РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 февраля 2018 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Поляковой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Мченской К.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-506/2018 по иску ФИО1 к ООО «Самарские коммунальные системы», третьим лицам ООО «УК «Квартал-НД», Администрации г.о. Самара, Администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара, МП г. Самары «Самараводоканал» о возложении обязанности содержать, производить ремонт и содержание транзитного трубопровода, приведении транзитного трубопровода в технически исправное состояние,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском к ответчику, уточненном в порядке ст. 39 ГПК РФ, ссылаясь на то, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: адрес. Управление многоквартирного адрес осуществляет ООО «УК «Квартал-НД». Через подвал указанного многоквартирного дома проходят транзитные сети холодного водоснабжения, служащие для подачи холодного водоснабжения в многоквартирные адрес, адрес по адрес. Данные сети находятся в аварийном состоянии, они покрыты ржавчиной, а так же из них протекают небольшие струи воды. ООО «УК «Квартал-НД» неоднократно обращалось от имени собственников МКД в адрес ответчика с просьбой провести ремонт транзитных сетей холодного водоснабжения, поскольку все сети холодного водоснабжения на территории г. о. Самара отданы в распоряжение ответчика ООО «СКС», но многократно получало отказ. Аварийное состояние транзитной сети ХВС влечет невозможность получения гражданами коммунальных ресурсов надлежащего качества, ООО «СКС» как ресурсоснабжающая организация не обеспечивает соблюдение требований законодательства и условий договора о надлежащем обеспечении потребителей коммунальным ресурсом, спорный транзитный трубопровод ХВС не являются общедомовым имуществом, следовательно, обязанность по его надлежащему содержанию лежит на ответчике. Просит обязать ответчика исполнять требования законодательства Российской Федерации в части эксплуатации и содержания транзитных участков сетей холодного водоснабжения, проходящих через многоквартирный дом: адрес; обязать ответчика привести транзитный трубопровод холодного водоснабжения в указанном многоквартирном доме в технически исправное состояние в течении трех месяцев со дня вынесения решения по делу; на основании ст. 308.3 ГК РФ присудить денежную сумму в случае несвоевременного исполнения решения суда по настоящему делу в части требований о приведении транзитного трубопровода в технически исправное состояние и взыскать с ответчика в пользу истца 10 000 рублей за каждый месяц неисполнения решения суда; компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей.
В судебном заседании представитель истца ФИО4, действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в иске и уточнениях к нему.
Представитель ответчика ООО «Самарские коммунальные системы» ФИО5, ФИО6, действующие на основании доверенности, исковые требования не признали по основаниям, изложенном в письменном отзыве на исковое заявление /л.д.67-68/. Дополнили, что согласно акта комиссионного осмотра подвального помещения адрес в адрес от датаг., установлено, что через многоквартирный дом проходит водопроводная труба диаметром 200, которая является водоводом в данный жилой дом, заходит из водопроводного колодца, расположенного с торца дома по адрес диаметром 200 проходит через весь подвал дома и присоединяется к водопроводной трубе диаметром 300, в месте соединения имеется запорная арматура, которая на момент осмотра была закрыта. В ходе обследования водопроводной трубы диаметром 200 установлено, что в данную трубу имеется врезка водопроводной трубы, диаметром 100, от которой идут стояки на дом. Транзитные сети водопровода в аренду ООО «СКС» не передавались.
Представитель третьего лица Администрации г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара ФИО7, действующая на основании доверенности, в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Представитель третьего лица ООО «УК «Квартал-НД», в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица Администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара, в судебное заседание не явился, представил отзыв согласно которого просил рассмотреть дело в свое отсутствие, разрешение требований оставил на усмотрение суда /л.д.96-99/.
Представитель третьего лица МП адрес «Самараводоканал» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Частью 1 ст. 36 и ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, а расходы на содержание и ремонт указанного имущества несут собственники помещений в многоквартирном доме.
Как следует из п. п. 5, 6 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков.
В соответствии с п. 8 Правил N 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Согласно п. п. 3, 16, 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 124 (далее - Правила N 124), порядок заключения договоров ресурсоснабжения и их условия определяются гражданским законодательством Российской Федерации, Правилами N 124, а также субсидиарно нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения. В договоре ресурсоснабжения должно предусматриваться условие о разграничении обязательств сторон по обеспечению обслуживания внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам.
По смыслу приведенных норм права граница балансовой принадлежности, по общему правилу, устанавливается по внешней стене жилого многоквартирного дома, а граница эксплуатационной ответственности, если стороны не договорились об ином, - по границе балансовой принадлежности.
Из материалов дела усматривается, что ФИО2 на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: адрес.
Указанный дом находится на обслуживании ООО «Управляющая компания «Квартал-НД», что не оспаривается сторонами в судебном заседании.
Согласно положениям пункта 13 Правил №..., предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара №... от дата. ООО «Самарские коммунальные системы» является гарантирующей организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение на территории городского округа Самара.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от дата N 416-ФЗ (ред. от дата) "О водоснабжении и водоотведении" гарантирующая организация — это организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с п. 15 ст.2 Федерального закона от дата N 416-ФЗ (ред. от дата) "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
В целях оказания услуг водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод потребителям адрес между МП адрес «Самараводоканал» и ООО «СКС» заключен договор аренды имущества от дата. и дата., согласно Приложений.
В соответствии с п.п. 3.4.7, 3.4.8 Договора аренды имущества от дата. арендатор обязан поддерживать переданное ему имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы, связанные с эксплуатацией имущества, его содержанием; проводить капитальный ремонт, реконструкцию переданного имущества в порядке и на условиях, предусмотренных Производственной и Инсестиционной программами, а также Соглашением о реализации Инсестиционной программы Арендатора, заключаемым в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2004г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
Оценив фактическую основу иска, суд полагает установленным, что поводом для обращения истца в суд с названным иском явилось прохождение через подвальное помещение многоквартирного адрес транзитного трубопровода холодного водоснабжения, не имеющего технологических присоединений к общедомовым инженерным коммуникациям самого здания, и обеспечение холодным водоснабжением многоквартирных домов №... по адрес. Как указывает истец, на протяжении длительного периода транзитный трубопровод находится в аварийном состоянии, периодически происходит затопление подвального помещения здания общежития. В данной связи истец полагает, что затраты на обслуживание и ремонт указанного трубопровода не могут быть возложены на собственников помещений в адрес и обслуживающую организацию ООО УК «Квартал-НД», однако ООО «Самарские коммунальные системы» являющиеся гарантирующей ресурсоснабжающей организацией по водоснабжению и водоотведению на территории г.о. Самара, ответственность за содержание и ремонт транзитного трубопровода брать отказывается.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем в ходе рассмотрения дела суду не представлено неоспоримых доказательств обеспечение холодным водоснабжением многоквартирных домов №... по адрес за счет трубопровода, проходящего через подвальное помещение адрес, в соответствии со схемой водоснабжения, представленной ответчиком водоснабжение многоквартирных домов №... по адрес осуществляется от насосной подстанции-202 /л.д.57/. Наряду с этим суду также не представлено доказательств, свидетельствующих о включении спорного водопровода в состав общего имущества многоквартирного адрес, учитывая, что в состав общего имущества многоквартирного дома входят только внутридомовые системы отопления и водоотведения (горячего и холодного водоснабжения), предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном жилом доме, в то время как из представленного в материалы акта осмотра подвального помещения адрес в адрес от датаг., осуществленного в присутствии представителей истца, ООО УК «Квартал-НД», установлено, что через многоквартирный дом проходит водопроводная труба диаметром 200, которая является водоводом в данный жилой дом, заходит из водопроводного колодца, расположенного с торца дома по адрес диаметром 200 проходит через весь подвал дома и присоединяется к водопроводной трубе диаметром 300, которая также проходит через подвал жилого дома. В ходе обследования водопроводной трубы диаметром 200 установлено, что в данную трубу имеется врезка водопроводной трубы, диаметром 100, от которой идут стояки на дом. Следовательно, судом не исключается возможность отнесения спорного водопровода к транзитным водопроводным сетям, поскольку не исключается возможность обеспечения данной инженерной сетью /водопроводные трубы диаметром 200 и 300/ нескольких домов (жилых и нежилых зданий).
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности которую собственник отказался является бесхозяйной.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 названного Кодекса бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с положениями статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, суд принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь (часть 2).
Пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от дата N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 названного Закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права
собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим
такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно подпункту "в" пункта 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 644, к обязанности Ответчика отнесена только эксплуатация водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в
границах эксплуатационной ответственности такой организации, в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.
В соответствии со статьей 12 Закона N 416-ФЗ органы местного самоуправления городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети,
наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Совокупное толкование приведенных норм права позволяет прийти к выводу о том, что обязанность учета и оформления затрат на содержание бесхозяйных объектов централизованного водоснабжения и водоотведения возложена на орган местного самоуправления в целях исключения ситуации, при которой какие-либо объекты
централизованного водоснабжения никем не обслуживаются, что может привести к ухудшению качества услуг водоснабжения и поставляемого ресурса или невозможности оказания таких услуг в дальнейшем.
При этом выявление бесхозяйных сетей водоснабжения и водоотведения влечёт за собой возникновение у органа местного самоуправления обязанности по определению гарантирующей организации, водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными сетями и которая будет осуществлять содержание и обслуживание данных сетей, поскольку именно такая организация обязаны обеспечивать надежное и бесперебойное водоснабжение потребителей и водоотведение вне зависимости от факта наличия в централизованной системе водоснабжения и водоотведения бесхозяйных сетей.
Исходя из смысла положений статьи 8 Закона N 416-ФЗ, соответствующая обязанность возникает у гарантирующей организации с момента подписания с органом местного самоуправления городского округа передаточного акта в отношении указанных объектов.
Доказательства наличия передаточного акта спорных участков сети, по которому ООО «СКС» может приступить к эксплуатации бесхозяйных участков сети в соответствии с пунктом 5 статьи 8 Закона №416-ФЗ, истцом не представлены.
С учетом изложенного суд не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к ООО «Самарские коммунальные системы» - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд адрес в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
В окончательном виде решение изготовлено дата.
Судья подпись Полякова Н.В.
Копия верна
Судья:
Секретарь: