ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5055/2023 от 15.08.2023 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)

Дело № 2-5055/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 августа 2023 года город Нальчик

Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики в составе: председательствующего Сарахова А.А., при секретаре Тхагалижокова А.Т., с участием представителя истца старшем помощнике прокурора г. Нальчика – Османова ФИО5 действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Нальчика, действующего в интересах неопределенного круга к ООО Санаторий «Кавказ» о понуждении к совершению действий,

установил:

Прокурор города Нальчика, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к ООО Санаторий «Кавказ» о понуждении к совершению действий.

В обоснование требований указал, что Прокуратурой г. Нальчика проведена проверка исполнения требований законодательства о занятости населения.

Согласно представленной ГКУ «Республиканский центр труда, занятости и социальной защиты населения» информации ООО Санаторий «Кавказ» не представлены по состоянию на 05.06.2023 сведения и информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов.

Вместе с тем, согласно ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации запрещается дискриминация в сфере труда. Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон № 1032- 1) государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе путем установления квоты для приема на работу инвалидов.

Согласно ч. 1 ст. 13.2 Закона № 1032-1 работодателям, у которых численность работников превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от двух до четырех процентов от среднесписочной численности работников. Работодателям, у которых численность работников составляет от 35 до 100 человек включительно, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не более трех процентов от среднесписочной численности работников.

Из положений ст. 4 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 10.04.2008 № 19-РЗ «О квотировании рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы», что квота для приема на работу граждан, испытывающих трудности в поиске работы, устанавливается работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, и определяется, в том числе для инвалидов – 4 процента к среднесписочной численности работников.

Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере процентов от среднесписочной численности числа производится в сторону увеличения до целого значения.

Как следует из положений ст. 25 Закона № 1032-1 работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Порядок представления работодателями сведений и информации, предусмотренных настоящим пунктом, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2021 № 2576 утверждены Правила представления работодателем сведений и информации, предусмотренных п. 3 ст. 25 Закона № 1032-1 (далее - Правила от 30.12.2021).

В соответствии с п. 2 Правил от 30.12.2021 сведения и информация, в том числе о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов, представляются работодателем в органы службы занятости ежемесячно.

Установлено, что на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» необходимые сведения и информация ООО Санаторий «Кавказ» не размещены.

В ГКУ «Республиканский центр труда, занятости и социальной защиты населения» от ООО Санаторий «Кавказ» по состоянию на 05.06.2023 указанная информация также не поступала.

Таким образом, ООО Санаторий «Кавказ» в нарушение требований действующего законодательства не обеспечены гарантии защиты прав граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

Ранее в связи с допущенными нарушениями указанного законодательства в целях устранения выявленных нарушений прокуратурой г. Нальчика в адрес директора ООО Санаторий «Кавказ» внесено представление от 09.02.2023 № 4- 41 -2023/Прдп 165-23.

При этом, в представлении прокурора от 09.02.2023 указано, что в ГКУ «Республиканский центр труда, занятости и социальной защиты населения» от ООО Санаторий «Кавказ» по состоянию на 02.02.2023 в нарушение требований действующего законодательства информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов не направлялась.

До настоящего времени ответчиком требования прокурора не исполнены, нарушения законодательства не устранены.

В связи с тем, что в данном случае нарушены права и законные интересы неопределённого круга лиц, прокурором г. Нальчика принято решение о предъявлении настоящего искового заявления.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дел.

Отмеченные нарушения требований действующего законодательства негативно сказываются на окружающей среде, в результате чего нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также могут оказывать вредное воздействие на лиц, круг которых невозможно определить.

По изложенным основаниям прокурор просит суд:

Обязать ООО Санаторий «Кавказ» предоставить в ГКУ «РЦТЗСЗН» сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной для организаций квотой о приеме на работу инвалидов, в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу.

В судебном заседании представитель истца поддержал требования в полном объеме и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, своего представителя в судебное заседание не направил, причину неявки суду не сообщили, письменные возражения на исковое заявление не представили.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие ответчиков.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из материалов дела, Прокуратурой г. Нальчика проведена проверка исполнения требований законодательства о занятости населения.

Согласно представленной ГКУ «Республиканский центр труда, занятости и социальной защиты населения» информации ООО Санаторий «Кавказ» не представлены по состоянию на 05.06.2023 сведения и информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов.

Вместе с тем, согласно ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации запрещается дискриминация в сфере труда. Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон № 1032- 1) государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе путем установления квоты для приема на работу инвалидов.

Согласно ч. 1 ст. 13.2 Закона № 1032-1 работодателям, у которых численность работников превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от двух до четырех процентов от среднесписочной численности работников. Работодателям, у которых численность работников составляет от 35 до 100 человек включительно, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не более трех процентов от среднесписочной численности работников.

Из положений ст. 4 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 10.04.2008 № 19-РЗ «О квотировании рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы», что квота для приема на работу граждан, испытывающих трудности в поиске работы, устанавливается работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, и определяется, в том числе для инвалидов – 4 процента к среднесписочной численности работников.

Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере процентов от среднесписочной численности числа производится в сторону увеличения до целого значения.

Как следует из положений ст. 25 Закона № 1032-1 работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Порядок представления работодателями сведений и информации, предусмотренных настоящим пунктом, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2021 № 2576 утверждены Правила представления работодателем сведений и информации, предусмотренных п. 3 ст. 25 Закона № 1032-1 (далее - Правила от 30.12.2021).

В соответствии с п. 2 Правил от 30.12.2021 сведения и информация, в том числе о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов, представляются работодателем в органы службы занятости ежемесячно.

Установлено, что на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» необходимые сведения и информация ООО Санаторий «Кавказ» не размещены.

В ГКУ «Республиканский центр труда, занятости и социальной защиты населения» от ООО Санаторий «Кавказ» по состоянию на 05.06.2023 указанная информация также не поступала.

Таким образом, ООО Санаторий «Кавказ» в нарушение требований действующего законодательства не обеспечены гарантии защиты прав граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

Ранее в связи с допущенными нарушениями указанного законодательства в целях устранения выявленных нарушений прокуратурой г. Нальчика в адрес директора ООО Санаторий «Кавказ» внесено представление от 09.02.2023 № 4- 41 -2023/Прдп 165-23.

При этом, в представлении прокурора от 09.02.2023 указано, что в ГКУ «Республиканский центр труда, занятости и социальной защиты населения» от ООО Санаторий «Кавказ» по состоянию на 02.02.2023 в нарушение требований действующего законодательства информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов не направлялась.

Ответчиком сведения о выполнении указанных в представлении требований прокурора суду не представлены.

Установленные нарушения требований действующего законодательства нарушаются права неопределенного круга лиц. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора города Нальчика, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО Санаторий «Кавказ» о понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Обязать ООО Санаторий «Кавказ» предоставить в ГКУ «РЦТЗСЗН» сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной для организаций квотой о приеме на работу инвалидов, в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу.

Решение может быть обжаловано, а прокурором – принесено представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда КБР в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Нальчикский городской суд.

Председательствующий А.А. Сарахов