ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-504/2021 от 14.07.2021 Пуровского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

копия

Дело № 2-504/2021

89RS0007-01-2021-001107-82

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июля 2021 года г. Тарко-Сале

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Пасенко Л.Д.,

при секретаре судебного заседания Агеевой А.А.,

с участием помощника прокурора Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа Девятовских А.В.,

представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-504/2021 по исковому заявлению Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации муниципального округа Пуровский район о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов,

УСТАНОВИЛ:

Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации муниципального округа Пуровский район с названным иском, указав, что прокуратурой выявлены нарушения ответчиком требований законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, а также земельного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Установлено, что на земельном участке в границах п. Пурпе в районе гаражей по ул. Лермонтова в точках с географическими координатами: находится несанкционированная свалка. Земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, кому-либо в пользование не предоставлен. Отходы размещены на почвенном покрове, принадлежность отходов какому-либо лицу не установлена. По результатам проверки 28.10.2020 ответчику вносилось представление об устранении выявленных нарушений закона, однако до настоящего времени свалка не ликвидирована, что свидетельствует о том, что ответчиком не обеспечено осуществление мероприятий по охране земель, допущено загрязнение, истощение, деградация, порча земель и почв, влекущие негативное воздействие на земли, не обеспечено соблюдение экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Таким образом, ненадлежащая реализация полномочий Администрацией Пуровского района, следствием которых явилось образование значительного количества несанкционированных свалок отходов приводит к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, а также создает реальную угрозу пожарной безопасности в границах населенного пункта. Просит возложить на ответчика обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке, расположенном в границах п. Пурпе с вышеуказанными географическими координатами в срок до 01.08.2021.

В отзыве на исковое заявление представитель ответчика просит отказать в удовлетворении исковых требований, сообщив, что в 2020 году в ответ на требование Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратуры Администрацией Пуровского района предоставлялась вся информация с перечнем несанкционированных свалок отходов производства и потребления, расположенных на территории Пуровского района, а также информация о заключении муниципальных контрактов (договоров) на выполнение работ по их ликвидации. 20.10.2020 прокурору направлена информация о том, что спорная несанкционированная свалка планируется к ликвидации в срок до 31.12.2021 в рамках муниципальной программы «Охрана окружающей среды», подпрограмма «Экологическая безопасность». 28.10.2020 прокурору сообщалось, что существует потребность в финансировании для ликвидации свалки 4 976 тыс. руб. В целях реализации мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок решением Думы Пуровского района от 01.04.2021 № 205 выделены необходимые денежные средства, и 25.05.2021 с заключен муниципальный контракт ДД.ММ.ГГГГ на ликвидацию спорной несанкционированной свалки. В соответствии с п. 1.2 названного контракта срок его исполнения определен до 30.06.2021. Уборка несанкционированной свалки находится в завершающей стадии.

По смыслу приведенных правовых норм, а также с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 февраля 2005 года № 84-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО2 на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы, должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке.

В связи с определёнными процедурами, которые предшествовали заключению муниципального контракта, сведения прокурора, указанные в исковом заявлении, о том, что ненадлежащая реализация полномочий Администрацией Пуровского района, следствием которых явилось образование значительного количества несанкционированных свалок приводит к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, а также создает реальную угрозу пожарной безопасности в границах населенного пункта, являются ничем не подтвержденными и не могут служить основанием для удовлетворения исковых требований.

Ничем не подтверждены доводы прокурора о том, что на земельных участках в границах населенных пунктов <адрес> не обеспечено осуществление мероприятий по охране земель, допущено загрязнение, истощение, деградация, порча земель и почв, влекущие негативное воздействие на земли, не обеспечено соблюдение экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Администрацией Пуровского района еще до направления как информации прокурору в период 2020 года, так и до ответа на рассмотренное представление в 2020 году, осуществлялась работа по изысканию как денежных средств для ликвидации несанкционированных свалок, так и осуществлялась работа по ликвидации несанкционированных свалок на территории всего Пуровского района. Предъявление иска к ответчику и возложении на него обязанности, которая уже исполняется, является необоснованным инструментом подмены тех полномочий, которые отнесены к полномочиям органа местного самоуправления. При таких обстоятельствах считает, что отсутствует предмет спора, поскольку ответчиком исполняются полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

В судебном заседании прокурор Девятовских А.В. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, пояснил, что до настоящего времени свалка не ликвидирована, требования прокурора обоснованы, и срок проведения работ по ликвидации спорной свалки исполним.

Представитель ответчика ФИО1 исковые требования не признал по доводам, изложенным в отзыве, пояснил, что заключенный муниципальный контракт в установленный срок – 30.06.2021, не исполнен, в связи с чем в настоящее время ведется претензионная работа. Ответчиком в полной мере исполняются обязанности по ликвидации несанкционированных салок, просит продлить срок ликвидации свалки до 15.10.2021.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 8 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

На основании п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, а пунктом 2 данной статьи - сброс отходов производства и потребления, в том числе на почву запрещен.

В силу ст. 55 Закона об охране окружающей среды органы местного самоуправления обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия на окружающую среду в населенных пунктах.

Статьей 1 Федерального Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) предусмотрено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании п. 1 ст. 13 Закона об отходах производства и потребления территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно пунктам 5, 7 ст. 12 Закона об отходах производства и потребления запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов и на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии с ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них: отходов являются несанкционированными свалками отходов (п. 4.13).

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В силу п. 6 ст. 2 Закона об охране окружающей среды отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством: санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Пунктом 2 ст. 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации п. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Пунктом 2.11 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» предусмотрено, что обращение с отходами должно осуществляться на специально оборудованных объектах, предназначенных для сбора размещения отходов. Не допускается вывозить и сбрасывать отходы в места, не предназначенные для указанных целей, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Исходя из положений ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» использование земельных участков, расположенных на территории населенных пунктов входящих в состав муниципального округа Пуровский район, осуществляется органом местного самоуправления муниципального округа Пуровский район.

На основании ч. 1 ст. 1 Закона ЯНАО от 23.04.2021 N 34-ЗАО "Об изменении административно-территориального устройства Ямало-Ненецкого автономного округа путем преобразования населенных пунктов в форме присоединения, об организации местного самоуправления на территории городского округа город Губкинский Ямало-Ненецкого автономного округа и изменении его границ" поселок Пурпе утрачивает статус поселка, и его территория становится частью территории города Губкинского.

До 01.01.2022 на территории присоединяемого поселка Пурпе полномочия по решению вопросов местного значения муниципального округа в соответствии со ст.ст. 16, 17 Федерального закона № 131-ФЗ, осуществление прав органов местного самоуправления муниципального округа в соответствии со ст. 16.1 Федерального закона № 131-ФЗ, исполнение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального округа в порядке, установленном ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ, осуществляют органы местного самоуправления муниципального округа Пуровский район (ч. 5 ст. 5 Закона ЯНАО от 23.04.2021 N 34-ЗА).

Таким образом, суд находит установленным, что ликвидация несанкционированных свалок на территории п. Пурпе ЯНАО возложена на органы местного самоуправления муниципального округа Пуровский район.

19.08.2020 Ямало-Ненецким природоохранным прокурором принято решение провести проверку в отношении Администрации МО Пуровский район по исполнению требований земельного законодательства, а также законодательства об обращении с отходами производства и потребления в части принятия мер по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории муниципальных образований (л.д. 10).

25.09.2020 Главой муниципального образования Пуровский район сообщено прокурору, что в границах п. Пурпе на земельном участке в районе гаражей по ул. Лермонтова имеется несанкционированная свалка с координатами: , в подтверждение чему представлен акт обследования земельного участка от 01.06.2020 (л.д.14-15, 16).

А также представлена локальная смета на выполнение работ по ликвидации данной свалки, согласно которой стоимость работ составляет 2 710 834 руб. (л.д. 17-18).

При направлении указанной информации ответчиком сообщалось, что ведутся работы по ликвидации 33 несанкционированных свалок, расположенных на территории Пуровского района. Кроме того, сообщалось, что 15 несанкционированных свалок уже ликвидированы путем привлечения организаций, волонтеров и прочих общественных движений (в том числе в рамках субботников и акций).

15.10.2020 прокурор направил ответчику требование о предоставлении сведений о мерах по ликвидации несанкционированных свалок (л.д. 19).

20.10.2020 ответчиком направлена запрашиваемая информация с приложением перечня несанкционированных свалок, из которого следует, что спорная свалка не ликвидирована (л.д. 22, 23-24).

28.10.2020 прокурором Главе Пуровского района внесено представление об устранении нарушений закона с указанием принять меры по ликвидации спорной несанкционированной свалки (л.д. 27-30).

19.11.2020 в ответ на представление Глава Пуровского района сообщил прокурору, что спорная свалка выявлена во 2-м квартале 2020 года, ее ликвидацию планируется включить в план мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок муниципальной программы «Охраны окружающей среды» на 2021 год, ее ликвидацию планируется осуществить в срок до 15.10.2021 (л.д. 31-32).

09.03.2021 прокурором Главе Пуровского района направлено требование о предоставлении сведений об объеме выделенных денежных средств на ликвидацию несанкционированных свалок, планируемых сроках их ликвидации, заключенных договорах на их ликвидацию (л.д. 34).

19.03.2021 прокурором ответчиком сообщено, что на ликвидацию несанкционированных свалок, указанных в представлении от 28.10.2020 выделено 2 195 000 руб., спорную свалку планируется ликвидировать в июне-октябре (л.д. 35).

25.05.2021 по ликвидации спорной несанкционированной свалки со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 74-85).

28.06.2021 ответчиком направлено письмо » с просьбой усилить работу по вывозу и утилизации мусора и уведомить о предполагаемом сроке окончания работ.

В связи с неисполнением <данные изъяты> обязательств по муниципальному контракту в срок, 07.07.2021 ответчиком адрес направлено требование о выплате неустойки в связи с неисполнением обязательств по контракту.

13.07.2021 ответчиком совершено обследование несанкционированной спорной свалки в п. Пурпе и установлено, что площадь свалки составляет 3 000 кв.м, объем отходов свалки - 500 куб. м.

Данные обстоятельства подтверждаются и показаниями свидетеля ФИО6 о том, что с места свалки осталось вывезти 300-500 куб.м мусора.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что спорная несанкционированная свалка в настоящее время не ликвидирована, и ее наличие ведет к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, создает реальную угрозу пожарной безопасности в границах населенного пункта, в связи с чем исковые требования обоснованы, законны и подлежат удовлетворению.

При этом суд находит неподтверждённым факт загрязнения, истощения, деградации, порчи земель и почв, влекущем негативное воздействие на земли на участке, на котором расположена несанкционированная спорная свалка, поскольку прокурором в нарушении ст. 56 ГПК РФ доказательств этому не представлено.

Доводы ответчика о том, что ненадлежащая реализация полномочий Администрацией Пуровского района, следствием которых явилось образование значительного количества несанкционированных свалок приводит к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую к нарушению прав, а также создает реальную угрозу пожарной безопасности в границах населенного пункта, ничем не подтверждены, несостоятельны, потому как само наличие несанкционированной свалки является безусловным нарушением таких прав граждан и представляет пожароопасную угрозу, и факт ее наличия установлен судом и не опровергается ответчиком.

По вышеуказанным обстоятельствам также являются несостоятельными доводы ответчика об отсутствии предмета спора.

Статьёй 206 ГПК РФ установлено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исходя из общеправового принципа разумности и справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданских правоотношений.

С учетом того, чтобы решение суда было исполнимым, суд считает необходимым принять во внимание тот факт, что ответчиком в целях ликвидации спорной несанкционированной свалки заключен муниципальный контракт со сроком исполнения 30.06.2021, по которому в целях понуждения подрядчика к выполнения принятых обязательств по контракту, ведется претензионная работа, а также с учетом объемов несанкционированной свалки, суд полагает обоснованным и разумным предоставить ответчику срок исполнения решения суда до

При этом ответчик не лишен права при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению решения в определенных срок, на обращение в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального округа Пуровский район в срок до 01 августа 2021 года ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную в границах

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – с 19 июля 2021 года.

Председательствующий Л.Д. Пасенко

"КОПИЯ ВЕРНА" Судья Пасенко Л.Д. __________Пом. судьи ФИО7_______«_____» _________________20 ______г.

Подлинник документа хранится

в материалах дела

в Пуровском районном суде