Дело № 2-5053/17
Решение
Именем Российской Федерации
04 декабря 2017 года г. Щелково Московской <адрес>
Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Адамановой Э.В.,
при секретаре судебного заседания Даутовой Ф.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Аскеровой ФИО15 к Министерству социального развития Московской области об признании незаконным решения об отказе в присвоении статуса многодетной семьи, обязании выдать удостоверение многодетной семьи,
Установил:
Истец Аскерова Г.А. обратилась в Щелковский городской суд Московской области с исковым заявлением к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения "Многодетной семьи", обязании выдать удостоверение "Многодетной семьи" в силу Закона Московской области от 12.01.2006 г. N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области".
В обоснование заявленных требований указала, что является матерью троих несовершеннолетних детей, проживающих совместно с ней и его супругом на территории ФИО6 области в Щёлковском районе. В выдаче удостоверения многодетной семьи истцу отказано ввиду того, что ее супруг Варданян ФИО17 зарегистрирован в <адрес>.
Фактически ее супруг проживает на территории <адрес> совместно с ней и несовершеннолетними детьми.
Также он имеет постоянное место работы на территории Московской области, получает медицинское обслуживание по территориально-участковому принципу по месту своего жительства и имеет благодарственные письма за активное участие в жизни детского сада, которую посещают дети. В связи с этим она, ее супруг и несовершеннолетние дети являются членами многодетной семьи и имеют право на меры социальной поддержки, предусмотренной законодательством для данной категории семьи. Получателем мер социальной поддержки по месту постоянной регистрации супруга не являются. Отсутствие постоянной регистрации супруга в Московской области не может являться препятствием к установлению статуса «многодетная семья». Истец считает данный отказ незаконным, поскольку фактически его семья в полном составе проживает в Московской области, она и трое несовершеннолетних детей постоянно зарегистрированы по месту пребывания в <адрес>
На основании изложенного, истец просит суд признать факт проживания Варданяна ФИО18 по адресу: <адрес> признать незаконным отказ Щелковского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Российской Федерации и обязать выдать удостоверение «Многодетная семья».
В судебном заседании истец Аскерова Г.А. поддержала исковые требования и просила удовлетворить по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснила, что права ее семьи нарушены ответчиком незаконно.
Представитель Министерства социального развития Московской области Худовердова Л.А., действующая на основании доверенности (копия в деле),иск не признает, против удовлетворения заявленных требований возражала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве.
Третье лицо Варданян О.В. в судебное заседание не явился, о его дате и времени извещен надлежащим образом.
Допрошенная в судебном заседании свидетель Ионова И.Н. суду пояснила, что знает семью истца Аскеровой Г.А., она 7 лет замужем за Варданян О.В., все вместе проживают с детьми в <адрес>, в <адрес>, приводят детей на занятия несколько раз в неделю на кружки, секции, постоянно видят их в магазине, семья постоянно проживает в Московской области на протяжении длительного времени.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Как установлено судом, Варданян О.В. является многодетным отцом, а Аскерова Г.А. - многодетной матерью троих детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.10), ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.12), ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.14).
Свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ актовая запись за № установлено, что Аскерова ФИО27 и Варданян ФИО28 находятся в зарегистрированном браке (л.д.20).
Истец и члены его семьи фактически проживают по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д.9), свидетельствами о регистрации по месту жительства (л.д.11, 13, 15), Благодарственными письмами Варданяну ФИО29 от руководства МАДОУ Центра развития ребенка-детского сада № д. <адрес> Щелковского муниципального района Московской области за активное участие в жизни детского сада (л.д.22-24), медицинской картой амбулаторного больного Варданян ФИО30, подтверждающей получение медицинского обслуживания в Щелковском районе Московской области (л.д.26), справкой с места работы ООО «ТТК ТЕНО» с ДД.ММ.ГГГГ по 2017 г. (л.д.25), свидетельскими показаниями ФИО40 в материалах дела.
При этом, истец Аскерова Г.А. и трое ее несовершеннолетних детей имеют постоянную регистрацию по месту жительства в <адрес>
Истец обратился в Щёлковское управление социальной защиты населения с заявлением о постановке на учет и выдаче удостоверения в подтверждение статуса «многодетной семьи». Ответом от 30.11.2016г. в удовлетворении заявления истцу отказано, поскольку ее супруг не имеет местожительство в Московской области, т.е. зарегистрирован в другом субъекте РФ.
При разрешении заявленных требований суд учитывает, что Указом Президента Российской Федерации N 431 от 5.05.1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установлены меры социальной поддержки многодетных семей.
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 5.05.1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом. Однако такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были.
В силу статьи 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1). К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан,... имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).
Закон Московской области от 12.01.2006 г. N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", устанавливающий виды компенсаций, фактически был принят в целях реализации Указа Президента Российской Федерации N 431 от 05.05.1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
При таких обстоятельствах, вопрос об обеспечении мерами социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ и ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
На основании указанных положений ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", регистрация не входит в понятие "место жительства", а является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Согласно Закону Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" меры социальной поддержки предоставляются многодетным семьям, имеющим место жительства в Московской области на основании удостоверения многодетной матери (отца) (п. 4 ст. 21).
На основании ст. 2 Закона многодетная семья - семья, воспитывающая трех или более несовершеннолетних детей.
Постановлением Правительства Московской области от 18.04.2008 N 294/13, утратившим силу с 11.03.2016 года в связи с принятием Постановления Правительства Московской области от 11.03.2016 года N 17/7, и действовавшего на дату обращения истца с заявлением, утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной матери, многодетного отца.
Удостоверение согласно Порядку выдается родителям (законным представителям), состоящим в браке, либо одному из родителей (законному представителю), с которым проживают дети.
Пунктом 3 установлено, что для получения удостоверения родитель (законный представитель) представляет в Подразделение по месту своего жительства заявление с приложением следующих документов: паспорт заявителя; фотография заявителя размером 3 см x 4 см; копии свидетельств о рождении детей; копия свидетельства о регистрации либо расторжении брака; копия свидетельства об установлении отцовства; копия решения суда об усыновлении ребенка; копии документов, подтверждающих установление опеки (попечительства) над ребенком; копия договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью; справка с места жительства детей; копия соглашения родителей о месте проживания детей.
На основании п. 5 удостоверение не выдается в случае: представления не всех необходимых документов; отсутствия у семьи статуса многодетной.
При таких обстоятельствах, установлено фактическое проживание семьи истца в жилом помещении по адресу: <адрес> установлен факт наличия 3-х детей несовершеннолетнего возраста у истца и третьего лица, не выявлены какие-либо основания для отказа в присвоении семье истца статуса «многодетной».
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требований и необходимости обязания Министерства социального развития Московской области выдать Аскеровой Г.А. удостоверения "многодетной семьи".
При этом, в удовлетворении требований истца о признании факта проживания Варданян ФИО34 по адресу: <адрес> следует отказать, поскольку данные требования заявлены истцом необоснованно в отсутствие полномочий в интересах третьего лица Варданяна ФИО35, который вправе самостоятельно обратиться с таким требованием в судебную инстанцию, в случае нарушения его прав, однако никаких требований в судебную инстанцию он не предъявлял. Таким образом, истец предъявив требования в отношении иного лица, который обладает полной дееспособностью и правоспособностью не доказала обоснованность данных требований и нарушения своих прав.
При таких обстоятельствах, требования истца подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Решил:
Исковые требования Аскеровой ФИО36- удовлетворить частично.
Признать решение Щелковского управления Социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области об отказе Аскеровой <данные изъяты> в присвоении статуса многодетной семьи незаконным, обязать Министерство социального развития Московской области выдать Аскеровой ФИО37 и членам ее семьи удостоверение "многодетной семьи".
В удовлетворении исковых требований Аскеровой ФИО38 к Министерству социального развития ФИО6<адрес> о признании факта проживания Варданяна ФИО39 по адресу: <адрес>, - отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляции в Московский областной суд в течение месяца через Щёлковский городской суд путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Э.В.Адаманова