Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
27 апреля 2022 года г. Кимры
Кимрский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Светличной С.П.
при секретаре судебного заседания Кужель М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 ФИО6 к Муниципальному унитарному предприятию города Кимры «Водопроводно-канализационное хозяйство» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,, невыплаченного выходного пособия, компенсации отпуска, процентов за невыплату заработной платы, выплаты при увольнении, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 (далее по тексту – истец) обратился в Кимрский городской суд Тверской области с указанными исковыми требованиями, который мотивирует тем, что между ним, и МУП г. Кимры «Водопроводно-канализационное хозяйство» (далее по тексту – ответчик, Предприятие) заключен трудовой договор №* от ДД.ММ.ГГГГ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно Истец являлся работником Муниципального унитарного предприятия города Кимры «Водопроводно- канализационное хозяйство» и осуществлял трудовую деятельность в должности юрисконсульта.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу части 5 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно положениям статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В силу части 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно частям 5 и 6 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьей 143 Трудового кодекса Российской Федерации коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, могут устанавливаться тарифные системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.
Статьей 45 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Вопросы действия соглашений, в том числе отраслевых (межотраслевых) соглашений, регламентированы статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
На федеральном уровне социального партнерства заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы между Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения и Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения.
Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный №*, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» (www.ro smintrud.ru) и опубликовано в газете «Солидарность» (№*, 2017).
Письмом руководителя Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда) от ДД.ММ.ГГГГ№*/В-835, опубликованным ДД.ММ.ГГГГ в «Российской газете» (№*, 2017), в соответствии с частью 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, не участвовавшим в заключении Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, предложено присоединиться к нему.
Поскольку в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования указанного предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Ответчиком не был представлен в установленном частью 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы считается распространенным на Муниципальное унитарное предприятие города Кимры «Водопроводно-канализационное хозяйство» как работодателя.
На федеральном уровне социального партнерства также заключено дополнительное соглашение к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы между Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения и Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения (далее - дополнительное соглашение), которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный №*, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.rosmintrud.ru).
Письмом руководителя Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда) от 08 июня 2018 года № 14-4/10/В-4240, опубликованным 15 июня 2018 года в «Российской газете» (№ 129, 2018), предложено работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, не участвовавшим в заключении дополнительного соглашения, присоединиться к нему. Обращено внимание, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении дополнительного соглашения, не будет представлен в установленном частью 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к дополнительному соглашению, то дополнительное соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
Поскольку в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования указанного предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Ответчиком не был представлен в установленном частью 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы в редакции дополнительного соглашения считается распространенным на Муниципальное унитарное предприятие города Кимры «Водопроводно-канализационное хозяйство» как работодателя.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, в силу статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, условия оплаты труда работников Муниципального унитарного предприятия города Кимры «Водопроводно-канализационное хозяйство», определенные трудовыми договорами и коллективным договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы (в редакции дополнительного соглашения).
Согласно пункту 2.3 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы с 01 января 2019 года минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), установлена для организаций коммунального теплоснабжения в размере 10 303 рубля.
Приказом №* от ДД.ММ.ГГГГ в Муниципальном унитарном предприятии города Кимры «Водопроводно-канализационное хозяйство» установлена минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда в размере 3 703 рубля.
Подробный расчет разницы между заработной платой, подлежащей начислению и выплате с учетом минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда с ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 303 рубля, и фактически выплаченной заработной платой, начисленной исходя из месячной тарифной ставки рабочих первого разряда в размере 3 703 рубля, представлен в приложении к настоящему исковому заявлению.
Ранее Кимрским городским судом Тверской области рассматривались и были удовлетворены аналогичные исковые требования к Муниципальному унитарному предприятию <адрес> «Водопроводно-канализационное хозяйство» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы работников ФИО4 (решение Кимрского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №*), ФИО5 (решение Кимрского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №*), а также исковые требования Истца о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за предыдущий период (решение Кимрского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №*).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации.
Согласно подпункту «а» пункта 5.9 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы в случае расторжения трудового договора с работником, подлежащим увольнению в связи с сокращением численности или штата, с ликвидацией организации работодатель выплачивает ему все виды вознаграждений, положенных работникам организации и носящих квартальный, полугодовой, годовой и иной характер в размерах пропорционально отработанному времени, а также производит компенсационные выплаты, денежные вознаграждения в порядке и на условиях, закрепленных в компенсационных соглашениях или коллективных договорах, действующих непосредственно в Организациях, увольняемым работникам - не менее 3-кратного среднего месячного заработка.
ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с Истцом был расторгнут Ответчиком на основании пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с ликвидацией работодателя, однако выходное пособие (компенсация при увольнении) было выплачено Ответчиком не в полном размере.
Расчет невыплаченного работодателем выходного пособия (компенсации при увольнении) представлен в соответствующем приложении к исковому заявлению.
В силу части 1 статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Трудовой договор с Истцом был расторгнут по инициативе Ответчика, однако компенсация за неиспользованные 46,25 дней отпуска была выплачена Ответчиком не в полном размере.
Расчет невыплаченной работодателем компенсации за неиспользованные отпуска представлен в приложении к настоящему исковому заявлению.
Статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Расчет размера процентов (денежной компенсации) за невыплату работодателем в установленной срок заработной платы, выплат при увольнении представлен в приложении.
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Незаконными действиями работодателя Истцу причинен моральный вред, который выразился в стрессе, связанном с отсутствием денежных средств для достойного существования его самого и его семьи. Размер причиненного морального вреда Истец оценивает в 3 000 рублей.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений.
Просит суд взыскать с Муниципального унитарного предприятия города Кимры «Водопроводно - канализационное хозяйство» в пользу ФИО1 Юрия Вячеславовича недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в размере 579 885,68 (пятьсот семьдесят девять тысяч восемьсот восемьдесят пять рублей 68 копеек); невыплаченное выходное пособие (компенсацию при увольнении) в размере 223 081,72 (двести двадцать три тысячи восемьдесят один рубль 72 копейки); компенсацию отпуска в размере 126 022,67 (сто двадцать шесть тысяч двадцать два рубля 67 копеек); проценты (денежную компенсацию) за невыплату заработной платы, выплат при увольнении за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 91 691,83 (девяносто одна тысяча шестьсот девяносто один рубль 83 копейки); проценты (денежную компенсацию) за невыплату заработной платы, выплат при увольнении на основании статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации за период с ДД.ММ.ГГГГ по день фактической выплаты задолженности в сумме 928 990,07 рублей (девятьсот двадцать восемь тысяч девятьсот девяносто рублей 07 копеек); компенсацию морального вреда в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
В судебное заседание истец ФИО2 не явился, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика – Муниципального унитарного предприятия города Кимры «Водопроводно-канализационное хозяйство» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещался судом о времени и месте рассмотрения данного гражданского дела, что подтверждается материалами дела
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.
Доказательства, исследованные в ходе судебного разбирательства, суд признает относимыми, допустимыми и достоверными, и в своей совокупности достаточными для разрешения дела. При рассмотрении заявленных требований, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу абз. 5 ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Частью 1 ст. 135 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Исходя из ч. 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ, системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Судом установлено, что ФИО2 был принят на работу в Муниципальное унитарное предприятие города Кимры «Водопроводно-канализационное хозяйство» на должность юрисконсульта с 06.05.2019 года с должностным окладом 21 330 рублей в месяц, квалификационным уровнем 5,76 и ежемесячной премией 50 %, что следует из трудового договора №* от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с приказом №12 от 10.12.2021 года «О прекращении (расторжении) трудового договора», трудовой договор №* от ДД.ММ.ГГГГ заключенный с ФИО2 ФИО7 прекращен (расторгнут), ФИО2 ФИО8 уволен в связи с ликвидацией организации ( п.1,ч.1 ст. 81 Трудового Кодекса Российской Федерации).
В силу требований ч. 5 и 6 ст. 135 ТК РФ условия оплаты труда, определённые трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определённые коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Исходя из статьи 143 ТК РФ, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, могут устанавливаться тарифные системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Трудового кодекса РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (ч. 8 ст. 45 Трудового кодекса РФ).
Согласно ст. 46 Трудового кодекса РФ в соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон, в том числе по вопросам гарантий, компенсаций и льгот работникам.
Вопросы действия соглашений, в том числе отраслевых (межотраслевых) соглашений, регламентированы ст. 48 ТК РФ, согласно которой по предложению сторон заключённого на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространённым на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
На федеральном уровне заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы между Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения и Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения (далее – Отраслевое соглашение), в редакции Дополнительных соглашений, утвержденных Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 05.09.2017 года, 27.02.2018 года, 03.08.2018 года.
Отраслевое соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 28.12.2016 года № 22/17-18, опубликовано в газете «Солидарность» и размещено на официальном сайте Минтруда России (www.rosmintrud.ru).
Согласно п. 1.2 Отраслевого соглашения, настоящее Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений между полномочными представителями работников и работодателей Организаций, на которые распространяется действие Соглашения, вне зависимости от форм собственности Организаций, общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также определяющий права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства. Соглашение направлено на совершенствование системы взаимоотношений и согласования интересов между работниками, органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями по вопросам регулирования социально-трудовых и иных связанных с ними экономических отношений в жилищной и коммунальной сферах, а также на повышение эффективности работы организаций жилищно-коммунального хозяйства (далее - Организации), на реализацию социально-экономических, трудовых прав и законных интересов работников данной отрасли.
Согласно п. 10.8 Отраслевого соглашения, если работодатели, осуществляющие деятельность в сфере ЖКХ, в течение 30-ти календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Соглашению, не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то Соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций (с указанием оснований отказа, согласно критериям, установленным Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений или иным уполномоченным на это органом) работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющим работников данного работодателя с поддержкой отказа. В соответствии с ч. 3 ст. 8 ТК РФ устанавливается, что без совместного решения об отказе, он не является мотивированным.
Письмом Минтруда России от 03.02.2017 года № 14-4/10/В-835, опубликованном 17.02.2017 года в «Российской газете», выпуск № 36, предложено работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, не участвовавшим в заключении соглашения, присоединиться к нему. Обращено внимание, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном частью 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
Поскольку в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования указанного предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Муниципальным унитарным предприятием города Кимры «Водопроводно-канализационное хозяйство» не был представлен мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы считается распространённым на МУП «ВКХ» как работодателя.
Доказательств обратного ответчиком, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
Согласно пункту 2.3 Отраслевого соглашения с 01.01.2019 года минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), установлена для организаций коммунального теплоснабжения в размере 10 303 рублей.
Приказом № 178 от 01.07.2015 года в МУП «ВКХ» установлена минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда в размере 3 703 рубля, минимальная часовая тарифная ставка рабочего первого разряда в размере 22 рубля 44 копейки.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что условия оплаты труда ФИО2, определённые трудовым договором с МУП «ВКХ» и коллективным договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленным Отраслевым соглашением.
Как следует из представленного истцом расчёта разницы между заработной платой, подлежащей начислению и выплате с учётом минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда с 01.01.2019 года в размере 10 303 рубля, и фактически выплаченной заработной платой, начисленной исходя из месячной тарифной ставки рабочих первого разряда в размере 3 703 рубля, её задолженность составляет 579 885 рублей 68 копеек.
Не доверять данному расчёту у суда оснований не имеется, поскольку он является арифметически верным, контррасчет ответчиком не представлен, в связи с чем, суд приходит к выводу о взыскании с МУП города Кимры «ВКХ» задолженности по заработной плате за период с 01 февраля 2021 года по 10 декабря 2021 года включительно в размере 579 885 рублей 68 копеек.
Согласно статье 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчёта включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Учитывая, что в судебном заседании нашёл подтверждение факт невыплаты истцу заработной платы в полном объёме, с МУП города Кимры «ВКХ» в пользу ФИО2 за период с 16 марта 2021 года по 14 марта 2021 года (согласно заявленных требований) подлежат взысканию проценты (денежная компенсация) в размере 91 691 рублей 72 копейки, расчёт по которым, произведённый из заявленной истцом суммы, признаётся судом достоверным и ответчиком не оспорен.
На основании ст. 80 ТК РФ в последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет.
Согласно ст. 84.1 ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой. В силу ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
В соответствии со ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен.
Истцом представлен расчет невыплаченного выходного пособия (компенсации при увольнении), из которого следует, что задолженность за работодателем по выплате выходного пособия составляет 223 081 рублей 72 копейки, а также расчет задолженности ответчика по выплате компенсации за неиспользованный отпуск, который составляет 126 022 рублей 067 копеек. Данные расчеты ответчиком не оспорены, контррасчеты суду не представлены.
В соответствии со статьёй 237 ТК РФ моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причинённого ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учётом объёма и характера причинённых работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
В связи с установлением факта нарушения работодателем трудовых прав ФИО2, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 3 000 (три тысячи рублей).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются истцы – по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 61.2, пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) подлежит зачислению в бюджеты городских округов.
Принимая во внимание вышеприведённые требования действующего законодательства, с Муниципального унитарного предприятия города Кимры «Водопроводно-канализационное хозяйство» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 12 489 рублей 90 копеек. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2 ФИО9 к Муниципальному унитарному предприятию города Кимры «Водопроводно-канализационное хозяйство» удовлетворить.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия города Кимры «Водопроводно-канализационное хозяйство» (№*) в пользу ФИО2 ФИО10 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца гор. Кимры, Тверской области ИНН №*):
недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в размере 579 885,68 рублей (пятьсот семьдесят девять тысяч восемьсот восемьдесят пять рублей 68 копеек); невыплаченное выходное пособие (компенсацию при увольнении) в размере 223 081, 72 рублей (двести двадцать три тысячи восемьдесят один рубль 72 копейки); компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 126 022, 67 рублей (сто двадцать шесть тысяч двадцать два рубля 67 копеек); - а всего взыскать сумму 928 990,07 рублей (девятьсот двадцать восемь тысяч девятьсот девяносто рублей 07 копеек.)
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия города Кимры «Водопроводно-канализационное хозяйство» №*) в пользу ФИО2 ФИО11 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> ИНН №*) проценты (денежную компенсацию) за невыплату заработной платы, выплат при увольнении за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 91 691, 83 рублей (девяносто одна тысяча шестьсот девяносто один рубль 83 копейки);
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия <адрес> «Водопроводно-канализационное хозяйство» (№*) в пользу ФИО2 ФИО12 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>№*) проценты (денежную компенсацию) за невыплату заработной платы, выплат при увольнении, на основании статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, за период с ДД.ММ.ГГГГ по день фактической выплаты задолженности в сумме 928 990,07 рублей.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия <адрес> «Водопроводно-канализационное хозяйство» (№*) в пользу ФИО2 ФИО13 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>№*) компенсацию морального вреда в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия города Кимры «Водопроводно-канализационное хозяйство» в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину в размере 12 489,90 рублей (двеннадцать тысяч четыреста восемьдесят девять рублей 90 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Кимрский городской суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 29 апреля 2022 года.
Судья Светличная С.П.
1версия для печатиДело № 2-504/2022 ~ М-375/2022 (Решение)