Гражданское дело № ******
В мотивированном виде решение изготовлено 01 марта 2022 года
УИД: № ******
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Барышниковой Н.В.,
с участием помощника Свердловского транспортного прокурора ФИО4, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» - ФИО5,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сургутского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Уральский авиационный поисково-спасательный центр», Федеральному агентству воздушного транспорта о возложении обязанности по оснащению транспортом и специальными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Сургутский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в <адрес> с иском к Федеральному казенному учреждению «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» о возложении обязанности по оснащению транспортом и специальными средствами.
В обоснование заявленных требований указал, что Сургутской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которой выявлены факты недостаточного оснащения Нижневартовской региональной поисково-спасательной базы техникой, имуществом и снаряжением, необходимыми для выполнения аварийно-спасательных работ. Так, проверкой установлено, что согласно свидетельству № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, выданному центральной аттестационной комиссией Росавиации, Нижневартовская региональная поисково-спасательная база уполномочена на ведение аварийно-спасательных и других работ в чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с Положением о Нижневартовской региональной поисково-спасательной базе ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр», Нижневартовская региональная поисково-спасательная база является филиалом ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» и создана в целях выполнения поисковых и аварийно-спасательных работ в Уральской зоне авиационно-космического поиска и спасания и оснащается специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением в соответствии с Требованиями к подготовке авиационного персонала органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, а также авиационных сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ), а также экипажей воздушных судов к выживанию в условиях автономного существования, состава наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, перечня оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, требований к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, методики выполнения радиотехнического и визуального поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, сигналов, применяемых при проведении поисково-спасательных операций (работ), сроков проведения поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств, утвержденными приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** (далее – Требования).
Основной задачей аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований является, в том числе поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выживанию в зоне чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 12 Требований региональные поисково-спасательные базы должны быть оснащены специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением в соответствии с перечнем, который указан в приложении № ****** к Требованиям.
В нарушение п. 12, положений приложения № ****** Требований, Нижневартовская региональная поисково-спасательная база не оснащена грузовым поисково-спасательным автомобилем повышенной проходимости (с кузовом типа КУНГ-1) – 1 шт., катером спасательным с мотором – 1 шт., прицепом для транспортировки лодки – 1 шт., сигнально-маркерным устройством контроля двигательной активности спасателей – 15 шт., прибором обнаружения спасателей по активным меткам – 1 шт.
Несоблюдение ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» требований законодательства создает угрозу нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц, свидетельствует об отсутствии поддержания постоянной готовности к участию спасателей учреждения в проведении поисково-спасательных операций и оказанию помощи пострадавшим и эвакуации их с места бедствия.
На основании изложенного, Сургутский транспортный прокурор просил обязать ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу оснастить Нижневартовскую региональную поисково-спасательную базу грузовым поисково-спасательным автомобилем повышенной проходимости (с кузовом типа КУНГ-1) – 1 шт., катером спасательным с мотором – 1 шт., прицепом для транспортировки лодки – 1 шт., сигнально-маркерным устройством контроля двигательной активности спасателей – 15 шт., прибором обнаружения спасателей по активным меткам – 1 шт.
Определением <адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГ дело передано по подсудности в Октябрьский районный суд <адрес>.
По ходатайству представителя истца определением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное агентство воздушного транспорта.
Определением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
С учетом уточненных ДД.ММ.ГГГГ исковых требований, Сургутский транспортный прокурор просит:
- обязать ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу оснастить Ханты-Мансийскую региональную поисково-спасательную базу грузовым поисково-спасательным автомобилем повышенной проходимости (с кузовом типа КУНГ-1) – 1 шт., катером спасательным с мотором – 1 шт., прицепом для транспортировки лодки – 1 шт., сигнально-маркерным устройством контроля двигательной активности спасателей – 15 шт., прибором обнаружения спасателей по активным меткам – 1 шт.;
- обязать Федеральное агентство воздушного транспорта при недостаточности денежных средств у ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» осуществить финансирование для закупки вышеуказанной аварийно-спасательной техники и оборудования в целях обеспечения ими <адрес> региональной поисково-спасательной базы – филиала ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца помощник Свердловского транспортного прокурора ФИО4 действующий на основании доверенности, на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал по изложенным в иске основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» - ФИО5 возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Пояснил, что обращение в суд с настоящим иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в данном случае необоснованно, поскольку Федеральные правила использования воздушного пространства в Российской Федерации устанавливают разрешительный и уведомительный порядок использования воздушного пространства, следовательно, круг заявителей на предоставление государственной услуги по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации в любой момент времени индивидуально определен по составу лиц, каждое из которых может обратиться в суд для защиты своих прав на должное получение государственной услуги по аэронавигационному обслуживанию. Кроме того, предоставление государственной услуги осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта через подведомственную организацию – ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации». ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» не является субъектом, предоставляющим государственную услугу по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации. Таким образом, ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» является ненадлежащим ответчиком по делу. ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» находится в ведении Федерального агентства воздушного транспорта; создано в целях организации и выполнения поисково-спасательных работ (операций) и координации действий авиационных поисково-спасательных сил при их проведении; имеет филиалы, в том числе Нижневартовскую региональную поисково-спасательную базу, при этом филиал не является юридическим лицом, а лишь наделяется учреждением имуществом и действует на основании утвержденного им положения, собственником имущества является Учреждение. Росавиация, орган государственной власти, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр», принял плановые сметные показатели на 2021, 2022 и 2023 годы по расходам по подстатье 310 «Увеличение стоимости основных средств», осуществляемым в целях обеспечения учреждения, которые не предусматривают закупку товаров для должного оснащения региональных поисково-спасательных баз специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением в соответствии с перечнем, указанным в приложении № ****** к Требованиям. При ведении сметы ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» предоставлял главному распорядителю бюджетных средств предложения по внесению изменений в утвержденные показатели сметы на очередной финансовый год, в том числе в части увеличения лимитов бюджетных обязательств, на предмет закупки указанного имущества в целях обеспечения выполнения функций учреждения, однако необходимые изменения не были произведены. Таким образом, ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» в пределах предоставленных ему законом бюджетных полномочий не может должно оснастить Нижневартовскую региональную поисково-спасательную базу специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением в соответствии с перечнем, указанным в приложении № ****** к Требованиям, путем заключения необходимых государственных контрактов без соответствующего финансового обеспечения деятельности учреждения за счет средств федерального бюджета, предусмотренного бюджетной схемой. Согласно пункту 2 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ ******, аварийно-спасательные службы (формирования) аттестуются на право ведения аварийно-спасательных работ. При проведении аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) определяется ее (его) соответствие установленным настоящим Положением обязательным требованиям и готовность к выполнению задач, которые возлагаются на аварийно-спасательную службу (формирование) в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.п. «г», «е» пункта 12 Положения обязательными требованиями, предъявляемыми при аттестации аварийно-спасательной службы (формирования), являются: оснащенность в соответствии с нормами обеспечения, утверждаемыми учредителями аварийно-спасательной службы (формирования), аварийно-спасательными средствами, обеспечивающими выполнение заявленных видов аварийно-спасательных работ и принадлежащими этой службе (этому формированию) на праве собственности или ином законном основании на срок не менее срока действия аттестации; постоянная готовность к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации. Аварийно-спасательной службе (формированию), ее (его) структурным подразделениям, созданным на базе представительств и филиалов организации, в отношении которых аттестационной комиссией принято положительное решение об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выдается свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ (далее - свидетельство об аттестации) (пункт 18 Положения). Региональная поисково-спасательная база имеет свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, внеочередная аттестация не проводилась. Таким образом, на основании указанного свидетельства региональная поисково-спасательная база соответствует установленным обязательным требованиям и готова к выполнению задач, которые возлагаются на нее в соответствии с законодательством Российской Федерации, а значит не может создавать своей деятельностью угрозу правам и законным интересам пользователей воздушного пространства Российской Федерации.
Представитель ответчика Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) в судебное заседание не явился, надлежащим образом был уведомлен о времени и месте его проведения, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просит отказать в удовлетворении исковых требований. Указано, что ДД.ММ.ГГГГ Нижневартовская РПСБ аттестована на право проведения спасательных работ и оформлено свидетельство об аттестации, что свидетельствует о соответствии «Нижневартовской РПСБ» требованиям, предъявляемым к аварийно-спасательным службам при аттестации, установленным пунктом 12 Положения и о возможности в полной мере осуществлять возложенные обязанности. В этой связи, доводы искового заявления о невозможности надлежащего выполнения «Нижневартовской РПСБ» возложенных обязанностей по поиску и спасанию лиц, потерпевших бедствие воздушных судов и обязанностей по поиску и спасанию лиц, потерпевших бедствие воздушных судов в связи с неполнотой оснащенности техникой, имуществом и снаряжением, является необоснованным. Кроме того, фактически прокурором предъявлен иск в интересах ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» об обеспечении материальными ценностями своего же филиала, однако при этом ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» является в данном деле и ответчиком, что нельзя признать правильным. В связи с чем прокурор правом на обращение в суд с требованием об обеспечении материальными ценностями ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» не обладает, требования иска фактически направлены на понуждение ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» к заключению государственных контрактов на поставку оборудования в нарушение пункта 5 ст. 161, пунктов 2, 3 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Представитель третьего лица Министерства Финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, надлежащим образом был уведомлен о времени и месте его проведения. В направленном отзыве представитель указанного третьего лица ФИО6 просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя Министерства Финансов Российской Федерации, указав, что главным распорядителем по подведомственным учреждениям, в том числе по ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр», является Федеральное агентство воздушного транспорта. В свою очередь статус Министерства финансов Российской Федерации и рамки его компетенции установлены постановлениями Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** «О Министерстве финансов Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации. В соответствии с данными нормативно-правовыми актами Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы. Исходя их вышеприведённых нормативных актов Министерство финансов Российской Федерации не является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на финансовое обеспечение ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр». Министерство финансов Российской Федерации не уполномочено выступать в судах в качестве третьего лица по иску прокуратуры о возложении обязанности на ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр».
Информация о времени и месте рассмотрения дела заблаговременно до судебного заседания размещена на официальном сайте Октябрьского районного суда <адрес> в сети Интернет: https://oktiabrsky--svd.sudrf.ru.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из положений п. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 3.1 Приказа Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ N 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» на транспортные прокуратуры возложены полномочия по организации и осуществлению надзора за исполнением законов в сфере функционирования воздушного транспорта, безопасности полетов и авиационной безопасности.
В силу п.п. 1, 1.1, 5 ст. 88 Воздушного кодекса Российской Федерации поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие пилотируемых воздушных судов, их пассажиров и экипажей организует и осуществляет уполномоченный орган в области использования воздушного пространства во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, на которые в установленном порядке возложены обязанности по формированию и содержанию служб поиска и спасания. Организация единой системы авиационно-космического поиска и спасания осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства. Положение о единой системе авиационно-космического поиска и спасания утверждается Правительством Российской Федерации. Порядок привлечения поисковых и аварийно-спасательных сил и средств авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ для оказания помощи пассажирам и экипажам терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, а также людям, терпящим или потерпевшим бедствие на море, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Положения о Единой системе авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ ******, в состав единой системы входят органы, службы, авиационные силы и средства поиска и спасания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти (далее - органы и службы единой системы). Ответственность за обеспечение функционирования органов и служб единой системы возлагается на федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых они находятся.
В соответствии с пунктами 5, 6 Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ ******, для целей поиска и спасания руководителями организаций, находящихся в ведении Федерального агентства воздушного транспорта, на которые возложено осуществление поиска и спасания, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации организуется поисково-спасательное обеспечение. Поисково-спасательное обеспечение включает в себя:
а) организацию дежурства сил и средств, органов обслуживания воздушного движения (управления полетами);
б) оснащение сил и средств аварийно-спасательным имуществом и снаряжением;
в) оснащение воздушных судов и летного состава средствами спасения и жизнеобеспечения.
Согласно абзацу "в" пункта 9 названных Правил, Министерство транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации определяет перечень оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп.
Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** утверждены Требования к подготовке авиационного персонала органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, а также авиационных сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ), а также экипажей воздушных судов к выживанию в условиях автономного существования, состав наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, перечень оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, требования к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, методика выполнения радиотехнического и визуального поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, сигналов, применяемых при проведении поисково-спасательных операций (работ), сроки проведения поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств (далее – Требования).
Согласно п. 12 Требований региональные поисково-спасательные базы (далее – РПСБ) должны быть оснащены специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением в соответствии с перечнем, который указан в приложении № ****** к настоящим Требованиям. В Приложении № ****** к Требованиям в Перечне специальной техники, аварийно-спасательного имущества и снаряжения РПСБ, в том числе, указано на необходимость наличия грузового поисково-спасательного автомобиля повышенной проходимости (с кузовом типа КУНГ) в количестве 1 шт. (п. 2); катера спасательного с мотором в количестве 1 шт., прицепа для транспортировки катера в количестве 1 шт. (п. 9); сигнально-маркерного устройства контроля двигательной активности спасателей типа "SOS-1" в количестве 15 шт. (п. 53); прибора обнаружения спасателей по активным меткам в количестве 2 шт. (п. 54).
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Как следует из Устава ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр», утвержденного приказом Федерального агентства воздушного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ№ ******, ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» находится в ведении Федерального агентства воздушного транспорта (пункт 2 Устава) (л.д. 109-111).
В соответствии с пп. «ж» п. 12 Устава основной деятельностью ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» является осуществление поисково-спасательных операций (работ) по поиску и спасанию пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, в том числе на воде, которые проводятся аттестованными аварийно-спасательными базами, что предусмотрено ч. 1 ст. 88 Воздушного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 1, 6, 12 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя», п. 9 Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ******, а также приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ ******.
В соответствии с п.п. 5, 6 Устава ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр», учреждение имеет самостоятельный баланс, утвержденный Федеральным агентством воздушного транспорта, приобретает имущественные и неимущественные права, несет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет Федеральное агентство воздушного транспорта. Учреждение не отвечает по обязательствам Федерального агентства воздушного транспорта.
Из Положения о Нижневартовской региональной поисково-спасательной базе ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр», утвержденного приказом ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» от ДД.ММ.ГГГГ № П-01-2016/187-4 следует, что Нижневартовская региональная поисково-спасательная база является филиалом ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» и осуществляет проведение поисковых и аварийно-спасательных работ в Уральской зоне авиационно-космического поиска и спасания (п. 1.1 положения) (л.д. 10-16).
Согласно п. 1.6 положения, РПСБ должна быть оснащена специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением в соответствии с Требованиями, утвержденными приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ ******.
Задачами Нижневартовской региональной поисково-спасательной базы является, в том числе: поддержание сил и средств региональной поисково-спасательная базы в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. 2.1 Положения).
Согласно выписке из протокола заседания Центральной аттестационной комиссии Росавиации по аттестации поисково-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, осуществляющих свою деятельность на воздушном транспорте от 28.02.20219 года Нижневартовская региональная поисково-спасательная база – филиал ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» была аттестована на право ведения поисково-спасательных работ. На основании указанного решения Нижневартовской региональной поисково-спасательной базе выдано свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях серии 15 № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный № ******.
Сургутской транспортной прокуратурой на основании поручения Уральской транспортной прокуратуры в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» воздушного законодательства при реализации полномочий Нижневартовской региональной поисково-спасательной базой, по результатам которой выявлено, что в нарушение п. 12 Требований, Нижневартовская региональная поисково-спасательная база не оснащена необходимой для выполнения аварийно-спасательных работ специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением, а именно: грузовым поисково-спасательным автомобилем повышенной проходимости (с кузовом типа КУНГ-1) – 1 шт., катером спасательным с мотором – 1 шт., прицепом для транспортировки катера – 1 шт., сигнально-маркерным устройством контроля двигательной активности спасателей – 15 шт., прибором обнаружения спасателей по активным меткам – 1 шт.
Ведомостью оснащения Нижневартовской региональной поисково-спасательной базы ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением (по форме Приложения № ****** Требований, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ ******), представленной ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» на запрос Сургутской транспортной прокуратуры, подтверждается факт неоснащения Нижневартовской региональной поисково-спасательной базы необходимой для выполнения аварийно-спасательных работ вышеуказанной специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением.
При таких обстоятельствах, суд, вопреки возражениям ответчика ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр», приходит к выводу о правомерности и обоснованности исковых требований Сургутского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, поскольку действующим законодательством на ответчика ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» возложена обязанность организовать поисково-спасательное обеспечение, которое включает в себя оснащение сил и средств аварийно-спасательным имуществом и снаряжением, тогда как в нарушение п. 12, Приложения № ****** Требований, ответчиком ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» Нижневартовская региональная поисково-спасательная база не оснащена грузовым поисково-спасательным автомобилем повышенной проходимости (с кузовом типа КУНГ-1) – 1 шт., катером спасательным с мотором – 1 шт., прицепом для транспортировки катера – 1 шт., сигнально-маркерным устройством контроля двигательной активности спасателей – 15 шт., прибором обнаружения спасателей по активным меткам – 1 шт., которые необходимы для выполнения аварийно-спасательных работ. Несоблюдение ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» установленных законом требований к оснащению Нижневартовской региональной поисково-спасательной базы указанной в иске специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением свидетельствует об отсутствии поддержания постоянной готовности к участию спасателей учреждения в проведении поисково-спасательных операций и оказанию помощи пострадавшим и эвакуации их с места бедствия, что в свою очередь создает угрозу нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Так как Уставом ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» закреплено, что Учреждение находится в ведении Федерального агентства воздушного транспорта, которое является главным распорядителем средств федерального бюджета, при недостаточности денежных средств несет субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения, суд, руководствуясь положениями п.п. 1, 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 158, ч.ч. 1, 2, 5 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о том, что при недостаточности у ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» денежных средств для выполнения возложенной на него судом обязанности, Федеральное агентство воздушного транспорта должно нести субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения, поэтому находит необходимым возложить на Федеральное агентство воздушного транспорта обязанность при недостаточности денежных средств у Учреждения осуществить финансирование для закупки указанной аварийно-спасательной техники и оборудования.
Доводы ответчика о соответствии Нижневартовской региональной поисково-спасательной базы требованиям, предъявляемым к аварийно-спасательным службам, ввиду ее аттестации на право ведения поисково-спасательных работ, подлежат отклонению судом как явно необоснованные, поскольку в соответствии с п. 12 Требований региональные поисково-спасательные базы должны быть оснащены специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением в соответствии с перечнем, который указан в приложении № ****** к настоящим Требованиям.
Также доводы об отсутствии финансового обеспечения для приобретения вышеуказанного имущества не свидетельствуют о необоснованности заявленных исковых требований, поскольку отсутствие бюджетного финансирования в достаточном объеме не может являться правовым основанием для освобождения ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» от возложенной не него законом обязанности по оснащению Нижневартовской региональной поисково-спасательной базы специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением в соответствии с перечнем, который указан в приложении № ****** к Требованиям. В силу п. 5 ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу государственной власти (государственному органу), осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган Федерального казначейства.
Судом также отклоняются доводы ответчика об отсутствии у прокурора права на обращение в суд с настоящими требованиями в интересах неопределенного круга лиц ввиду следующего.
Согласно абзацу 1 части 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Из пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 45 ГПК РФ следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что участвуя в гражданском процессе, прокурор вправе защищать интересы законности, а не конкретного лица. Кроме того, защита неопределенного круга лиц как раз и предполагает отсутствие конкретного выгодоприобретателя по иску и будущему судебному решению, поскольку защищается потенциально большой круг лиц, оказавшихся в одинаковой юридико-фактической ситуации, например лиц (пассажиров, членов экипажа), права которых могут быть нарушены отсутствием необходимого оборудования при проведении поисково-спасательной операции.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Устанавливая указанный срок, суд должен исходить из того, что такой срок должен быть разумным, то есть достаточным для того, чтобы ответчик имел реальную возможность исполнить решение суда. В судебном заседании помощник Свердловского транспортного прокурора просил суд установить срок для исполнения возложенных на ответчиков обязанностей один год со дня вступления решения суда в законную силу. Данный срок является разумным, достаточным для реального выполнения ответчиками возложенных на них обязанностей.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 333.19, п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации с ответчиков ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр», Федеральное агентство воздушного транспорта в доход муниципального образования «<адрес>» надлежит взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. в равных долях.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Сургутского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Уральский авиационный поисково-спасательный центр», Федеральному агентству воздушного транспорта о возложении обязанности по оснащению транспортом и специальными средствами – удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу оснастить Нижневартовскую региональную поисково-спасательную базу грузовым поисково-спасательным автомобилем повышенной проходимости (с кузовом типа КУНГ-1) – 1 шт., катером спасательным с мотором – 1 шт., прицепом для транспортировки лодки – 1 шт., сигнально-маркерным устройством контроля двигательной активности спасателей – 15 шт., прибором обнаружения спасателей по активным меткам – 1 шт.
Обязать Федеральное агентство воздушного транспорта при недостаточности денежных средств у Федерального казенного учреждения «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» осуществить финансирование для закупки вышеуказанной аварийно-спасательной техники и оборудования в тот же срок.
Взыскать в равных долях с Федерального казенного учреждения «Уральский авиационный поисково-спасательный центр», Федеральное агентство воздушного транспорта в доход муниципального образования «<адрес>» расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.
Председательствующий Н.В.Барышникова