ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5054/18 от 01.11.2018 Гатчинского городского суда (Ленинградская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«01» ноября 2018 года Гатчинский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Крячко М.И.,

при секретаре ФИО2,

с участием прокурора _________________

адвоката ____________________________, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «ЭЛЕКТРОКОМПЛЕКС» к Ассоциации строителей «Строители железнодорожных комплексов» о зачислении денежных средств в состав средств компенсационного фонда возмещения вреда Ассоциации строителей «Строители железнодорожных комплексов» и их размещении на специальном банковском счете, предназначенном для размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «ЭЛЕКТРОКОМПЛЕКС» обратилось в суд с иском к ответчику Ассоциации строителей «Строители железнодорожных комплексов» об обязании зачислить в состав средств компенсационного фонда возмещения вреда Ассоциации строителей «Строители железнодорожных комплексов» денежные средства в сумме 889 528 737,58 руб. и разместить денежные средства в сумме 889 528 737,58 руб. на специальный банковский счет, предназначенный для размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда. При этом свои требования мотивирует тем, что ООО «ЭЛЕКТРОКОМПЛЕКС» является членом Ассоциации строителей «Строители железнодорожных комплексов», что подтверждается выпиской из протокола заседания Совета Ассоциации строителей «Строители железнодорожных комплексов» от 03 апреля 2018 года. Истец считает, что компенсационный фонд возмещения вреда не сформирован в полном объеме, Ответчиком были необоснованно не включены в состав средств компенсационного фонда саморегулируемой организации денежные средства в сумме 889 528 737,58 руб., а также указанные денежные средства не размещены на специальном банковском счете, предназначенном для размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда. Истец письмом от ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с предложением сформировать компенсационный фонд возмещения вреда в полном объеме, включив в него денежные средства в сумме 889 528 737,58 руб. Кроме того, указанным письмом Истец обратился к ответчику с предложением разместить денежные средства в общей сумме 889 528 737,58 руб. на специальный банковский счет, предназначенный для размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации, однако, ДД.ММ.ГГГГ получил отказ от Ассоциации. Истец считает, что отказ ответчика не основан на законе, в деятельности Ассоциации имеются нарушения действующего законодательства, в частности Ассоциацией нарушено требование ч. 1 статьи 55.16-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно ч.1 ст.55.16-1 Градостроительного кодекса РФ средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации размещаются на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Истец считает, что указанные нарушения в деятельности Ассоциации, а именно: несформированность компенсационного фонда возмещения вреда в полном объеме, и неразмещение денежных средств в сумме 889 528 737,58 руб. на специальном банковском счете, предназначенном для размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда на специальном банковском счете могут повлечь для него неблагоприятные последствия. Согласно части 2 ст. 3.3. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства обязана в срок до ДД.ММ.ГГГГ разместить в полном объеме средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, или средства компенсационного фонда возмещения вреда и в случае формирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств средства такого фонда на специальном банковском счете, открытом в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, а также в течение семи календарных дней с даты размещения таких средств уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций (СРО). Из положений п. 3 части 3 ст. 3.3. ФЗ-191, следует, что неисполнение обязанности, предусмотренной частью 2 ст. 3.3. ФЗ-191 является одним из критериев для принятия Ростехнадзором после ДД.ММ.ГГГГ решения об исключении саморегулируемой организации из реестра СРО, что влечет за собой негативные последствия как для такой некоммерческой организации, в связи с невозможностью осуществлять в дальнейшем уставную деятельность, так и для ее членов в связи с утратой в данном случае возможности осуществлять профессиональную деятельность. Истец потребовал обязать Ассоциацию строителей «Строители железнодорожных комплексов» зачислить в состав средств компенсационного фонда возмещения вреда Ассоциации строителей «Строители железнодорожных комплексов» денежные средства в сумме 889 528 737,58 рублей и разместить денежные средства в сумме 889 528 737,58 руб. на специальный банковский счет, предназначенный для размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда.

Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования и просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика высказал возражения против удовлетворения исковых требований, представив отзыв на иск (л.д. 95-98 том 1), пояснив, что компенсационный фонд возмещения вреда сформирован в полном объеме, средства в сумме 889 528 737,58 руб. средствами компенсационного фонда не являются и не подлежат размещению на специальном банковском счете, предназначенном для размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации. В своем отзыве на исковое заявление Ответчик сослался на то, что средства компенсационного фонда в размере 889 528 737,58 руб. находились на счетах в кредитных организациях, у которых отозвана лицензия, размещены по договорам: <данные изъяты> было зафиксировано снижение компенсационного фонда возмещения вреда, рассмотрен вопрос о необходимости внесения взносов в КФ ВВ Ассоциации и было выявлено, что восполнение средств КФ ВВ (внесение взносов в КФ ВВ) не требуется, так как общий размер оставшегося после снижения в результате обесценения финансовых активов компенсационного фонда возмещения вреда Ассоциации больше, чем минимальный, определяемый в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ и требованиями внутренних документов Ассоциации, исходя из фактического количества членов Ассоциации и уровня их ответственности по обязательствам. В связи с указанными обстоятельствами представитель ответчика считает, что средства размещенные в кредитных организациях лишенных лицензии в сумме 889 528 737,58 рублей не являются средствами компенсационного фонда возмещения вреда, т.к. именно на сумму этих средств КФ ВВ снизился вследствие обесценения финансовых активов. Представитель ответчика также сослался на то, что все остальные средства КФ ВВ размещены на специальных счетах, в связи с чем просил в удовлетворении исковых требований истцу отказать.

Выслушав представителей сторон, изучив и оценив представленные в дело доказательства, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к следующему.

ООО «ЭЛЕКТРОКОМПЛЕКС» является членом Ассоциации строителей «Строители железнодорожных комплексов», что подтверждается выпиской из протокола заседания Совета Ассоциации строителей «Строители железнодорожных комплексов» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42)

Согласно п.4.1.1 Устава Ассоциации члены Ассоциации вправе участвовать в управлении делами Ассоциации, в порядке, установленном настоящим Уставом; в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и настоящим уставом, получать информацию о деятельности Ассоциации, знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией (л.д. 58-84).

Согласно ч 9 ст. 3.3. ФЗ-191 «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» Некоммерческие организации, имеющие статус саморегулируемых организаций, соответствующие требованиям, установленным частями 1 - 4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании заявлений своих членов не позднее ДД.ММ.ГГГГ обязаны сформировать компенсационные фонды возмещения вреда саморегулируемых организаций в соответствии с частями 10 и 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных частями 2 и 4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в указанный в настоящей части срок такие некоммерческие организации также обязаны сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частями 11 и 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч 2 ст. 3.3. ФЗ-191 «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства обязана в срок до ДД.ММ.ГГГГ разместить в полном объеме средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, или средства компенсационного фонда возмещения вреда и в случае формирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств средства такого фонда на специальном банковском счете, открытом в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Анализ норм частей 2, 9, 10 и 12 ст. 3.3. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №191-ФЗ, позволяет определить, что у саморегулируемой организации существует обязанность: Во-первых, до ДД.ММ.ГГГГ сформировать компенсационный фонд возмещения вреда в соответствии с частями 10 и 12 ст. 55.16 ГрК РФ, а в случае если в саморегулируемой организации принято решение о формировании компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, - то и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, в соответствии с частями 11 и 13 ст. 55.16 ГрК РФ. Во-вторых, до ДД.ММ.ГГГГ разместить на специальных счетах в полном объеме средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, или средства компенсационного фонда возмещения вреда( КФ ВВ) и, в случае формирования,- компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств ( КФ ОДО).

Как следует из ответа Ассоциации строителей «Строители железнодорожных комплексов», направленного в адрес Истца (л.д.43-46), а также из пояснений Ответчика в ходе судебного заседания, Ассоциация строителей «Строители железнодорожных комплексов» в полном объеме сформировала КФ ВВ и КФ ОДО.

Суд считает обоснованным то, что средства в сумме 889 528 737,58 рублей исключены из состава средств компенсационного фонда возмещения вреда, в силу следующего.

В соответствии с требованиями части 9 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ, в случае, если снижение размера компенсационного фонда возмещения вреда возникло в результате обесценения финансовых активов, в целях возмещения убытков, возникших в результате инвестирования средств такого компенсационного фонда, члены саморегулируемой организации должны внести взносы в компенсационный фонд возмещения вреда в установленныйчастью 6 той же статьи срок со дня уведомления саморегулируемой организацией своих членов об утверждении годовой финансовой отчетности, в которой зафиксирован убыток по результатам инвестирования средств такого компенсационного фонда.

В соответствии с требованиями части 6 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ, При снижении размера компенсационного фонда возмещения вреда или размера компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств ниже минимального размера, определяемого в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, лица, указанные вчастях 7-9той же статьи, в срок не более чем три месяца должны внести взносы в соответствующий компенсационный фонд в целях увеличения размера соответствующего компенсационного фонда в порядке и до размера, которые установлены внутренними документами саморегулируемой организации исходя из фактического количества членов такой саморегулируемой организации и уровня их ответственности по обязательствам.

Законодатель предусмотрел возможность снижения размера компенсационного фонда возмещения вреда в результате обесценивания финансовых активов.

Частями 6, 9 ст. 55.16 ГрК РФ предусмотрено, какие мероприятия должна произвести саморегулируемая организация, в случае уменьшения компенсационного фонда возмещения вреда, если снижение размера компенсационного фонда возмещения вреда возникло в результате обесценения финансовых активов. Анализ норм частей 6, 9 ст. 55.16 ГрК РФ позволяет сделать вывод, что саморегулируемая организация должна подсчитать минимальный размер компенсационного фонда саморегулируемой организации, рассчитанный исходя из фактического количества действующих членов саморегулируемой организации и заявленных ими уровней ответственности с целью определить необходимость осуществления доплат со стороны действующих членов саморегулируемой организации. В случае, если компенсационный фонд после выплаты стал меньше, чем минимальный размер компенсационного фонда, члены саморегулируемой организации обязаны внести взносы (доплатить) в соответствующий компенсационный фонд в целях его увеличения до размера, установленного внутренними документами саморегулируемой организации.

Оснований для доплаты действующими членами саморегулируемой организации взносов в компенсационный фонд в случае, если размер имеющегося в наличии у СРО компенсационного фонда (фондов) саморегулируемой организации не стал ниже, чем минимальный размер компенсационного фонда (фондов), действующее законодательство не предусматривает.

В соответствии с нормами части 2, 9- 10 и 12 ст.3.3. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №191-ФЗ, если выявляется невозможность сформировать и разместить средства компенсационного фонда (компенсационных фондов) на спецсчетах в минимальном размере компенсационного фонда, СРО должно принять решение об осуществлении доплат в соответствующие компенсационные фонды, в порядке, предусмотренном частью 11 ст. 3.3. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №191-ФЗ, ч. 6-9 ст. 55.16 ГрК РФ с целью довести размер существующего у СРО компенсационного фонда (компенсационных фондов) до размера не ниже минимального.

Общим собранием членов Ассоциации от ДД.ММ.ГГГГ утверждена бухгалтерская отчетности за 2017 год и зафиксирован убыток по результатам инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда (следовательно, произошло снижение размера КФ ВВ на сумму 889 528 737,58 руб. в результате обесценения финансовых активов), в связи с чем у Ассоциации возникла обязанность по исполнению требований ч.9 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ.

Минимальный размер компенсационного фонда возмещения вреда Ассоциации, в соответствии с требованиями статьи 55.16 Градостроительного кодекса, а так же исходя из уровней ответственности всех действующих членов Ассоциации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дату накануне проведения Общего собрания членов Ассоциации) должен был составлять 21700000 рублей, необходимость в его увеличении в порядке, установленном ГрК РФ за счет дополнительных взносов действующих членов отсутствовала.

Факт снижения размера компенсационного фонда возмещения вреда не подлежит доказыванию, решение общего собрания об отсутствии необходимости восполнения компенсационного фонда возмещения вреда членами Ассоциации от ДД.ММ.ГГГГ не противоречат действующему законодательству.

Относительно довода Истца о том, что до момента ликвидации кредитного учреждения, признанного несостоятельным, размещенные в нем средства саморегулируемой организции должны учитываться при формировании компенсационных фондов, суд считает необходимым указать следующее: саморегулируемая организация должна учитывать средства, размещенные в составе прав требования к банкам с отозванными лицензиями при формировании компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств. Как следует из обстоятельств дела, Ассоциация полностью выполнила указанное требование и зачислила средства, размещенные в составе прав требования к банкам с отозванными лицензиями в состав компенсационного фонда возмещения вреда.

После зачисления указанных средств в КФ ВВ, у Ассоциации и появилась обязанность по исполнению требований ч.6, ч.9 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ, т.к процедура снижения размера компенсационного фонда в результате обесценения финансовых активов предусмотрена именно для средств компенсационного фонда возмещения вреда. Таким образом, именно после зачисления средств, размещенных в составе прав требований к банкам с отозванной лицензией, в компенсационный фонд возмещения вреда и произошло его снижение в результате обесценения финансовых активов.

Суд считает также несостоятельным довод Истца о том, что представленная оценка прав требований к банкам, у которых отозвана лицензия, не может являться доказательством отсутствия нарушения требований Градостроительного кодекса РФ и Федерального закона №191-ФЗ.

Представленная оценка рыночной стоимости прав требований к банкам, признанным банкротами (л.д. 123-259 том 2, л.д. 1-163 том 2), выполнена специализированной организацией и является инструментом определения справедливой (рыночной) цены актива. Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 36 «Обесценение активов» дано определение убыткам от обесценения: «Убытки от обесценения (в данном случае сумма снижения размера компенсационного фонда возмещения вреда) - сумма, на которую балансовая стоимость актива (в данном случае размер средств компенсационного фонда возмещения вреда, размещенных в банках, признанных банкротами) превышает его возмещаемую стоимость (в данном случае размер рыночной стоимости указанного права требования к банку).

Таким образом, без оценки рыночной стоимости прав требования к банку невозможно определить размер снижения компенсационного фонда возмещения вреда (КФ ВВ) в результате обесценения финансовых активов. Без оценки прав требования Ассоциация не может выполнить требования ч.6, ч.9 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ, т.к. невозможно будет определить на какую сумму снизился КФ ВВ и существует ли необходимость его восполнения до размера, установленного внутренними документами Ассоциации в пересчете на действующих членов, исходя из уровней их ответственности.

Таким образом, оценка прав требований является инструментом и неотъемлемой частью доказательства того, что компенсационный фонд возмещения вреда снизился в результате обесценения финансовых активов.

После снижения размера КФ ВВ вследствие обесценения финансовых активов в составе прав требований к банкам, лишенным лицензий, осталось 6 руб. средств КФ ВВ, обязательство по перечислению которых за банки, лишенные лицензии <данные изъяты>

Таким образом, денежные средства в сумме 889 528 737,58 рублей перестали быть средствами КФ ВВ, ввиду чего на них не распространяется требование о размещении на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях.

В соответствии со ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ целью формирования компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств является обеспечение имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица, а также вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по заключенным с использованием конкурентных способов договорам подряда в случаях, предусмотренных статьями 60 и 60.1 Градостроительного кодекса РФ.

Ассоциация сформировала компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Ответственность действующих членов Ассоциации полностью обеспечена.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ООО «ЭЛЕКТРОКОМПЛЕКС» к Ассоциации строителей «Строители железнодорожных комплексов» об обязании Ассоциации строителей «Строители железнодорожных комплексов» зачислить в состав средств компенсационного фонда возмещения вреда Ассоциации строителей «Строители железнодорожных комплексов» денежные средства в сумме 889528737,58 рублей; об обязании Ассоциации строителей «Строители железнодорожных комплексов» разместить денежные средства в сумме 889528737,58 рублей на специальный банковский счет, предназначенный для размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Гатчинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М. Крячко

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья М. Крячко

Подлинный документ находится в материалах

гражданского дела

Гатчинского городского суда <адрес>