против заявленных требований, ссылаясь на то, что требования истца основаны на нарушении требований ГОСТ Р 52872-2012. Указанный ГОСТ Р 52872-2012 Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. № 1789-ст. Согласно п.1 данного приказа, ГОСТ Р 52872-2012 утвержден для добровольного применения. Принцип добровольного применения стандартов заключается в том, что в стандарты включаются только рекомендуемые требования, положения и порядки. Принцип добровольного применения стандартов говорит о волеизъявлении любого лица - субъекта хозяйственной деятельности - применять или не применять конкретный стандарт. Таким образом, отсутствие текстовой гиперссылки для перехода на версию сайта http://omport.ru/ для слабовидящих не является нарушением, поскольку в указанном выше стандарте отсутствует императивная норма, обязывающая содержать гиперссылки для перехода на версию сайта для слабовидящих. Учитывая вышеизложенное считает, что в действиях общества и действиях должностных лиц общества, отсутствуют нарушения действующего законодательства, в связи с чем, просит отказать в удовлетворении требований истца в полном объеме.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, в том числе в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Из материалов дела следует, что Омской транспортной прокуратурой в ходе осуществления надзорной деятельности за исполнением законодательства в сфере защиты прав пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности путем мониторинга официального сайта АО «Омский речной порт» выявлены нарушения требований действующего законодательства, в части отсутствия на официальном сайте аэропорта, расположенном в сети Интернет по адресу: http://omport.ru альтернативной версии для инвалидов по зрению.

Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Конституция Российской Федерации провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации), в котором обеспечивается в том числе государственная поддержка инвалидов (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации);

В ч. 1 ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»), предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информаций и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или» предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.

Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

В силу статьи 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер по социальной поддержке, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание ими равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В статье 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и * информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по. вопросам реабилитации инвалидов.

Положениями статьи 14 Федерального закона от 24 ноября 19-95 № 181-ФЗ закреплено право указанной категории граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к информации.

В силу пунктов 1, 2 абзаца 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

В развитие требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» принят ГОСТ, 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по, зрению», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.112012 № 1789-ст, который распространяется на русскоязычные ресурсы компьютерной сети Интернет и устанавливает общие требования доступности для инвалидов по зрению, использующих компьютер в качестве технического средства реабилитации.

ГОСТ 52872-2012 предусматривает альтернативную версию для инвалидов по зрению. Для веб-сайта, предусматривающего значительное число элементов, к которым значительно затруднен доступ инвалидов по зрению, необходимо обязательно предусмотреть версию сайта, имеющую минимальное число графических элементов. Для перехода на эту версию сайта на главной странице веб-сайта необходимо разместить текстовую гиперссылку.

Приказом Минтранса России от 05.05.2012 № 140 утверждены Правила перевозки пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте.

В соответствии с п. 85 Правил перевозки пассажиров в целях предоставления возможности беспрепятственного пользования внутренним водным транспортом при осуществлении перевозки пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности перевозчик обеспечивает: размещение в общедоступных информационных ресурсах, в местах продажи билетов и иным доступным способом информации в доступной для инвалидов форме об условиях предоставляемой услуги по перевозке пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, необходимой для обеспечения беспрепятственного пользования пассажирами из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности внутренним водным транспортом; реализацию мероприятий по инструктажу экипажа и иных лиц, занятых на борту судна в обслуживании пассажиров, в части осуществления действий по сопровождению и оказанию помощи при предоставлении услуги по перевозке на судне пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности; условия для самостоятельной посадки на судно и высадки с него пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, а в случае отсутствия такой технической возможности оказание помощи в посадке на судно и высадки с него силами экипажа и иных лиц, занятых на борту судна в обслуживании пассажиров; оказание помощи на борту судна в размещении багажа и ручной клади, находящейся при пассажире из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности; предоставление права пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности на перевозку сверх установленной нормы бесплатного провоза ручной клади, предусмотренной пунктом 90 настоящих Правил, трости, костылей, носилок и (или) кресла-коляски, предназначенных для личного пользования; предоставление пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности во временное пользование кресла-коляски при невозможности использования ими на борту судна личного кресла-коляски; персональное ознакомление с правилами поведения на борту судна, действиями в аварийной ситуации и иной актуальной информацией в доступной для пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности форме; сопровождение пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в случае отсутствия сопровождающего лица и оказание помощи пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами с учетом ограничений их жизнедеятельности; по заявке пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности привлечение специалиста - сурдопереводчика и/или тифлосурдопереводчика. В этом случае условия возмещения расходов на оплату услуг такого специалиста должны быть предусмотрены договором перевозки пассажира.

Согласно п. 87 Правил перевозки пассажиров перевозчик обеспечивает дублирование звуковой и зрительной информации, предназначенной для пассажиров, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Кроме того, в целях реализации положений Конвенции постановлением Правительства РФ 01.12.2015 № 1297 была утверждена Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы.

Задачами Программы являются, в том числе: обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Отсутствие указанной текстовой гиперссылки затрудняет инвалидам по зрению доступ к информации, размещенной на веб-сайте АО «Омский речной порт», находящемся по адресу http://omport.ru, тем самым нарушает их право свободно искать, получать, информацию любым законным способом.

Из материалов дела следует, что по результатам проверки в адрес генерального директора АО «Омский речной порт» вынесено представление о принятии мер к устранению выявленных нарушений.

23.12.2019 в прокуратуру поступил ответ АО «Омский речной порт», из которого следует, что у юридического лица отсутствует обязанность по обеспечению наличия альтернативной версии официального сайта в сети Интернет для слабовидящих.

Между тем, отсутствие доступа инвалидов по зрению к интернет-сайту ответчика является нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, а также Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие, несоблюдение и невыполнение АО «Омский речной порт» требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к информации затрагивает интересы неопределенного круга, состав которых является непостоянным, индивидуализировать его не представляется возможным, в связи с чем, речь идет о нарушении прав неопределенного круга лиц.

Оценив в совокупности представленные доказательства, учитывая наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении АО «Омский речной порт» действующего законодательства, суд полагает необходимым требования о возложении на ответчика обязанности по созданию на официальном сайте в сети Интернет по адресу http://omport.ru альтернативной версии веб сайта для инвалидов по зрению, удовлетворить в полном объеме.

Согласно части 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом установленных обстоятельств дела и тех действий, которые ответчик должен произвести для устранения установленных нарушений законодательства, суд полагает для ответчика достаточным установить срок в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.

С учетом изложенного суд полагает необходимым взыскать с АО «Омский речной порт» в местный бюджет государственную пошлину в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Омского транспортного прокурора удовлетворить.

Обязать АО «Омский речной порт» создать на официальном сайте в сети Интернет по адресу http://omport.ru альтернативной версии веб сайта для инвалидов по зрению в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с АО «Омский речной порт» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (Триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.В. Свотина