ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5075/2017 от 06.09.2017 Свердловского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело №2-5075/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 сентября 2017 года г. Пермь

Свердловский районный суд г. Перми в составе:

судьи Мангасаровой Н.В.,

при секретаре Алиевой С.В.,

при участии представителя истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Прокурора <адрес> к ПАО «Пермская энергосбытовая компания» о признании незаконными действий по ограничению режима потребления электроэнергии, возложении обязанности возобновить поставку электрической энергии,

Установил:

И.о. прокурора <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, обратился в суд с иском к ответчику, ОАО «Пермская энергосбытовая компания», о признании действий ответчика по введению ограничения режима потребления электроэнергии на объекте -ОРГАНИЗАЦИЯ- ПО КЛ-0,4 КВ на промышленной базе, запитанной от ТП «АТП» (ПС «Городская») и КТП-ТВ (ПС «Городская») незаконными, возложении на ПАО «Пермская энергосбытовая компания» обязанности возобновить поставку (подачу) электрической энергии на объектах -ОРГАНИЗАЦИЯ- в соответствии с договором энергосбнажения от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель истца доводы искового заявления поддержала в полном объеме, на их удовлетворении настаивала.

Ответчик направил в адрес суда отзыв на исковое заявление, в котором возражал против удовлетворения иска, просил провести судебное заседание в его отсутствие.

Третье лицо – -ОРГАНИЗАЦИЯ- требования прокурора поддерживает согласно представленному отзыву на исковое заявление.

Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, заявленные требования суд находит их обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, основанием для обращения в суд с рассматриваемым иском послужили обстоятельства введения а основании уведомления ответчика ограничения режима потребления электроэнергии на объекте -ОРГАНИЗАЦИЯ- ПО КЛ-0,4 КВ на промышленной базе, запитанной от ТП «АТП» (ПС «Городская») и КТП-ТВ (ПС «Городская») ДД.ММ.ГГГГ.

Факты принадлежности названных объектов электропотребления -ОРГАНИЗАЦИЯ- их электроснабжение ответчиком и использование третьим лицом - -ОРГАНИЗАЦИЯ- с целью водоснабжения населения, объектов социальной сферы лицами, участвующими в деле, мотивированно не оспорены и подтверждены представленными актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, договорами водоснабжения и водоотведения.

Согласно ст.539, 540 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

На основании п.2 ст.546 Гражданского кодекса Российской Федерации, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами о порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

В силу пунктов 1, 7 статьи 38 Федерального закона "Об электроэнергетике" N 35-ФЗ от 26 марта 2003 года, запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством и соглашением сторон обязательства.

Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями.

Указанный порядок применяется в случае неисполнения обязательств по оплате электрической энергии и обеспечивает, в том числе обязательность предварительного (не менее чем за десять дней) предупреждения о возможном введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления, содержащего информацию о состоянии задолженности потребителя за электрическую энергию, а также о предполагаемом сроке введения ограничений режима потребления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 утвержден льготный порядок прекращения или ограничения подачи электрической энергии. Согласно п.18. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

Согласно приложению к правилам к потребителям, ограничение режима электропотребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, в том числе относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов - в отношении этих объектов, к которым относится организация -ОРГАНИЗАЦИЯ-

Кроме того, согласно п. 17 Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 при наличии у потребителей, кроме указанных в пункте 18 настоящих Правил, акта согласования технологической и (или) аварийной брони, составленного и согласованного в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке, ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и третьем подпункта "б", подпункте "д" пункта 2 настоящих Правил, вводится в следующем порядке:

а) инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) направляет потребителю уведомление о планируемом введении ограничения режима потребления до уровня технологической брони в случае невыполнения потребителем в срок, установленный в уведомлении, требования о погашении задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, с указанием:

даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения такого уведомления потребителем, если иной срок для ведения частичного ограничения режима потребления не определен актом согласования технологической и (или) аварийной брони;

даты полного ограничения режима потребления, вводимого в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности после введения частичного ограничения режима потребления.

В указанный в уведомлении срок потребитель обязан выполнить требование о погашении задолженности, а при его невыполнении - принять меры для безаварийного прекращения технологического процесса и обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования в связи с введением ограничения режима потребления;

б) инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) информирует о планируемом ограничении режима потребления помимо потребителя также уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного энергетического надзора, и федерального органа исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

в) при невыполнении потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления, вводится частичное ограничение режима потребления до уровня технологической брони, а по истечении 5 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони, если иной срок не установлен актом согласования технологической и (или) аварийной брони, - до уровня аварийной брони;г) при невыполнении потребителем в указанный в уведомлении срок действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления до уровня технологической или аварийной брони исполнитель (субисполнитель) не производит действия по ограничению режима потребления и не позднее 1 рабочего дня извещает об этом инициатора введения ограничения, а если ограничение режима потребления вводится субисполнителем, то субисполнитель незамедлительно извещает об этом исполнителя, который не позднее следующих суток обязан известить об этом инициатора введения ограничения.

Инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) в течение 3 рабочих дней с даты получения указанного в настоящем подпункте извещения повторно уведомляет о планируемой дате введения частичного ограничения режима потребления потребителя, исполнителя, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного энергетического надзора, и федерального органа исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Исполнитель (субисполнитель) в указанный в повторном уведомлении срок производит действия по введению частичного ограничения режима потребления в присутствии потребителя (с обязательным незамедлительным уведомлением об этом указанных органов государственной власти в случае отсутствия их представителей), если до указанного в повторном уведомлении срока потребитель не выполнил требования, содержащиеся в первоначальном уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления;

д) если по истечении 5 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони потребителем не будет погашена задолженность в размере, указанном в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления, может быть введено полное ограничение режима потребления при условии обязательного предварительного уведомления потребителя и указанных в подпункте "г" настоящего пункта органов государственной власти о дате и времени введения полного ограничения режима потребления, но не позднее 1 рабочего дня до даты введения такого ограничения;

е) возобновление подачи электрической энергии осуществляется после добровольного погашения потребителем задолженности в размере, указанном в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления, либо по соглашению сторон, либо на основании решения суда.

Ответственность перед третьими лицами за убытки, возникшие в связи с введением в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта частичного ограничения режима потребления, за исключением случаев, когда введение ограничения режима потребления признано в установленном порядке необоснованным, несет потребитель, в отношении которого введено такое ограничение. Потребитель, в отношении которого введено полное ограничение режима потребления, в случае, если им не была обеспечена готовность к введению полного ограничения режима потребления, несет ответственность перед третьими лицами за убытки, возникшие в связи с введением в отношении его полного ограничения режима потребления, за исключением случаев, когда введение ограничения режима потребления признано в установленном порядке необоснованным.

При отсутствии у потребителя акта согласования технологической и (или) аварийной брони, составленного и согласованного в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке, ограничение режима потребления в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением таким потребителем своих обязательств либо в связи с прекращением обязательств сторон по договору вводится в соответствии с пунктом 15 или 16 настоящих Правил, вплоть до полного ограничения режима потребления. В этом случае потребитель, у которого отсутствует акт согласования аварийной и (или) технологической брони, несет ответственность, в том числе перед третьими лицами, за последствия, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

Истцом в материалы дела представлен акт согласования технологической брони электроснабжения потребителя электрической энергии (мощности), в соответствии с которым на п/ст "Городская", питающей промышленную базу -ОРГАНИЗАЦИЯ- установлена аварийная броня в размере 13 кВт, ниже которой ограничение потребителя электрической энергии производиться не может.

На основании уведомления ответчика ДД.ММ.ГГГГ произведено полное самоограничение нагрузки до 0 кВт на объекте -ОРГАНИЗАЦИЯ-» ПО КЛ-0,4 КВ на промышленной базе, запитанной от ТП «АТП» (ПС «Городская») и КТП-ТВ (ПС «Городская»).

Доказательства соблюдения ответчиком указанного выше порядка, в том числе сроков извещения, порядка ограничения до уровня аварийной брони, извещения соответствующих органов государственной власти, в материалах дела отсутствуют.

Действия энергоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные энергетические ресурсы, в том числе гражданам-потребителям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг.

В силу ч.4 ст.3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.

Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40).

-ОРГАНИЗАЦИЯ- осуществляет деятельность по водоснабжению населения, объектов социального назначения (дошкольные и иные образовательные учреждения).

Прекращение подачи электрической энергии на спорные объекты может привести к отсутствию водоснабжения, которое ущемляет права добросовестных граждан - потребителей на получение коммунальной услуги, а также права на благоприятные условия жизнедеятельности и на охрану здоровья (п.3 Обзора Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики при применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.02.2012).

Таким образом, требования истца о признании действий ответчика по прекращению подачи электроэнергии обоснованы и подлежат удовлетворению.

Учитывая изложенное, требования о возобновлении подачи электроэнергии также подлежат удовлетворению.

В силу ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 212 ГПК РФ суд считает необходимым обратить решение к немедленному исполнению, поскольку замедление его исполнения лишит потребителей возможности пользоваться услугами водоснабжения.

Если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины (ч.1 ст.103 ГПК РФ, пп.8 п.1 ст.333.20 части второй Налогового кодекса РФ).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконными действия ПАО «Пермская энергосбытовая компания» по введению ограничения режима потребления электроэнергии на объекте -ОРГАНИЗАЦИЯ- ПО КЛ-0,4 КВ на промышленной базе, запитанной от ТП «АТП» (ПС «Городская») и КТП-ТВ (ПС «Городская»).

Возложить на ПАО «Пермская энергосбытовая компания» обязанность возобновить поставку (подачу) электрической энергии на объектах -ОРГАНИЗАЦИЯ- в соответствии с договором энергосбнажения от ДД.ММ.ГГГГ.

Обратить решение к немедленному исполнению.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Н.В. Мангасарова

Решение в полном объеме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.