ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-506/2014 от 28.02.2014 Пермского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-506/2014    РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 28 февраля 2014 года г.Пермь

 Пермский районный суд Пермского края в составе:

 председательствующего судьи Балакиной А.В.

 при секретаре Шиховой Н.Н.,

 с участием представителя истца Мишкиной О.О. по доверенности,

 представителя ответчика Мишуринских Я.А. по доверенности,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мишкина ФИО6 к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, обязании предоставить земельный участок в собственность, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка,

 УСТАНОВИЛ:

 Мишкин Д.А. обратился в суд с иском к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, обязании предоставить земельный участок в собственность, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка.

 В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ им в комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района было подано заявление о предоставлении в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м. для целей туристско-рекреационной деятельности, не связанной со строительством в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ. ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца поступило письмо от Комитета имущественных отношений № с приложением протокола комиссии по земельным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ №, из которого следует отказ в предоставлении земельного участка для целей не связанных со строительством, в виду того, что туристско-рекреационная деятельность подразумевает строительство объектов недвижимости и предоставить земельный участок в порядке ст. 30 Земельного кодекса РФ, через проведения торгов (конкурсов, аукционов). Истец считает отказ незаконным. Поскольку, на землях рекреационного назначения имеется возможность не осуществлять строительство объектов недвижимости. Вывод Комитета имущественных отношений о том, что туристско-рекреационная деятельность подразумевает строительство объектов недвижимости, является необоснованным, а также не соответствует требованиям действующего законодательства. Туристско-рекреационная деятельность также подразумевает использование земельного участка без строительства объектов недвижимости, следовательно, испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен в соответствии со ст. 34 ЗК РФ, а не только в соответствии со ст. 30 ЗК РФ. Из письма Комитета имущественных отношений не следует, на основании какой нормы права Комитет пришел к выводу о том, что туристско-рекреационная деятельность подразумевает только строительство объектов недвижимости. Просит признать отказ Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> площадью 1000 кв.м. с разрешенным использованием для туристско-рекреационной деятельности, не связанной со строительством незаконным. Обязать комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении в собственность за плату вышеуказанного земельного участка. Обязать Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № подготовить проект договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка.

 Истец – Мишкин Д.А. о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен, направил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия, на иске настаивает.

 Представитель истца – Мишкина О.О. в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

 Представить ответчика Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района – Мишуринских Я.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, считает отказ в предоставлении в собственность земельного участка законным и обоснованным.

 Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

 На основании ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

 В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан или юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с действующим законодательством не могут находится в частной собственности.

 В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

 На основании п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

 Согласно пунктам 1.1, 1.6 и 3.2.7 Положения о Комитете имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, утверждённого решением Земского Собрания Пермского муниципального района № 561 от 23.08.2007 года, Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (в дальнейшем - Комитет) является функциональным органом администрации Пермского муниципального района, осуществляющим управление и распоряжение объектами недвижимости и имуществом, находящимися в муниципальной собственности, в пределах своей компетенции, является юридическим лицом, имеет право выступать в качестве истца и ответчика в суде в соответствии с действующим законодательством, защищать интересы граждан и муниципального района.

 Порядок предоставления земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством регламентирован ст. 34 ЗК РФ.

 В соответствии со ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

 Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.

 Согласно статьям 9 и 36 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, владение, пользование и распоряжение ими осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, а условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

 В развитие приведенных конституционных положений Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, принцип приоритета сохранения особо ценных земель, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (подп. 2, 6 и 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

 Так, статья 1 ЗК РФ определяя основные принципы земельного законодательства, предусматривает, что земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Этот принцип развивается в статье 7 ЗК РФ, уточняющей, что использование земли производится в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и вида разрешенного использования земель с учетом зонирования территории.

 ДД.ММ.ГГГГ Мишкин Д.А. обратился с заявлением в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1000 кв.м. для целей, не связанных со строительством с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 7).

 В соответствии с протоколом заседания Комиссии по земельным отношениям № от ДД.ММ.ГГГГ года, Мишкину Д.А. отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка для целей не связанных со строительством, ввиду того, что туристско-рекреационная деятельность подразумевает строительство объектов недвижимости. Комиссия решила предоставить испрашиваемый земельный участок в порядке ст. 30 ЗК РФ, через проведение торгов (конкурсов, аукционов) (л.д. 9).

 ДД.ММ.ГГГГ в адрес Мишкина Д.А. направлено сообщение об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка (л.д. 8).

 В соответствии с кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером № площадью 1000 кв.м., разрешенное использование – для туристско-рекреационной деятельности, категория земель – земли населенных пунктов (л.д. 10-11).

 Комитету имущественных отношений администрации Пермского района для рассмотрения по существу вопроса о предоставлении земельного участка в собственность, для целей не связанных со строительством, необходимо располагать сведениями о зонировании территории, поскольку при рассмотрении обращений о предоставлении земельных участков п. 4 ст. 34 ЗК РФ предусмотрена обязанность органа местного самоуправления учитывать зонирование территории при предоставлении земельных участков.

 Градостроительное зонирование предполагает наличие правил землепользования и застройки, утверждающих градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны, градостроительные регламенты определяют правовой режим входящих в состав соответствующих зон земельных участков. Согласовывая градостроительные регламенты для соответствующих территорий (зон), уполномоченные органы и организации тем самым фактически согласовывают возможность использования земельных участков для тех или иных целей.

 На основании п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ документом градостроительного зонирования, в котором, в том числе устанавливаются территориальные зоны, являются правила землепользования и застройки.

 Виды разрешенного использования устанавливаются в соответствии с правилами землепользования и застройки.

 В соответствии со ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

 В силу пункта 9 ст. 85 ЗК РФ для отдыха граждан и туризма используются земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

 Пункт 12 ст. 85 ЗК РФ предусматривает, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

 В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

 В соответствии с абзацем 5 п. 1.9 Положения о порядке предоставления незастроенных земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Земского собрания Пермского муниципального района от 25.12.2009 № 29 предоставление земельного участка невозможно, если в отношении испрашиваемого земельного участка либо его части имеются установленные в соответствии с законодательством ограничения, не позволяющие использовать его для заявленной цели.

 С учетом изложенного, Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района правомерно отказал Мишкину Д.А. в предоставлении земельного участка для туристско-рекреационной деятельности, поскольку в силу действующего земельного законодательства, правил землепользования и застройки испрашиваемый земельный участок находится в границах населенного пункта и генпланом <адрес> предусмотрен такой вид разрешенного пользования как земельный участок для зоны объектов отдыха и туризма. Однако, не может быть предоставлен по основаниям ст. 34 ЗК РФ как не связанный со строительством, поскольку предусматривает застройку (ст. 98 ЗК РФ) и порядок предоставления может быть определен в рамках ст. 30 ЗК РФ.

 При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отказ органа местного самоуправления в предоставлении испрашиваемого земельного участка правомерен, законных оснований для возложения на Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района обязанности по рассмотрению заявления о предоставлении в собственность земельного участка, и подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка не имеется.

 Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении иска Мишкина ФИО7 к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании отказа от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м. с разрешенным использованием для туристско-рекреационной деятельности, не связанной со строительством незаконным, обязании в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении в собственность за плату вышеуказанного земельного участка, обязании в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № подготовить проект договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка отказать.

 На решение в течение месяца может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края после составления решения в окончательной форме.

 Мотивированное решение составлено 05.03.2014 года.

Судья А.В.Балакина