ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-505/19 от 04.07.2019 Холмского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2-505/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 июля 2019 года Холмский городской суд

Сахалинской области

В составе:

председательствующего судьи Беляевой Н.В.,

при секретаре Чернецовой Н.А.,

с участием ответчика Репина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в г. Холмск гражданское дело по исковому заявлению Геновой Г. И. к индивидуальному предпринимателю Репину А. В., магазину «Альянс» о признании действий незаконными, взыскании денежных средств уплаченных за товар, неустойки, штрафа, компенсации морального вреда, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГГенова Г.И. обратилась в суд с вышеназванным иском к магазину «Альянс», ИП Репину А.В., в обоснование которого указала, что ДД.ММ.ГГГГ приобрела в магазине «Альянс», принадлежащем ИП Репину А.В., радиоприемник «Сигнал» модель РП202, стоимостью 980 рублей, однако товарный чек при покупке названного прибора истцу выдан не был. Через несколько дней, при включении приемника истец обнаружила, что задняя стенка прибора сильно нагревается, не работает регулятор громкости (громкость не регулировалась, пропадала), ввиду чего, пользоваться радиоприемником не возможно. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в магазин, с целью проверки прибора, однако продавец прибор принимать и проверять отказалась, сославшись на то, что радиоприемники обмену и возврату не подлежат. Прибор с коробкой и комплектующими оставлен истцом на прилавке в магазине.

ДД.ММ.ГГГГГенова Г.И. подала претензию Репину А.В., а ДД.ММ.ГГГГ обратилась в прокуратуру Сахалинской области и Управление Роспотребнадзора в Сахалинской области.

Каких-либо действий по приему и проверке радиоприемника ответчиком выполнено не было, ввиду чего, истец вынуждена была забрать прибор из магазина. Ответ на претензию истцом также не получен до настоящего времени.

По результатам рассмотрения претензии Управлением Роспотребнадзора по Сахалинской области, ИП Репин А.В. привлечен к административной ответственности, внесено предписание об устранении нарушений.

Поскольку она не могла пользоваться радиоприемником, являющимся для нее единственным источником получения информации, а приобрести другой возможности она не имела, ей причинены нравственные и физические страдания. Отрицательные эмоции ей противопоказаны, поскольку ввиду подобных переживаний у нее появляется бессонница, поднимается давление.

На основании изложенного, просит признать незаконными действия (бездействия) магазина «Альянс» и ИП Репина АВ. в части не выдачи товарного чека при продаже радиоприемника, передаче гарантийного талона без указания в нем необходимой информации (даты, места продажи товара, реквизитов товара), не предоставления ответа на претензию, отказа в принятии обмена, проведения проверки товара. Возложить на магазин «Альянс» и ИП Репина А.В. вернуть уплаченные за товар денежные средства в размере 980 рублей, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей за нравственные и физические страдания, с учетом вины, длительности страданий, и её индивидуальных особенностей. Возложить на ответчиков обязанность предоставить ей ответ на претензию от ДД.ММ.ГГГГ, выдать товарный чек, проставить в гарантийном талоне дату, место продажи, реквизиты товара на проданный радиоприемник.

ДД.ММ.ГГГГ истец Генова Г.И. представила заявление об увеличении заявленных требований, в котором, просит взыскать с ответчика неустойку в размере 1 % от стоимости товара за каждый день просрочки её требований, штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу истца. Остальные требования оставлены без изменения.

Истец Генова Г.И. представитель третьего лица ТО Управление Роспотребнадзора в Холмском и Невельском районах не явились, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

От истца поступило заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Ответчик Репин А.В. в судебном заседании с иском не согласен.

Из пояснений свидетеля ФИО, оглашенных в судебном заседании следует, что ДД.ММ.ГГГГ она продала Геновой Г.И. радиоприемник «Сигнал», который был проверен ею и находился в рабочем состоянии. Гарантийный талон не заполняла. ДД.ММ.ГГГГГенова Г.И. принесла радиоприемник и ушла. Товар находился в исправном состоянии, однако, имел ненадлежащий вид. ДД.ММ.ГГГГ от Генова Г.И. была принята претензия, радиоприемник она забрала.

Выслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, а в силу части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно части 2 статье 450 Гражданского кодекса РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В силу статьи 492 Гражданского кодекса РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей», продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Недостатком товара согласно преамбуле данного Закона признается несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусмотрено право потребителя, в случае обнаружения в товаре недостатков, отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

На основании части 5 статьи 18 Закона продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы (часть 6).

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

На основании части 1 статьи 20 Закона РФ «О защите прав потребителей», если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней. В случае, если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально.

В соответствии со статьей 22 Закона РФ «О защите прав потребителей», требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Согласно статье 23 названного Закона РФ, за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

На основании части 1 статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

По смыслу ст. ст. 18 - 23 Закона в случае поступления требования потребителя об устранении тем или иным способом нарушенного права, для продавца установлена обязанность в установленный законом срок выполнить в добровольном порядке требования потребителя, в противном случае, права потребителя могут быть защищены путем заявления требований о возмещения убытков, уплаты неустойки, компенсации морального вреда.

Как усматривается из материалов дела, и подтверждается кассовым чеком, ДД.ММ.ГГГГГенова Г.И. приобрела в магазине «Альянс», принадлежащем ИП Репину А.В., радиоприемник «Сигнал» модель РП202, стоимостью 980 рублей. Товарный чек при приобретении радиоприемника не выдан, гарантийный талон не оформлен. Изложенное, ответчиком не отрицалось.

Из искового заявления следует, что при включении приемника истцом обнаружена неисправность товара (задняя стенка прибора сильно нагревается, не работает регулятор громкости), ввиду чего, ДД.ММ.ГГГГГенова Г.И. обратилась в магазин, с целью проверки прибора, в чем ей было отказано. Данные обстоятельства ответчиком не отрицаются.

Каких-либо действий по приему, обмену, проверке радиоприемника, рассмотрению и даче ответа на претензию потребителя, ответчиком не предпринято, что не отрицалось им в судебном заседании.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по Сахалинской области по результатам рассмотрения жалобы Геновой Г.И., Репину А.В. внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в котором предложено при покупке технически сложных бытовых товаров обеспечить передачу покупателю установленные изготовителем товара комплект принадлежностей и документы ( технический паспорт или иной заменяющий его документ, с указанием даты и места продажи, инструкция по эксплуатации и другие документы). Вместе с товаром обеспечить передачу покупателю товарного чека ( с указанием наименования товара и продавца, даты продажи, артикула, сорта и цены товара, а также подписи лица, непосредственно осуществляющего продажу). В течение месяца со дня получения представления информировать о принятых мерах.

Из сообщения Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ ИП Репин А.В., осуществляющий услуги по продаже товаров в магазине «Альянс», привлечен к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ.

Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ ФБУ Сахалинская лаборатория судебной экспертизы, представленный на экспертизу радиоприемник «Сигнал» модели «РП-202», имеет неисправный регулятор громкости. Кроме того, при подключении радиоприемника к электрической сети переменного тока, его пластиковый корпус греется. Причиной неисправности регулятора громкости является производственный дефект, проявившийся в процессе эксплуатации радиоприемника. Дефект в радиоприемнике, заключающийся в неисправности регулятора громкости, возник при изготовлении радиоприемника, относится к значительным, так как существенно влияет на использование радиоприемника по назначению.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика направлена и получена им, претензия с требованием об устранении допущенных нарушений по продаже неисправного радиоприемника.

Вместе с тем, ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств реализации права предусмотренного п. 5 ст. 18 Закона РФ по проведению проверки качества товара, а также обращения к Геновой Г.И. с просьбой представить товар для проведения проверки качества, либо выполнения каких-либо действий со стороны ответчика, направленных на разрешение поступившей претензии. Данные действия ответчика свидетельствуют о его устранении от разрешения требований потребителя и принятии риска ответственности за нарушение прав истца при удовлетворении требований, в том числе, касающихся взыскания штрафных санкций.

Поскольку при использовании радиоприемника истцом обнаружены существенные недостатки приобретенного товара, работоспособность которого продавцом, после его возврата не проверена, данное обстоятельство, в силу закона, является самостоятельным основанием для расторжения договора купли-продажи технически сложного товара, а также возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Анализируя приведенные нормы закона в совокупности с исследованными по делу доказательствами, на основании заключения проведенной по делу судебной экспертизы, подтвердивших производственный дефект приобретенного истцом радиоприемника, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований.

Учитывая, что по истечении, предоставленного законом десятидневного срока, после предъявления претензии об устранении нарушений, требования потребителя не исполнены, что не оспаривалось ответчиком, подлежит взысканию неустойка за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1558 рублей 20 копеек.

В соответствии с положениями статьи 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 12 названного Закона если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

В силу пункта 46 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, в случае если кассовый чек на товар не содержит наименование товара, артикул, сорт (при наличии), вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются эти сведения, наименование продавца, дата продажи и цена товара и лицом, непосредственно осуществляющим продажу товара, проставляется подпись.

Согласно п. 47 Правил бытовые радиоэлектронная аппаратура, средства связи, вычислительная и множительная техника, фото- и киноаппаратура, часы, музыкальные товары, электробытовые приборы, машины и инструменты, бытовое газовое оборудование и устройства, другие технически сложные товары бытового назначения до подачи в торговый зал или к месту выдачи покупки должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: распаковку товара, удаление заводской смазки, пыли, стружек; осмотр товара; проверку комплектности, качества изделия, наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе; при необходимости сборку изделия и его наладку.

На основании п. 51 Правил при передаче технически сложных бытовых товаров покупателю одновременно передаются установленные изготовителем товара комплект принадлежностей и документы (технический паспорт или иной заменяющий его документ с указанием даты и места продажи, инструкция по эксплуатации и другие документы).

Поскольку факт передачи истице товара без оформления гарантийного талона и товарного чека нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, суд находит требования истца о признании незаконными действий (бездействия) ИП Репина А.В., осуществляющего торговлю в магазине «Альянс», в части не выдачи товарного чека при продаже радиоприемника, передаче гарантийного талона без указания в нем необходимой информации (даты, места продажи товара, реквизитов товара), по отказу в принятии обмена и проведении проверки радиоприемника, возложении обязанности выдать товарный чек, проставить в гарантийном талоне дату, место продажи, реквизиты товара на проданный радиоприемник, подлежащими удовлетворению.

Требование Геновой Г.И. о возложении на ответчика обязанности предоставить ответ на претензию удовлетворению не подлежит, поскольку приведённые нормы законодательства не содержат такой обязанности продавца, а предусматривают ответственность за неисполнение указанного требования, к которой в настоящем споре привлечён ответчик, как последствие за неисполнение требований потребителя.

В силу статьи 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Принимая во внимание, что факт нарушения прав истца как потребителя нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика в её пользу денежной компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей.

При этом, суд руководствуется принципом разумности и справедливости, учитывает степень вины нарушителя, характер и объем причиненных истцу нравственных страданий.

Согласно части 6 статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Поскольку претензия Геновой Г.И. об устранении прав потребителя не удовлетворена в добровольном порядке, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, в размере 3 769 рублей 10 копеек (980+5000+ 1558.20 х50%).

В силу статьи 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец освобождена при подаче иска, подлежит взысканию с ответчика.

Вещественное доказательство – приемник радиовещательный «Сигнал» модель РП 202 со всеми комплектующими, на основании части 1 статьи 76 ГПК РФ, подлежит возвращению Геновой Г.И.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Геновой Г. И. к индивидуальному предпринимателю Репину А. В., магазину «Альянс» о признании действий незаконными, взыскании денежных средств уплаченных за товар, неустойки, штрафа, компенсации морального вреда, возложении обязанности устранить допущенные нарушения – удовлетворить частично.

Признать незаконными действия (бездействия) ИП Репина А. В., осуществляющего услуги по продаже товаров в магазине «Альянс», в части нарушения прав потребителя Геновой Г. И. по не предоставлению ответа на претензию, по не выдаче товарного чека при продаже радиоприемника, передаче гарантийного талона без указания в нем необходимой информации (даты, места продажи товара, реквизитов товара), отказа в принятии обмена, проведения проверки товара.

Возложить обязанность на ИП Репина А. В., осуществляющего услуги по продаже товаров в магазине «Альянс», Геновой Г. И. выдать товарный чек, проставить в гарантийном талоне дату, место продажи, реквизиты товара на проданный радиоприемник.

Взыскать с ИП Репина А. В., осуществляющего услуги по продаже товаров в магазине «Альянс», в пользу Геновой Г. И., уплаченную за товар сумму в размере 980 рублей, неустойку в сумме 1558 рублей 20 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей, штраф в размере 3769 рублей 10 копеек, а всего взыскать 11 307 рублей 30 копеек.

Взыскать с ИП Репина А. В., осуществляющего услуги по продаже товаров в магазине «Альянс», в доход бюджета муниципального образования «Холмский городской округ» государственную пошлину в размере 700 рублей.

Геновой Г. И. в удовлетворении иска к ИП Репину А. В., осуществляющему услуги по продаже товаров в магазине «Альянс», в остальной части требований о возложении обязанности предоставить ответ на претензию, компенсации морального вреда в остальной сумме в размере 5000 рублей отказать.

Вещественное доказательство – приемник радиовещательный «Сигнал» модель РП 202 со всеми комплектующими, после вступления решения суда в законную силу, возвратить Геновой Г. И..

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Холмский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Н.В. Беляева