ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5071/20 от 10.12.2020 Солнечногорского городского суда (Московская область)

Дело № 2-5071/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Солнечногорский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Байчорова Р.А.,

при секретаре Меньшиковой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об установлении юридического факта отсутствия объекта недвижимости (мелиоративной системы),

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с заявлением об установлении юридического факта отсутствия объекта недвижимости (мелиоративной системы).

В обоснование заявленных требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1551271 +/- 349 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства. В связи с необходимостью строительства объектов недвижимости она решила изменить категорию указанного земельного участка на земли промышленности и иного специального назначения, однако компетентными органами государственной власти в изменении отказано, так как участок включен в перечень особо ценных продуктивных земель и расположен на землях с мелиоративной системой, построенной на землях совхоза «Нива» в 1988 году на площади 300 га. В соответствии с общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-2014 срок полезного использования мелиоративной системы составляет 30 лет со дня ввода в эксплуатацию и постановки на балансовый учет. По результатам осмотра земельного участка установлено отсутствие мелиоративной системы, однако у заявителя отсутствует возможность исключения сведений о наличии мелиоративных систем на спорном земельного участке, в связи с чем она вынуждена обратиться в суд.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности – ФИО2 поддержал заявленные требования, пояснив их по существу.

Представители заинтересованных лиц – ФГЮУ «Управление «Спецмелиоводхоз», Управления Росреестра по Московской области, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, выслушав доводы представителя заявителя, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Согласно статье 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Как следует из статьи 268 ГПК РФ, решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.

Правовые основы деятельности в области мелиорации земель определены Федеральным законом от 10 января 1996 года № 4-ФЗ «О мелиорации земель» (далее - Закон о мелиорации земель, Закон № 4-ФЗ), который также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию указанной деятельности, права и обязанности граждан (физических лиц) и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области мелиорации земель и обеспечивающих эффективное использование и охрану мелиорированных земель.

В статье 2 Закона № 4-ФЗ определены основные понятия, в частности установлено, что под мелиорацией земель следует понимать коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий; мелиоративные мероприятия подразумевают проектирование, строительство, эксплуатацию и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ; мелиоративные системы представляют собой комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.

В случае, когда объект создан исключительно в целях улучшения качества и обслуживания земельного участка и не обладает самостоятельным функциональным назначением, он является неотъемлемой частью земельного участка и не может быть признан объектом недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации («Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 2 (2016)», утвержден Президиумом Верховного суда Российской Федерации 06 июля 2016).

Из материалов деле следует, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1551271 +/- 349 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.

В связи с необходимостью строительства объектов недвижимости, заявитель решила изменить категорию указанного земельного участка на земли промышленности и иного специального назначения, однако получила отказ, поскольку участок включен в Перечень особо ценных продуктивных земель утвержденный постановлением Правительства Московской области от 17 октября 2017 года № 872/38 «Об утверждении порядка формирования и ведения перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается».

Согласно Приказу Минсельхоза России от 22 октября 2012 года № 558 «Об утверждении Административного регламента Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, полученных в ходе осуществления учета мелиорированных земель» Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является уполномоченным лицом по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, полученных в ходе осуществления учета мелиорированных земель, устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) по предоставлению сведений, полученных в ходе осуществления учета мелиорированных земель, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями Министерства, его должностными лицами, взаимодействия Министерства с заявителями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями при предоставлении государственной услуги.

В соответствии с приложением № 2 к указанному Регламенту в Московской области Федеральным государственным бюджетным учреждением по мелиорации земель и сельскохозводоснабжению является ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз».

Также в соответствии с пунктом 4.2 Приказа Минсельхоза России от 06 марта 2014 года N 65 (ред. от 03 июля 2018 года) «Об утверждении положений о структурных подразделениях Министерства сельского хозяйства Российской Федерации» Департамент мелиорации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации ведет учет мелиорируемых земель.

Следовательно, учет всех мелиорированных земель ведет ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз».

Согласно письму ФГБУ «Управление по мелиорации земель, водному хозяйству и безопасности гидротехнических сооружений «Спецмелиоводхоз» от 14 октября 2020 года № 786, земельный участок расположен на землях с мелиоративной системой, построенной на землях совхоза «Нива» в 1988 году на площади 300 га. Иными сведениям в отношении земельного участка вышеуказанное бюджетное учреждение не располагает.

В соответствии с общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-2014 срок полезного использования мелиоративной системы (без проведения реконструкции) составляет 30 лет со дня ввода в эксплуатацию и постановки на балансовый учет.

Согласно ответу от 12 октября 2020 года № 785 объекты государственных мелиоративных систем федеральной собственности, переданные в оперативное управление ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» и мелиоративные земли федеральной собственности в границах вышеуказанного земельного участка отсутствуют.

Совхоз «Нива» ликвидирован, сведений о его правопреемниках не имеется.

На основании заключенного с заявителем договора от 12 октября 2020 года ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» проведено обследование земельного участка, в ходе которого установлено, что на части земельного участка снят плодородный слой, по участку проходят открытые осушительные каналы, которые заилены, заросли кустарником и отдельно стоящими деревьями, других гидротехнических сооружений не обнаружено.

Согласно отчету ООО «Научно-производственный центр по почвенно-экологическому обследованию, оценке и рекультивации земель» от 14 октября 2020 года № 18 в ходе обследования установлено отсутствие мелиоративной системы, отмечается нарушение плодородного слоя почвы, захламление строительными отходами. Открытые каналы засыпаны мусором и вскрышными породами, заилены, что привело к частичному заболачиванию земельного участка.

В Управлении Росреестра по Московской области данных о мелиоративной системе по указанному выше адресу не имеется.

Согласно заключению ООО «НПЦ Гипрозем-ПЭО» на территории земельного участка с кадастровым номером фактически отсутствует мелиоративная система, функция осушения открытыми дренажными каналами нарушена.

Согласно нормам законодательства, для исключения спорного земельного участка из состава мелиорируемых земель в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области необходимо предоставить документ, подтверждающий отсутствие мелиоративной системы (акт о списании по форме ОС-4) или сведения ФГБУ «Управления «Спецмелиоводхоз» об отсутствии на земельном участке мелиоративных систем.

Поскольку мелиоративная система, срок использования которой закончился, не находится в федеральной собственности, иной частной собственности, что делает невозможным предоставление акта о списании, и соответственно, невозможным исключение такого земельного участка из состава мелиорируемых земель иначе, как по решению суда.

Дав оценку установленным по делу доказательствам, принимая во внимание, что срок использования мелиоративной системы закончился и система является изношенной на 100%, в связи с чем восстановлению не подлежит, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление ФИО1 - удовлетворить.

Установить факт отсутствия мелиоративной системы на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 1551271 +/- 349 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.

Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений о списании мелиоративной системы в ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» с земельного участка с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Солнечногорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме 11 декабря 2020 года.

Судья Байчоров Р.А.