ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5054 от 06.12.2010 Воркутинского городского суда (Республика Коми)

                                                                                    Воркутинский городской суд Республики Коми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Воркутинский городской суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-5054/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Предеиной Н.Л.,

при секретаре судебного заседания Дышлык Л.А.,

с участием:

прокурора Милова Э.Б.,

представителя Администрации МО ГО «Воркута» Стрижкова Н.А.,

представителя Финансового Управления администрации МО ГО «Воркута» Степановой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте 6 декабря 2010 года гражданское дело по заявлению прокурора г. Воркуты о признании противоречащим федеральному законодательству Постановления Главы городского округа «Воркута» от 18.07.2008 года № 709 « Об утверждении Порядка открытия и ведения лицевых счетов для учета операций
по исполнению расходов бюджета муниципального образования городского
округа «Воркута» операций со средствами, полученными от приносящей доход
деятельности» и недействующим с момента вступления решения суда законную силу,

установил:

прокурор г. Воркуты обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству Постановления Главы городского округа «Воркута» от 18.07.2008 года № 709 « Об утверждении Порядка открытия и ведения лицевых счетов для учета операций
по исполнению расходов бюджета муниципального образования городского
округа «Воркута» операций со средствами, полученными от приносящей доход
деятельности» и недействующим с момента вступления решения суда законную силу.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что главой городского округа «Воркута» принято постановление от 18.07.2008 года № 709 «Об утверждении Порядка открытия и ведения лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета муниципального образования городского округа «Воркута» и операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности». Данное Постановление в официальном печатном издании не опубликовывалось. В силу пункта 5 статьи 60 Устава муниципального образования городского округа «Воркута», принятого Советом МО ГО «Воркута» 27.02.2006 г., данный нормативный правовой акт вступил в силу с момента его подписания. Постановлением Главы городского округа «Воркута» от 18.07.2008 № 709 «Об утверждении Порядка открытия и ведения лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета муниципального образования городского округа «Воркута» и операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности» утвержден соответствующий порядок открытия и ведения лицевых счетов. Вышеуказанное Постановление в целом противоречит требованиям федерального законодательства, так как принято неуполномоченным лицом. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Указанной нормой установлено, что все принимаемые органами местного самоуправления правовые акты должны соответствовать федеральному законодательству без каких-либо исключений, в том числе и в вопросах исполнения бюджета. Статьей 65 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что исполнение местного бюджета производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Вышеуказанной нормой определено, что все полномочия и процедуры исполнения бюджетов регламентируются Бюджетным кодексом Российской Федерации, в том числе и в вопросах полномочий тех или иных органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса. Так, пунктом 2 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что Финансовые органы составляют проект соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности, осуществляют иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. Финансовые органы или иные уполномоченные органы ежемесячно составляют и представляют отчет о кассовом исполнении бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. В свою очередь статьей 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями настоящего Кодекса в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе, открываются и ведутся в порядке, установленном Федеральным казначейством. Лицевые счета, открываемые в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), открываются и ведутся в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования). В соответствии с решением Совета муниципального образования городского округа «Воркута» от 26.08.2009 № 374 «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования городского округа «Воркута» от 03.05.2007 № 14 «Об утверждении структуры администрации муниципального образования городского округа «Воркута» Постановлением Главы городского округа «Воркута» от 24.11.2009 № 1637 «О создании финансового управления администрации муниципального образования городского округа «Воркута» с 01.12.2009 г. создано Финансовое управление администрации муниципального образования городского округа «Воркута» с правом юридического лица. Таким образом, учитывая требования действующего законодательства и их прямые нормы, указывающие на правомочный орган, только финансовые органы местного самоуправления уполномочены определять порядок открытия и ведения лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета муниципального образования городского округа «Воркута». Из анализа действующего законодательства следует, что законодателем функции по установлению порядка открытия и ведения лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета переданы специализированному органу - финансовому органу, в целях качественного и однообразного исполнения бюджетного законодательства. В свою очередь, Глава городского округа «Воркута» не наделен полномочиями по установлению порядка открытия и ведения лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета муниципального образования, в связи с чем, не может регулировать данные правоотношения своим Постановлением. Отсутствие соответствующих норм в Уставе муниципального образования городского округа «Воркута» либо в иных нормативных правовых актах органов местного самоуправления, определяющих полномочия финансового органа в вышеуказанной сфере правоотношений, не могут являться основанием для принятия Главой городского округа «Воркута» нормативного правового акта не входящего в его компетенцию.

Администрация МО ГО «Воркута, не согласившись с заявленными требованиями, в письменном возражении на заявление указала, что по мнению прокуратуры г. Воркуты постановление принято неуполномоченным должност­ным лицом, так как разрабатывать соответствующий порядок имеют право только финансовые ор­ганы. Статьи 14 и 16 федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее Закон № 131-ФЗ) формирование, утвержде­ние, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета относят к во­просам местного значения городского округа. Самостоятельность муниципальных органов в ре­шении вопросов, отнесенных к вопросам местного значения закреплена ст. 12 Конституции РФ. При этом, статья 9 БК РФ устанавливает перечень бюджетных полномочий муниципальных образований, к числу которых отнесены в том числе: установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения от­чета об исполнении местного бюджета; составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местно­го бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования; определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов; осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муници­пальными активами; установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету; иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочи­ям органов местного самоуправления. Таким образом, утверждение оспариваемого порядка относится к полномочиям органов ме­стного самоуправления, так как данный вопрос является вопросом местного значения. Оспариваемый порядок обладает всеми признаками правового акта, распространяет свое действие на неограниченный круг лиц, не ограничен во времени, и т.д. Статья 7 Закона № 131-ФЗ устанавливает, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. При этом, статья 43 Закона № 131-ФЗ в качестве муниципальных правовых актов устанавли­вает правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уста­вом муниципального образования. Таким образом, правом издать муниципальные правовые акты указанный закон наделяет только Главу муниципального образования, местную администрацию и иные органы местного са­моуправления предусмотренные Законом, или уставом муниципального образования. Статья 34 Закона № 131-ФЗ определяет структуру органов местного самоуправления, кото­рую составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные долж­ностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Финансовым органом МО ГО «Воркута» является - Финансовое управление администрации МО ГО «Воркута», которое не включено в перечень указанной статьи. В уставе муниципального образования также не имеется указания на финансовый орган муниципального образования. Таким образом, Финансовое управление не наделено полномочиями принимать нормативно-правовые акты по вопросам местного значения. Таким правом наделен руководитель местной ад­министрации, и принимая указанное постановление, действовал в рамках предоставленных ему полномочий.

Финансовое Управление Администрации МО ГО «Воркута» в письменном отзыве на заявление поддержало заявленные прокурором требования, указывая, что в соответствии с Положением «О Финансовом управлении Министерства финансов Республики Коми в г. Воркуте», утвержденным Министерством финансов Республики Коми от 14 сентября 2004 г. № 14, Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в г. Воркуте являлось территориальным органом Министерства Республики Коми. И, как орган государственной власти субъекта РФ, в соответствии со ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляло только санкционирование принятых и подтвержденных бюджетных средств, на основании утвержденных нормативных правовых актов на территории муниципального образования городского округа «Воркута». 31.12.2009 г. Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в г. Воркуте ликвидировано на основании Распоряжения Правительства Республики Коми от 22.06.2009 г. № 237-р и приказа Министерства финансов Республики Коми от 23.09.2009 г. № 118 «О ликвидации территориальных органов - финансовых управлений Министерства финансов Республики Коми в городах и районах». С 01 января 2010 г. создан финансовый орган администрации муниципального образования городского округа «Воркута» - Финансовое управление администрации муниципального образования городского округа «Воркута», которое обеспечивает кассовое обслуживание исполнения бюджета городского округа «Воркута» и учреждений подведомственных муниципальному образованию. В соответствии с бюджетным законодательством финансовое управление администрации МО ГО «Воркута» разрабатывает и принимает нормативно-правовые акты для исполнения возложенных на него полномочий в пределах своей компетенции.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, приведя в обоснование доводы, изложенные в заявлении.

Представитель Администрации МО ГО «Воркута» заявленные требовании не признал, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном возражении на заявление.

Представитель Финансового Управления Администрации МО ГО «Воркута» Совета МО ГО «Воркута» поддержала заявленные прокурором требования.

Заслушав лиц, участвующих в деле, суд находит заявление прокурора г. Воркуты подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Постановлением Главы муниципального образования городского округа «Воркута» № 709 от 18 июля 2008 года утвержден Порядок открытия и ведения лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета муниципального образования городского округа «Воркута» и операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, согласно приложению.

Данное Постановление в официальном печатном издании не опубликовывалось.

В силу пункта 5 статьи 60 Устава муниципального образования городского округа «Воркута», принятого Советом МО ГО «Воркута» 27.02.2006 г., данный нормативный правовой акт вступил в силу с момента его подписания.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Указанной нормой установлено, что все принимаемые органами местного самоуправления правовые акты должны соответствовать федеральному законодательству без каких-либо исключений, в том числе и в вопросах исполнения бюджета.

Статьей 65 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что исполнение местного бюджета производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Вышеуказанной нормой определено, что все полномочия и процедуры исполнения бюджетов регламентируются Бюджетным кодексом Российской Федерации, в том числе и в вопросах полномочий тех или иных органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса.

Так, пунктом 2 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что Финансовые органы составляют проект соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности, осуществляют иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. Финансовые органы или иные уполномоченные органы ежемесячно составляют и представляют отчет о кассовом исполнении бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Статьей 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями настоящего Кодекса в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе, открываются и ведутся в порядке, установленном Федеральным казначейством. Лицевые счета, открываемые в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), открываются и ведутся в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

В соответствии с решением Совета муниципального образования городского округа «Воркута» от 26.08.2009 № 374 «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования городского округа «Воркута» от 03.05.2007 № 14 «Об утверждении структуры администрации муниципального образования городского округа «Воркута» Постановлением Главы городского округа «Воркута» от 24.11.2009 № 1637 «О создании финансового управления администрации муниципального образования городского округа «Воркута» с 01.12.2009 г. создано Финансовое управление администрации муниципального образования городского округа «Воркута» с правом юридического лица.

Таким образом, учитывая требования действующего законодательства, только финансовые органы местного самоуправления уполномочены определять порядок открытия и ведения лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета муниципального образования городского округа «Воркута».

Из анализа действующего законодательства следует, что законодателем функции по установлению порядка открытия и ведения лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета переданы специализированному органу - финансовому органу в целях качественного и однообразного исполнения бюджетного законодательства.

Глава городского округа «Воркута» не наделен полномочиями по установлению порядка открытия и ведения лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета муниципального образования, в связи с чем, не может регулировать данные правоотношения своим Постановлением.

Отсутствие соответствующих норм в Уставе муниципального образования городского округа «Воркута» либо в иных нормативных правовых актах органов местного самоуправления, определяющих полномочия финансового органа в вышеуказанной сфере правоотношений, не могут являться основанием для принятия Главой городского округа «Воркута» нормативного правового акта, не входящего в его компетенцию.

В соответствии со ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

При таких обстоятельствах следует признать Постановление Главы городского округа «Воркута» от 18.07.2008 года № 709 « Об утверждении Порядка открытия и ведения лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета муниципального образования городского округа «Воркута» операций со средствами, полученными от приносящей доход
деятельности» противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

При этом, решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу должно быть опубликовано в печатном издании - в газете «Заполярье».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ,

решил:

Заявление прокурора г. Воркуты удовлетворить и признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Постановление Главы городского округа «Воркута» от 18.07.2008 года № 709 « Об утверждении Порядка открытия и ведения лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета муниципального образования городского округа «Воркута» операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности».

Сообщение о решении о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Постановления Главы городского округа «Воркута» от 18.07.2008 года № 709 « Об утверждении Порядка открытия и ведения лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета муниципального образования городского округа «Воркута» операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности» после вступления настоящего решения суда в законную силу подлежит опубликованию в газете «Заполярье».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение десяти дней после дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 19 декабря 2010 года.

Председательствующий Н.Л. Предеина