Дело № 2-597/2016.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«07» июля 2016года. г. Новосибирск.
Новосибирский районный суд Новосибирской области, в составе:
Председательствующего судьи - Рыбаковой Т.Г.,
При секретаре - Стремиловой Ю.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства, к ФИО1 Кубаша оглы о сносе объекта капитального типа,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ «Сибуправтодор» обратились в суд с иском к ФИО1 о сносе объекта капитального типа.
В обоснование заявленных требований указали, что актом обследования ФКУ «Сибуправтодор» от 23.04.2015г. в придорожной полосе федеральной автомобильной дороги общего пользования М-51 «Омск-Новосибирск на участке от с.Прокудское до пос.Сокур с мостовым переходом через р.Обь у пос.Красный Яр» на 47+740 (справа) зафиксировано несанкционированное (самовольное) строительство объекта капитального типа без разрешения на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и ФЗ от 08.11.2007г. №257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также без письменного согласия на размещение объекта на землях придорожной полосы.
Объект размещен на земельном участке площадью 9184 кв.м., с кадастровым номером №... с категорией земель – земли промышленности, транспорта связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны с целевым использованием для строительства автозаправочной станции и комплекса дорожного сервиса.
Согласно выписке из ЕГРП собственником земельного участка является ФИО1.
На данном участке по адресу: <адрес> расположен незавершенный строительством объект, инвентарный номер №...
По результатам проверки собственнику земельного участка вручено требование ФКУ «Сибуправтодор» от 08.05.2015г. № 161/1-ОС о незамедлительном сносе незаконно возведенных объектов и сооружений и привести автодорогу в первоначальное состояние.
Требование исполнено не было.
Участок дороги Омск-Новосибирск на участке от села Прокудское до поселка Сокур с мостовым переходом через реку Обь у поселка Красный Яр в Новосибирской области на км 48 – км 50 передан в оперативное управление ФКУ «Сибуправдор». Владельцем, которого в силу закона, является ФКУ «Сибуправдор».
Ширина придорожной полосы для данного участка автомобильной дороги общего пользования федерального значения регламентируется п.4 ч.2 ст. 26 Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", таким образом придорожная полоса на нем составляет 150 метров.
ФКУ «Сибуправдор» установлены межевые знаки на данном отрезке дороги.
Земельный участок для строительства федеральной автодороги был выделен на основании Постановления главы Администрации Новосибирской области №765 от 15.12.1998г.
Распоряжением №727-р от 29.04.2016г. Федеральное дорожное агентство установило границы придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения М51 «Байкал» на участке Омск-Новосибирск от с.Проскудное до пос. Сокур с мостовым переходом через р.Обь у пос.Красный Яр км.34+600 км55+208 в границах Новосибирского района Новосибирской области.
Согласно схеме расположения границ придорожной полосы «Автомобильная дорога общего пользования федерального значения М51 «Байкал» на участке Омск-Новосибирск от с.Проскудное до пос. Сокур с мостовым переходом через р.Обь у пос.Красный Яр км.34+600 км55+208» земельный участок №... входит в границы придорожной полосы.
Таким образом, строительство ФИО1 осуществляется за пределами полосы отвода федеральной автомобильной дороги Омск-Новосибирск, т.е. на землях придорожной полосы.
Поскольку ответчик осуществил самовольное строительство объектов капитального типа без соответствующего согласования и разрешения на строительство в придорожной полосе с нарушением Градостроительного кодекса РФ и федерального закона об автомобильных дорогах просили обязать ФИО1 за свой счет произвести снос самовольно возведенного незавершенного строительством объекта, инвентарный номер №..., расположенного по адрсу: Новосибирская <адрес> в виде трехэтажного здания из шлакоблочного кирпича, расположенных в придорожной полосе федеральной автомобильной дороги общего пользования М-51 «Омск-Новосибирск на участке от с.Проскудное до пос. Сокур с мостовым переходом через р.Обь у пос.Красный Яр» на км 47+740 (справа) в Новосибирском районе, Новосибирской области в срок один месяц со дня вступления в законную силу решения суда.
Представители истца - ФИО2, действующая на основании доверенности от 11.01.2016г. (том1 л.д.101), ФИО3, действующая на основании доверенности от 22.04.2016г. (том3 л.д.85) в судебном заседании на исковых требованиях настаивали, просили их удовлетворить. Дополнительно пояснили, что земельный участок под автомобильной дорогой общего пользования федерального значения М-51 «Байкал» на участке Омск-Новосибирск от с.Прокудное до пос. Сокур с мостовым переходом через р.Обь у пос.Красный Яр – кадастровый номер №... (обособленный земельный участок, входит в состав единого земельного тучастка №...) находится в категории земель промышленности, энергетики, транспорта связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Земельный участок ответчика, на котором осуществляется строительство, кадастровый номер №..., также относится к указанной категории земель.
Таким образом, в силу п.1 ст.87 Земельного кодекса РФ данные участки не могут находиться в границах населенного пункта. Также указанные обстоятельства, подтверждаются схемой расположения границ населенного пункта п.Садовый, составленным ООО ЗКК «Геостарт». ФГБУ Росреестр, также подтвердил указанные обстоятельства и указал, что спорный земельный участок не входит в границы населенного пункта.
Кроме того, согласно пояснительной записке к проведению работ по установлению границ полосы отвода и придорожной полосы долговременные межевые знаки были установлены в 2012 году и в августе 2012г. переданы заказчику работ для наблюдения за их сохранностью по акту приема-передачи. От установленных межевых знаков отсчитывается придорожная полоса, составляющая 150 метров. Таким образом, указанные межевые знаки, были установлены в августе 2012 года, то есть до получения ответчиком разрешения на строительство.
В постановлении Администрации Станционного сельсовета Новосибирского района НСО от 22.11.2012г. №458, указано, что проектная документация на строительство спорного объекта подлежит согласованию с отделом архитектуры и градостроительства администрации Новосибирского района Новосибирской области, согласно ответу которого, проектная документация с ними не согласовывалась.
Также при возведении ответчиком спорного объекта были нарушены градостроительные нормы в части отсутствия согласования проектной документации с отделом архитектуры и градостроительства администрации Новосибирского района Новосибирской области.
Спорный объект явно не соответствует объектам дорожного сервиса, указанным в разрешении на строительство, что является самостоятельным основанием для его сноса.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в его отсутствие.
Представитель ответчика ФИО4, действующий на основании доверенности от 26.11.2014г., в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме. Дополнительно пояснил, что ответчик является собственником земельного участка №.... Заявленные требования являются незаконными, так как примыкания земельного участка истца к федеральной автодороге не предусмотрено. Въезд и выезд с данного земельного участка (примыкание) обустроено с <адрес>, которая принадлежит МО Станционному сельсовету.
Также спорный объект не является самовольной постройкой. Ответчиком в соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса РФ на основании Постановления №458 от 22.11.2012г. «О выдаче разрешения на строительство комплекса дорожного сервиса» было получено разрешение на строительство №№... от22.11.2012г., в соответствии с которым ответчик осуществляет строительство комплекса дорожного сервиса, шиномонтажной мастерской общей площадью 272 кв.м. и металлического склада общей площадью 1080м. Срок действия настоящего разрешения до 01.12.2022г.
Также в своей деятельности по возведению объектов капитального типа ответчик руководствовался наличием Градостроительного плана и схемы генплана по освоению территории по адресу: <адрес>, согласованной в том числе с Федеральной дорожной службой ФКУ «Сибуправтодор» за подписью ФИО5, главой Администрации СО Станционный сельсовет и главным архитектором Новосибирского сельского района, что в соответствии с Законом Об автомобильных дорогах и является согласованием в письменном виде.
Также у ответчика имеется проект границ земельного участка, утвержденный главой администрации МО Станционного сельсовета и Директора ГУ ФУАД «Сибирь», а также акт выбора земельного участка для строительства, пописанный директором ГУ ФУАД «Сибирь».
Кроме того, материалы дела не содержат доказательств того, что федеральная дорога и земельный участок не находятся в пределах населенного пункта.
Третье лицо – администрация Новосибирского района Новосибирской области в судебное заседание не направили своего представителя, извещены надлежащим образом, просили рассматривать дело в отсутствие их представителя (том 1 л.д.100)
Третье лицо – Сибирское управление Ростехнадзора – в судебное заседание не направили своего представителя, извещены надлежащим образом, просили рассматривать дело в их отсутствие.
Третье лицо – Инспекция государственного строительного надзора НСО в судебное заседание не направили своего представителя, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили рассматривать дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица – Администрации Станционного сельсовета НСО – ФИО6, действующая на основании доверенности №25 от 16.03.2016г., в судебном заседании исковые требования поддержала, полагала их подлежащими удовлетворению.
Выслушав пояснения представителей истца, представителя ответчика и представителей третьих лиц, выслушав показания свидетеля ФИО7, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Материалами дела установлено, что ответчику на праве собственности принадлежит земельный участок из категории земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения – для строительства автозаправочной станции и комплекса дорожного сервиса ООО «Стройтрансцентр», площадью 9184 кв.м. (т.1 л.д. 127).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права ответчику также на основании договора купли-продажи на праве собственности принадлежит незавершенный строительством объект. Назначение: не определено, площадь: общая площадь застройки 272,2 кв.м., инвентарный номер: №..., по адресу: <адрес> (т.1 л.д. 128).
Договором купли-продажи объекта незавершенного строительства и земельного участка от 19.06.2012г., заключенного между ООО «Стройтрансцентр» и ФИО1 установлено, что предметом указанного договора являются объект незавершенного строительства и земельный участок, при этом отчуждаемый объект незавершенного строительства принадлежит на праве собственности продавцу на основании договора аренды земельного участка на территории Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 25.01.2006г., Постановления главы муниципального образования Станционного сельсовета Новосибирского района НСО №80 от 02.03.2006г., разрешения на строительство №26 от 06.03.2006г., акта о текущем состоянии незавершенного строительством объекта от 20.03.2006г., о чем в ЕГРП 13.04.2006г. сделана запись о регистрации и выдано свидетельство о праве серии №.... Адресом незавершенного строительством объекта является <адрес>. Вместе с незавершенным строительством объектом продавец передает в собственность покупателя земельный участок, который принадлежит продавцу на основании договора купли-продажи земельного участка №30 от 06.05.2006г., акта приема-передачи от 10.05.2006г., о чем в ЕГРП сделана запись регистрации и выдано свидетельство о государственной регистрации права. Адрес земельного участка, <адрес>. Указанный договор был надлежащим образом зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по НСО 03.06.2012г.
Границы указанного участка определены в соответствии с действующим законодательством, что подтверждается кадастровым планом земельного участка (т.1 л.д. 133-134). Общая площадь участка составляет 9184 кв.м. и соответствует материалам межевания. Категория земель - промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения. Кадастровый номер участка – №....
Согласно Постановлению Администрации Станционного сельсовета Новосибирского района НСО от 19.11.2012г. №457 на основании заявления ФИО1 ему выдан градостроительный план на земельный участок с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: <адрес> (т.1 л.д. 109).
Постановлением Администрации Станционного сельсовета Новосибирского района НСО от 22.11.2012г. №458 ФИО1 выдано разрешение на строительство комплекса дорожного сервиса, шиномонтажной мастерской общей площадью 272 кв.м. и металлического склада общей площадью 1080 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером №..., расположенном пол адресу: <адрес> (т.1 л.д. 110), при этом, постановлено вести строительство комплекса дорожного сервиса, шиномонтажной мастерской и металлического склада, согласно проектно- сметной документации, согласованной с Отделом архитектуры и градостроительства администрации Новосибирского района НСО.
Срок действия указанного разрешения установлен до 01.12.2022 года. (т.1 л.д. 111).
Разрешение, в том числе содержит ситуационный план местонахождения проектируемого объекта капитального строительства на земельном участке, схему расположения земельного участка в окружении смежно расположенных земельных участков, градостроительный план, согласно которому от точки №1 до точки №2, от точки №4 до точки №6 установлена граница смежного участка с землями Станционного сельсовета, от точки №2 до точки №4- пустырь, чертеж градостроительного плана, который разработан на топографической основе выполненной ООО ЗКК «Геостарт», а также план размещения объекта капитального строительства на земельном участке (параметры разрешенного строительства) (т.1 л.д. 111-121).
Акт выбора земельного участка для строительства АЗС и комплекса дорожного сервиса ООО «Стройтрансцентр», а также проект границ земельного участка утвержден главой администрации МО Станционного сельсовета 31.10.2005г. (т.1 л.д.122- 123)
Эскизное предложение по освоению территории по адресу: <адрес> было составлено в 2012 году и утверждено главой администрации МО Станционный сельсовет, главным архитектором Новосибирского сельского района, директором ООО «Стройтрансцентр» и ФКУ «Сибуправтодор» (т.1 л.д. 129-137).
Между тем, истец заявляя свои требования о сносе объекта капитального типа принадлежащего на праве собственности ответчику, указывает, что данный объект, находится в границах придорожной полосы автомобильной дороги федерального значения, а именно М-51 «Байкал» на участке Омск-Новосибирск от с.Прокудное до пос. Сокур с мостовым переходом через р.Обь у пос.Красный Яр, строительство ведется без установленного законом согласования с владельцем автодороги - ФКУ «Сибуправтодор», создает общественную опасность, в связи с чем подлежит сносу. Кроме того, спорный объект не соответствует разрешенным параметрам объектов дорожного сервиса.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ст.1 ФЗ 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закона) действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Согласно п.1 ст.3 Закона автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя, в том числе, земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги.
Пунктом 7 указанной статьи Закона установлено, что владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Классификация автомобильных дорог содержится в ст.5 Закона, в соответствии с п.7 которой перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения" автомобильная дорога общего пользования М-51 «Байкал», является автомобильной дорогой федерального значения.
В силу п.2 ст.6 Закона, указанная автомобильная дорога отнесена к федеральной собственности, в связи с чем, владельцем указанной автодороги в силу п.1 ст.3 Закона является исполнительный орган государственной власти в лице Федерального дорожного агентства (Росавтодор), на который Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 № 374 "Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве" возложены функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 30.12.2004г. №1731-р « О перечне федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Росавтодора» ФКУ «Сибуправтодор» находится в ведении Росавтодора.
Приказом Росавтодора от 01.06.2011г. №68 утвержден Устав ФКУ «Сибуправтодор». Из положений Устава, следует, что управление является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Порядок предоставления земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог, установлен Земельным кодексом РФ и ФЗ 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с нормами указного законодательства главой администрации Новосибирской области 15.12.1998г. было издано постановление №765 о предоставлении земель Государственному учреждению Дирекции федеральной автомобильной дороги М-51, М-53 «Байкал-1» для строительства федеральной автодороги Омск-Новосибирк на участке с.Проскдское- пос.Сокур (т.3 л.д. 33). Земельные участки были выделены согласно списку, являющемуся приложением к постановлению от 15.12.1998г. (л.д. 34-37).
В соответствии с указанным списком для строительства автомобильной дороги федерального значения М-51, М-53 «Байкал», в том числе были выделены земельные участки Государственного предприятия племсовхоз «Пашинский » (т.3 л.д. 36).
В обоснование своей позиции представители истца ссылались на п.1 Постановления Министров РСФСР №122 от 03.02.1966 г., согласно которому в целях наведения порядка в застройке придорожных полос вдоль автомобильных дорог общегосударственного и республиканского значения, улучшения условий движения по этим дорогам, обеспечения в дальнейшем возможности их расширения Совет министров РСФСР постановил запретить отводить земельные участки под строительство зданий и сооружений в придорожных полосах вдоль автомобильных дорог общегосударственного и республиканского значения (вне городской черты).
Также указанным Постановлением были установлены размеры придорожных полос.
Аналогичные указания содержало Постановление Совета Министров РСФСР от 30.06.1983 года №328 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Министров РСФСР №122 от 03.02.1966 г.».
Однако, согласно п. 2 Указа Президента РФ от 27.06.1998 № 727 "О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования" (действовавшему как на момент выделения земельного участка для строительства автодороги, так и на момент формирования земельного участка ответчика) в придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением объектов дорожной службы, а также зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания владельцев и пассажиров автотранспортных средств (объектов дорожного сервиса).
Положения настоящего Указа не распространяются на находящиеся в эксплуатации, а также начатые строительством на день опубликования Указа упомянутые здания и сооружения.
Кроме того, 12.11.2007 г. вступил в законную силу Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ст.26 которого установлен порядок установления и использования придорожных полос. Также указанный порядок регламентирован Приказом Минтранса РФ от 13.01.2010 № 4 "Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения".
Так, в соответствии со ст.26 Закона предусмотрен следующий порядок установления границ придорожных полос автомобильных дорог федерального значения:
Решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального значения или об изменении границ таких придорожных полос принимается соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Затем федеральный орган исполнительной власти, принявший решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения или об изменении границ таких придорожных полос, в течение семи дней со дня принятия такого решения направляет копию такого решения в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления поселения, в отношении территорий которых принято такое решение.
Орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления поселения в месячный срок со дня поступления копии решения об установлении границ придорожных полос автомобильной дороги обязаны уведомить собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в границах придорожных полос автомобильной дороги, об особом режиме использования этих земельных участков.
Аналогичный порядок установлен в п.п.3-7 Порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения.
Три таких обстоятельствах, из системного анализа вышеуказанных правовых норм следует, что обязанность лиц, осуществляющих строительство в границах придорожных полос, по получению соответствующего разрешения на строительство у владельца автомобильной дороги возникает лишь с момента принятия всех вышеуказанных мер, в том числе и по извещению об особом режиме использования этих земельных участков.
При этом вопреки доводам представителей истца, установление межевых знаков не свидетельствует о возникновении юридически значимого факта, а лишь констатирует само наличие особо охраняемой зоны и ее размеры.
В соответствии с п.3 ст. 26 ФЗ 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог, к которым в частности относиться автомобильная дорога М-51, М-53 «Байкал», принимается соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг по управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, которым является Росавтодор.
Однако, как установлено материалами дела распоряжение №727-р, которым были установлены границы придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-51 «Байкал» на участке Омск-Новосибирск от с.Проскудное по пос. Сокур с мостовым переходом через р.Обь у пос. Красный Яр км 34+600 – км 55+280 в границах Новосибирского района Новосибирской области было вынесено лишь 29.04.2016г. (т.3 л.д.38).
Согласно перечню кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах придорожной полосы «Автомобильная дороги общего пользования федерального значения М-51 «Байкал» на участке Омск-Новосибирск от с.Проскудное по пос. Сокур с мостовым переходом через р.Обь у пос. Красный Яр км 34+600 – км 55+280 в границах Новосибирского района Новосибирской области», земельный участок, с кадастровым номером №..., принадлежащий на праве собственности ФИО1, находится в границах придорожной полосы указанной автомобильной дороги, что также следует из схемы расположения границ придорожной полосы (т.3 л.д. 38-49).
Между тем, в нарушение установленного порядка материалы дела не содержат каких-либо извещений ответчика об особом режиме использования этих земельных участков, равно как и сведений об извещении о принятом распоряжении органа местного самоуправления.
Таким образом, принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что право на обращение в суд с требованиями о сносе самовольно возведенного строения капитального типа в виду отсутствия соответствующего разрешения, выданного владельцем автомобильной дороги, возникает у последнего лишь после соблюдения установленного законом административного порядка по соответствующему извещению.
Действительно материалами дела установлен факт нахождения спорного земельного участка в границах придорожной полосы, а также сам факт наличия придорожной полосы у автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-51 «Байкал» на участке Омск-Новосибирск от с.Проскудное по пос. Сокур с мостовым переходом через р.Обь у пос. Красный Яр км 34+600 – км 55+280 в границах Новосибирского района Новосибирской области, что подтверждается положением о территориальном планировании МО «Станционный сельсовет», утвержденным решением на 29 сессии Совета депутатов Станционного сельсовета НСО №6 от 14.12.2012г., генральным планом сельского поселения «Станционный сельсовет», подготовленным ЗКК «Геостарт » от 2012 года (т.2 л.д.72,73), положением о территориальном планировании сельского поселения «Станционный сельсовет», а также материалами по обоснованию генерального плана сельского поселения «Станционный сельсовет» применительно к территории населенного пункта «Садовый» (т.2 л.д. 153-196).
Так согласно п1.4.5 материалов по обоснованию генерального плана сельского поселения «Станционный сельсовет» применительно к территории населенного пункта «Садовый» на территории населенного пункта должны быть установлены придорожные полосы федеральной автодороги «Байкал» шириной 75 метров (т.2 л.д.190).
При этом как следует из приложенных схем анализа современного использования территории поселения применительно к территории пос. Садовый, данный населенный пункт состоит из двух частей, каждая из которых имеет свои границы, при этом автомобильная дорога федерального значения М-51, М-53 «Байкал» проходит между данными частями населенного пункта, что само по себе исключает возможность ее нахождение в границах населенного пункта, а, следовательно, в силу п.1 ст.26 Закона свидетельствует об отсутствии правовых оснований для отсутствия у нее придорожной полосы.
Также указанные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетеля кадастрового инженера ФИО7, которая является сотрудником ООО ЗКК «ГЕОСТАРТ» и принимала участие при составлении генерального плана поселения, а также сведениями, содержащимися в ответе ФГБУ «Федеральная палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по НСО, согласно которым земельный участок №... не входит в границы населенного пункта, и располагается на землях категории земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Однако, несмотря на указанные обстоятельства, вопреки требованиям ст.26 ФЗ 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" каких-либо доказательств соблюдения установленного порядка об извещении собственника об особом режиме использования земельного участка, как со стороны органа местного самоуправления муниципального района, так и органа местного самоуправления поселения в материалы дела не представлено, при этом сам факт принятия распоряжения об установлении придорожных полос органом исполнительной власти не свидетельствует об особом режиме использования земельного участка и необходимости получения соответствующего разрешения.
В отсутствие указанных доказательств, суд также не может принять во внимание доводы истца о нарушении его законных прав и интересов техническими характеристиками возведенного строения, так как незавершенный строительством объект, при наличии правоустанавливающих и разрешительных документов, как на сам объект строительства, так и на земельный участок, выданных в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, по смыслу ст.222 ГК РФ не может быть признан самовольной постройкой, а сам факт отсутствия разрешения на строительство не может являться основанием для сноса, в том числе самовольной постройки.
Кроме того, принимая во внимание, наличие никем не оспоренного права собственности ответчика на земельный участок и на возведенный на нем объект незавершенного строительства, а также исходя из системного толкования норм специального закона, суд приходит к выводу, что истец по настоящему делу ни в силу норм действующего гражданского законодательства, ни в силу указания норм указанного закона, не наделен правом на обращение в суд за защитой публичных интересов.
При таких обстоятельствах, установив, что строительство объекта капитального типа ведется ответчиком на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке, при наличии соответствующих разрешений, установленных Градостроительным кодексом РФ, при этом на момент получения указанных разрешений каких-либо обременений связанных с особым режимом использования земельного участка собственником автомобильной дороги федерального значения установлено не было, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для получения соответствующего специального разрешения на строительство, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства, к ФИО1 Кубаша оглы о сносе объекта капитального типа – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский районный суд.
Председательствующий: Т.Г. Рыбакова
Мотивированное решение изготовлено 14.07.2016г.