Дело № 2-5062/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 ноября 2018 года Канавинский районный суд г.Н.Новгорода в составе: председательствующего судьи Ткача А.В.,
при секретаре судебного заседания Кобловой А.А.,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к АО «Теплоэнерго» об обязании выдать технические условия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к АО «Теплоэнерго» об обязании выдать технические условия, указав, что является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: г.Н.Новгород, (адрес обезличен). Истец указывает, что фактически не пользуется отоплением. На заявление истца о выводе помещения из системы теплоснабжения ответчиком было отказано. Также сотрудниками ответчика составлен акт о невозможности установки индивидуального прибора учета тепла, что является необоснованным. Истец просит суд обязать ответчика произвести действия по организации установки и введения в эксплуатацию индивидуального прибора учета теплоснабжения помещения, расположенного по адресу: г.Н.Новгород, (адрес обезличен); обязать исключить помещение из системы теплоснабжения многоквартирного дома, отказаться от попыток неосновательного обогащения.
В ходе рассмотрения дела истец от требований в части обязания исключить помещение из системы теплоснабжения многоквартирного дома, отказаться от попыток неосновательного обогащения отказался, отказ принят судом, производство по делу в данной части прекращено определением от 27.11.2018 года.
Также истец изменил исковые требования, указав, что 05.06.2018 года он обратился к ответчику с просьбой выдать технические условия на установку приборов учета тепла в помещении, однако, в выдаче данных технических условий ему было отказано. В связи с чем, истец просит суд обязать АО «Теплоэнерго» выдать технические условия на установку средств измерения тепловой энергии в помещении, расположенном по адресу: г.Н.Новгород, (адрес обезличен).
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, пояснив, что прибор учета тепловой энергии в спорном помещении не устанавливал, однако, полагает, что его не примут в эксплуатацию в связи с отсутствием технических условий.
Представитель ответчика АО «Теплоэнерго» ФИО2 возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что законодательством не предусмотрена выдача технических условий на установку приборов учета тепла в жилых и нежилых помещениях, а его установка является обязанностью собственника и не поставщика коммунального ресурса.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: г.Н.Новгород, (адрес обезличен), что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 21.04.2009 года и решением Советского районного суда г.Н.Новгорода от 21.02.2018 года, вступившего в законную силу 22.05.2018 года (л.д.48-49).
05.06.2018 года истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении технических условий для установки индивидуального прибора учета тепловой энергии в нежилое помещение, принадлежащее ему на праве собственности.
26.06.2018 года АО «Теплоэнерго» отказало в выдаче технических условий, указав, что (адрес обезличен) г.Н.Новгорода оснащен коллективным прибором учета тепловой энергии, теплоносителя. Со ссылкой на п.3 Критериев, утвержденных приказом Минрегионразвития РФ от 29 декабря 2011 года N 627, из-за невозможности использования приборов учета тепловой энергии в многоквартирном доме, имеющем вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления, истцу в выдаче технический условий отказано.
Так, согласно акту обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего, коллективного приборов учета от 20.06.2018 года установлено отсутствие технической возможности установить прибор учета, поскольку система отопления общая с системой дома. Аналогичные данные содержатся в акте от 16.08.2017 года (л.д.55).
Вместе с тем, разрешая указанный спор, суд исходит из следующего.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 06.05.2011 г. N 354, принятым в соответствии со ст. 157 ЖК РФ, утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Абзац 2 п. 42(1) Правил определяет размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом (нежилом) помещении в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в случае, если в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии.
Расчет по указанной формуле производится исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, пропорционально площади жилого (нежилого) помещения.
Такой порядок расчета не предполагает оплату тех услуг, которые потребителю не предоставлены, позволяет определить размер платы за коммунальные услуги каждого собственника помещения в многоквартирном доме, как это и предусмотрено ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, исходя из объема тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии пропорционально площади жилого (нежилого) помещения, что также согласуется с ч. 1 ст. 13 ФЗ от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об электроснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Ввод индивидуальных приборов учета энергоресурсов в эксплуатацию представляет собой документальное оформление в установленном порядке готовности средства измерений к использованию по назначению и является необходимой составляющей для осуществления расчетов за коммунальные услуги по приборам учета.
Согласно пункту 2 Правил N 354 исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Пунктом 8 этих же Правил предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил, в том числе управляющая организация, выбранная в установленном жилищном законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
В данном случае ответчик выступает исполнителем коммунальной услуги.
Согласно ч.2 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Вместе с тем, судом установлено, что прибор учета теплоснабжения истцом не устанавливался.
В соответствии с подпунктом "у" пункта 31 указанных Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Право потребителя требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений предусмотрено пунктом 33 указанных Правил.
Вместе с тем, пунктом 81 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 19.09.2013) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Данными правилами не предусмотрена выдача технических условий для установки индивидуального прибора учета теплоснабжения.
Единственным нормативным документов, обязывающим исполнителя рассмотреть и при необходимости выдать технические условия является постановление Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", согласно п.9 которого организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Вместе с тем, помещение истца к объекту капитального строительства не относится и в данном случае указанные правила не применимы.
Поскольку нормативно-правовыми актами на АО «Теплоэнерго» не возложена обязанность выдавать технические условия на установку прибора учета тепловой энергии до введения его эксплуатацию, то требования об обязании ответчика обязать к выдаче указанных условий являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к АО «Теплоэнерго» об обязании выдать технические условия отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Канавинский районный суд г.Н.Новгорода в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: А.В. Ткач