ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-506/18 от 23.10.2018 Дедовичского районного суда (Псковская область)

№ 2-506/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 октября 2018 года п. Дедовичи

Дедовичский районный суд Псковской области в составе

председательствующего судьи Алексеевой Е.А.,

с участием старшего помощника прокурора Дедовичского района Иванова А.С.,

при секретаре Эсс Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дедовичского района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Дедовичского района Псковской области о запрете эксплуатации лифта,

установил:

Прокурор Дедовичского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МП ЖКХ Дедовичского района о запрете эксплуатации лифта, указав в обоснование иска, что прокуратурой проведена проверка в сфере безопасности лифтового оборудования многоквартирного дома № 1, расположенного по адресу: Псковская область п. Дедовичи ул. Энергетиков. В ходе проверки установлено, что лифтовое оборудование, установленное в вышеуказанном доме, находится в ведении МП ЖКХ Дедовичского района на основании договора управления многоквартирным домом от 07 ноября 2014 года. В период с 12 июля 2017 года по 18 июля 2017 года Северо-Западным управлением Ростехнадзора проведена плановая проверка в отношении МП ЖКХ Дедовичского района с целью осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требования технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР ТС 011/2011 (далее ТР ТС 011/2011). По результатам проверки выявлены нарушения, на основании которых МП ЖКХ Дедовичского района выдано предписание № 35-4606-2347/Пр от 18 июля 2017 года для устранения выявленных нарушений требований ТР ТС 011/2011 в срок до 11 октября 2017 года.

В целях контроля выполнения предписания в отношении ответчика контролирующим органом проведены четыре внеплановые проверки, выданы 4 предписания, за невыполнение которых мировым судьей судебного участка № 4 Дедовичского района ответчик привлечен к административной ответственности в виде штрафов. В настоящее время МП ЖКХ Дедовичского района предписания уполномоченного органа не выполнило, в нарушение требований ТР ТС 011/2011 не проведена оценка соответствия лифта на возможность продления срока безопасной эксплуатации, в связи с чем ненадлежащая работа лифта может причинить вред жизни и здоровью неопределённого круга лиц.

Прокурор просит обязать МП ЖКХ Дедовичского района запретить эксплуатацию лифта с регистрационным номером 08591, расположенного по адресу: Псковская область п. Дедовичи ул. Энергетиков д. 1, до проведения оценки соответствия лифта специальным требованиям безопасности лифта организацией, аккредитованной (уполномоченной) в установленном порядке, и до получения заключения о продлении срока его использования по истечении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Данный иск предъявлен прокурором в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту прав неопределенного круга лиц.

В судебном заседании прокурор Иванов А.С. поддержал исковые требования в полном объеме и просил обязать МП ЖКХ Дедовичского района запретить эксплуатацию лифта с регистрационным номером 08591, расположенного по адресу: Псковская область п. Дедовичи ул. Энергетиков д. 1, до проведения оценки соответствия лифта специальным требованиям безопасности лифта организацией, аккредитованной (уполномоченной) в установленном порядке, и до получения заключения о продлении срока его использования, которые должны быть выполнены в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Представитель ответчика МП ЖКХ Дедовичского района Левковский В.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, подтвердив небезопасность эксплуатации лифта в том состоянии, в котором он сейчас находится. Пояснил, что указанный многоквартирный жилой дом с лифтом был передан МП ЖКХ по договору управления многоквартирным домом от 07 ноября 2014 года. Ранее дом находился под управлением ООО «УК «КГВ-Строй», которое не передало МП ЖКХ необходимые документы по обслуживаемому лифту, кроме того, нарушения по его эксплуатации были выявлены в период управления ООО «УК «КГВ-Строй». В настоящее время, по мере финансовой возможности, они поддерживают состояние лифта, пригодное для эксплуатации, полагаясь на заключение экспертизы промышленной безопасности, проведенной в 2009 году после модернизации лифта, в соответствии с выводами которой, при выполнении плана указанных в экспертизе мероприятий, срок эксплуатации лифта продлевается до декабря 2024 года. В настоящее время МПЖКХ обратилось в Администрацию Дедовичского района с ходатайством о включении ремонтных работ лифта в график по капитальному ремонту на 2019 год. Все требования предписаний Ростехнадзора они самостоятельно исполнить не в состоянии.

Представитель третьего лица Северо-Западного управления Ростехнадзора по Псковской области Герасимов В.Н. в судебном заседании поддержал иск прокурор, считая его обоснованным. Пояснил, что указанный пассажирский лифт был изготовлен в 1975 году, нормативный срок его службы закончился в 2000 году. В 2009 года была проведена модернизация лифта с частичной заменой оборудования, с внесением изменений в электрическую схему управления. Данная модернизация лифта проведена с нарушениями установленных требований. Комплект документации на модернизацию отсутствует, невозможно определить, в каком объеме выполнены работы. Записи, внесенные в дубликат паспорта лифта о продлении срока службы лифта, вызывают сомнения в достоверности и объективности. Неоднократные предписания, выданные МП ЖКХ об устранении выявленных нарушений, не исполняются, в связи с чем МП ЖКХ неоднократно привлекалось к административной ответственности. В настоящее время эксплуатация лифта представляет угрозу для жизни и здоровья граждан.

Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации гарантировано каждому право на охрану здоровья.

В силу ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно п.п. «а» п. 2 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», установленных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включается лифт.

Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (вместе с «Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме»). В соответствии с п. 22 Перечня установлены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания и ремонта лифта (лифтов) в многоквартирном доме, а именно: организация системы диспетчерского контроля и обеспечение диспетчерской связи с кабиной лифта; обеспечение проведения осмотров, технического обслуживания и ремонт лифта (лифтов); обеспечение проведения аварийного обслуживания лифта (лифтов); обеспечение проведения технического освидетельствования лифта (лифтов), в том числе после замены элементов оборудования.

В соответствии с п. 5.10.2 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Дедовичского района по обращению Северо-Западного управления Ростехнадзора по Псковской области проведена проверка в сфере безопасности лифтового оборудования, в ходе которой установлено, что лифтовое оборудование, расположенное в многоквартирном доме по адресу: Псковская область п. Дедовичи ул. Энергетиков д. 1, находится под управлением МП ЖКХ Дедовичского района на основании договора управления от 07 ноября 2014 года. В соответствии с п. 1.2 договора к общему имуществу многоквартирного дома относится лифт. Содержание общего имущества включает в себя выполнение работ по содержанию конструктивных элементов здания (в соответствии с нормативно-технической документацией). Пунктом 2.2.1. предусмотрено, что Управляющая организация обязана обеспечить своевременное и качественное предоставление услуг (выполнение работ), предусмотренных договором с соблюдением действующих технических стандартов, регламентов, санитарно-эпидемиологических и гигиенических правил и нормативов, иных нормативных правовых актов.

Таким образом, обязанность по обеспечению содержания лифта в исправном состоянии и по организации его надлежащего обслуживания и ремонта лежит на управляющей организации.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года № 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» утвержден перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» № ТР ТС 011/2011.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Технический регламент устанавливает требования к лифтам и устройствам безопасности лифтов в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.

Согласно п. 3.4 ст. 4 Технического регламента по истечении назначенного срока службы не допускается использование лифта по назначению без проведения оценки соответствия с целью определения возможности и условий продления срока использования лифта по назначению, выполнения модернизации или замене с учетом оценки соответствия.

В силу п. 5 ст. 4 при отсутствии в паспорте лифта, введенного в эксплуатацию до вступления в силу Технического регламента, сведений о назначенном сроке службы, назначенный срок службы лифта устанавливается равным 25 годам со дня ввода его в эксплуатацию.

Оценка соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, проводится в форме обследования организацией, аккредитованной (уполномоченной) в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза (п. 5 ст. 6), при обследовании лифта определяются: соответствие лифта, отработавшего назначенный срок службы, общим требованиям безопасности, необходимые мероприятия (в том числе модернизация лифта) и сроки выполнения мероприятий по обеспечению соответствия лифта (п. 5.1 ст. 6).

В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 года № 2300-1 потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

При этом судом установлено, что в период с 12 июля 2017 года по 18 июля 2017 года Северо-Западным управлением Ростехнадзора проведена плановая проверка в отношении МП ЖКХ Дедовичского района с целью осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требования технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов», в ходе которой выявлены многочисленные нарушения:

- в нарушение требования п. 5.3 ст. 6 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» TP ТС 011/2011, п. 6.3 Национального стандарта Российской Федерации «Лифты: Общие требования к модернизации находящихся в эксплуатации лифтов» ГОСТ Р 55965- 2014, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 06 марта 2014 года № 94-ст (ГОСТ Р 55965-2014), раздела 4 п.п. 4.6, 4.8 Временного положения о порядке и условиях проведения модернизации лифтов (РД 10-104-95), утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 29 ноября 1995 года № 59, не внесена запись о сроке службы и технической готовности лифта к вводу в эксплуатацию в дубликат паспорта лифта peг. № 08591, зав. № 1779с-75;

- в нарушение требования п.п. 5.3 п. 5 ст. 6 TP ТС 011/2011; п. 5.5 ГОСТ Р 55965-2014, раздела 4 п.п. 4.1, 4.2, 4.6 Временного положения о порядке и условиях проведения модернизации лифтов (РД 10-104-95), отсутствует техническая конструкторская документация, комплект документации на модернизацию лифта peг. № 08591, зав. № 1779с-75;

- в нарушение требования п. 3 ст. 3, п. 5 приложения 2 к TP ТС 011/2011, отсутствует сопроводительная документация (паспорт) на устройство безопасности – ограничитель скорости 006.07.00.000К-01 Правый), изготовленный Карачаровским механическим заводом, установленный в машинном помещении лифта peг. № 08591, зав. № 1779с-75 (в паспорт лифта peг. № 08591 зав. № 1779с-75, вшит паспорт ограничителя скорости 0411.07.00.000 ПС изготовленного РУП завод «Могилевлифмаш»).

По итогам главным государственным инспектором отдела промышленной безопасности по Псковской области Северо-Западного управления Ростехнадзора вынесено предписание от 18 июля 2017 года № 35-4606-2347/Пр, в соответствии с которым указанные нарушения необходимо устранить в срок до 11 октября 2017 года.

В целях контроля выполнения предписания в отношении ответчика контролирующим органом проведены 4 внеплановые проверки, выданы 4 предписания от 30 октября 2017 года № 35-7642-3663/Пр, от 22 ноября 2017 года № 35-9107-4315/Пр, от 19 марта 2018 года № 35-1652-728/Пр, от 13 июля 2018 года № 35-4376-2225/Пр, за невыполнение которых мировым судьей судебного участка № 4 Дедовичского района предприятие привлечено к административной ответственности в виде штрафов. Судебные акты ответчиком не обжаловались и вступили в законную силу.

В настоящее врем МП ЖКХ Дедовичского района предписания уполномоченного органа не выполнило, в нарушение требований законодательства не проведена оценка соответствия лифта на возможность продления срока безопасной эксплуатации.

Данное нарушение входит в Перечень нарушений требований к обеспечению безопасности лифтов, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, возникновения аварии, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24 июня 2017 года № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах».

Нормативный срок службы лифта, 1975 года выпуска, закончился в 2000 году. Согласно предписанию Ростехнадзора от 13 июля 2018 года, до настоящего времени в нарушение требования действующего законодательства МП ЖКХ не внесена запись о сроке службы и технической готовности лифта к вводу в эксплуатацию в дубликат паспорта лифта, а именно: внесенная в дубликат запись о продлении срока службы лифта не достоверна, в дубликате (в графе ремонтов) не указан состав работ проведенной модернизации. Отсутствует техническая конструкторская документация, комплект документации на модернизацию лифта. Отсутствует сопроводительная документация (паспорт) на устройство безопасности – ограничитель скорости. На вновь установленный ограничитель скорости отсутствуют сертификат соответствия, паспорт.

Наличие указанных нарушений не оспаривается представителем ответчика, который подтвердил отсутствие полных сведений о проведенной в 2009 году модернизации лифта, а также о проведенных согласно заключению экспертной комиссии (экспертиза промышленной безопасности) мероприятий для продления срока эксплуатации лифта.

Таким образом, МП ЖКХ Дедовичского района, осуществляя эксплуатацию лифта, регистрационный номер 08591, 1975 года выпуска, в доме № 1 ул. Энергетиков п. Дедовичи, по истечении назначенного срока службы, подвергает опасности жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, поскольку в любой момент лифт может выйти из строя и повлечь за собой негативные последствия. Имеющиеся у МП ЖКХ дубликат паспорта лифта; заключение экспертизы промышленной безопасности, в котором сделан вывод о возможности продления срока службы лифта до декабря 2024 года при соблюдении ряда условий, указанных в приложении № 2 к «Заключению экспертной комиссии»; акт технического освидетельствования лифта от 25 июля 2018 года не свидетельствуют о безусловном соответствии лифта, отработавшего назначенный срок службы, специальным требованиям безопасности, о пригодности лифта к безопасной эксплуатации, учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства и пояснения представителя Ростехнадзора.

В связи с указанным, требование прокурора Дедовичского района основано на законе и подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 1065 ГК РФ Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая значимость заявленных требований, влияющих на безопасность неопределенного круга лиц, суд находит заявленный прокурором срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Дедовичского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Дедовичского района Псковской области удовлетворить.

Обязать Муниципальное предприяте жилищно-коммунального хозяйства Дедовичского района запретить эксплуатацию лифта с регистрационным номером 08591, расположенного по адресу: Псковская область п. Дедовичи ул. Энергетиков д. 1, до проведения оценки соответствия лифта специальным требованиям безопасности лифта организацией, аккредитованной (уполномоченной) в установленном порядке, и до получения заключения о продлении срока его использования, которые должны быть выполнены в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Дедовичский районный суд в течение одного месяца с момента вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления.

Председательствующий судья: Е.А. Алексеева