ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-507/19 от 13.11.2019 Красногвардейского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 2-507/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

село Плешаново 13 ноября 2019 г.

Красногвардейский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Дрямова В.А.,

при секретаре ФИО1,

с участием представителя истца прокурора Красногвардейского района Оренбургской области помощника прокурора Красногвардейского района Оренбургской области Красногвардейского района Оренбургской области Балашовой Ю.В.,

представителей ответчика администрации муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области ФИО6, ФИО17

представителя третьего лица администрации муниципального образования Плешановский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области ФИО2,

представителя третьего лица администрации муниципального образования Яшкинский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области ФИО7,

представителя третьего лица администрации муниципального образования Токский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области ФИО8,

представителя третьего лица администрации муниципального образования Подольский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области ФИО9,

представителя третьего лица администрации муниципального образования Свердловский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Красногвардейского района Оренбургской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области о понуждении проведения комплекса мер, направленных на оформление права муниципальной собственности на газопроводы,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Красногвардейского района Оренбургской области обратился в Красногвардейский районный суд Оренбургской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области о понуждении проведения комплекса мер, направленных на оформление права муниципальной собственности на газопроводы. Согласно заявлению, прокуратурой района на основании информации филиала АО «Газпром Газораспределение Оренбург» в г. Сорочинске проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности, в сфере топливно-энергетического комплекса на территории администрации муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области. Из информации филиала АО «Газпром Газораспределение Оренбург» в г. Сорочинске от ДД.ММ.ГГГГ №(12) 05-05/286 установлено, что на территории Красногвардейского района Оренбургской области в эксплуатации находятся газопроводы, согласно перечню. Из информации организации также следует, что указанные объекты на государственный кадастровый учет не поставлены, право муниципальной собственности не оформлено, техническое обслуживание данных опасных производственных объектов не проводится. Ответственность за надлежащее техническое состояние газовых сетей, своевременное проведение необходимых регламентных работ в процессе их эксплуатации, является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе - чрезвычайных ситуаций техногенного характера. В 2018 году прокуратурой района по данному факту на основании информации филиала АО «Газпром Газораспределение Оренбург» в г. Сорочинске проведена проверка исполнения требований законодательства в исследуемой сфере, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес главы администрации МО Красногвардейский район внесено представление, которое ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено и удовлетворено. Из ответа органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на государственной кадастровый учет поставлено 13 газопроводов, из которых право муниципальной собственности зарегистрировано на 1 объект, в отношении 3 газопроводов получены уведомления о приостановлении государственной регистрации права муниципальной собственности. Также с целью оформления права муниципальной собственности 13 газопроводов необходимо признавать бесхозным. Однако до настоящего времени органом местного самоуправления меры, направленные на постановку на кадастровый учет и оформление права муниципальной собственности на газопроводы в целях возможности заключения в дальнейшем договоров о его техническом обслуживании со специализированными организациями приняты ненадлежащим образом. При этом администрация МОКрасногвардейский район выступала заказчиком строительства 17 объектов газоснабжения на территории района, что подтверждается договором подряда от ДД.ММ.ГГГГ, а также муниципальными контрактами от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, копиями актов о приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ Газопровод является объектом повышенной опасности, отсутствие постоянного контроля за состоянием газопровода может привести к чрезвычайной ситуации, нарушения прав неопределённого круга лиц. Просит обязать администрацию МО Красногвардейский район Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГг. принять меры по постановки на государственный кадастровый учет следующих объектов:

1) межпоселковый газопровод <адрес>, протяженность 160,00 м;

2) расширение системы газоснабжения (0,49 МПа) для <адрес> и <адрес>, протяженностью 5497,00 м;

3) расширение системы газораспределения <адрес>, Межпоселковый газопровод к <адрес>, протяженностью 1679,20 м;

4) расширение системы газоснабжения <адрес>. Газопровод высокого давления, протяженностью 1281,00 м;

5) расширение системы газоснабжения, пер. Восточный, наружный газопровод. <адрес>, протяженностью 462,00 м;

6) расширение системы газоснабжения, пер. Восточный, наружный газопровод. <адрес>, газопровод ввод, протяженностью 186,60 м;

7) межпоселковый газопровод <адрес> протяженностью 5112,45м.;

8) техническое перевооружение системы теплоснабжения <адрес>, газопровод к жилым домам по <адрес> протяженностью 1029,60 м;

9) Расширение системы газораспределения, межпоселковый газопровод к <адрес> протяженностью 4659,00 м;

10) межпоселковый газопровод АГРС-Грачевка протяженностью 709,20м.

Обязать администрацию МО <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по оформлению права муниципальной собственности на следующие объекты:

1) межпоселковый газопровод высокого давления <адрес> протяженностью 970 м.;

2) межпоселковый газопровод <адрес> протяженностью 4676,40 м;

3) межпоселковый газопровод <адрес><адрес> протяженностью 1341,00 м;

4) газопровод высокого давления <адрес> протяженностью 2384,00 м;

5) <адрес> газоснабжение жилых домов протяженностью 607,20 м;

6) межпоселковый газопровод <адрес> 160,00 м.;

7) внутрипоселковый газопровод высокого давления для газоснабжения жилых домов <адрес> протяженностью 406,00 м;

8) расширение систем газоснабжения (0,49 МПа) для <адрес> и <адрес>, протяженностью 5497,00 м;

9) расширение системы газораспределения <адрес>, межпоселковый газопровод к <адрес>, протяженностью 1679,20 м;

10) газификация поселка <адрес>, протяженностью 4386,00 м.;

11) расширение системы газоснабжения <адрес>. Газопровод высокого давления, протяженностью 1281,00 м;

12) расширение системы газоснабжения <адрес>. Газопровод низкого давления, газопровод ввод, протяженностью 1009,00 м;

13) расширение системы газоснабжения, пер. Восточный, наружный газопровод. <адрес>, протяженностью 462,00 м;

14) расширение системы газоснабжения пер. Восточный, наружный газопровод <адрес>, газопровод ввод, протяженностью 186,60 м;

15) межпоселковый газопровод <адрес>, протяженностью 5112,45 м;

16) межпоселковый газопровод (0,6 Мпа) к <адрес> и <адрес> протяженностью 9917,00 м.;

17) техническое перевооружение системы теплоснабжения <адрес>, газопровод к жилым домам по <адрес> протяженностью 1029,60 м;

18) расширение системы газораспределения, межпоселковый газопровод к <адрес> протяженностью 4659,00 м;

19) межпоселковый газопровод АГРС-Грачевка, протяженностью 709,20 м.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Красногвардейского района Балашовой Ю.В., исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что прокуратурой района в 2018 г.была проведена проверка информации, представленной АО «Газпром Газораспределение Оренбург» в г. Сорочинске о том, что на территории Красногвардейского района имеется ряд газопроводов, не поставленных на кадастровый учет и на них не оформлено право собственности, в связи с чем обслуживание указанных опасных объектов не осуществляется. Поскольку проведенной проверкой сведения по данной информации подтвердились, прокуратурой были внесены представления согласно которым, администрация была обязана оформить данные объекты в собственность. Однако в 2019 г. от газовой службы вновь поступила информация о том, что договоры на обслуживание газопроводов в Красногвардейском районе не заключены, так как администрация района не оформила право собственности на них и собственником не является. Соответственно, ежегодные работы по обслуживанию газопроводов проведены не были. Проведенной прокуратурой проверкой вновь были выявлены те же самые нарушения, в связи с чем прокуратура обратилась в суд. Газопровод является потенциально опасным объектом, договоры на обслуживание газопроводов на территории района не заключены с 2014 г. АО «Газпром Газораспределение Оренбург» предпринимало попытки урегулировать этот вопрос, что подтверждается ответом администрации от ДД.ММ.ГГГГ, но неуспешно, в связи с чем обратилось в прокуратуру. В последующем требования были уточнены, с учетом уточнения просит обязать администрацию муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по постановке на государственный кадастровый учет следующих объектов:

1) межпоселковый газопровод <адрес>, протяженность 160,00 м;

2) расширение системы газоснабжения (0,49 МПа) для <адрес> и <адрес>, протяженностью 5497,00 м;

3) расширение системы газораспределения <адрес>, межпоселковый газопровод к <адрес>, протяженностью 1679,20 м;

4) расширение системы газоснабжения <адрес>. Газопровод высокого давления, протяженностью 1281,00 м;

5) расширение системы газоснабжения, пер. Восточный, наружный газопровод. <адрес>, протяженностью 462,00 м;

6) расширение системы газоснабжения, пер. Восточный, наружный газопровод. <адрес>, газопровод ввод, протяженностью 186,60 м;

7) межпоселковый газопровод <адрес>, протяженностью 5112,45м;

8) техническое перевооружение системы теплоснабжения <адрес>, газопровод к жилым домам по <адрес> протяженностью 1029,60 м;

9) расширение системы газораспределения, межпоселковый газопровод к <адрес>, протяженностью 4659,00 м.

Обязать администрацию муниципального образования <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по оформлению права муниципальной собственности на следующие объекты:

1) межпоселковый газопровод <адрес>, протяженностью 4676,40 м;

2) межпоселковый газопровод <адрес><адрес> протяженностью 1341,00 м;

3) газопровод высокого давления <адрес> протяженностью 2384,00 м;

4) межпоселковый газопровод <адрес>, протяженностью 160,00 м;

5) внутрипоселковый газопровод высокого давления для газоснабжения жилых домов <адрес>, протяженностью 406,00 м;

6) расширение систем газоснабжения (0,49 МПа) для <адрес> и <адрес>, протяженностью 5497,00 м;

7) расширение системы газораспределения <адрес>, межпоселковый газопровод к <адрес>, протяженностью 1679,20 м;

8) газификация поселка <адрес>, протяженностью 4386,00 м.;

9) расширение системы газоснабжения <адрес>. Газопровод высокого давления, протяженностью 1281,00 м;

10) расширение системы газоснабжения <адрес>. Газопровод низкого давления, газопровод ввод, протяженностью 1009,00 м;

11) расширение системы газоснабжения, пер. Восточный, наружный газопровод. <адрес>, протяженностью 462,00 м;

12) расширение системы газоснабжения пер. Восточный, наружный газопровод <адрес>, газопровод ввод, протяженностью 186,60 м;

13) межпоселковый газопровод <адрес>, протяженностью 5112,45 м;

14) межпоселковый газопровод (0,6 Мпа) к <адрес> и <адрес> протяженностью 9917,00 м;

15) техническое перевооружение системы теплоснабжения <адрес>, газопровод к жилым домам по <адрес> протяженностью 1029,60 м;

16) расширение системы газораспределения, межпоселковый газопровод к <адрес> протяженностью 4659,00 м;

Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил и представил отзыв на иск, согласно которым в соответствии с законом Оренбургской области вопросы газоснабжения отнесены к полномочиям муниципальных образований сельских поселений и только вопросы. Так как в районе нет межселенных территорий, на которые распространяются полномочия МОКрасногвардейский район, считает, что администрация района является ненадлежащим ответчиком по делу. В 2018 г. право собственности МОКрасногвардейский район зарегистрировано по 4 газопроводам, на которые имелось разрешение на строительство и акты ввода в эксплуатацию. По остальным газопроводам подрядчиками такая документация не представлена, в архиве эти документы также отсутствуют, в связи с чем оформить право собственности невозможно. По некоторым газопроводам ранее проводились кадастровые работы, но они были проведены с нарушениями, администрацией в настоящее время проводятся работы по исправлению этих ошибок, чтобы в дальнейшем передать эти объекты в собственность Оренбургской области. По остальным у них нет полномочий для осуществления кадастровых работ. Ему известно, что по нескольким газопроводам имеются акты выборки земельных участков. Для того, чтобы их оформить, вероятнее всего, необходимо признать их бесхозяйными объектами, поставить на учет и через год признать право собственности. Кроме того, они предпринимали попытки обращений в Управление Росреестра, но в регистрации права было отказано ввиду несоответствия документов. Это касалось объектов, построенных до 2002 года, так как произошла реорганизация администрации Красногвардейского района как юридического лица без правопреемства. Только четыре объекта были построены после 2002 года, на которые были найдены в архиве разрешения на строительство и акты ввода в эксплуатацию :это указанные в пунктах 9 и 10 списка газопроводов расширение систем газоснабжения для сел Новоюлдашево и Малоюлдашево, и указанные в пунктах 22 и 24 – расширение газораспределительных сетей в <адрес> и газификация поселка <адрес>. На строительство этих объектов заключались муниципальные контракты в связи с тем, что для строительства были выделены денежные средства из областного бюджета. Контракты были исполнены, но сам по себе муниципальный контракт не является основанием для регистрации права собственности, обязательно нужен акт ввода в эксплуатацию. Полагает, что данный вопросы относятся к ведению муниципальных образований и они самостоятельно должны признавать право собственности на них как на бесхозяйные объекты.

Представитель ответчика ФИО6 исковые требования также не признал и пояснил, что согласно нормам Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вопросы по организации газоснабжения находятся в компетенции органов исполнительной власти сельского поселения, равно как и вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.. Также требования противоречат закону потому, что решение вопроса о праве собственности в принудительном порядке невозможно, так как это противоречит Конституции РФ. Документы на указанные газопроводы отсутствуют. Поскольку газопроводы находятся на территориях сельских поселений, они могут быть признаны бесхозяйным имуществом и право собственности муниципальных образований, на территории которых они находятся, может быть признано в судебном порядке. Удовлетворение иска прокурора повлечет нарушение прав муниципальных образований. Таким образом, отсутствуют правовые основания для обязания МО Красногвардейский район зарегистрировать право собственности на спорные газопроводы.

Представители третьих лиц - главы муниципальных образований Плешановский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области ФИО2, Яшкинский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области ФИО7, Токский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области ФИО8, Подольский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области ФИО9, Свердловский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области ФИО3 в судебном заседании поддержали исковое заявление, полагая необходимым его удовлетворитью

Представители третьих лиц - Управления Росреестра по Оренбургской области и филиала АО "Газпром" Газораспределение Оренбург", в г. Сорочинске, Кинзельского и Никольского сельсоветов Красногвардейского района в судебном заседании не участвовали, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В направленных суду отзывах просят дело рассмотреть в их отсутствие, составу суда доверяют, отводов не имеют. Представитель третьего лица - филиала АО "Газпром" Газораспределение Оренбург" полагал необходимым удовлетворить заявленные исковые требования.

Выслушав истца и представителей ответчика и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ исх № (12) 05-05/286 в адрес прокуратуры Красногвардейского района поступило сообщение АО «Газпром газораспределение Оренбург» о нарушении законодательства, из которого следует, что в настоящее время на территории Красногвардейского района имеются газопроводы высокого и низкого давления, право собственности на которые не зарегистрировано. Также указные газопроводные сети не признаны бесхозяйным имуществом, на учет в соответствии с законодательством не поставлены. Указанные газопроводы являются потенциально опасными объектами и требуют постоянного контроля за состоянием и технического обслуживания, которые могут быть осуществлены только специальной службой на основании заключенного с собственником имущества договора. В силу отсутствия регистрации права собственности договоры на техническое обслуживание газораспределительных сетей отсутствуют, что является нарушением действующего законодательства. АО просит прокурора Красногвардейского района принять предусмотренные законом меры прокурорского реагирования. К обращению приложен список газопроводов, расположенных в <адрес>, состоящий из 24 позиций, с указанием места расположения, даты ввода в эксплуатацию, технических характеристик и сведений о регистрации права собственности.

Из указанного списка следует, что в 2014 г. введены в эксплуатацию:

- расширение системы газоснабжения пер. Восточный <адрес> протяженностью 462,3 м,

- расширение системы газоснабжения пер. Восточный <адрес> протяженностью 186,6 м,

-техническое перевооружение газопроводов к жилым домам по <адрес> в <адрес> протяженностью 498 м

- техническое перевооружение газопроводов к жилым домам по <адрес> в <адрес> протяженностью 1029 м.

В 2010 году введены в эксплуатацию:

- расширение системы газораспределения путем сооружения межпоселкового газопровода <адрес> протяженностью 1676 м,

- газификация <адрес> протяженностью 4386 м,

- расширение системы газораспределения путем сооружения межпоселкового газопровода высокого давления протяженностью 1281 м по <адрес>

- газопровод низкого давления протяженностью 1009 м по <адрес>,

- расширение системы газораспределения путем сооружения межпоселкового газопровода протяженностью 4659 м к <адрес>,

- газификация <адрес> протяженностью 1279 м.

В 2008 году введены в эксплуатацию:

- расширение системы газоснабжения жилых домов <адрес> протяженностью 2513,5 м,

- расширение системы газоснабжения жилых домов <адрес> протяженностью 2348,5м,

- расширение системы газоснабжения (0,49 МПа) для <адрес> и <адрес> протяженностью 5497 м,

- расширение газораспределительных сетей в <адрес> протяженностью 4025 м.

В 2006 году введен в эксплуатацию:

- межпоселковый газопровод (0,6 МПа) к селам Верхнеильясово, Среднеильясово и <адрес> протяженностью 9917 м.

В 2000 году введены в эксплуатацию:

-межпоселковый газопровод высокого давления в <адрес> протяженностью 970 м,

-газоснабжение жилых домов в <адрес>

протяженностью 670м,

-межпоселковый газопровод <адрес> протяженностью 160 м.

В 1999 году введены в эксплуатацию:

- межпоселковый газопровод <адрес> протяженностью 4676 м,

- межпоселковый газопровод Луговск-<адрес> протяженностью 1341 м,

- межпоселковый газопровод <адрес> протяженностью 5112,45 м,

- межпоселковый газопровод АГРС-<адрес> протяженностью 709 м.

В 1998 году введены в эксплуатацию:

- газопровод высокого давления <адрес> протяженностью 2384 м,

- внутрипоселковый газопровод высокого давления для газоснабжения жилых домов по <адрес> протяженностью 406 м.

Отметки о регистрации права собственности на указанные объекты отсутствуют.

Согласно представленному ответу администрации МО <адрес> на письмо прокурора <адрес> от 20.05.2019г., из 24 газопроводов, указанных в списке, на государственный кадастровый учет не поставлено 11 объектов, право собственности не зарегистрировано на 20 объектов. В ходе постановки на кадастровый учет выявлены кадастровые ошибки по 7 объектам, на их исправление требуются временные и бюджетные затраты.

В дополнение к указанному письму администрацией приложен список газопроводов, которым присвоены кадастровые номера.

Исходя из указанного списка, кадастровые номер присвоены следующим объектам:

- газоснабжение жилых домов в <адрес>

протяженностью 670м - 56:14:0301001:445,

-межпоселковый газопровод высокого давления в <адрес> протяженностью 970 м – 56:14:0301001:446,

- газопровод высокого давления <адрес> протяженностью 2384 м -56:14:0000000:1941,

- межпоселковый газопровод <адрес> протяженностью 4676 м - 56:14:0000000:1942,

- межпоселковый газопровод Луговск-<адрес> протяженностью 1341 м - 56:14:0000000:1944,

- внутрипоселковый газопровод высокого давления для газоснабжения жилых домов по <адрес> протяженностью 406 м - 56:14:0902001:1657,

- газификация <адрес> протяженностью 4386 м - 56:14:0506001:82,

- расширение системы газопровода низкого давления протяженностью 1009 м по <адрес> -56:14:0000000:1322,

- межпоселковый газопровод (0,6 МПа) к селам Верхнеильясово, Среднеильясово и <адрес> протяженностью 9917 м - 56:14:0000000:1943.

Зарегистрировано право собственности на следующие объекты:

- расширение системы газоснабжения жилых домов <адрес> протяженностью 2513,5м, кадастровый ,

- расширение системы газоснабжения жилых домов <адрес> протяженностью 2348,5м, кадастровый ,

- расширение газораспределительных сетей в <адрес> протяженностью 4025 м, кадастровый ,

- газификация <адрес> протяженностью 1279 м, кадастровый .

Согласно представленным по запросам суда выпискам из ЕГРН, в государственном кадастре недвижимости отсутствует информация о зарегистрированных правах в отношении объектов недвижимости

1) межпоселковый газопровод <адрес>, протяженностью 4676,40 м;

2) межпоселковый газопровод <адрес><адрес> протяженностью 1341,00 м;

3) газопровод высокого давления <адрес> протяженностью 2384,00 м;

4) межпоселковый газопровод <адрес>, протяженностью 160,00 м;

5) внутрипоселковый газопровод высокого давления для газоснабжения жилых домов <адрес>, протяженностью 406,00 м;

6) расширение систем газоснабжения (0,49 МПа) для <адрес> и <адрес>, протяженностью 5497,00 м;

7) расширение системы газораспределения <адрес>, межпоселковый газопровод к <адрес>, протяженностью 1679,20 м;

8) газификация поселка <адрес>, протяженностью 4386,00 м.;

9) расширение системы газоснабжения <адрес>. Газопровод высокого давления, протяженностью 1281,00 м;

10) расширение системы газоснабжения <адрес>. Газопровод низкого давления, газопровод ввод, протяженностью 1009,00 м;

11) расширение системы газоснабжения, пер. Восточный, наружный газопровод. <адрес>, протяженностью 462,00 м;

12) расширение системы газоснабжения пер. Восточный, наружный газопровод <адрес>, газопровод ввод, протяженностью 186,60 м;

13) межпоселковый газопровод <адрес>, протяженностью 5112,45 м;

14) межпоселковый газопровод (0,6 Мпа) к <адрес> и <адрес> протяженностью 9917,00 м;

15) техническое перевооружение системы теплоснабжения <адрес>, газопровод к жилым домам по <адрес> протяженностью 1029,60 м;

16) расширение системы газораспределения, межпоселковый газопровод к <адрес> протяженностью 4659,00 м.

К материалам дела также приобщена копия договора № заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Газпром газораспределение Оренбург» и администрацией МО Красногвардейский район, по которому ОАО «Газпром газораспределение Оренбург» обязалось выполнить работы по техническому и аварийному обслуживанию сетей газораспределения. В перечень обслуживаемых объектов вошли все перечисленные в иске объекты, кроме расположенных в <адрес>. Действие договора с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ Договор подписан главой администрации МО <адрес>ФИО10

Также приобщена копия договора № заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Газпром газораспределение Оренбург» и администрацией МО Красногвардейский район, по которому ОАО «Газпром газораспределение Оренбург» обязалось выполнить работы по техническому и аварийному обслуживанию сетей газораспределения. В перечень обслуживаемых объектов вошли все перечисленные в иске объекты, кроме расположенных в <адрес>. Действие договора с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ Договор подписан главой администрации МО Красногвардейский район ФИО10

К материалам дела также приобщены решения Совета депутатов МО Красногвардейский район от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ об утверждении перечней газопроводов низкого и высокого давления, расположенных на территории Красногвардейского района.

Также приложены акты приемки законченных строительством объектов газораспределительной системы:

- от ДД.ММ.ГГГГ газопровод высокого давления <адрес> протяженностью 2384 м. Акт подписан заместителем главы администрации района ФИО11,

- от ДД.ММ.ГГГГ внутрипоселковый газопровод высокого давления для газоснабжения жилых домов по <адрес>, Акт подписан главой администрации ФИО12,

- от ДД.ММ.ГГГГ межпоселковый газопровод <адрес><адрес> подписан главой администрации района ФИО13,

- от ДД.ММ.ГГГГ межпоселковый газопровод АГРС - Грачевка - Плешаново. Акт подписан заместителем главы администрации района ФИО11,

- ДД.ММ.ГГГГ газоснабжение жилых домов в <адрес>. Акт подписан главой администрации ФИО16.

- от ДД.ММ.ГГГГ межпоселковый газопровод (0,6 МПа) к селам Верхнеильясово, Среднеильясово и <адрес>. Акт подписан главой администрации района ФИО14,

- от ДД.ММ.ГГГГ расширение системы газоснабжения (0,49 МПа) для <адрес> и <адрес> Акт подписан главой администрации района ФИО14,

- от ДД.ММ.ГГГГ расширение системы газораспределения путем сооружения межпоселкового газопровода протяженностью 4659 м к <адрес>. Акт подписан главой администрации района ФИО14,

- от ДД.ММ.ГГГГ газификация <адрес>. Акт подписан главой администрации района ФИО14,

- от ДД.ММ.ГГГГ расширение системы газораспределения путем сооружения межпоселкового газопровода <адрес>. Акт подписан главой администрации района ФИО10,

- от ДД.ММ.ГГГГ расширение системы газораспределения путем сооружения межпоселкового газопровода высокого давления по <адрес>. Акт подписан главой администрации района ФИО10

- от ДД.ММ.ГГГГ газопровод низкого давления протяженностью 1009 м по <адрес>. Акт подписан главой администрации района ФИО10,

- от ДД.ММ.ГГГГ расширение системы газоснабжения пер. Восточный <адрес> подписан главой администрации района ФИО10,

- от ДД.ММ.ГГГГ техническое перевооружение газопроводов к жилым домам по <адрес> в <адрес>. Акт подписан заместителем главы администрации района ФИО10

К материалам дела также приложены копии :

- договора подряда на строительство газопровода в <адрес>, заключенного между администрацией Красногвардейского района и ООО «Интерфакт» от ДД.ММ.ГГГГ Договор подписан главой администрации района ФИО14;

- договора подряда на строительство межпоселкового газопровода высокого давления к д. Верхнеильясово, Среднеильясово и Нижнеильясово, заключенного между администрацией Красногвардейского района и ООО «Монтажник» от ДД.ММ.ГГГГ Договор подписан главой администрации района ФИО14;

- муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ на строительство газопровода низкого давления для снабжения газом жилых домов в д. <адрес>. Контракт подписан главой администрации района ФИО14;

- муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ на строительство внутрипоселкового газопровода д. <адрес>. Контракт подписан главой администрации района ФИО14;

- муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по расширению системы газораспределения к жилым домам по пере<адрес> и <адрес>. Контракт подписан главой администрации района ФИО14;

- муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по расширению системы газоснабжения для <адрес>. Контракт подписан главой администрации района ФИО14;

- муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по расширению системы газоснабжения третьего микрорайона застройки <адрес>. Контракт подписан главой администрации района ФИО14;

- муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по расширению системы газораспределения <адрес>, межпоселковый газопровод к <адрес>. Контракт подписан главой администрации района ФИО14;

- муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по газификации <адрес>. Контракт подписан главой администрации района ФИО14

- муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по газификации <адрес>. Контракт подписан главой администрации района ФИО14;

- муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по расширению системы газораспределения Оренбургской области, межпоселковый газопровод к <адрес>. Контракт подписан главой администрации района ФИО14;

- муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по расширению системы газоснабжения <адрес>. Контракт подписан главой администрации района ФИО10;

- муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по расширению системы газоснабжения пере<адрес>. Контракт подписан главой администрации района ФИО10;

- муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по техническому перевооружению системы теплоснабжения <адрес>, газопровод к жилым домам по <адрес>. Контракт подписан главой администрации района ФИО10;

Разрешая данный спор, суд руководствуется следующим.

Части 3 и 4 статьи 7 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" от 31.03.1999 N 69-ФЗ возлагают обязанность по организации газоснабжения населения и поселений на органы местного самоуправления.

В частности, организация газоснабжения населения отнесена к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов. Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений (при условии, что иное установлено законом субъекта РФ) и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района. Она также осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Основу данной обязанности составляют в том числе положения п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", которые, как указывалось выше, относят к вопросам местного значения городского поселения организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, снабжения населения топливом.

Однако в соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 2 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения; городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Представители ответчика в своих возражениях на иск указывают, что ими частично проведены работы по постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на ряд газопроводов. В отношении требований прокурора по остальным газопроводам они считают себя ненадлежащими ответчиками, поскольку вступившим в силу законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 06.10.2003 года, полномочия по электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, снабжения населения топливом относятся к вопросам местного значения поселения и возложены на муниципальные образования в границах поселения.

Однако соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 2 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения; городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Исходя из вышеизложенного, муниципальный район также имеет статус муниципального образования, что не противоречит выполнению им обязанностей по организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также снабжения населения топливом.

Доводы представителей ответчика о том, что данные полномочия не могут быть им переданы в силу того, что в 2002 году произошла реорганизация администрации Красногвардейского района как юридического лица без правопреемства, в связи с чем у администрации МО Красногвардейский район отсутствуют полномочия по регистрации объектов недвижимости не могут быть приняты судом, поскольку согласно Федеральному закону от 25 ноября 2008 г. N 222-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием организации местного самоуправления" органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.

Кроме того, согласно всем представленным муниципальным контрактам и договорам подряда, заключенным на строительство газопроводов в Красногвардейском районе, в том числе и после вступления в силу Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", заказчиком выступала именно администрация Красногвардейского района, а не сельские администрации.

Кроме того, в муниципальных контрактах имеется прямое указание на то, что объекты создаются по адресу конкретного сельского поселения, но для нужд Красногвардейского района.

Акты приемок возведенных объектов - газопроводов также подписаны представителем заказчика - главой администрации района.

Оплата создания объектов также производилась администрацией района.

Из вышеизложенного с необходимостью следует вывод о том, что объекты возведены именно для нужд муниципального района и именно администрация района является их фактическим собственником.

При таких обстоятельствах, спорные газопроводы не могут и не являются бесхозяйными вещами, поскольку возведены за счет денежных средств администрации Красногвардейского района Оренбургской области, соответственно, их собственником она же и является по настоящее время в силу создания данной вещи. Однако, несмотря на это, процедура регистрации права собственности не завершена.

Администрацией района не представлено доказательств того, что ею каким-то образом передавались права на указанные объекты и полномочия по оформлению спорных объектов в собственность иных муниципальных образований.

Кроме того, из представленных документов следует, что некоторые объекты, в частности, межпоселковый газопровод высокого давления к д. Верхнеильясово, Среднеильясово и Нижнеильясово, находятся на территориях разных муниципальных образований – Плешаноского сельсовета и Токского сельсовета, из чего может возникнуть спор по разделению прав на единый объект.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим кодексом и иными законами.

Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).

В силу пункта 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 2, пункта 3 статьи 20 Закона N 122-ФЗ заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, право заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрено главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ответчиком не представлено доказательств того, что решения, которыми ему было отказано в государственной регистрации права собственности на газопроводы, им обжаловались в установленном порядке, в связи с чем доводы представителей ответчиков не могут быть приняты судом в качестве обоснований бездействия.

Иные доводы ответчика суд полагает необоснованными, а потому подлежащим отклонению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.167, 194-198 ГПКРФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования прокурора Красногвардейского района Оренбургской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области о понуждении проведения комплекса мер, направленных на оформление права муниципальной собственности на газопроводы – удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по постановке на государственный кадастровый учет следующих объектов:

1) межпоселковый газопровод АГРС Грачевка - Плешаново, протяженность 160,00 м;

2) расширение системы газоснабжения (0,49 МПа) для <адрес> и <адрес>, протяженностью 5497,00 м;

3) расширение системы газораспределения <адрес>, межпоселковый газопровод к <адрес>, протяженностью 1679,20 м;

4) расширение системы газоснабжения <адрес>. Газопровод высокого давления, протяженностью 1281,00 м;

5) расширение системы газоснабжения, пер. Восточный, наружный газопровод. <адрес>, протяженностью 462,00 м;

6) расширение системы газоснабжения, пер. Восточный, наружный газопровод. <адрес>, газопровод ввод, протяженностью 186,60 м;

7) межпоселковый газопровод <адрес>, протяженностью 5112,45м;

8) техническое перевооружение системы теплоснабжения <адрес>, газопровод к жилым домам по <адрес> протяженностью 1029,60 м;

9) расширение системы газораспределения, межпоселковый газопровод к <адрес>, протяженностью 4659,00 м.

Обязать администрацию муниципального образования <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по оформлению права муниципальной собственности на следующие объекты:

1) межпоселковый газопровод <адрес>, протяженностью 4676,40 м;

2) межпоселковый газопровод <адрес><адрес> протяженностью 1341,00 м;

3) газопровод высокого давления <адрес> протяженностью 2384,00 м;

4) межпоселковый газопровод <адрес>, протяженностью 160,00 м;

5) внутрипоселковый газопровод высокого давления для газоснабжения жилых домов <адрес>, протяженностью 406,00 м;

6) расширение систем газоснабжения (0,49 МПа) для <адрес> и <адрес>, протяженностью 5497,00 м;

7) расширение системы газораспределения <адрес>, межпоселковый газопровод к <адрес>, протяженностью 1679,20 м;

8) газификация поселка <адрес>, протяженностью 4386,00 м.;

9) расширение системы газоснабжения <адрес>. Газопровод высокого давления, протяженностью 1281,00 м;

10) расширение системы газоснабжения <адрес>. Газопровод низкого давления, газопровод ввод, протяженностью 1009,00 м;

11) расширение системы газоснабжения, пер. Восточный, наружный газопровод. <адрес>, протяженностью 462,00 м;

12) расширение системы газоснабжения пер. Восточный, наружный газопровод <адрес>, газопровод ввод, протяженностью 186,60 м;

13) межпоселковый газопровод <адрес>, протяженностью 5112,45 м;

14) межпоселковый газопровод (0,6 Мпа) к <адрес> и <адрес> протяженностью 9917,00 м;

15) техническое перевооружение системы теплоснабжения <адрес>, газопровод к жилым домам по <адрес> протяженностью 1029,60 м;

16) расширение системы газораспределения, межпоселковый газопровод к <адрес> протяженностью 4659,00 м;

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Красногвардейский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.А. Дрямов

Решение в окончательной форме составлено 18 ноября 2019 г.