ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 мая 2017 года г. Братск
Братский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ларичевой И.В., при секретаре Бурда Н.Н., с участием помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-505/2017 по иску прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации к ФИО1 (законный представитель ФИО2), ФИО3 Медине Жоомартовне (законный представитель ФИО2), ФИО2, ФИО4 (законный представитель ФИО2), ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 (законный представитель ФИО7), ФИО13 (законный представитель ФИО7), ФИО14 (законный представитель ФИО7), ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, Музаффарзода Сунатуллои Дилшоду (законный представитель ФИО15), Нузарзода Зоиршо Давлатшо, ФИО20, МУ МВД России «Братское» о признании недействительной регистрации граждан Российской Федерации, иностранных граждан по месту жительства, по месту пребывания, снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований прокурор Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации указал, что прокуратурой Братского района в рамках осуществления надзорных функций в сфере миграционного законодательства проведена проверка по сведениям, представленным главой Покоснинского муниципального образования, отделом по вопросам миграции МУ МВД России «Братское» по факту фиктивной регистрации граждан в жилом помещении, расположенном по адресу: ..., принадлежащего ФИО20 Проверкой установлено, что по данному адресу по месту жительства зарегистрированы следующие граждане Российской Федерации: ФИО1, **.**.**** года рождения, ФИО3 Медина Жоомартовна, **.**.**** года рождения, ФИО2, **.**.**** года рождения, ФИО4, **.**.**** года рождения, ФИО5, **.**.**** года рождения, ФИО6, **.**.**** года рождения, ФИО7, **.**.**** года рождения, ФИО8, **.**.**** года рождения, ФИО9, **.**.**** года рождения, ФИО10, **.**.**** года рождения, ФИО11, **.**.**** года рождения, ФИО12, **.**.**** года рождения, ФИО13, **.**.**** года рождения, ФИО14, **.**.**** года рождения, ФИО15, **.**.**** года рождения, ФИО16, **.**.**** года рождения, ФИО17, **.**.**** года рождения, ФИО18, **.**.**** года рождения; а также граждане ...: ФИО19, **.**.**** года рождения, Музаффарзода Сунатуллои Дилшод, **.**.**** года рождения, Назарзода Зоиршо Давлатшо, **.**.**** года рождения Однако, в соответствии с актом об установлении фактического не проживания от **.**.****, представленного администрацией Покоснинского сельского поселения, в ..., расположенной в ..., с момента регистрации никто не проживает. Согласно выписке из единого государственного реестра регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним *** от **.**.****, собственником квартиры, расположенной по адресу: ..., является ФИО20. Между тем, отсутствие во время проверки в жилом помещении зарегистрированных лиц дает основание полагать, что регистрация граждан РФ по месту жительства и месту пребывания, а также иностранных граждан по месту жительства и месту пребывания, в жилом помещении, расположенном по адресу: ..., носит фиктивный характер. Обращаясь в отдел по вопросам миграции, ответчики из числа граждан РФ: ФИО2, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО9, ФИО10, ФИО15, ФИО16, ФИО18, исполняя обязанности, предусмотренные статьями 3, 7 Закона РФ №5242-1, фактически не имея намерения проживать по указанному адресу, представили в отдел по вопросам миграции заведомо ложные сведения о своем намерении проживать по адресу: .... Кроме того, ответчики ФИО17, ФИО8, исполняя обязанности, предусмотренные статьями 3, 5 Закона РФ №5242-1, фактически не имея намерения пребывать по указанному адресу, предоставила в органы миграционного учета заведомо ложные сведения о своем намерении пребывать по адресу: .... Обращаясь в органы миграционного учета, ответчики из числа иностранных граждан ФИО19, ФИО21, ФИО22, исполняя обязанности, возлагаемые на иностранных граждан ст.ст. 7, 9, 16 Федерального Закона РФ № 109-ФЗ, фактически не имея намерения проживать (пребывать) по указанному адресу, предоставили в органы миграционного учета заведомо ложные сведения о своем намерении проживать (пребывать) по вышеуказанному адресу. Учитывая, что регистрация по месту жительства предполагает наличие юридической и фактической связи гражданина с жилым помещением и адресом такой регистрации, данная регистрация носит фиктивный характер. Таким образом, данные действия ответчиков из числа граждан РФ: ФИО2, ФИО5, ФИО6 ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, повлекли нарушение законных интересов Российской Федерации, поскольку регистрационный учет, в соответствии со ст. 3 Закона РФ №5242-1, осуществляется в целях создания необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами. Кроме того, действия ответчиков из числа иностранных граждан ФИО19, ФИО21, ФИО22, также повлекли нарушение законных интересов РФ, поскольку миграционный учет, в соответствии с п.п.1,3 ст. 4 Федерального Закона РФ № 109-ФЗ осуществляется в целях создания необходимых условий для реализации иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей.
Просит суд:
1) признать недействительной регистрацию по месту жительства граждан Российской Федерации ФИО1, **.**.**** года рождения, ФИО3 Медины Жоомартовны, **.**.**** года рождения, ФИО2, **.**.**** года рождения, ФИО4, **.**.**** года рождения, ФИО5, **.**.**** года рождения, ФИО6, **.**.**** года рождения, ФИО7, **.**.**** года рождения, ФИО9, **.**.**** года рождения, ФИО10, **.**.**** года рождения, ФИО11, **.**.**** года рождения, ФИО12, **.**.**** года рождения, ФИО13, **.**.**** года рождения, ФИО14, **.**.**** года рождения, ФИО15, **.**.**** года рождения, ФИО16, **.**.**** года рождения, ФИО18, **.**.**** года рождения, в жилом помещении, расположенном по адресу: ...;
2) обязать МУ МВД России «Братское» снять граждан Российской Федерации: ФИО1, **.**.**** года рождения, ФИО3 Медину Жоомартовну, **.**.**** года рождения, ФИО2, **.**.**** года рождения, ФИО4, **.**.**** года рождения, ФИО5, **.**.**** года рождения, ФИО6, **.**.**** года рождения, ФИО7, **.**.**** года рождения, ФИО9, **.**.**** года рождения, ФИО10, **.**.**** года рождения, ФИО11, **.**.**** года рождения, ФИО12, **.**.**** года рождения, ФИО13, **.**.**** года рождения, ФИО14, **.**.**** года рождения, ФИО15, **.**.**** года рождения, ФИО16, **.**.**** года рождения, ФИО18, **.**.**** года рождения, с регистрационного учета по месту жительства по адресу: ...;
3) признать недействительной регистрацию по месту пребывания граждан РФ: ФИО8, **.**.**** года рождения, с **.**.**** до **.**.****, ФИО17, **.**.**** года рождения, с **.**.**** до **.**.**** по адресу: ...;
4) обязать МУ МВД России «Братское» снять ФИО8, ФИО17 с регистрационного учета по месту пребывания по адресу: ...;
5) признать недействительной регистрацию по месту жительства гражданки Таджикистана: ФИО19, **.**.**** года рождения, в жилом помещении, расположенном по адресу: ...;
6) обязать МУ МВД России «Братское» снять гражданку ...: ФИО19, **.**.**** года рождения, с регистрации по месту жительства в жилом помещении по адресу: ...;
7) признать недействительной регистрацию по месту пребывания граждан ...: Музаффарзода Сунатуллои Дилшод, **.**.**** года рождения, с **.**.**** до **.**.****, Назарзода Зоиршо Давлатшо, **.**.**** года рождения, с **.**.**** до **.**.**** в жилом помещении, расположенном по адресу: ...;
8) обязать МУ МВД России «Братское» снять граждан ...: Музаффарзода Сунатуллои Дилшод, **.**.**** года рождения, Назарзода Зоиршо Давлатшо, **.**.**** года рождения, с регистрации по месту пребывания в жилом помещении по адресу: ....
В судебном заседании помощник прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд исковые требования удовлетворить.
Ответчики - ФИО1 (законный представитель ФИО2), ФИО3 Медина Жоомартовна (законный представитель ФИО2), ФИО2, ФИО4 (законный представитель ФИО2), ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 (законный представитель ФИО7), ФИО13 (законный представитель ФИО7), ФИО14 (законный представитель ФИО7), ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, Музаффарзода Сунатуллои Дилшод (законный представитель ФИО15), Нузарзода Зоиршо Давлатшо, ФИО20, в судебное заседание не явились, были извещены по адресу регистрации, однако судебные повестки возвращены в суд с отметкой, что повестка не вручена адресату, поскольку адресат по указанному адресу не проживает.
Ответчик - Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации «Братское» (Отдел по вопросам миграции) в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Братское».
Суд, с учетом мнения помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчиков в порядке заочного судопроизводства, предусмотренного ст. ст. 233-237 ГПК РФ.
Выслушав помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., изучив материалы гражданского дела, рассматривая исковые требования истца о признании регистрации по месту жительства, месту пребывания граждан Российской Федерации суд приходит к следующему выводу.
Статьей 27 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Вместе с тем, праву свободно выбирать место жительства законодатель корреспондирует обязанность лица, находящегося на территории Российской Федерации, зарегистрироваться по месту пребывания или по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.
Перечень документов, которые гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обязан предоставить при обращении к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (данными документами, в частности, являются паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина, документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение), указан в ст. 6 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
В силу ст. 5 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение. Регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина Российской Федерации по месту пребывания не позднее трех рабочих дней со дня получения им от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, и не позднее восьми рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в форме электронных документов. Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производятся соответственно по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения.
Перечень документов, которые граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета, установлен п. 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713 (данными документами, в частности, являются документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания; документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).
Согласно п. 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1998 №4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 №713» регистрация гражданина по месту жительства, согласно части первой статьи 6 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии. Указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении.
В судебном заседании установлено, что собственником жилого помещения (квартиры) по адресу: ..., является ФИО20, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от **.**.*******, Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от **.**.*******.
Также в судебном заседании установлено, что по адресу: ..., зарегистрированы по месту жительства граждане Российской Федерации: ФИО1, **.**.**** года рождения, ФИО3 Медина Жоомартовна, **.**.**** года рождения, ФИО2, **.**.**** года рождения, ФИО4, **.**.**** года рождения, ФИО5, **.**.**** года рождения, ФИО6, **.**.**** года рождения, ФИО7, **.**.**** года рождения, ФИО9, **.**.**** года рождения, ФИО10, **.**.**** года рождения, ФИО11, **.**.**** года рождения, ФИО12, **.**.**** года рождения, ФИО13, **.**.**** года рождения, ФИО14, **.**.**** года рождения, ФИО15, **.**.**** года рождения, ФИО16, **.**.**** года рождения, ФИО18, **.**.**** года рождения.
В жилом помещении по адресу: ..., также зарегистрированы по месту пребывания граждане Российской Федерации ФИО8, **.**.**** года рождения, ФИО17, **.**.**** года рождения.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что ответчики - ФИО1, ФИО3 Медина Жоомартовна, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16,ФИО18, ФИО8, ФИО17 по данному адресу с момента регистрации по настоящее время не проживают, что подтверждается актами об установлении фактического не проживания от **.**.****, представленного администрацией Покоснинского муниципального образования, согласно которым в квартире, расположенной по адресу: ..., зарегистрированы по месту жительства и по месту пребывания граждане Российской Федерации: ФИО1, ФИО3 Медина Жоомартовна, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16,ФИО18, ФИО8, ФИО17, по указанному адресу никто не проживает, их место нахождения неизвестно, жилье находится в удовлетворительном состоянии, в личной собственности ФИО20 на основании договора купли-продажи от **.**.****.
Таким образом, поскольку ответчики - граждане Российской Федерации ФИО1, ФИО3 Медина Жоомартовна, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16,ФИО18, ФИО8, ФИО17 с момента регистрации по настоящее время по адресу регистрации: ..., не проживают, следовательно, обращаясь в органы миграционного учета, ответчики - ФИО1, ФИО3 Медина Жоомартовна, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16,ФИО18, ФИО8, ФИО17, фактически не имея намерения проживать по указанному адресу, предоставили в органы миграционного учета заведомо ложные сведения о своем намерении проживать по адресу: ....
В силу п. 6 ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под фиктивной регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства понимается регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.
Данная норма в редакции Федерального закона от 21.12.2013 №376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принята в целях предотвращения нелегальной миграции и усиления ответственности за нарушения правил регистрационного учета, поскольку фактическое отсутствие граждан, зарегистрированных по месту жительства, делает невозможным реальное исполнение ими гражданско-правовых обязательств перед другими гражданами, юридическими лицами и государством.
Поскольку ответчики не проживают в жилом помещении, в котором они зарегистрированы, это повлекло нарушение законных интересов Российской Федерации, так как регистрационный учет граждан Российской Федерации осуществляется в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения и систематизации сведений о гражданах Российской Федерации. Кроме того, регистрационный учет осуществляется в целях создания необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами. Поскольку смыслом регистрационного учета является как учет граждан РФ в целом, так и персонифицированный учет каждого гражданина, что предполагает возможность обнаружения (извещения) гражданина в случае необходимости по месту его регистрации, то при данных обстоятельствах достижение целей регистрационного учета не представляется возможным.
Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы права, суд приходит к выводу, что, поскольку ответчики в спорное жилое помещение (квартиру) никогда не вселялись и в нем не проживали, указанные факты свидетельствуют о фиктивной регистрации указанных лиц, а также о несоответствии сведений об их регистрации по месту жительства действительности, следовательно, в органы миграционной службы представлены заведомо несоответствующие действительности сведения о месте жительства ответчиков, в связи с чем, суд считает необходимым признать регистрацию указанных лиц по адресу: ..., недействительной с момента вступления настоящего решения в законную силу.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации о признании недействительной регистрации по месту жительства по адресу: ..., граждан Российской Федерации: ФИО1, **.**.**** года рождения, ФИО3 Медины Жоомартовны, **.**.**** года рождения, ФИО2, **.**.**** года рождения, ФИО4, **.**.**** года рождения, ФИО5, **.**.**** года рождения, ФИО6, **.**.**** года рождения, ФИО7, **.**.**** года рождения, ФИО9, **.**.**** года рождения, ФИО10, **.**.**** года рождения, ФИО11, **.**.**** года рождения, ФИО12, **.**.**** года рождения, ФИО13, **.**.**** года рождения, ФИО14, **.**.**** года рождения, ФИО15, **.**.**** года рождения, ФИО16, **.**.**** года рождения, ФИО18, **.**.**** года рождения, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации о признании недействительной регистрации по месту пребывания по адресу: ..., граждан Российской Федерации ФИО8, **.**.**** года рождения, с **.**.**** до **.**.****, ФИО17, **.**.**** года рождения, с **.**.**** до **.**.**** также законны и обоснованны и подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 7 Закона РФ №5242-1 от 25.06.1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» одним из оснований снятия гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства является выявление факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства.
При этом согласно указанной статье снятие гражданина РФ с регистрационного учета по месту жительства производится на основании решения органа регистрационного учета, принятого в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Однако при отсутствии сведений, указанных в ст. 7 Закона РФ №5242-1 от 25.06.1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и в п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713, органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снять граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства, а также внести необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета, что искажает достоверность статистической информации и данные регистрации по месту жительства граждан Российской Федерации, следовательно, исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации об обязании МУ МВД России «Братское» снять граждан Российской Федерации: ФИО1, **.**.**** года рождения, ФИО3 Медину Жоомартовну, **.**.**** года рождения, ФИО2, **.**.**** года рождения, ФИО4, **.**.**** года рождения, ФИО5, **.**.**** года рождения, ФИО6, **.**.**** года рождения, ФИО7, **.**.**** года рождения, ФИО9, **.**.**** года рождения, ФИО10, **.**.**** года рождения, ФИО11, **.**.**** года рождения, ФИО12, **.**.**** года рождения, ФИО13, **.**.**** года рождения, ФИО14, **.**.**** года рождения, ФИО15, **.**.**** года рождения, ФИО16, **.**.**** года рождения, ФИО18, **.**.**** года рождения, с регистрационного учета по месту жительства по адресу: ..., подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 5 Закона РФ №5242-1 от 25.06.1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» основанием снятия гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания является выявление факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания.
При этом согласно указанной статье снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания производится на основании решения органа регистрационного учета, принятого в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Кроме того, согласно п. 30 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713, одним из оснований снятия гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания является выявление факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания в жилом помещении, не являющемся местом его жительства, в котором этот гражданин зарегистрирован.
Однако при отсутствии сведений, указанных в ст. 5 Закона РФ №5242-1 от 25.06.1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и в п. 30 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713, органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снять граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания, а также внести необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета, что искажает достоверность статистической информации и данные регистрации по месту пребывания граждан Российской Федерации.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации об обязании МУ МВД России «Братское» снять ФИО8, ФИО17 с регистрационного учета по месту пребывания по адресу: ..., также подлежат удовлетворению.
Рассматривая исковые требования о признании недействительной регистрации по месту жительства, месту пребывания иностранных граждан и снятии их с регистрационного учета, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 27 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Вместе с тем, праву свободно выбирать место жительства законодатель корреспондирует обязанность лица, находящегося на территории Российской Федерации, зарегистрироваться по месту пребывания или по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ. Нормы указанной статьи распространяются на всех лиц, законно находящихся на территории РФ, независимо от наличия у них гражданства какого-либо государства, или его отсутствия.
Согласно преамбуле Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» миграционный учет иностранных граждан является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией РФ гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории РФ, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов РФ в сфере миграции.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» под местом жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации подразумевается жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, а также в учетных документах органа миграционного учета и в государственной информационной системе миграционного учета.
Порядок уведомления при постановке на миграционный учет иностранных граждан установлен Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 №9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», которым утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» стороной, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации - является гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
В судебном заседании установлено, что собственником жилого помещения (квартиры) по адресу: ..., является ФИО20, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от **.**.*******, Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от **.**.*******.
Также в судебном заседании установлено, что по адресу: ..., зарегистрирована по месту жительства гражданка Таджикистана ФИО19, **.**.**** года рождения. В данном жилом помещении по адресу: ... также зарегистрированы по месту пребывания граждане Таджикистана Музаффарзода Сунатуллои Дилшод, **.**.**** года рождения, Назарзода Зоиршо Давлатшо, **.**.**** года рождения, что подтверждается информацией Отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Братское», поквартирной карточкой.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что ответчики ФИО19, Музаффарзода Сунатуллои Дилшод, Назарзода Зоиршо Давлатшо по данному адресу с момента регистрации по настоящее время не проживают, что подтверждается актами об установлении фактического не проживания от **.**.****, представленного администрацией Покоснинского муниципального образования, согласно которым в квартире, расположенной по адресу: ..., зарегистрированы по месту жительства и по месту пребывания граждане Таджикистана ФИО19, Музаффарзода Сунатуллои Дилшод, Назарзода Зоиршо Давлатшо по указанному адресу никто не проживает, их место нахождения неизвестно, жилье находится в удовлетворительном состоянии, в личной собственности ФИО20 на основании договора купли-продажи от **.**.****.
Таким образом, поскольку ответчики - граждане Таджикистана ФИО19, Музаффарзода Сунатуллои Дилшод, Назарзода Зоиршо Давлатшо с момента регистрации по настоящее время по адресу регистрации: ..., не проживают, следовательно, обращаясь в органы миграционного учета, ответчики - ФИО19, Музаффарзода Сунатуллои Дилшод, Назарзода Зоиршо Давлатшо фактически не имея намерения проживать по указанному адресу, предоставили в органы миграционного учета заведомо ложные сведения о своем намерении проживать по адресу: ....
В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.
Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» фиктивная регистрация по месту жительства - регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания.
Поскольку ответчики не проживают в жилом помещении, в котором они зарегистрированы, данные действия ответчиков повлекли нарушение законных интересов Российской Федерации, поскольку миграционный учет, в соответствии с п.п. 1, 3 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», осуществляется в целях создания необходимых условий для реализации иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей, а также формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции.
Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы права, суд приходит к выводу, что, поскольку ответчики в спорную квартиру никогда не вселялись и в нем не проживали, указанные факты свидетельствуют о фиктивной регистрации указанных лиц, а также о несоответствии сведений об их регистрации по месту жительства действительности, следовательно, в органы миграционной службы представлены заведомо несоответствующие действительности сведения о месте жительства ответчиков, в связи с чем, суд считает необходимым признать регистрацию указанных лиц по адресу: ... недействительной с момента вступления настоящего решения в законную силу.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации о признании недействительной регистрации по месту жительства гражданки Таджикистана: ФИО19 в жилом помещении по адресу: ..., и признании недействительной регистрации по месту пребывания граждан ...: Музаффарзода Сунатуллои Дилшод с **.**.**** до **.**.****, Назарзода Зоиршо Давлатшо с **.**.**** до **.**.**** в жилом помещении, расположенном по адресу: ..., законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 19, п. 4 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» одним из оснований снятия иностранных граждан с регистрации по месту жительства и месту пребывания является выявление факта фиктивной регистрации по месту жительства и по месту пребывания иностранного гражданина в жилом помещении.
Однако при отсутствии сведений, указанных в ст. 19 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» и п. п. «е» п. 16 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 №9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снять иностранных граждан с регистрации по месту жительства и по месту пребывания, а также внести необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета, что искажает достоверность статистической информации и данные регистрации по месту жительства и по месту пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации об обязании МУ МВД России «Братское» снять гражданку ...: ФИО19 с регистрации по месту жительства в жилом помещении по адресу: ..., и граждан ...: Музаффарзода Сунатуллои Дилшод, Назарзода Зоиршо Давлатшо с регистрации по месту пребывания в жилом помещении по адресу: ..., законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации удовлетворить.
Признать регистрацию граждан Российской Федерации: ФИО1, **.**.**** года рождения, ФИО3 Медины Жоомартовны, **.**.**** года рождения, ФИО2, **.**.**** года рождения, ФИО4, **.**.**** года рождения, ФИО5, **.**.**** года рождения, ФИО6, **.**.**** года рождения, ФИО7, **.**.**** года рождения, ФИО9, **.**.**** года рождения, ФИО10, **.**.**** года рождения, ФИО11, **.**.**** года рождения, ФИО12, **.**.**** года рождения, ФИО13, **.**.**** года рождения, ФИО14, **.**.**** года рождения, ФИО15, **.**.**** года рождения, ФИО16, **.**.**** года рождения, ФИО18, **.**.**** года рождения, по месту жительства в жилом помещении по адресу: ..., недействительной.
Обязать Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации «Братское» снять граждан Российской Федерации: ФИО1, **.**.**** года рождения, ФИО3 Медину Жоомартовну, **.**.**** года рождения, ФИО2, **.**.**** года рождения, ФИО4, **.**.**** года рождения, ФИО5, **.**.**** года рождения, ФИО6, **.**.**** года рождения, ФИО7, **.**.**** года рождения, ФИО9, **.**.**** года рождения, ФИО10, **.**.**** года рождения, ФИО11, **.**.**** года рождения, ФИО12, **.**.**** года рождения, ФИО13, **.**.**** года рождения, ФИО14, **.**.**** года рождения, ФИО15, **.**.**** года рождения, ФИО16, **.**.**** года рождения, ФИО18, **.**.**** года рождения, с регистрационного учета по месту жительства по адресу: ....
Признать недействительной регистрацию по месту пребывания граждан Российской Федерации - ФИО8, **.**.**** года рождения, с **.**.**** до **.**.****, ФИО17, **.**.**** года рождения, с **.**.**** до **.**.****, по адресу: ....
Обязать Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации «Братское» снять ФИО8, **.**.**** года рождения, ФИО17, **.**.**** года рождения, с регистрационного учета по месту пребывания по адресу: ....
Признать недействительной регистрацию по месту жительства гражданки ... ФИО19, **.**.**** года рождения, в жилом помещении, расположенном по адресу: ....
Обязать Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации «Братское» снять гражданку ... ФИО19, **.**.**** года рождения, с регистрационного учета по месту жительства по адресу: ....
Признать недействительной регистрацию по месту пребывания граждан ... - Музаффарзода Сунатуллои Дилшод, **.**.**** года рождения, с **.**.**** до **.**.****, Назарзода Зоиршо Давлатшо, **.**.**** года рождения, с **.**.**** до **.**.****, в жилом помещении, расположенном по адресу: ....
Обязать Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации «Братское» снять ... - Музаффарзода Сунатуллои Дилшод, **.**.**** года рождения, Назарзода Зоиршо Давлатшо, **.**.**** года рождения, с регистрационного учета по месту пребывания в жилом помещении, расположенном по адресу: ....
Разъяснить ответчикам, что они вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья И.В. Ларичева