2-505/2019 Решение Именем Российской Федерации 15 января 2019 года г. Владивосток Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе председательствующего Л.П. Храмцовой, при секретаре Щербак А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Фрунзенского района г. Владивостока в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад № 2 общеобразовательного вида г. Владивостока», администрации г. Владивостока о возложении обязанности, установил: прокурор Фрунзенского района г.Владивостока обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с данным административным исковым заявлением, указав в обосновании требований, что прокуратурой Фрунзенского района г. Владивостока проведена проверка на предмет соблюдения прав несовершеннолетних на условия безопасного пребывания в МБДОУ «Детский сад № 2 общеобразовательного вида г. Владивостока», расположенного по адресу: <адрес>. По результатам проведенной отделом надзорной деятельности Фрунзенского района г. Владивостока УНД Главного управления МЧС России по Приморскому краю проверки на предмет соблюдения требований пожарной безопасности в деятельностями МБДОУ «Детский сад № 2 общеобразовательного вида г. Владивостока» выявлены нарушения пожарной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних детей, находящихся в данном детском учреждении. На момент предъявления иска, выявленные нарушения фактически не устранены. В соответствии с уставом МБДОУ «Детский сад № 2 общеобразовательного вида г. Владивостока», учредителем и собственником имущества данного учреждения является Владивостокский городской округ в лице администрации г. Владивостока. Просит суд возложить обязанность на муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад № 2 общеобразовательного вида г. Владивостока», устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: на путях эвакуации во всех коридорах и лестничных клетках здания на всех этажах установить указательные элементы фотолюминесцентной эвакуационной системы (ФЭС) обозначающие пути эвакуации и эвакуационные выходы, а именно: знаки пожарной безопасности указывающие места размещения средств противопожарной защиты (огнетушителей, пожарных шкафов, кнопок включения установок (систем) пожарной автоматики, мест размещения телефонов, по которым, можно вызвать пожарную охрану); направляющие линии и стрелки на путях эвакуации, линии обозначающие контур дверей эвакуационных выходов; знаки указывающие как открываются двери; поэтажное цифровое обозначение этажей здания; сигнальная разметка с чередующимися зигзагообразными полосами («елочка») зеленого и желтовато-белого (белого) цветов для обозначения границ безопасного движения по пути эвакуации. Указанные элементы должны быть выполнены из фотолюминесцентных материалов, монтаж которых осуществляется лицами, имеющими соответствующую лицензию на данный вид работ согласно разработанного проекта; в помещениях (коридорах и групповых ячейках на 1-м и 2-м этаже) здания дошкольной образовательной организации отделать материалом (линолеумом) класса пожарной опасности материала не ниже КМ2. - во всех коридорах и проходах здания на всех этажах, служащих для эвакуации людей, установить аварийное эвакуационное освещение; - прогрунтовать конструкцию южной наружной лестницы, идущей из группы № 3 второго этажа детского сада (помещение №15 согласно технического паспорта), выровнять перепад высоты от уровня тротуара (земли) до низа площадки лестницы, оборудовать место перепада высоты лестницей с числом ступеней не менее 7-х и ограждениями высотой не менее 1,2 метра с перилами; - прогрунтовать конструкцию северной наружной лестницы, идущей из группы № 4 второго этажа детского сада (помещение №3 согласно технического паспорта), выровнять перепад высоты от уровня тротуара (земли) до низа площадки лестницы, оборудовать место перепада высоты лестницей с числом ступеней не менее 3-х и ограждениями высотой не менее 1,2 метра с перилами. произвести работы по замене кабелей и проводов систем противопожарной защиты, проложенные одиночно и групповой, несоответствующие пожарной опасности по нераспространению горения и дымообразования; шлейфы пожарной сигнализации и соединительных линий систем пожарной автоматики проложить отдельно от линиями электрических кабелей с напряжением 110 В и более в одном кабель канале. Возложить на администрацию города Владивостока обязанность профинансировать работы по устранению нарушений требований пожарной безопасности в здании МБДОУ «Детский сад № 2 общеобразовательного вида г. Владивостока», расположенном по адресу: <адрес> В судебном заседании помощник прокурора Фрунзенского района г. Владивостока Коломеец Ю.С. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика администрации г. Владивостока ФИО1 исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад № 2 общеобразовательного вида г. Владивостока» ФИО2 поддержала позицию представителя администрации г. Владивостока, дополнительно пояснила, что не однократно направлялись письма в администрацию города о выделении денежных средств и необходимости провести указанные работы, но до настоящего времени ничего не предпринято. Суд, выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В силу п.3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. В соответствии со статьёй 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Статьёй 20 данного Закона установлено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Согласно статье 1 данного Федерального закона под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Из приведенных законоположений следует, что Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в учреждениях, где прибывают несовершеннолетние, в данном случае по обеспечению пожарной безопасности, в том числе в детских общеобразовательных учреждениях. В судебном заседании установлено, что прокуратурой Фрунзенского района г. Владивостока проведена проверка на предмет соблюдения прав несовершеннолетних на условия безопасного пребывания в МБДОУ «Детский сад № 2 общеобразовательного вида г. Владивостока». В ходе проверки проведенной отделом надзорной деятельности Фрунзенского района г. Владивостока УНД Главного управления МЧС России по Приморскому краю проверки на предмет соблюдения требований пожарной безопасности в деятельностями МБДОУ «Детский сад № 2 общеобразовательного вида г. Владивостока»выявлены нарушения пожарной безопасности: - на путях эвакуации во всех коридорах и лестничных клетках здания на всех этажах отсутствуют указательные элементы фотолюминесцентной эвакуационной системы (ФЭС) обозначающие пути эвакуации и эвакуационные выходы, а именно: знаки пожарной безопасности указывающие места размещения средств противопожарной защиты (огнетушителей, пожарных шкафов, кнопок включения установок (систем) пожарной автоматики, мест размещения телефонов, по которым, можно вызвать пожарную охрану); направляющие линии и стрелки на путях эвакуации, линии обозначающие контур дверей эвакуационных выходов; знаки указывающие как открываются двери; поэтажное цифровое обозначение этажей здания; сигнальная разметка с чередующимися зигзагообразными полосами («елочка») зеленого и желтовато-белого (белого) цветов для обозначения границ безопасного движения по пути эвакуации. Указанные элементы должны быть выполнены из фотолюминесцентных материалов, монтаж которых осуществляется лицами, имеющими соответствующую лицензию на данный вид работ согласно разработанного проекта, что является нарушением п.33, п. 43 ППР в РФ; ст. 1, ст. 20 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ; п.1 ч.2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ст. 4, ст. 53, ст. 151 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ; Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16.04.2014 г. № 474; п. 1.1, п. 1.2, п.2.6 Табл.2 и Табл.3 НПБ 160-97; п.1, п. 5.1.1, п.5.1.1.1, п.6.1.4, п.6.2.6, п. 6.3.1, п.6.3.2 Табл.2, п. 7.2.5, Приложение «Ж», Приложение «И» ГОСТ Р 12.4.026-2001; п. 4.1 и Примечание 2, п. 4.2, п.4.2.1, п.5.3, п.5.3.9, п.5.7, п. 6.1, п. 6.4, п. 6.6., п. 6.6.4, п. 6.6.6, п. 6.6.7, п. 6.6.8, п. 6.7, п. 7.10, п.9.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009; п. 6 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 30.12.2011 г. № 1225; - в помещениях (коридорах и групповых ячейках на 1-м и 2-м этаже) здания дошкольной образовательной организации подкласса Ф1.1. применены декоративные отделочные материалы покрытия полов с более высокой пожарной опасностью, чем КМ2, отсутствует (не предоставлен) сертификат пожарной безопасности или декларация соответствия с указанием класса пожарной опасности материала не ниже КМ2. Также отсутствуют (не предоставлены) подтверждающие документы (акты скрытых работ) о монтаже конкретной марки (типа) декоративных отделочных материалов покрытия полов и соответствия их принадлежности к какому-либо сертификату (если такие сертификаты будут предоставлены), что является нарушением п.21 ППР в РФ; ст.1, ст. 20 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ; п. 1 ч.2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ст. 4, ст. 52, ч. 7 ст. 134 Табл. № 28 и № 29, ст. 145, ст. 149, ст. 151 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 6.4, п. 7.1, п.6.25* СНиП21- 01-97*; п.4.3.2 СП 1.13130.2009; во всех коридорах и проходах здания на всех этажах, служащих для эвакуации людей, отсутствует аварийное эвакуационное освещение, что является нарушением п.43 ППР в РФ; ст. 1, ст.20 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ; п. I ч.2 ст. 1, ч. 1 ст.6, ст.4, ч.9 ст.82, ч.1 ст.84 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п.7.62 СНиП 23-05-95; п.4.3.1 СП 1.13130.2009; п. 7.105 СП 52.13330.2011; конструкция южной наружной лестницы, идущей из группы № 3 второго этажа детского сада (помещение №15 согласно технического паспорта) не прогрунтована, перепад высоты от уровня тротуара (земли) до низа площадки лестницы составляет более 0,46 м, при этом в месте перепада высоты отсутствует лестница с числом ступеней не менее 7-х и ограждениями высотой не менее 1,2 метра с перилами. Согласно протокола испытания лестниц № 900/110 от 08.07.2013 г., наружная пожарная лестница детского сада не соответствует требованиям НПЬ 245-01, что является нарушением п. 24 ППР в РФ; ст. 1 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ; п. 1 ч. 2 ст. 1, ч.1 ст. 6, ст. 4, ст. 53. ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 6.28* СНиП 21-01-97*; п. 4.3.4, п. 4.4.2, п. 5.2.1, п. 5.2.2, п. 5.2.3 СП 1.13130.2009 НПБ 245-01 конструкция северной наружной "лестницы, идущей из группы № 4 второго этажа детского сада (помещение №3 согласно технического паспорта) не прогрунтована, перепад высоты от уровня тротуара (земли) до низа площадки лестницы составляет более 0,45 м, при этом в месте перепада высоты отсутствует лестница с числом ступеней не менее 3-х и ограждениями высотой не менее 1,2 метра с перилами. Согласно протокола испытания лестниц № 900/110 от 08.07.20/3 г., наружная пожарная лестница детского сада не соответствует требованиям НПБ 245-01, п. 24 ПИР в РФ; ст. 1 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ; п. 1 ч.2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ст.4, ст.53. ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 6.28* СНиП 21-01-97*; п. 4.3.4, п. 4.4.2, п. 5.2.1, п. 5.2.2, п. 5.2.3 СП 1.13130.2009 НПБ 245-01; часть кабелей и проводов систем противопожарной защиты, проложенные одиночно и групповой, не имеют требуемых показателей пожарной опасности по нераспространению горения и дымообразования (отсутствует соответствующая маркировка на кабелях пожарной сигнализации), что является нарушением ст. 1, ст.20 ФЗ № 69-ФЗ от 21.12.1994 г.; п.1 ч.2 ст. 1, ч. 1 ст.6, ст.4, ст. 103 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п.4.4, п.4.5, п.4.7, п.4.8, п.4.9 СП 6.13130.2013; п.4.1, п.4.5 СП 6.13130.2009; ГОСТ Р 53315; ГОСТ Р 53316; в здании детского сада шлейфы пожарной сигнализации и соединительных линий систем пожарной автоматики проложены совместно с линиями электрических кабелей с напряжением 110 В и более в одном кабель канале, что является нарушением ст. 1, ст.20 ФЗ № 69-ФЗ от 21.12.1994 г.; п.1 ч.2 ст. 1, чЛ ст.6, ст.4, ст.ЮЗ ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п.13.15.14 СП 5.13130.2009; п.4.13 СП 6.13130.2009; п.4.14 СП 6.13130.2013. Доказательств устранения выявленных нарушений суду не представлено, в материалы дела не приобщено. Исходя из анализа понятия «общеобразовательное учреждение», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №46 г. Владивостока» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности. Статьей 1 указанного Закона предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в сил) технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции, и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности. В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Статьями 37 и 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» определено, что обязанность соблюдать требования пожарной безопасности возложена на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Оценивая представленные доказательства по делу, суд приходит к выводу, что выявленные в ходе проверки нарушения требовании пожарной безопасности нарушают нрава несовершеннолетних на безопасные условия обучения. Учитывая, что выполнение, соблюдение предусмотренных законодательством противопожарных мероприятий в учреждении, который является объектом массового пребывания детей, обязательно, на момент вынесения решения судом указанные нарушения не устранены, то исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Доводы администрации г. Владивостока на то, что оборудование путей эвакуации элементами ФЭС не является обязательным и носит добровольный характер, не могут быть приняты во внимание. Так, из разъяснений Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 5 марта 2018 года следует, что выбор типа эвакуационных знаков пожарной безопасности, указывающих направление движения людей при пожаре (фотолюминесцентные знаки пожарной безопасности, световые пожарные оповещатели, другие эвакуационные знаки пожарной безопасности), осуществляются организацией-проектировщиком. При этом в случае применения на объекте защиты фотолюминесцентных эвакуационных систем при их проектировании, монтаже и техническом обслуживании необходимо руководствоваться ГОСТ Р 12.2.143. Администрация города Владивостока не приводит доказательств наличия в данном учреждении эвакуационных знаков пожарной безопасности иного типа, указывающих направление движения людей при пожаре. Вместе с тем действующим законодательством предусмотрено обеспечение беспрепятственного движения людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы; должно быть организовано оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения), ( п.З ч.2 ст.53 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ). Администрация г. Владивостока является исполнительно- распорядительным органом местного самоуправления, управляет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью (ст. 30, 32, 46 Устава города Владивостока). Статьей 15 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В соответствии с ч.б ст.9.2 Федерального загона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. С учетом вышеизложенных норм на администрации г.Владивостока как учредителе образовательного учреждения и лице, ответственном за формирование бюджета муниципального образования, лежит обязанность осуществлять финансирование устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности в муниципальном общеобразовательном бюджетом учреждении. В силу пунша 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, при этом возлагая на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, указанным судом способом в установленный им срок. На основании изложенного и руководствуясь ст. 227 КАС РФ суд, решил: административный иск прокурора Фрунзенского района г. Владивостока в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад № 2 общеобразовательного вида г. Владивостока», администрации г. Владивостока о возложении обязанности удовлетворить. Обязать администрацию г. Владивостока профинансировать работы по устранению нарушений требований пожарной безопасности в здании МБДОУ «Детский сад № 2 общеобразовательного вида г. Владивостока», расположенного по адресу: <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать МБДОУ «Детский сад № 2 общеобразовательного вида г. Владивостока», расположенного по адресу: <адрес> в течение 3-х месяцев со дня выделения финансовых средств на эти цели администрацией г. Владивостока, устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: - на путях эвакуации во всех коридорах и лестничных клетках здания на всех этажах установить указательные элементы фотолюминесцентной эвакуационной системы (ФЭС) обозначающие пути эвакуации и эвакуационные выходы, а именно: знаки пожарной безопасности указывающие места размещения средств противопожарной защиты (огнетушителей, пожарных шкафов, кнопок включения установок (систем) пожарной автоматики, мест размещения телефонов, по которым, можно вызвать пожарную охрану); направляющие линии и стрелки на путях эвакуации, линии обозначающие контур дверей эвакуационных выходов; знаки указывающие как открываются двери; поэтажное цифровое обозначение этажей здания; сигнальная разметка с чередующимися зигзагообразными полосами («елочка») зеленого и желтовато-белого (белого) цветов для обозначения границ безопасного движения по пути эвакуации. Указанные элементы должны быть выполнены из фотолюминесцентных материалов, монтаж которых осуществляется лицами, имеющими соответствующую лицензию на данный вид работ согласно разработанного проекта; в помещениях (коридорах и групповых ячейках на 1-м и 2-м этаже) здания дошкольной образовательной организации отделать материалом (линолеумом) класса пожарной опасности материала не ниже КМ2; - во всех коридорах и проходах здания на всех этажах, служащих для эвакуации людей, установить аварийное эвакуационное освещение; - прогрунтовать конструкцию южной наружной лестницы, идущей из группы № 3 второго этажа детского сада (помещение №15 согласно технического паспорта), выровнять перепад высоты от уровня тротуара (земли) до низа площадки лестницы, оборудовать место перепада высоты лестницей с числом ступеней не менее 7-х и ограждениями высотой не менее 1,2 метра с перилами; - прогрунтовать конструкцию северной наружной лестницы, идущей из группы № 4 второго этажа детского сада (помещение №3 согласно технического паспорта), выровнять перепад высоты от уровня тротуара (земли) до низа площадки лестницы, оборудовать место перепада высоты лестницей с числом ступеней не менее 3-х и ограждениями высотой не менее 1,2 метра с перилами. произвести работы по замене кабелей и проводов систем противопожарной защиты, проложенные одиночно и групповой, несоответствующие пожарной опасности по нераспространению горения и дымообразования; шлейфы пожарной сигнализации и соединительных линий систем пожарной автоматики проложить отдельно от линиями электрических кабелей с напряжением 110 В и более в одном кабель канале. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение месяца. Председательствующий Л.П. Храмцова |