ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-505/2021 от 23.07.2021 Пуровского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело № 2-505/2021

89RS0007-01-2021-001114-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июля 2021 года г. Тарко-Сале

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Пасенко Л.Д.,

при секретаре судебного заседания Агеевой А.А.,

с участием помощника прокурора Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа Девятовских А.В.,

представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-505/2021 по исковому заявлению Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации муниципального округа Пуровский район о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов,

УСТАНОВИЛ:

Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации муниципального округа Пуровский район с названным иском, указав, что прокуратурой установлены нарушения ответчиком требований законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, а также земельного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Установлено, что в границах г. Тарко-Сале Пуровского района ЯНАО на земельных участках с координатами находятся несанкционированные свалки:

-

Земельные участки, на которых расположены несанкционированные свалки, кому-либо в пользование не предоставлены. Отходы размещены на почвенном покрове, принадлежность отходов какому-либо лицу не установлена. По результатам проверки 28.10.2020 ответчику вносилось представление об устранении выявленных нарушений закона, однако до настоящего времени свалки не ликвидированы, что свидетельствует о том, что ответчиком не обеспечено осуществление мероприятий по охране земель, допущено загрязнение, истощение, деградация, порча земель и почв, влекущие негативное воздействие на земли, не обеспечено соблюдение экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Таким образом, ненадлежащая реализация полномочий Администрацией Пуровского района, следствием которых явилось образование значительного количества несанкционированных свалок отходов приводит к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, а также создает реальную угрозу пожарной безопасности в границах населенного пункта. Просит возложить на ответчика обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельных участках, расположенных в границах г. Тарко-Сале Пуровского района ЯНАО с вышеуказанными географическими координатами в срок до 01.08.2021.

В отзыве на исковое заявление представитель ответчика просит отказать в удовлетворении исковых требований, сообщив, что в 2020 году в ответ на требование Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратуры Администрацией Пуровского района предоставлялась вся информация с перечнем несанкционированных свалок отходов производства и потребления, расположенных на территории Пуровского района, а также информация о заключении муниципальных контрактов (договоров) на выполнение работ по их ликвидации. 20.10.2020 прокурору направлена информация о том, что спорные несанкционированные свалки планируются к ликвидации в срок до 31.12.2021 в рамках муниципальной программы «Охрана окружающей среды», подпрограмма «Экологическая безопасность». 28.10.2020 прокурору сообщалось, что существует потребность в финансировании для ликвидации свалок 11 636 тыс. руб. В целях реализации мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок решением Думы Пуровского района от 01.04.2021 № 205 выделены необходимые денежные средства, и 07.06.2021 с МКУ «Управление городского хозяйства» заключен муниципальный контракт ДД.ММ.ГГГГ на ликвидацию спорных несанкционированных свалок. В соответствии с п. 3.1 названного контракта срок его исполнения определен до 31.08.2021. Уборка несанкционированных свалок находится в завершающей стадии.

По смыслу приведенных правовых норм, а также с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 февраля 2005 года № 84-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО2 на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы, должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке.

В связи с определёнными процедурами, которые предшествовали заключению муниципального контракта, сведения прокурора, указанные в исковом заявлении, о том, что ненадлежащая реализация полномочий Администрацией Пуровского района, следствием которых явилось образование значительного количества несанкционированных свалок приводит к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, а также создает реальную угрозу пожарной безопасности в границах населенного пункта, являются ничем не подтвержденными и не могут служить основанием для удовлетворения исковых требований.

Ничем не подтверждены доводы прокурора о том, что на земельных участках в границах населенных пунктов Пуровского района не обеспечено осуществление мероприятий по охране земель, допущено загрязнение, истощение, деградация, порча земель и почв, влекущие негативное воздействие на земли, не обеспечено соблюдение экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Администрацией Пуровского района еще до направления как информации прокурору в период 2020 года, так и до ответа на рассмотренное представление в 2020 году, осуществлялась работа по изысканию как денежных средств для ликвидации несанкционированных свалок, так и осуществлялась работа по ликвидации несанкционированных свалок на территории всего Пуровского района. Предъявление иска к ответчику и возложении на него обязанности, которая уже исполняется, является необоснованным инструментом подмены тех полномочий, которые отнесены к полномочиям органа местного самоуправления. При таких обстоятельствах считает, что отсутствует предмет спора, поскольку ответчиком исполняются полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

19.07.2021 прокурор отказался от части исковых требований в части несанкционированных свалок на земельных участках с географическими координатами:

Отказ от части исковых требований принят судом.

В судебном заседании 23.07.2021 прокурор отказался от части исковых требований в части несанкционированной свалки на земельном участке с географическими координатами: - с уточнил свои исковые требования, просил обязать ответчика в срок до 01.09.2021 ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке в районе точек с географическими координатами: с

Отказ от части исковых требований принят судом.

Представитель ответчика исковые требования признал.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 8 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

На основании п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, а пунктом 2 данной статьи - сброс отходов производства и потребления, в том числе на почву запрещен.

В силу ст. 55 Закона об охране окружающей среды органы местного самоуправления обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия на окружающую среду в населенных пунктах.

Статьей 1 Федерального Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) предусмотрено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании п. 1 ст. 13 Закона об отходах производства и потребления территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно пунктам 5, 7 ст. 12 Закона об отходах производства и потребления запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов и на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии с ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них: отходов являются несанкционированными свалками отходов (п. 4.13).

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В силу п. 6 ст. 2 Закона об охране окружающей среды отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством: санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Пунктом 2 ст. 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации п. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Пунктом 2.11 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» предусмотрено, что обращение с отходами должно осуществляться на специально оборудованных объектах, предназначенных для сбора размещения отходов. Не допускается вывозить и сбрасывать отходы в места, не предназначенные для указанных целей, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Исходя из положений ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» использование земельных участков, расположенных на территории населенных пунктов входящих в состав муниципального округа Пуровский район, осуществляется органом местного самоуправления муниципального округа Пуровский район.

19.08.2020 Ямало-Ненецким природоохранным прокурором принято решение провести проверку в отношении Администрации МО Пуровский район по исполнению требований земельного законодательства, а также законодательства об обращении с отходами производства и потребления в части принятия мер по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории муниципальных образований.

25.08.2020 Главой муниципального образования Пуровский район сообщено прокурору, что в границах г. Тарко-Сале Пуровского района ЯНАО на земельных участках с координатами находятся несанкционированные свалки:

-

При направлении указанной информации ответчиком сообщалось, что ведутся работы по ликвидации 33 несанкционированных свалок, расположенных на территории Пуровского района. Кроме того, сообщалось, что 15 несанкционированных свалок уже ликвидированы путем привлечения организаций, волонтеров и прочих общественных движений (в том числе в рамках субботников и акций).

15.10.2020 прокурор направил ответчику требование о предоставлении сведений о мерах по ликвидации несанкционированных свалок (л.д. 19).

20.10.2020 ответчиком направлена запрашиваемая информация с приложением перечня несанкционированных свалок, из которого следует, что спорные свалки не ликвидированы.

28.10.2020 прокурором Главе Пуровского района внесено представление об устранении нарушений закона с указанием принять меры по ликвидации свалок.

19.11.2020 в ответ на представление Глава Пуровского района сообщил прокурору, что планирование бюджета Пуровского района производится в текущем году на очередной финансовый год и плановый период, данные несанкционированные свалки планируется включить в план мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок муниципальной программы «Охрана окружающей среды» на 2021 год. Ликвидацию планируется осуществить в период по 15.10.2021. В настоящее время в проекте бюджета Пуровского района на 2021 год в муниципальной программе «Охрана окружающей среды» предусмотрены финансовые средства в объеме 10 096 руб., в том числе 2 204 руб. на софинансирование в размере 10% в целях участия в 2021 году.

09.03.2021 прокурором Главе Пуровского района направлено требование о предоставлении сведений об объеме выделенных денежных средств на ликвидацию несанкционированных свалок, планируемых сроках их ликвидации, заключенных договорах на их ликвидацию.

19.03.2021 прокурору ответчиком сообщено, что в целях реализации мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок, на заседании Думы Пуровского района в апреле текущего года планируется рассмотрение вопроса о выделении финансовых средств, необходимых для ликвидации несанкционированных свалок. Администрацией Пуровского района будут приняты все возможные меры для реализации мероприятий по ликвидации спорных несанкционированных свалок в срок до 15.10.2021.

ДД.ММ.ГГГГ заключен с по ликвидации спорных несанкционированных свалок со сроком исполнения до 31.08.2021.

Согласно акту о приемке выполненных работ от 01.07.2021 в соответствии с муниципальным контрактом от 07.06.2021 за период с 07.06.2021 по 30.06.2021 исполнителем выполнены работы по уборке несанкционированных свалок, расположенных в границах земельных участков с координатами:

Согласно актам обследования территории от 19.07.2021 несанкционированные свалки на земельных участках с географическими координатами: с

Таким образом, в судебном заседании установлено, что спорная несанкционированная свалка отходов на земельном участке в районе точек с географическими координатами: в настоящее время не ликвидирована, и ее наличие ведет к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, создает реальную угрозу пожарной безопасности в границах населенного пункта, в связи с чем исковые требования в части обоснованы, законны и подлежат удовлетворению.

Статьёй 206 ГПК РФ установлено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исходя из общеправового принципа разумности и справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданских правоотношений.

С учетом того, чтобы решение суда было исполнимым, суд считает необходимым принять во внимание тот факт, что ответчиком в целях ликвидации спорной несанкционированной свалки заключен муниципальный контракт со сроком исполнения 31.08.2021, а также признание иска ответчиком, суд полагает обоснованным и разумным предоставить ответчику срок исполнения решения суда до 01.09.2021.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального округа Пуровский район в срок до 01 сентября 2021 года ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке, расположенном в границах г. Тарко-Сале Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа с географическими координатами с

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – с 29 июля 2021 года.

Председательствующий Л.Д. Пасенко