ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5054/2015 от 15.12.2015 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-5054/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 декабря 2015 года

Свердловский районный суд города Костромы в составе

председательствующего судьи Морева Е.А.

при секретаре Стакиной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО5 к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области о признании незаконным решения Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области об отказе в присвоении звания ...»,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «...», указав в своем заявлении, что она <дата>. обратилась в Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области с заявлением о присвоении ей звания «...». <дата> состоялось заседание комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с присвоением звания «...». По результатам его рассмотрения <дата> истцом было получено письмо с отказом в присвоении звания «...». Основанием к отказу явилось то обстоятельство, что пробирная палата России не входит в структуру органов исполнительной власти.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФИО2 исковые требования не признала. Полагала, что звание «... присваивается лицам награжденным орденами и медалями либо награжденными ведомственными знаками отличия в труде. Ведомственные знаки отличия устанавливаются вышестоящим ведомством. В отношении пробирной палаты это Министерство финансов РФ. Пробирная палата не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти. В связи, с чем награждение истца почетной грамотой пробирной палаты не может являться основанием для присвоения истцу звания «...

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В соответствии с п. 4 ст. 7 данного Федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Закона № 184-ФЗ, вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

На основании статей 10 и 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами. В рамках представленных полномочий и в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации.

В Костромской области в целях реализации Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», постановления Правительства РФ от 27.04.1995 № 423 «Об удостоверениях, на основании которых реализуются права и льготы ветеранов, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах», приняты Закон Костромской области от 27.12.2004 № 226-ЗКО «О мерах социальной поддержки ветеранов труда в Костромской области», постановление Губернатора Костромской области от 13.08.2008 № 289 «О присвоении звания «Ветеран труда» и «Ветеран труда в Костромской области».

Согласно п.п.3 п.2 Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда» и «Ветеран труда Костромской области», утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 13.08.2008 № 289, основанием для присвоения звания «Ветеран труда» являются документы, подтверждающие: награждение орденом или медалью, либо присвоение почетного звания СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственным знаком отличия в труде (удостоверение к награде, архивная справка); трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет - не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.

По смыслу приведенных положений федерального и регионального законодательства следует, что ведомственные знаки отличия в труде учитываются при присвоении звания «Ветеран труда» при условии, что награждение ими произведено государственными органами Российской Федерации, органами государственной власти СССР или Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 на основании приказа руководителя Российской государственной пробирной палаты при Министерстве финансов РФ от <дата> награждена почетной грамотой ... (л.д. 10-11).

Истец обратилась в адрес ответчика с заявлением о присвоении звания ...» по результатам рассмотрения, которого ей было отказано в присвоении вышеназванного звания. Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области в своем письме от <дата>. указал, что основания для присвоения звания «...» перечислены в ст. 7 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», которая предусматривает наличие награждения ведомственными, то есть от имени федеральных органов власти РФ или бывшего СССР, знаками отличия в труде. Решение о награждении вышеназванной Почетной грамотой было принято на основании приказа ... - органа, который не входят в систему федеральных органов власти. Таким образом, по мнению работников Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области Почетная грамота ... которой награждена истица, не может рассматриваться как ведомственный знак отличия в труде.

Исходя из пункта 2 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" награждения ведомственными знаками отличия в труде должны быть, произведены федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти и управления СССР.

На данный момент времени, действующее законодательство не содержит понятия «Ведомственный знак отличия в труде», поэтому при рассмотрении настоящего заявления суд исходит из того, что награждение на уровне ведомства означает наличие решения о таком награждении, принятого центральным органом государственного управления, а именно: соответствующими руководителями министерств, ведомств, государственных комитетов, либо иных структур, входящих в систему федеральных органов власти.

Из анализа Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Указа Президента Российской Федерации от 21.05.2012 г. №636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» следует, что Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.12.2005г. №327 утверждено Положение о федеральном казенном учреждении «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации», из которого следует, что пробирная палата является федеральным казенным учреждением, созданным путем изменения типа существующего федерального учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2010г. № 1646-р. Учредителем данного федерального казенного учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.

Таким образом, «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации не входит в структуру Министерства финансов Российской Федерации, являющегося федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации и соответственно не является исполнительным органом государственной власти, входящим в систему федеральных органов власти.

Исходя из вышеизложенного следует, что почетная грамота федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» не может быть отнесена к ведомственным знакам отличия в
труде.

Закон Костромской области от 08.06.2006 N 32-4-ЗКО «О звании "Ветеран труда Костромской области" (далее – Закон от 08.06.2006 N 32-4-ЗКО) устанавливает звание «Ветеран труда Костромской области», а также определяет условия и порядок присвоения указанного звания.

Согласно ст.3 Закона от 08.06.2006 N 32-4-ЗКО (в редакции Закона Костромской области от 28.01.2011 N 34-5-ЗКО, вступившим в законную силу 31.01.2011) звание «Ветеран труда Костромской области» присваивается лицам, имеющим трудовой стаж 41 год для мужчин и 36 лет для женщин и следующие поощрения или награждения за добросовестный труд, полученные на территории Костромской области: 1) награду Костромской области, учрежденную законом Костромской области; 2) звание «Почетный гражданин Костромской области» или почетное звание Костромской области, учрежденное законом Костромской области. 3) Почетную грамоту Костромского областного исполнительного комитета Совета народных депутатов или Почетную грамоту администрации Костромской области; 4) Почетную грамоту Костромского областного Совета народных депутатов или Почетную грамоту Костромской областной Думы; 5) награду губернатора Костромской области - орден "Труд. Доблесть. Честь" или медаль "Труд. Доблесть. Честь"; 6) почетное звание "Заслуженный рационализатор Костромской области" или «Заслуженный изобретатель Костромской области», которое было присвоено на основании постановления Костромской областной Думы от 26 июня 1997 года № 132; 7) награду Костромской областной Думы - знак Костромской областной Думы "За вклад в развитие законодательства Костромской области".

Система государственных наград, установлена пунктом 2 Положения о государственных наградах РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 07.09.2010 г. № 1099, почетные звания Российской Федерации также предусмотрены Указом Президента РФ от 30.12.1995 N 1341 «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях Российской Федерации и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации»

В пункте 2 Положения о государственных наградах РФ перечислены следующие виды государственных наград: высшие звания Российской Федерации, ордена Российской Федерации, знаки отличия Российской Федерации, медали Российской Федерации, почетные звания Российской Федерации.

Приказом Минфина от 22.04.2015 года №70н учреждены ведомственные награды Министерства финансов Российской Федерации, к которым отнесены: нагрудный знак "Отличник финансовой работы", благодарность Министра финансов Российской Федерации, благодарность Министерства финансов Российской Федерации.

Не предусмотрено данное звание и статьей 3 Закона Костромской области от 08.06.2006 N 32-4-ЗКО «О звании «Ветеран труда Костромской области», перечень наград и званий, предусмотренных данной статьей носит исчерпывающий характер.

Из изложенного следует, что спорный знак отличия не входит в перечень почетных званий и наград СССР, а также в систему государственных и ведомственных наград Российской Федерации, в связи, с чем оснований для присвоения ФИО1 звания «...» не имеется.

Ввиду изложенного суд полагает решение Департамента об отказе в присвоении истцу звания «...» законным, а исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 ФИО6 к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области о признании незаконным решения Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области об отказе в присвоении звания «...» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий