ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-507/18 от 10.10.2018 Сысольского районного суда (Республика Коми)

Дело № 2-507/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сысольский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Константиновой Н.В.,

при секретаре Сумкиной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Визинга Сысольского района 10 октября 2018 года гражданское дело по иску ФИО1 к ГБУ РК «ЦСЗН Сысольского района» о признании действий незаконными и возложении обязанности произвести перерасчет субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Сысольский районный суд с исковым заявлением к ГБУ РК «ЦСЗН Сысольского района» с требованием о признании действий ответчика по расчету субсидии за период с 01.03.2018 по 31.08.2018 незаконными, возложении обязанности сделать перерасчет за период с 01.03.2018 по 31.08.2018 и с 01.09.2018 по 28.02.2019 из расчета 100% оплачиваемых жилищно-коммунальных услуг и занимаемой жилой площади, признании договора найма от 19.08.2018 по 18.08.2019 действующим. В обоснование требований истец указала, что указала, что является собственником 1/2 доли в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Вторым собственником жилого помещения является Л., который в указанной квартире не проживает, зарегистрирован по месту жительства по иному адресу. В связи с этим, между ФИО1 и Л. ежегодно заключаются договоры найма, с тем, чтобы истец могла получать субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг. Истец зарегистрирована в жилом помещении одна и самостоятельно несет расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг, Л. в квартире не проживает. Истец ежегодно обращается в суд с требованиями о признании права на 100% субсидии, где её требования удовлетворяются. Однако ответчик вновь отказывает в предоставлении субсидии из расчета 100%, в связи с чем, истец полагает, что действия ответчика являются неправомерными, ущемляющими её права и законные интересы. Кроме того, истец полагает, что как лицо, относящееся к категории «Ветеран труда» и к категории «Одинокие неработающие граждане» должна получать меры социальной поддержки по оплате за жилье и коммунальные услуги из расчета 33 кв.м. нормативной площади.

В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивала.

Представитель ответчика ГБУ РК «ЦСЗН Сысольского района» ФИО2, действующая на основании доверенности от 03.04.2018 исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений (п. 2 ст. 159 ЖК РФ).

Пунктами 3, 7 ст. 159 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей. Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Правил предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (далее -Правила), субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Установленный пунктом 3 названных Правил перечень граждан, имеющих право на получение субсидии аналогичен перечню, предусмотренному п. 2 ст. 159 Жилищного кодекса РФ.

Согласно п.п. «а» п. 8 указанных Правил, для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением копий документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является пользователем жилого помещения государственного или муниципального жилищных фондов, а также собственником жилого помещения, уполномоченные органы получают самостоятельно на основании межведомственных запросов (п.п. «а» п. 8 (1)).

Пунктом 41 названных Правил установлено, что субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.

Судом установлено, что 20.02.2018 и 20.08.2018 ФИО1 обращалась в ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» с заявлением о предоставлении субсидии. В подтверждение права на получение субсидии, истцом были представлены документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение, а также договоры найма жилого помещения от 18.08.2017 и от 19.08.2018.

Из представленных суду документов следует, что ФИО1, является собственником 1/2 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.02.2011.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.02.2011, собственником 1/2 доли в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> является Л.

Из домовой книги следует, что по адресу <адрес> зарегистрирована истец. Иные лица в указанном жилом помещении не зарегистрированы.

Начиная с 01.02.2011 между Л. и ФИО1 заключаются договоры найма, согласно которым Л. предоставляет ФИО1 в срочное возмездное пользование 1/2 доли квартиры, расположенной по адресу <адрес>. Так, согласно договору найма от 18.08.2017 1/2 доли предоставлена Л. в пользование ФИО1 сроком по 18.08.2018, по договору найма от 19.08.2018 – сроком по 18.08.2019, сумма оплаты за найм составляет 50 рублей ежемесячно. Согласно п. 3.4 названных договоров оплата жилищно-коммунальных платежей осуществляется нанимателем ФИО1

Из протоколов ГБУ РК «ЦСЗН Сысольского района» следует, что ФИО1 на период с 01.03.2018 по 31.08.2018 и с 01.09.2018 по 28.02.2019 назначена выплата субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из расчета 50% за содержание и ремонт жилого помещения, теплоснабжение и капитальный ремонт и 100% за электроснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение.

При этом, письмом от 29.08.2018 №26 ФИО1 со ссылкой на ст.ст. 247, 249 Гражданского кодекса РФ и Методические рекомендации, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства №1037/пр и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 857 от 30.12.2016 разъяснены причины расчета размера субсидии исходя из имеющихся прав на получение субсидии, а именно, из расчета 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение.

В соответствии с п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решениями Сысольского районного суда от 17.09.2015 по делу , от 18.04.2016 по делу , оставленным Апелляционной коллегией по гражданским делам Верховного суда РК без изменения (определение от 27.07.2016 ), от 20.09.2016 по делу , от 12.10.2017 по делу 2-463/2017 за ФИО1 было признано право на получение субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг по адресу: <адрес>, исходя из 100 % от общего расхода по оплате за жилищно-коммунальные услуги с учетом нормативной площади жилого помещения за общий период с 01.06.2015 по 28.02.2018. При этом, судебные инстанции исходили из того, что договоры найма 1/2 доли в жилом помещении, условия которых не менялись, являются результатом взаимного согласования собственников квартиры и соответствуют требованиям закона, в связи с чем, начисление субсидии по оплате коммунальных услуг и расходов на содержание и ремонт квартиры из расчета 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение, является необоснованным.

Условия договора найма от 19.08.2018 являются аналогичными договорам найма, заключенным в указанные выше периоды, в связи с чем, оснований для признания его не отвечающим требованиям действующего законодательства не имеется.

При этом, доводы представителя ответчика о наличии прямого запрета на заключение договора найма в отношении доли в праве собственности на жилое помещение, равно как и между сособственниками жилого помещения, установленного Методическими рекомендациями по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Приказом Минстроя России N 1037/пр, Минтруда России N 857 от 30.12.2016 суд не может принять во внимание, так указанные методические рекомендации разработаны в целях применения Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761, однако в установленном порядке не опубликованы, нормативным актом, принятым Правительством Российской Федерации, как это требует ст. 159 Жилищного кодекса РФ, не являются, в связи с чем, не влекут правовых последствий. По своему смыслу данные методические рекомендации содержат разъяснения о порядке применения тех или иных положений Правил предоставления субсидий исходя из толкования норм федерального законодательства. Между тем, приведенные разъяснения не изменяют правового регулирования порядка предоставления субсидии и не опровергают выводов, установленных вступившими в законную силу решениями судов в части признания за ФИО1 права на получение субсидии из расчета 100% оплаты жилищно-коммунальных услуг по занимаемой ей жилой площади.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у ответчика не имелось оснований для отказа в начислении субсидии за период с 01.03.2018 по 31.08.2018 и с 01.09.2018 по 28.02.2019 из расчета 100% платы за содержание и ремонт жилого помещения, теплоснабжение и капитальный ремонт.

В этой связи, суд приходит к выводу, что требования истца о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет субсидии за период с 01.03.2018 по 31.08.2018, а также о возложении обязанности производить начисление субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг на период с 01.09.2018 по 28.02.2019 из расчета 100% от общей платы за указанные услуги являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом, разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что в соответствии с п. «а» п. 60 Правил предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761, изменение основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, размера доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи, приходящихся на расчетный период (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии) является основанием для прекращения предоставления субсидии.

Поскольку стороны договора найма от 19.08.2018 вправе самостоятельно реализовывать свои гражданские права и обязанности, суд считает необходимым указать, что исходя из установленных по делу оснований, ФИО1 имеет право на получение субсидии из расчета 100% от общих расходов на жилое помещение и коммунальные услуги на период с 01.09.2018 по 28.02.2019 при отсутствии иных оснований для изменения размера субсидии.

Вместе с тем, суд не усматривает оснований для признания договора найма от 19.08.2018 действующим документом, так как стороны договора, реализуя свои права, предоставленные ст.ст. 450, 687 Гражданского кодекса РФ, вправе расторгнуть договор или иным способом прекратить действие договора до истечения указанного срока.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Судебные расходы присуждаются судом, если они понесены фактически, являлись необходимыми.

Из материалов дела, истцом за подачу настоящего искового заявления была уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., что подтверждается чеком-ордером от 04.09.2018.

В соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

По смыслу вышеприведенных правовых норм, ответчик, обладающий государственно-властными полномочиями, освобождается от уплаты государственной пошлины в бюджет, однако, данные нормы не предусматривают его освобождение от возмещения судебных расходов, понесенных истцом в связи с обращением в суд в том случае, если его требования признаны обоснованными.

В этой связи суд приходит к выводу, что уплаченная истцом государственная пошлина в размере 300 рублей подлежит возмещению за счет ответчика.

Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать ГБУ РК «ЦСЗН Сысольского района» произвести ФИО1 перерасчет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 марта 2018 года по 31 августа 2018 года, предоставив субсидию как собственнику и нанимателю жилого помещения по адресу: <адрес>, исходя из 100 % от общего расхода по оплате за жилищно-коммунальные услуги с учетом нормативной площади жилого помещения.

Признать за ФИО1 право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>, исходя из 100 % от общего расхода по оплате за жилищно-коммунальные услуги в период с 01 сентября 2018 года по 28 февраля 2019 года при отсутствии иных оснований для изменения размера субсидии.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Взыскать с ГБУ РК «ЦСЗН Сысольского района» в пользу ФИО1 уплаченную государственную пошлину в размере 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Сысольский районный суд.

Судья Н.В. Константинова

Решение составлено в окончательной форме 10.10.2018 года