ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5064/18 от 03.09.2019 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2-534/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 сентября 2019 г.Смоленск

Ленинский районный суд города Смоленска

В составе председательствующего судьи Куделиной И.А.

При секретаре Журовой К.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Касьяновой Ирины Николаевны, Курнакова Игоря Валентиновича к Администрации г.Смоленска об оспаривании ответа органа местного самоуправления, возложении обязанности по обеспечению доступа и проезда к земельным участкам, строительству дороги, организации уличного освещения,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к Администрации г.Смоленска об оспаривании ответа органа местного самоуправления, возложении обязанности по обеспечению доступа и проезда к земельным участкам, строительству дороги, организации уличного освещения, указав следующее.

Истцам на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами , расположенные по адресу: <адрес>.

Собственники не имеют доступа к земельным участкам. Доступ должен обеспечить орган местного самоуправления.

Уточнив требования, просят суд признать незаконным отказ Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Администрацию <адрес> обеспечить беспрепятственный доступ и проезд транспорта к земельным участкам с кадастровыми номерами 67:27:0013944:6, 67:27:0013944:7, 67:27:0000000:310, 67:27:0000000:340, 67:27:0000000:311; разработать проектно-сметную и межевую документацию на строительство дороги (проезда) к земельным участкам; принять меры по проведению строительства дороги, асфальтового покрытия или покрытия с применением вяжущих, органических материалов участка дороги в соответствии с установленным экспертным заключением вариантом № 2 – по территории муниципальной собственности в соответствии с требованиями п.п.3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 и СНиП 2.05.02.-85 Автомобильные дороги; принять меры по организации уличного освещения автодороги – установить стационарное осветительное оборудование в соответствии с п.4.6.1.1 ГОСР Р 52766-2007.

В судебном заседании представитель истцов Иванов И.А. поддержал исковые требования. Дополнительно пояснил суду, что в настоящее время собственник не могут подъехать к земельным участкам. Истцы не возражают против обустройства и грунтовой дороги.

Представитель Администрации г.Смоленска Петкуте Ю.К. иск не признала. Пояснила суду, что истцы приобрели указанные земельные участки на основании договоров купли-продажи; при заключении сделок должны были осматривать сами объекты. Участки были сформированы и поставлены на кадастровый учет более дести лет назад. При отсутствии доступа земельный участок не может быть поставлен на кадастровый учет. В 2009 году доступ к ним имелся. Обустройство подъезда является обязанностью самих собственников земельных участков. За десять лет дорога заросла. До настоящего времени градостроительные планы на участки не выданы, что свидетельствует об отсутствии у собственников заинтересованности в из целевом использовании.. Фактически истцы требуют от органа местного самоуправления обустройства автомобильной дороги к частным владениям, что не предусмотрено действующими нормативными актами.

Представитель третьего лица Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска Андреева О.В. пояснила суду, что проект межевания и планировки территории в мете расположения земельных участков не утвержден и не планируется в перспективе, так как это район застройки индивидуальными жилыми домами. При утверждении схемы земельного участка всегда проверяется наличие доступа к нему от земель общего пользования. Ранее при предоставлении земельных участков бесплатно льготным категориям граждан они сами формировали земельные участки и давали гарантийные письмо об обустройстве подъездных путей при их отсутствии.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что Касьяновой И.Н. принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами , расположенные по адресу: <адрес>.

Курнакову И.В. принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами расположенные по адресу: <адрес>.

Виды разрешенного использования земельных участков – для индивидуального жилищного строительства.

ДД.ММ.ГГГГ Касьянова И.Н., Курнаков И.В. через своего представителя обратились в Администрацию г.Смоленска с заявлением о строительстве дороги к земельным участкам, организации ее освещения.

Исходящим от ДД.ММ.ГГГГ начальник УЖКХ Администрации г.Смоленска сообщил, что проектная документация на строительство (реконструкцию) подъездных путей по <адрес> не поступала и не согласовывалась. Проект планировки и межевания данной территории не разрабатывался. Градостроительные планы на земельные участки с кадастровыми номерами не оформлялись. Разработка проектно-сметной документации на строительство дороги и организацию уличного освещения в бюджете на 2-19 не запланирована.

Указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами по делу.

В соответствии со ст.33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Порядок рассмотрения обращений граждан РФ предусмотрен нормами ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ.

Нарушение порядка рассмотрения названного обращения судом не установлено.

Предметом настоящего иска является строительство автомобильной дороги к указанным земельным участкам.

Из заключения эксперта Смоленского регионального отделения общероссийского общественного фонда «Центр качества строительства» следует, что организация подъездных путей к земельным участкам возможна двумя способами: с внутриквартальной дороги через часть участка частного владения либо по территории муниципальной собственности по неокультуренному склону.

Согласно п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также пп.5 п.1 ст.10 Устава г.Смоленска к вопросам местного значения города Смоленска относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Смоленска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Смоленска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Смоленска, а также иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к компетенции Администрации города (п.7 ст.3 Положения об Администрации г.Смоленска, утвержденного Постановлением Главы города от 26.07.2017 № 77).

Согласно положениям ФЗ РФ от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения (ч.9 ст.5).

В силу ст.16 Закона проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и настоящим Федеральным законом.

Состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков, состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции автомобильных дорог, их участков, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Администрации города Смоленска от 18.04.2019 N 969-адм утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Смоленска, включающий улицу 2-ая Северная.

В соответствии с п.3 ст.3, ст.15 Закон дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Осуществление дорожной деятельности в отношении частных автомобильных дорог обеспечивается физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.

Постановлением Администрации г.Смоленска от 31.03.2014 № 568-адм утверждены Правила благоустройства города Смоленска.

В соответствии с п.3.2.5 Правил текущий и капитальный ремонт, содержание, строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования, мостов, тротуаров и иных транспортных инженерных сооружений в границах города Смоленска (за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также перечисленных объектов, находящихся в частной собственности) осуществляются специализированными организациями на основании контрактов с органами местного самоуправления, заключенных в соответствии с процедурой о размещении заказов.

Согласно ч.1 ст.2 Закона Смоленской области от 28.05.2008 № 69-з «О статусе административного центра Смоленской области – города-героя Смоленска» органы местного самоуправления города Смоленска в пределах полномочий, определенных в соответствии с федеральным и областным законодательством, реализуют мероприятия, направленные на сохранение исторического облика города, достижение высокого уровня благоустройства и содержания улиц, площадей, парков, скверов, зданий, развития инфраструктуры города, - всего, из чего складывается представление об административном центре Смоленской области и, как следствие, о субъекте Российской Федерации - Смоленской области.

В силу положений ФЗ РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения отнесены вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно п.6.1 ч.1 ст.17 названного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно (ч.3 ст.17 Закона).

Постановлением Администрации г.Смоленска от 31.10.2017 № 3089-адм утверждена программа «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры города Смоленска на 2018-2025 годы».

Данной программой предусмотрен перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры предлагаемого к реализации варианта развития транспортной инфраструктуры, технико-экономических параметров объектов транспорта, очередность реализации мероприятий (инвестиционных проектов).

Дорожная деятельность в районе ул.2-ая Северная г.Смоленска в указанный период не планируется.

Анализируя исследованные доказательства в совокупности, суд не находит предусмотренных законом оснований для возложения на Администрацию г.Смоленска обязанности по строительству автомобильной дороги на указанной территории.

Судом также установлено, что в силу п.26 ч.1 ст.26 ФЗ РФ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута (для случая осуществления государственного кадастрового учета).

Ранее аналогичная норма содержалась в ст.26 ФЗ РФ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

При этом согласно ч.6 ст.22 ФЗ № 218-ФЗ в графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.

Под доступом к земельным участкам в соответствии со статьями 22 и 26 Закона N 218-ФЗ понимается наличие прохода или проезда от земельных участков общего пользования. При этом земельным законодательством не уточняется, в каком случае достаточно обеспечения прохода, а в каком необходимо обеспечение проезда к землям общего пользования.

В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденными руководителем Федеральной службы земельного кадастра России 17 февраля 2003 года, в проекте территориального землеустройства, по результатам подготовительных работ и в соответствии с заданием на выполнение работ (на проектирование), решаются вопросы размещения земельных участков (участка), изменения или восстановления (упорядочения) границ земельных участков, перераспределения земель. В процессе проектирования рассматриваются возможные варианты проектных решений, проводится их обоснование и делается выбор наилучшего варианта. При этом учитывается следующее: в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метров). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 N 1034/пр утвержден Свод правил «Планировка и застройка городских и сельских поселений» СНиП 2.07.01.89.

В соответствии с п.11.4 Свода правил улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе УДС следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. Категории улиц и дорог городов следует назначать в соответствии с классификацией, приведенной в таблице 11.1.

К улицам и дорогам местного значения относятся улицы в зонах жилой застройки (транспортные и пешеходные связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы районного значения, улицы и дороги регулируемого движения, которые обеспечивают непосредственный доступ к зданиям и земельным участкам).

Судом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами были поставлены на кадастровый учет в ДД.ММ.ГГГГ с целью их последующего предоставления бесплатно в собственность лицам, обладающим соответствующими льготами.

В материалах кадастровых дел земельных участков имеются описания границ земельных участков, схемы границ, описание обеспечения доступа. Все земельные участки имеют доступ через земли госсобственности.

Указанное обстоятельство подтвердила в судебном заседании эксперт Лось А.В., которая пояснила, что в настоящее время подъездные пути к земельным участкам отсутствуют, поскольку территория запущена, имеются насаждения деревьев и кустарников. Однако ранее проезд имелся, местами он сохранен, но в основном дорога заброшена и размыта. Исходя из рельефа местности возможно обустройство грунтовой дороги.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 N 1300 размещение проездов и подъездных дорог, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, может осуществляться на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков.

При этом наличие у проезда покрытия (замощения) из бетона, асфальта, щебня и других твердых материалов улучшает полезные свойства земельного участка, к которому обеспечивается доступ.

Следовательно, сами собственники земельных участков вправе обустроить проезд с твердым покрытием.

Неиспользование в течение трех лет земельного участка, предназначенного для жилищного строительства, в силу ст.284 ГК РФ является основанием для его изъятия у собственника.

Вместе с тем, судом бесспорно установлено, что с момента формирования в ДД.ММ.ГГГГ земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, градостроительные планы на них получены не были; ни бывшие, ни настоящие собственники Касьянова И.Н. (с 2014 года) и Курнаков И.В. (с 2018 года) не приступили к целевому использованию земельных участков.

Анализируя исследованные обстоятельства в совокупности, суд приходит к убеждению, что требования истцов не основаны на нормах закона и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Касьяновой Ирины Николаевны, Курнакова Игоря Валентиновича к Администрации г.Смоленска об оспаривании ответа органа местного самоуправления, возложении обязанности по обеспечению доступа и проезда к земельным участкам, строительству дороги, организации уличного освещения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.А.Куделина

Мотивированное решение изготовлено 09 сентября 2019.