ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5052/18 от 19.09.2018 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Решение

Именем Российской Федерации

19.09.2018 года г. Саратов

Кировский районный суд города Саратова в составе

председательствующего судьи Бондаренко В.Е.,

при секретаре Тупиченко Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в интересах ФИО1 к АО «Саратовские авиалинии» о защите прав потребителя,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области обратилось в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1 к АО «Саратовские авиалинии», мотивируя требования следующим.

18 марта, 27 апреля, 13 мая 2018 года ФИО1 приобрела у ответчика авиабилеты по направлениям Саратов-Москва, Саратов-Сочи, ФИО2 общей стоимостью 35250 руб. По причине аннулирования сертификата эксплуатанта истец произвел возврат билетов. Перевозчик провозную плату не вернул, в связи с чем, истец просит расторгнуть договоры перевозки пассажиров, заключенные между ФИО1 и АО «Саратовские авиалинии»; взыскать убытки за провозную плату в размере 35250 руб., неустойку за период с 16.07.2018 года по 20.08.2018 года в размере 35955 руб., а начиная с 20.08.2018 года по день удовлетворения требований по 1057,5 руб. в день, штраф, компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.

Истец ФИО1, извещенная надлежащим образом (л.д. 38) в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, в котором подтвердила перечисление ответчиком 04.08.2018 года провозной платы в полном объеме (л.д. 31-32, 40).

Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом (л.д. 35,37) в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении не представил.

Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 784 Гражданского кодекса РФ перевозка пассажиров осуществляется на основании договора перевозки.

Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

На основании п. 1 ст. 786 Гражданского кодекса и п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевести пассажира в пункт назначения; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.

Пунктом 2 ст. 786 Гражданского кодекса РФ и п. 2 ст. 105 Воздушного кодекса РФ определено, что заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.

В соответствии с п. 1 ст. 793 Гражданского кодекса РФ и п. 1 ст. 116 Воздушного кодекса РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Согласно ст. 102 Воздушного кодекса РФ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами. Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.

Порядок возврата провозной платы устанавливается Федеральными авиационными правилами, утвержденными приказом Минтранса России от 28.06.2007 года № 82, (далее по тексту Федеральные правила).

Согласно указанным Правилам возврат провозной платы производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика на основании неиспользованного (частично использованного) перевозочного документа при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, или управомоченному лицу (п.231, 232).

Согласно п. 2.3.7 Правил воздушной перевозки пассажиров, багажа и грузов АО «Саратовские авиалинии» в случае невозможности доставить пассажира рейсом, указанным в пассажирском билете, и если такая невозможность не вызвана нарушением пассажиром настоящих Правил перевозки и/или условий договора перевозки, АО «Саратовские авиалинии» по согласованию с пассажиром может: произвести возврат сумм в соответствии с установленными АО «Саратовские авиалинии» Правилами воздушных перевозок.

Согласно п. 6.1.1 указанных Правил при не выполнении перевозки по вине АО «Саратовские авиалинии», а также при вынужденном или добровольном отказе пассажира от полета АО «Саратовские авиалинии» обязано возвратить суммы по неиспользованному перевозочному документу. Возврат производится в соответствии с настоящими Правилами, Условиями применения тарифов АО «Саратовские авиалинии», а также иными применимыми внутренними правилами и технологиями АО «Саратовские авиалинии».

Возврат сумм по неиспользованному перевозочному документу производится в течение срока действия перевозочного документа, если иное не оговорено Условиями применения тарифов АО «Саратовские авиалинии» (п.6.1.2 Правил).

На сайте www.saratovairlines.ru в Правилах воздушной перевозки пассажиров, багажа и грузов АО «Саратовские авиалинии» размещен порядок предъявления и рассмотрения претензии по возврату денежных средств (каким образом направлять претензию, какие сведения в претензии должны быть указаны и т.п.).

Согласно ст. 127.1 Воздушного кодекса РФ перевозчик обязан в течение тридцати дней со дня поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме или в форме подписанного электронной подписью электронного документа уведомить лицо, предъявившее претензию, об удовлетворении или отклонении претензии.

24.07.2018 года ФИО1 обратилась в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области с заявлением по вопросу обращения в суд с исковым заявлением в защиту нарушенных прав потребителя (л.д. 8).

В соответствии с п. 4 ст.40 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 № 17, пп. 5.1, 5.1.3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322, п.8, 40 Положения, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 10.07.2012 года № 750 Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области обратилось в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1 о защите прав потребителей.

В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 приобрела авиабилеты на сумму 35250 руб. (л.д. 9-12).

05.06.2018 года истец по месту нахождения АО «Саратовские авиалинии» произвела возврат билетов (л.д. 13).

Возврат билетов был произведен после издания Федеральным агентством воздушного транспорта приказа № 449-П от 30 мая 2018 года об аннулировании сертификата эксплуатанта акционерного общества «Саратовские авиалинии» в связи с истечением срока действия сертификата эксплуатанта, ограниченного в соответствии с приказом Расавиации от 01 марта 2018 года № 165 –П.

В силу п.231 аннулирование сертификата эксплуатанта является основанием для возврата провозной платы.

Истец подтвердила перечисление ответчиком 04.08.2018 года провозной платы в полном объеме (л.д. 31-32).

В этой связи требование истца о взыскании с ответчика убытков за провозную плату в размере 35250 руб. удовлетворению не подлежит в связи с добровольным исполнением.

Учитывая, что основанием для возврата провозной платы явилось аннулирование сертификата эксплуатанта, требование истца о расторжении договора перевозки пассажиров подлежит отклонению.

Учитывая допущенные перевозчиком нарушения Воздушного кодекса РФ, Федеральных правил и правил, утвержденных перевозчиком, суд полагает законным требование истца о взыскании компенсации морального вреда и штрафа.

Основанием для взыскания компенсации морального вреда, в силу ст. 15 Закона РФ о защите прав потребителей от 07.02.1992 N 2300-1 является нарушение исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей.

Пленум ВС РФ разъяснил, если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами (Постановление № 17 от 28.06.2012 года п.2).

Нарушение прав пассажира и вина перевозчика установлена, с учетом характера допущенного нарушения суд присуждает истцу компенсацию морального вреда – 2000 руб.

ФИО1 указала, что перевозчик нарушил десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования в связи с чем, должен уплатить неустойку, размер которой определен в соответствии с п.5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей.

В связи с чем истцом заявлено требование о взыскании неустойки за период с 16.07.2018 года по 20.08.2018 года в размере 35955 руб., а начиная с 20.08.2018 года по день удовлетворения требований по 1057,5 руб. в день.

Суд не может согласиться с представленным истцом расчетом.

Положениями ст. 127.1 ВК РФ предусмотрен тридцатидневный срок рассмотрения претензии со дня ее поступления.

Правила, предусмотренные ГК РФ, ВК РФ, Федеральными правилами и правилами перевозчика, регулирующими отношения перевозчика и пассажира, имеют приоритет по отношению к правилам, установленным законом о защите прав потребителей.

Истец представила ответчику претензию 05.06.2018 года (л.д.13), следовательно, последним днем рассмотрения претензии является 05.07.2018 года. В этой связи с ответчика в пользу истца подлежит взысканию неустойка за период с 06.07.2018 года по 04.08.2018 года (день перечисления провозной платы) в размере 30667,5 руб. (35250*3%*29 дней).

В добровольном порядке перевозчик требование истца, изложенное в иске, не удовлетворил, в силу ст. 13 Закона о защите прав потребителей с ответчика в пользу пассажира подлежит взысканию штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя –16333,75 руб. (30667,5+2000/2).

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1420 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд

решил:

взыскать с АО «Саратовские авиалинии» в пользу ФИО1 неустойку за период с 06.07.2018 года по 04.08.2018 года в размере 30667,5 руб., компенсацию морального вреда в размере 2000 руб., штраф в размере 16333,75 руб.

В удовлетворении остальных требований истца отказать.

Взыскать с АО «Саратовские авиалинии» в доход бюджета государственную пошлину в размере 1420 руб.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца через Кировский районный суд г.Саратова.

Мотивированное решение изготовлено 24.09.2018 года.

Судья Бондаренко В.Е.