Дело № 2-5053/2018 Мотивированное решение изготовлено 17.12.2018 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 декабря 2018 года г.Мурманск
Первомайский районный суд г.Мурманска в составе:
председательствующего судьи Мишиной Г.Ю.,
при секретаре Котовой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в Первомайском административном округе г.Мурманска о включении периодов работы в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера и назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд иском к ГУ- Управление пенсионного фонда РФ в Первомайском административном округе г.Мурманска о включении периодов работы в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера и назначении пенсии. В обоснование иска указал, что *** он обратился в ГУ-УПФ РФ в Первомайском АО г.Мурманска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ответчика от ***№*** ему было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера. Согласно решению об отказе в установлении пенсии для назначения досрочной страховой пенсии по старости истцу требовалось (на момент обращения с заявлением возраст 55 лет): 25 лет страхового стажа (подтверждено документами ***); 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера (подтверждено документами ***). При этом ответчиком не приняты к зачету следующие периоды: - с *** по *** период работы в ТОО *** не засчитан в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера, поскольку трудовая книжка серии №*** от *** не принята к зачету, т.к. титульный лист заполнен с нарушением Инструкции, а справка работодателя не представлена; - с *** периоды осуществления предпринимательской деятельности не приняты к зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера, т.к. не представлены документы, подтверждающие осуществление деятельности в районах Крайнего Севера. Считая данный отказ пенсионного органа незаконным, истец просит суд обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Первомайском административном округе г.Мурманска включить в его страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера период работы в ТОО *** с *** по ***. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Первомайском административном округе г. Мурманска включить в стаж работы истца в районах Крайнего Севера периоды осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с *** по *** и с *** по ***. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Первомайском административном округе г.Мурманска назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с ***
Истец ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебном заседании по делу на удовлетворении иска настаивали в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в Первомайском административном округе г.Мурманска по доверенности ФИО3 в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на правомерность отказа пенсионного органа во включении спорных периодов в стаж. Поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление. В частности, ссылалась на то, что период работы истца в ТОО *** с *** по *** не включен в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера в связи с тем, что в Выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствует код территориальных условий. Справка работодателя либо архивная справка о работе в районах Крайнего Севера, начислении заработной платы отсутствуют. Периоды осуществления истцом предпринимательской деятельности с *** по *** и с *** по *** не включены в стаж работы в районах Крайнего Севера, так как истцом не представлены документы, подтверждающие осуществление предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» вступившим в силу с 1 января 2015 года
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Аналогичные положения содержались в пункте 6 части 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего в спорные периоды деятельности истца.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона №400-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионом страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях», при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516, установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено названными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации (пункт 4 Правил).
Особенности подтверждения отдельных периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предусмотрены «Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 марта 2011 года №258н, в соответствии с пунктом 2 которого подтверждению подлежат периоды работы, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 2, пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года №258н, периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях подлежат подтверждению после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
По смыслу положений вышеприведенных норм, работа в районах Крайнего Севера, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, должна подтверждаться документально.
Порядок подтверждения страхового стажа при установлении страховой пенсии в Российской Федерации определяется Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года №1015 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 11 Правил, основным документом, подтверждающим периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а так же в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Судом установлено, что *** истец обратился в ГУ - УПФ РФ в Первомайском административном округе города Мурманска с заявлением о назначении пенсии по старости, предоставив необходимые документы.
Решением ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Первомайском административном округе г.Мурманска №*** от *** истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст. 32 ФЗ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в виду отсутствия требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера.
Документально подтвержденный стаж составил:
- страховой стаж – *** - не менее 25 лет
- стаж работы в районах Крайнего Севера – *** - не менее 15 лет.
Как усматривается из решения, пенсионным органом не приняты к зачету при исчислении стажа следующие периоды работы истца:
- с *** по *** период работы в ТОО *** не засчитан в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера, поскольку в Выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствует код территориальных условий. Справка работодателя либо архивная справка о работе в районах Крайнего Севера, начислении заработной платы отсутствуют. Трудовая книжка серии №*** от *** не принята к зачету, т.к. титульный лист заполнен с нарушением Инструкции, а справка работодателя не представлена;
- с *** по *** и с *** по *** периоды осуществления предпринимательской деятельности не приняты к зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера, т.к. не представлены документы, подтверждающие осуществление деятельности в районах Крайнего Севера.
Дата регистрации заявителя в системе персонифицированного учета – ***.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что пенсионным органом неправомерно спорные периоды не приняты к зачету при исчислении стажа работы истца как страхового, так и стажа работы в районах Крайнего Севера.
Так, период работы истца с *** по *** в *** не принят пенсионным органом к зачету в виду того, что в Выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствует код территориальных условий. Справка работодателя либо архивная справка о работе в районах Крайнего Севера, начислении заработной платы отсутствуют. Трудовая книжка серии №*** от *** не принята к зачету, т.к. титульный лист заполнен с нарушением Инструкции, а справка работодателя не представлена.
Суд полагает, что данные обстоятельства не могут ограничивать трудовые права истца, поскольку трудовая книжка заполнялась не истцом, а сотрудником организации, ответственным за ведение трудовых книжек, записи о приеме истца на работу и увольнении выполнены в соответствии с законом, из них следует и дата приема истца на работу, и должность, и место работы, и наименование организации, и основания увольнения, и даты увольнения, имеются ссылки на приказы.
Из представленной трудовой книжки истца (л.д.51-53) усматривается, что *** истец принят на работу ТОО *** в должности *** (л.д.52, запись 8), откуда уволен *** по собственному желанию (л.д.52, запись 9). Запись об увольнении истца заверена печатью ТОО ***. В печати ТОО *** указано место осуществления деятельности г.Мурманск, то есть на территории, относящейся к районам Крайнего Севера.
Таким образом, суд считает установленным факт работы истца с *** по *** в ТОО *** и удовлетворяет требования истца о включении указанного периода в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера.
Рассматривая требование истца о включении периодов осуществления истцом предпринимательской деятельности с *** в стаж работы в районах Крайнего Севера, суд считает его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно представленной справке ИФНС России по г.Мурманску №*** от *** (л.д.16) ФИО1 с *** являлся индивидуальным предпринимателем №***. За период с *** по *** истцом представлены декларации по доходу, при этом налоговые декларации за *** представлены без отражения финансово-хозяйственной деятельности. За период с *** по *** истцом также представлены налоговые декларации по упрощенной системе налогообложения. Декларации за *** представлены без отражения финансово-хозяйственной деятельности. За *** налоговые декларации по вмененному доходу представлены без отражения финансово-хозяйственной деятельности. Данными о фактическом полученном доходе от предпринимательской деятельности с *** по виду деятельности, попадающем под налогообложение единым налогом на вмененным доход Инспекция не располагает.
Адресом осуществления своей деятельности, истец указывает офис, расположенный: адрес*** (кабинет 15, 29). Также данный адрес указан в договорах аренды нежилого помещения, представленных в материалы дела истцом (л.д.19-40). Оснований не доверять представленным документам у суда не имеется.
В соответствии с п.2 ст.346.28 Налогового Кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого налога, обязаны встать на учет в качестве налогоплательщиков единого налога в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности.
Таким образом, поскольку ФИО1, в спорные периоды являлся индивидуальным предпринимателем, состоял на учете в ИФНС России по г.Мурманску, своевременно предоставлял в налоговый орган декларации о доходах, суд приходит к выводу об осуществлении истцом трудовой деятельности в городе Мурманске, то есть в районах Крайнего Севера.
Также данный факт подтверждается сведениями, представленными в справке ГУ- Управление пенсионного фонда РФ в *** административном округе ***№*** от *** (л.д.18) об уплате индивидуальным предпринимателем ФИО1 страховых взносов за *** в Пенсионный фонд РФ в *** административном округе ***, сведениями о контрольно-кассовой технике, зарегистрированной в спорный период в инспекции за ФИО1
Поскольку в спорные периоды времени истец работал в городе Мурманске и Мурманской области, то есть в районе Крайнего Севера, периоды осуществления истцом предпринимательской деятельности с *** подлежат включению в стаж работы истца в районах Крайнего Севера.
Судом установлено и ответчиком не оспаривается, что при условии включения спорных периодов в страховой стаж и в стаж работы истца в районах Крайнего Севера, по состоянию на дату достижения пенсионного возраста – *** стаж истца для назначения пенсии был достаточным, следовательно, пенсия истцу подлежит назначению с даты достижения пенсионного возраста.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в Первомайском административном округе г.Мурманска о включении периодов работы в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера и назначении пенсии - удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском административном округе г.Мурманска включить ФИО1 в стаж для назначения пенсии:
период с *** по *** работы в ТОО *** - в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера;
периоды осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с *** - в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Первомайском административном округе г.Мурманска назначить ФИО1 пенсию с учетом включенных периодов с ***.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г.Мурманска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные, установленные ГПК РФ способы обжалования судебного решения до дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Г.Ю.Мишина