ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5053/2017 от 09.04.2018 Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 апреля 2018 года г. Иркутск

Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Галата С.В.,

при секретаре Дудкиной М.В.,

с участием лиц, участвующих в деле: представителя истца Миллер И.Б., представителей ответчика Пановкиной С.А., Холодилова Д.В., представителя третьего лица: Собениина Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-78/2018 по исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора, Прокурора Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Филиалу публичного акционерного общества «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ, Публичному акционерному обществу «Иркутскэнерго» об устранении нарушений природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

В Свердловский районный суд г. Иркутска обратился Братский межрайонный природоохранного прокурора, Прокурор Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Филиалу ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ, ПАО «Иркутскэнерго» об устранении нарушений природоохранного законодательства.

В основание иска прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства промышленными предприятиями, ведущими хозяйственную деятельность в экологической зоне атмосферного влияния Байкальской природной территории, в том числе Филиалом ПАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ. В ходе проверки установлено, что в 2015 Филиалом ПАО Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ проведено мероприятие: «Реконструкция насосной возврата фильтрационных вод золоотвала с увели­чением производительности и их повторным использованием в цикле стан­ции». В ходе проверки установлено, что в нарушение указанных требований закона, государственная экологическая экспертиза проектной документации «Реконструкция насосной возврата фильтрационных вод золоотвала с увеличением производительности и их повторным использованием в цикле станции» не проводилась. Выполнение реконструкции объекта в отсутствие экологической экспертизы свидетельствует о несоблюдении принципов законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности об обязательности ее проведения до начала выполнения работ, следствием стало оказанное отрицательное воздействие на окружающую среду. На момент про­изведения проверки наблюдалась засоренность берегов ручья отходами, произрастает древесно-кустарниковая растительность на берегах. Вместе с тем, по результатам проведенной проверки установлено, что производственный экологический контроль (мониторинг) за влиянием осу­ществляемой деятельности - сбросом сточных вод в реку Кая на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания Филиалом ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ не ведется, чем нарушает 4.1 ст.50 Феде­рального закона от 20.12.2004г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», п. 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2013 г. № 380. В связи с этим, никакие коомпенсационные мероприятия с целью устранения последствий негативного воздействия на состояние водных биоресурсов не проводятся. Также установлено, что в нарушение действующего законодательства о сохранении водных биологических ресурсов, уполномоченным органом - Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства заключение о согласовании деятельности по сбросу Филиалом ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ сточных вод в реку Кая, являющуюся объектом рыбохозяйственного значения, не выдавалось. При этом, Филиал ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ с заявкой о согласовании деятельности с приложением копии проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей осуществление деятельности по сбросу сточных вод в водный объект, а также документа, содержащего сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологи­ческих ресурсов и среды их обитания в Ангаро-Байкальское территориальное управление Росрыболовства не обращалось; Филиалом ПAO «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ план природоохранных меро­приятий не разработан, требования законодательства об охране озера Байкал ежегодном снижении негативного воздействия на окружающую среду не выполняются. В противоречие требованиям ч.1 ст. 14 Федерального закона от 01.05.1999г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» Филиалом ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ не осуществляется ежегодный пересмотр предельно допустимых сбросов вредных веществ и микроорганизмов в водный объект в целях их уменьшения, не разрабатываются планы снижения сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект, не составляются л о выполнении данных планов, несмотря на превышение нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, установленных разрешением на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты № 304, утвержденным Приказом Управления Росприроднадзора по Иркутской области от 14.06.2016г. № 1016-од. Также Филиалом ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутской ТЭЦ, в нарушение указанных требований закона, ежегодно не пересматривались предельно допустимые выбросы вредных веществ в целях их уменьшения, не представлены планы снижения выбросов загрязняющих веществ, а также отчеты по планам снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Несмотря на то, что Филиалом ПАО «Иркутскэнерго» допускается загрязнение реки Кая вследствие сбросов загрязняющих веществ с водой с превышением их концентрации, в нарушение указанных требований закона, никакие мероприятия по охране водных объектов не проводятся, планы водоохранных мероприятий не разрабатываются. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение ч.1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Филиалом ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутской ТЭЦ учет отходов, соответствующий формам приложений №№ 2-4 Приказа Минприроды России от 01.09.2011г. № 721 «Об утверждении Порядка учета в области в обращения с отходами» не ведется.

На основании вышеизложенного (с учетом уточнения) истец просит суд признать незаконным бездействие Филиал ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ, ПАО «Иркутскэнерго» выразившееся в не проведении государственной экологической экспертизы проектной документации «Реконструкция насосной возврата фильтрационных вод золоотвала с увеличением производительности и их повторным использованием в цикле станции», запретить эксплуатацию насосной возврата фильтрационных вод золоотвала до момента получения положительного заключения государственной экологической экспертизы;

Возложить на Филиал ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ, ПАО «Иркутскэнерго»:

-обязать организовать проведение наблюдения за состоянием водоохранной зоны реки Кая путем проведения очистки территории в районе размещения золоотвала филиала ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ, очистки берегов фильтрационного ручья, в течении 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

-обязать подать в Ангаро-Байкальское территориальное управление Росрыболовства заявку о согласовании деятельности филиала ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ по сбросу сточных вод в реку Кая, с приложением копии проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей осуществление деятельности по сбросу сточных вод, а также документа, содержащего сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

-обязать организовать проведение производственного экологического контроля за влиянием осуществляемой деятельности филиала ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ - сбросом сточных вод в реку Кая на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

-обязать осуществлять ежегодный пересмотр предельно допустимого объема сброса вредных веществ филиалом ПАО «Иркутскэнерго» Ново- Иркутская ТЭЦ в водный объект - реку Кая, в целях их уменьшения в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

-обязать осуществлять ежегодный пересмотр предельно допустимого объема выбросов вредных веществ филиала ПАО «Иркутскэнерго» Ново- Иркутская ТЭЦ, в целях их уменьшения.

-обязать разработать план природоохранных мероприятий филиала ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ, в течении 1 месяца с момента вступления решения в законную силу.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Миллер И.Б., действующая на основании поручения и прав по должности в соответствии со ст.ст.1, 35, 54 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации», исковые требования поддержал, повторив доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представители ответчика ПАО «Иркутскэнерго» Пановкина С.А., Холодилов Д.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признали, просят суд отказать в их удовлетворении в полном объеме, представили возражения на иск.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора, Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства Вотто И.Ю., действующие на основании доверенности, исковые требования полагал законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Росприроднадзора по Иркутской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом в соответствии со ст. 113 ГПК РФ, ранее в ходе судебного разбирательства исковые требования полагал законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя третьего лица Управления Росприроднадзора по Иркутской области в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.

В силу требований ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе вправе обратиться с заявлением в целях обеспечения права на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании установлено, что Иркутское публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Иркутскэнерго», имеет в своем составе филиал Ново-Иркутская ТЭЦ. Уставной деятельностью ПАО «Иркутскэнерго», в том числе его фиалов и производственных участков, является производство и продажа тепловой и электрической энергии.

В преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе, охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий быта и отдыха.

В ходе проверки, проведенной органами прокуратуры совместно с привлечением иных органов, организаций, установлено нарушение требований природоохранного законодательства в деятельности Филиалом ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ, в связи с чем прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Суд, рассмотрев исковые требования о признании незаконным бездействие Филиал ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ, ПАО «Иркутскэнерго» выразившееся в не проведении государственной экологической экспертизы проектной документации «Реконструкция насосной возврата фильтрационных вод золоотвала с увеличением производительности и их повторным использованием в цикле станции», запретить эксплуатацию насосной возврата фильтрационных вод золоотвала до момента получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, полагает, что они подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 2 Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. Экологическая зона атмосферного влияния - территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории Российской Федерации шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых оказывает негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 01.05.1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами: приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны; учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал; сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития; обязательности государственной экологической экспертизы.

В соответствии с Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2006 N 1641-р «О границах Байкальской природной территории» г. Иркутск расположен в границах экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории.

Филиал ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ ведет свою деятельность в границах водосборной территории реки Кая являющейся притоком Иркута, впадающей в реку Ангара, то есть в границах Ангаро-Байкальского бассейна. При этом г. Иркутск расположен в границах экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории. Таким образом, установлено, что Филиал ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ налагаются требования и ограничения, установленные законом для предприятий, ведущих деятельность на Байкальской природной территории.

Как установлено в судебном заседании в пойме реки Кая расположен золошлакоотвал, эксплуатируемый Филиалом ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ. Золошлакоотвал овражного типа является фильтрующим (проекту), 3 класса опасности. Сточные воды через днище дамбы по руслу ручья Межевое болото через татированный-гидрометрический лоток самотеком поступают в реку Кая. Таким образом осуществляется сброс сточных вод в реку Кая Филиалом ПАО «Иркутскэнерго» с использованием золошлакоотвала.

Согласно ст.3 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов.

Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 7.1 статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п.6, 6.1 ст.49 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено проведение двух видов экспертиз: экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации.

В судебном заседании установлено, что в ходе прокурорской проверки установлено, что в 2015 году Филиалом ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ проведена «Реконструкция насосной возврата фильтрационных вод золоотвала с увели­чением производительности и их повторным использованием в цикле стан­ции».

В соответствии с пояснительной запиской к проектной документации указанные работы проводились, так как существующая схема возврата фильтрационных вод золоотвала с установленным на понтоне погружным насо­сем. «Grundfos DW. 150.200.3» из прудка профильтровавшейся воды под дам­бой золошлакоотвала не обеспечивает необходимое количество возврата осветленный воды в чашу золошлакоотвала. Целью выполнения реконструкции являлось поддержание уровня воды в чаше золотвала, исключение подпитки золоотвала сырой водой питьевого качества и снижение экологических платежей за сброс загрязняющих веществ в реку Кая.

В рамках реконструкции проведены следующие работы: объединение фильтрационных потоков от дамбы золошлакоотвала, для чего отдельно сформировавшийся поток от правого борта золоотвала трубопроводом дренажа Ду-400 заведен в прудок профильтровавшейся воды пол дамбой золошлакоотвала; в прудке на нижнем бьефе дамбы золоотвала для перекачивания с фильтрационной воды в оборотную систему гидрозолоудаления на понтоне установлен дополнительный насос «1 ПВПВ 315/56» с подземной прокладкой трубопровода до здания НОВ, с установкой арматуры обвязки счетчика воды; с использованием существующего трансформатора «СН ТЗС 630 кВА» в здании НОВ напряжением 6/0,4 кВ, установлено дополнительно 2 панели РУСН 0,4 кВ с прокладкой по смонтированной эстакаде силового и контрольного кабеля до насоса.

Проведение указанного мероприятия не способствовало снижению негативного воздействия на водный объект, после проведенной реконструк­ции наблюдается динамика роста содержания загрязняющих веществ в водном объекте, в том числе по нефтепродуктам в соответствии с протоколами лабораторных исследований, проводимых Филиалом ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ.

В нарушение ст.ст. 3,11,27 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", государственная экологическая экспертиза проектной документации «Реконструкция насосной возврата фильтрационных вод золоотвала с увели­чением производительности и их повторным использованием в цикле стан­ции» не проводилось. Выполнение реконструкции объекта в отсутствие экологической экспертизы свидетельствует о несоблюдении принципов законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности об обязательности ее проведения до начала выполнения работ следствием чего стало оказанное отрицательное воздействие на окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации.

При этом п.10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

То есть под объектом капитального строительства является нечто материальное (здание, строение, сооружение, объект) в период времени от выдачи технического задания на проектирование до момента сдачи этого здания, строения, сооружения, объекта в эксплуатацию.

После сдачи этого здания, строения, сооружения, объекта в эксплуатацию, его статус «Объекта капитального строительства» теряет свое значение, его статус устанавливается ч. 34 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», которой установлено, что производственные объекты - объекты промышленного и сельскохозяйственного назначения, в том числе склады, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры (железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта), объекты связи.

Таким образом, установлено, что с момента ввода в эксплуатацию 27.06.2016 объект «Реконструкция насосной возврата фильтрационных вод золоотвала с увели­чением производительности и их повторным использованием в цикле стан­ции», он перестал быть объектом капитального строительства, а стал производственным объектом.

Частью 1 ст.6 Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" прямо запрещено строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов.

Таким образом, суд приходит к выводу, что перед началом работ по реконструкции действующего хозяйственного производственного объекта золошлакоотвала, строительство на его территории нового объекта «Реконструкция насосной возврата фильтрационных вод золоотвала с увели­чением производительности и их повторным использованием в цикле стан­ции» должна быть проведена государственная экологическая экспертиза проектной документации.

Суд не может согласиться с доводом ответчика, что реконструкция объекта не производилось, а выполнялись работы по модернизации и текущему ремонту, а также довод, что термин «реконструкция» при произведении работ применен ошибочно, поскольку строительство и реконструкция не осуществлялось, а произведен монтаж дополнительного технологического насосного оборудования. Установленная на понтоне плавучая насосная станция возврата фильтрационных вод золоотвала представляет собой временное сооружение и данный объект не требует разрешение на строительство, технологически не связан с золоотвалом, не имеет признаков капитального сооружения и не является объектом капитального строительства. В связи с тем, что строительство и реконструкция не производилось нет необходимости в назначении повторной государственной экологической экспертизы на основании следующего.

В соответствии с представленным заключением технического совета ПАО «Иркутскэнерго» от 23.07.2015 видно, что рассмотрена рабочая документация объекта «Реконструкция насосной возврата фильтрационных вод золоотвала с увели­чением производительности и их повторным использованием в цикле стан­ции».

Согласно акту № 245 от 21.06.2016 о приемки законченного строительством и объекта приемочной комиссии, из которого видно, что исполнитель работ предъявил к приемки объект «Реконструкция насосной возврата фильтрационных вод золоотвала с увели­чением производительности и их повторным использованием в цикле стан­ции». В п.2 акта строительство произведено в соответствии с разрешением на строительство, выданным на основании плана капитальных вложений на 2016 год. В строительстве принимало участие ООО «Энергострой», выполнившее строительно-монтажные и пускало-налодочные работы (п.3 акта). Проектно-сметную документацию на строительство разработал генеральный проектировщик Ново-Иркутская ТЭЦ. Решением комиссии, предъявленный к приемке объект «Реконструкция насосной возврата фильтрационных вод золоотвала с увели­чением производительности и их повторным использованием в цикле стан­ции» выполнен в соответствии с проектом, введен в действие.

В соответствии с рабочей документацией «Реконструкция насосной возврата фильтрационных вод золоотвала с увели­чением производительности и их повторным использованием в цикле стан­ции» установлено, что реконструкция насосной возврата фильтрационных вод связана с реконструкцией гидротехнического сооружения - золоотвала, а насосная возврата фильтрационных вод, входи в состав гидротехнического сооружения - золоотвала Ново-Иркутской ТЭЦ и является его неотъемлемой частью, указанные обстоятельства также подтверждаются информации Енисейского Управления Ростехнадзора от 16.03.2018 № 2.16-8442/65.

На основании проектной документации проведено мероприятие «Реконструкция насосной возврата фильтрационных вод золоотвала с увели­чением производительности и их повторным использованием в цикле стан­ции», в которой отражены сведения о проведении реконструкции насосной возврата фильтрационных вод, как составляющей системы золоотвала, а не монтажа дополнительного технологического оборудования. В связи с этим, реконструкция насосной возврата свидетельствует, соответственно, о реконструкции золоотвала и всей системы золошлакоудаления.

Суд, учитывая требования ст.ст.2, 5, 6 Федерального закона"Об охране озера Байкал", ст.ст. 3, 33 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст.ст. 1, 7.1. Федерального закона "Об экологической экспертизе", оценивая представленные доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, установив фактические обстоятельства, приходит к выводу, что ответчиком проведена реконструкциянасосной возврата фильтрационных вод, как составляющей системы золоотвала без проведения экологической экспертизы, путем проведения мероприятия «Реконструкция насосной возврата фильтрационных вод золоотвала с увели­чением производительности и их повторным использованием в цикле стан­ции» в отсутствие экологической экспертизы, что свидетельствует о несоблюдении принципов законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности об обязательности ее проведения до начала выполнения работ, следствием чего стало оказанное отрицательное воздействие на окружающую среду.

На основании вышеизложенного требование истца о признании незаконным бездействие Филиал ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ, ПАО «Иркутскэнерго» выразившееся в не проведении государственной экологической экспертизы проектной документации «Реконструкция насосной возврата фильтрационных вод золоотвала с увеличением производительности и их повторным использованием в цикле станции», запретите эксплуатацию насосной возврата фильтрационных вод золоотвала до момента получения положительного заключения государственной экологической экспертизы подлежат удовлетворению.

Суд, рассмотрев исковые требования о возложении обязанности на ответчика обязать подать в Ангаро-Байкальское территориальное управление Росрыболовства заявку о согласовании деятельности филиала ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ по сбросу сточных вод в реку Кая, с приложением копии проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей осуществление деятельности по сбросу сточных вод, а также документа, содержащего сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, полагает, что они подлежат удовлетворению.

В силу требований ст.50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства РФ от 30.04.2013 N 384 "О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания" установлены правила по осуществлению согласования.

В соответствии с п.3 Правил территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование: строительства и реконструкции объектов капитального строительства - в случае строительства и реконструкции указанных объектов на территории одного субъекта Российской Федерации; внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности - в случае внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории одного субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.п. «в»,«ж»,«з» ч.2 Постановление Правительства РФ от 29.04.2013 N 380 "Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания" мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются, в том числе производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания, определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия; проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.

Согласно ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

В судебном заседании установлено, что в ходе проверки, установлено, что производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности - сбросом сточных вод в реку Кая на состояние водных биологических ресурсов и среду обитания Филиалом ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ не ведется.

Согласно представленной информации Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства от 30.11.2017г. № ИС-4404 программа производственного экологического контроля (мониторинга) за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания должна разрабатываться специализированной организацией рыбохозяйственного профиля. Далек программа мониторинга утверждается юридическим лицом и на договорной специализированной организацией, имеющей квалифицированных специалистов, необходимое оборудование и разрешение на проведение ихтиологических исследований (разрешение на вылов рыбы). В каждой конкретной ситуации (в зависимости от планируемых работ и возможного влияния на водные биоресурсы и среду их обитания) разрабатывается разная программа мониторинга. При разработке программы мониторинга рекомендуется проводить наблюдения за состоянием водных биоресурсов и их кормовыми организмами. На основании натурных исследований и результатов их камеральной обработки (предусмотренных программой мониторинга) осуществляется контроль за соблюдением природоохранного законодательства, состоянием водных биоресурсов и среды их обитания, возможного негативного влияния на них хозяйственной деятельности, а при нанесении вреда проводится оценка вреда, нанесенного водным биоресурсам их обитания в натуральном и стоимостном выражении. В случае нанесения вреда юридическое лицо обязано возместить его в соответствии с действующим законодательством. Результаты проведения производственного экологического контроля за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания оформляется в виде отчетов.

Таким образом, суд приходит к выводу, что деятельность ответчика по сбросу сточных вод в реку Кая должна согласовываться с Ангаро-Байкальским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству. По информации отдела регулирования рыболовства, аквакультуры и согласования Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ответчик с заявкой на согласование деятельности не обращался.

Суд считает доводы ПАО «Иркутскэнерго» о том, в 1999 году получено согласование Иркутской областной инспекцией рыбоохраны №195 несостоятельны, так указанное согласование получено на реконструкцию золоотвала, а не на деятельность Ново-Иркутской ТЭЦ по сбросу сточных вод в реку Кая. В связи с чем, суд приходит к выводу что исковые требования о возложении обязанности на ответчика обязать подать в Ангаро-Байкальское территориальное управление Росрыболовства заявку о согласовании деятельности филиала ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ по сбросу сточных вод в реку Кая, с приложением копии проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей осуществление деятельности по сбросу сточных вод, а также документа, содержащего сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу подлежат удовлетворению.

Суд, рассмотрев исковые требования о возложении обязанности на ответчика обязать организовать проведение наблюдения за состоянием водоохранной зоны реки Кая путем проведения очистки территории в районе размещения золоотвала филиала ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ, очистки берегов фильтрационного ручья, в течении 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу, полагает, что они не подлежат удовлетворению.

Согласно п.5 ч.2 ст.39 "Водного кодекса Российской Федерации" от 03.06.2006

собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов имеют право, вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;

В соответствии с условиями решения о предоставлении водного объекта пользовании от 06.08.2014 Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области одним из условий использования Филиалом ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ водного объекта для сброса сточных вод является ведение регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной по программе, согласованной с Территориальным отделом водных ресурсов Иркутской области, а также представления бесплатно в установленные законом сроки результатов регулярных наблюдений в Территориальный отдел водных ресурсов.

В соответствии с письмом от 13.09.2010 <Номер обезличен> программа, согласованная с Территориальным отделом водных ресурсов, наблюдения водоохраной зоной реки Кая на участке водопользования Ново-Иркутской ТЭЦ производятся согласно требованиям МПР России от 06.02.2008 № 30 « Об утверждении форм и порядка представления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями».

Наблюдение включает в себя: благоустройство водоохраной зоны в районе влияния золоотвала; проведение осмотра района влияния золоотвала окружающую среду; осмотр водоотводной канавы, конторольного створа;выполнение очистки территории в районе размещения золоотвала, очистка берегов фильтрационного ручья.

В судебном заседании установлено, что комиссия в составе заместителя технического директора Ново-Иркутско ТЭЦ - начальника производственно-технологического отдела, начальника котельного цеха, инженера по ООС ПТО составили акт о том, что в соответствии с условиями «Программы регулярных наблюдений за водным объектом река Кая и его водоохраной зоной», 13.10.2017 персоналом котельного цеха произведены мероприятия по очистке территории в районе размещения золоотвала, а также очистка берегов фильтрационного ручья Н-ИТЭЦ, что подтверждается представленным актом от 14.10.2017 и представленными фотографиями.

Таким образом, суд приходит к выводу, что нарушения по проведению очистки территории в районе размещения золоотвала филиала ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ, очистки берегов фильтрационного ручья устранены, в связи с чем исковые требования о возложении на ответчика обязанности организовать проведение наблюдения за состоянием водоохранной зоны реки Кая путем проведения очистки территории в районе размещения золоотвала филиала ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ, очистки берегов фильтрационного ручья, в течении 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу, не подлежат удовлетворению.

Суд, рассмотрев исковые требования о возложении обязанности на ответчика организовать проведение производственного экологического контроля за влиянием осуществляемой деятельности филиала ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ - сбросом сточных вод в реку Кая на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, полагает, что они не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Согласно ст.32 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.

В силу требований ст.50 Федерального закона «О рыболовстве» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно пп. «в» п.2, п.5 Положения № 380 производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания является одной из мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания.

При установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, указанной в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения, прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предусматривают в проектной документации, а также документации, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных подпунктами "в" - "з" пункта 2 настоящего Положения.

В соответствии с п.п. 1, 9 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитальногостроительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384, настоящие Правила устанавливают порядок согласования Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (далее - иная деятельность).

Решение о согласовании (об отказе в согласовании) деятельности оформляется в виде заключения, которое подписывается руководителем или уполномоченным заместителем руководителя Федерального агентства по рыболовству (его территориального органа) и содержит следующие сведения, в том числе меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, планируемые в соответствии с документацией.

Как установлено в ходе судебного разбирательства приказом Госкомприроды Иркутской области № 769 от 30.07.1999 утверждено заключение <Номер обезличен> экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам проекта «Ново-Иркутская ТЭЦ. Корректировка технико-экономического обоснования проекта) расширения золоотвала», устанавливающее соответствие проектной документации экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды.

Из заключения экспертной комиссии следует, что в разделе «поверхностные воды» р. Кая выше впадения р. Межевое болото сохранила свой естественный режим. Ниже сброса вод золоотвала режим реки существенно нарушен. До недавнего времени воды реки били сильно загрязнены рядом промышленных предприятий и хозяйственно бытовыми водамижилых районов. После подключения их к городским очистным сооружениям ситуация улучшилась и основным источником загрязнения р.Кая является Ново-Иркутская ТЭЦ. Согласно разделу «животный мир» что в период эксплуатации золоотвала снизилась численность и изменился видовой состав животных, в частности, появились условия для обитания околовидных видов и в настоящее время они являются наиболее представленными на территории реализации проекта. Уровень воздействия на окружающую среду является допустимым, реализация проектных решений возможна.

Как видно из проекта «Ново-Иркутская ТЭЦ. Корректировка технико-экономического обоснования проекта) расширения золоотвала», выполненного ОАО Институт «СибВНИПИэнергопром», в разделе 7 выполнена оценка воздействия на окружающую среду, предусмотрены мероприятия по предотвращению или снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, в том числе на поверхностные и подземные воды, на растительный и животный мир.

Приказом Енисейского бассейнового водного управления от 15.08.2017 № 206 утверждены нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов, сброс в р. Кая, выпуск дренажных вод от Ново-Иркутской ТЭЦ ПАО «Иркутскэнерго» до 15.08.2020.

Суд, учитывая требования ст.ст.11, 32 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.50 Федерального закона «О рыболовстве», пп. «в» п.2, п.5 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, п.п. 1, 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384, оценивая представленные доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, установив фактические обстоятельства, приходит к выводу, что ответчиком осуществлены действия, предусмотренные законодательством, предусмотрены меры по снижению воздействия на окружающую среду, в том числе поверхностные и подводные воды, растительный и животный мир, тем самым основания, предусмотренные п.п.2, 5 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, для возложения на ответчика обязанности по организации производственного экологического контроля (мониторинга), отсутствуют.

Суд, рассмотрев исковые требования о возложении обязанности на ответчика обязаности осуществлять ежегодный пересмотр предельно допустимого объема сброса вредных веществ филиалом ПАО «Иркутскэнерго» Ново- Иркутская ТЭЦ в водный объект - реку Кая, в целях их уменьшения в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а также требования о возложении обязанности на ответчика обязать осуществлять ежегодный пересмотр предельно допустимого объема выбросов вредных веществ филиала ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ, в целях их уменьшения полагает, что они не подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона «Об охране озера Байкал» предельно допустимый объем сбросов и выбросов вредных веществ, размещения отходов производства и потребления, опасных для уникальной экологической системы озера Байкал, устанавливается с учетом результатов научных исследований в соответствии с законодательством Российской Федерации и ежегодно подлежит обязательному пересмотру в целях его уменьшения с учетом состояния окружающей среды Байкальской территории.

Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона «Об охране озера Байкал» правовое регулирование в области охраны озера Байкал осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что ответчиком в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 №183, Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 №469, Административным регламентом, утвержденным Минприроды России от 02.06.2014 №246, Инструкцией по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты, утвержденной Госкомприроды СССР 11.09.1989, ГОСТ 17.2.3.02-2014, ежегодно пересматриваются нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, в водные объекты, размещение отходов производства и потребления, с учетом результатов научных исследований и состояния окружающей среды, которые утверждаются уполномоченными органами, что подтверждается проектом нормативов ПДВ (срок действия с 07.06.2017 по 06.06.2018), приказами Управления Росприроднадзора по Иркутской области от 07.06.2017 №1054-од, от 23.06.2017 №1172-од, приказом Енисейского бассейнового водного управления от 15.08.2017 №206, в связи с чем суд приходит к выводу, что данная обязанность ответчиком исполняется, основания для возложения данной обязанности на будущее время отсутствуют, тем самым, исковые требования о возложении на ответчика обязанности по их ежегодному пересмотру не подлежат удовлетворению.

Суд, рассмотрев исковые требования о возложении обязанности на ответчика разработать план природоохранных мероприятий филиала ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ, в течении 1 месяца с момента вступления решения в законную силу, полагает, что они не подлежат удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с п.5.1 "Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы. ГОСТ Р 17.0.0.06-2000" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.09.2000 N 218-ст) Природопользователь разрабатывает экопаспорт за счет собственных средств. Экопаспорт должен быть утвержден руководителем природопользователя и согласован с территориальным подразделением специально уполномоченного государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. п.6.13. План природоохранных мероприятий с указанием сроков их проведения, объемов затрат по сметной и фактической стоимости, экологического эффекта от внедрения направлен на улучшение состояния окружающей природной среды.

В судебном заседании установлено, что Ново-Иркутская ТЭЦ ежегодно составляет «План водохозяйственных мероприятий» мероприятии по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов и среды обитания», также ежегодно составляется программа достижения целевых и плановых экологических показателей Ново-Иркутской ТЭЦ ПАО «Иркутскэнерго», предусматривающая достижение плановых показателей по снижению выбросов, сбросов, объемов потребляемой воды и размещаемых отходов, что подтверждается представленными планами в материалы дела.

Согласно разделу 1 ГОСТ Р 17.0.0.06-2000" носит рекомендательны характер и соответственно формы планов, установленные данным ГОСТ, не являются обязательными, в связи с чем суд приходит к выводу, что данная обязанность ответчиком исполняется, основанийо возложении обязанности на ответчика разработать план природоохранных мероприятий филиала отсутствуют, тем самым, исковые требования о возложении на ответчика обязанности по разработке план природоохранных мероприятий не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора, Прокурора Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Филиала ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ, ПАО «Иркутскэнерго», выразившееся в не проведении государственной экологической экспертизы проектной документации «Реконструкция насосной возврата фильтрационных вод золоотвала с увеличением производительности и их повторным использованием в цикле станции» филиала ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутской ТЭЦ.

Запретить Филиалу ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ ПАО «Иркутскэнерго» эксплуатацию филиалом ПАО «Иркутскэнерго» Ново- Иркутская ТЭЦ насосной возврата фильтрационных вод золоотвала до момента получения положительного заключения государственной экологической экспертизы;

Обязать Филиал ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ, ПАО «Иркутскэнерго» подать в Ангаро-Байкальское территориальное управление Росрыболовства заявку о согласовании деятельности филиала ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ по сбросу сточных вод в реку Кая, с приложением копии проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей осуществление деятельности по сбросу сточных вод, а также документа, содержащего сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении требований:

- об обязании Филиала ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ ПАО «Иркутскэнерго» организовать проведение наблюдения за состоянием водоохранной зоны реки Кая путем проведения очистки территории в районе размещения золоотвала филиала ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ, очистки берегов фильтрационного ручья, в течении 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу,

- обязании Филиал ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ, ПАО «Иркутскэнерго» организовать проведение производственного экологического контроля за влиянием осуществляемой деятельности филиала ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ- сбросом сточных вод в реку Кая на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

- обязании Филиал ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ, ПАО «Иркутскэнерго» осуществлять ежегодный пересмотр предельно допустимого объема сброса вредных веществ филиалом ПАО «Иркутскэнерго» Ново- Иркутская ТЭЦ в водный объект - реку Кая, в целях их уменьшения в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

- обязании Филиал ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ, ПАО «Иркутскэнерго» осуществлять ежегодный пересмотр предельно допустимого объема выбросов вредных веществ филиала ПАО «Иркутскэнерго» Ново- Иркутская ТЭЦ, в целях их уменьшения.

- обязании Филиал ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ, ПАО «Иркутскэнерго» разработать план природоохранных мероприятий филиала ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ, в течении 1 месяца с момента - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда, которое будет составлено ....

Председательствующий: Галата С.В.