ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-507/19 от 15.04.2019 Хабаровского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2-507/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 15 апреля 2019 года

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе: единолично судьи Хальчицкого А.С.,

при секретаре Дунаевой А.Г.,

с участием:

- представителя истца ФИО4ФИО1,

- представителя ответчика Министерства финансов Хабаровского края ФИО2,

- представителя ответчика краевого государственного казенного учреждения «Краевой центр развития государственно-частного партнерства» ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к Министерству имущественных отношений Хабаровского края, Министерству финансов Хабаровского края, краевому государственному казенному учреждению «Краевой центр развития государственно-частного партнерства» о возмещении убытков, причиненных изъятием земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратилась в суд с иском к Министерству инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, краевому государственному казенному учреждению «Краевой центр развития государственно-частного партнерства» о возмещении убытков, причиненных изъятием земельного участка.

Свои исковые требования мотивировала следующим.

ФИО4 является собственником земельного участка площадью 909 кв.м. по адресу: <адрес>, кадастровый , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия . Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета земельного участка ФИО4 в связи с выявлением пересечения границ земельного участка с кадастровым номером с границами земельного участка с кадастровым номером , сформированного для размещения линейного объекта «Автомобильная дорога «Обход <адрес> км 13 - км 42» (автомобильная дорога).

Иными словами, на момент формирования земельного участка под автомобильную дорогу и проведения государственной регистрации права собственности Хабаровского края соответчиками не были учтены права и интересы ФИО4, в связи с чем считает их действия незаконными.

Для уточнения взаимного пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами и , по обращению ФИО4, с участием Представителей ООО «Региональная концессионная компания», ООО «ПФ «ВИС» и ООО «АИКОМ», был выполнен вынос границ земельных участков на местности и составлен Акт осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Акт осмотра) со Схемой границ наложения земельных участков (далее - Схема).

По результатам выполненных работ было выявлено, что в границы автомобильной дороги входит 542 кв.м. от общей площади земельного участка ФИО4 Соответственно, площадь земельного участка, оставшегося за пределами полосы отвода автомобильной дороги, составляет 367 кв.м.

Правилами землепользования и застройки сельского поселения «Село Некрасовка», утвержденными в действующей редакции Решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГг. , для зоны коллективных садов и дач «СХ - 3», к которой относится земельный участок истца, установлена минимальная площадь земельного участка в 400 кв.м.

Таким образом, в случае раздела земельного участка с кадастровым номером и изъятия для государственных нужд 542 кв.м, в границах оставшейся части невозможно будет сформировать новый земельный участок. О чем, согласно п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», орган кадастрового учета будет вправе принять решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

В связи с этим, считает, что, находящийся в её собственности земельный участок с кадастровым номером , должен быть изъят для государственных нужд полностью, без осуществления раздела.

Согласно информации на официальном сайте Правительства Хабаровского края от 02.06.2016г. (https://khabkrai.ru/authorities/ministry/mnews/152289), Правительством Хабаровского края в целях размещения линейного объекта регионального значения: «Автомобильная дорога «Обход г. Хабаровска км 13 - км 42» на территории городского округа «Город Хабаровск» и Хабаровского муниципального района Хабаровского края (I, II этап)», было принято решение об изъятии земельных участков и объектов капитального строительства, в числе которых принадлежащий ФИО4 на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , указан не был.

Из информации этого сайта известно, что земельные участки подлежали изъятию в собственность Хабаровского края.

Свои требования о включении земельного участка ФИО4 в число подлежащих изъятию для государственных нужд и осуществлении его изъятия ФИО4 изложила в заявлении в адрес Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края (МИЗИП Хабаровского края) (№вх.9595 от ДД.ММ.ГГГГ). Но МИЗИП Хабаровского края оставил требования ФИО4 без удовлетворения, сославшись в ответе от ДД.ММ.ГГГГ на ненадлежащее выполнение функций при формировании перечня земельных участков, подлежащих изъятию для государственных нужд для строительства Автомобильной дороги КГКУ «Краевой центр развития государственно-частного партнерства», указав его уполномоченным органом по вопросам, связанным с изъятием земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на данных участках.

Также без удовлетворения остались требования ФИО4, изложенные в адрес МИЗИП Хабаровского края и КГКУ «Краевой центр развития государственно-частного партнерства» о включении земельного участка с кадастровым номером в перечень земельных участков, изымаемых для нужд Хабаровского края. Ответы были предоставлены ФИО4 письмами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Настоящий иск предъявлен к каждому из ответчиков исходя из их полномочий и функций, установленных следующими нормативными правовыми актами Хабаровского края:

МИЗИП Хабаровского края руководствуется в своей деятельности Положением о Министерстве инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, утвержденным Постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ-пр (далее - «Положение о МИЗИП»).

Пунктом 2.7. Раздела 2 «Основные задачи Министерства», пунктами 3.2.5., 3.3.4. и 3.6.21. Раздела 3 «Основные функции Министерства» Положения о МИЗИП установлены полномочия министерства по подготовке земельных участков, находящихся в краевой государственной собственности для предоставления инвесторам, по распоряжению земельными участками, находящимися в краевой государственной собственности, по разработке и реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере транспортной инфраструктуры, а так же по осуществлению изъятия земельных участков для государственных нужд края.

Именно с Министерством инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельных участков, предоставленных ООО «Региональная концессионная компания» для строительства объекта регионального значения «Автомобильная дорога «Обход г. Хабаровска км 13 - км 42», о чем свидетельствует выписка из ЕГРН земельного участка с кадастровым номером и Акт осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ

КГКУ «Краевой центр развития государственно-частного партнерства» создано в соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ-рп «О создании краевого государственного казенного учреждения «Краевой центр развития государственно-частного партнерства». Руководствуется в своей деятельности Уставом Краевого государственного казенного учреждения «Краевой центр развития государственно-частного партнерства», утвержденным ДД.ММ.ГГГГ заместителем Председателя Правительства Хабаровского края - министром экономического развития Хабаровского края.

Пунктами 2.2, 2.3., 2.3.3 и 2.3.7. Устава КГКУ «Краевой центр развития государственно-частного партнерства» установлено, что его задачей является осуществление от имени Хабаровского края отдельных прав и обязанностей концедента, публичного партнера, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Хабаровского края, а также заключенными Хабаровским краем концессионными соглашениями, соглашениями о ГЧП является основной целью деятельности КГКУ «Краевой центр развития государственно-частного партнерства». Для этого оно принимает участие в формировании земельных участков, необходимых для осуществления строительства и эксплуатации объекта концессионного соглашения, соглашения о ГЧП и обеспечивает проведение кадастровых работ. Обеспечивает подготовку территории строительства для реализации инвестиционных проектов.

Исходя из указанных правовых актов и Устава КГКУ «Краевой центр развития государственно-частного партнерства» следует, что:

МИЗИП Хабаровского края наделено полномочиями принять решение об изъятии для государственных нужд земельного участка ФИО4 и произвести его выкуп;

КГКУ «Краевой центр развития государственно-частного партнерства» наделено полномочиями выполнить необходимые кадастровые работы для исключения территории земельного участка ФИО4 из границ земельного участка с кадастровым номером , а также выполнить кадастровые и другие работы по подготовке к передаче в собственность Хабаровского края земельного участка с кадастровым номером .

В силу ч. 11 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ правообладатели изымаемой недвижимости, права которых на земельные участки и (или) объекты недвижимости не были выявлены в установленном порядке, имеют право требовать соответствующего возмещения от лица, которому предоставлены такие земельные участки.

Собственником земельного участка с кадастровым номером является Хабаровский край в лице МИЗИП Хабаровского края.

Согласно ч.1 ст.30 Гражданского процессуального кодекса РФ, иски о правах на земельные участки, предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов. Поэтому настоящий иск подан в Хабаровский районный суд Хабаровского края.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 56.11 ЗК РФ, ФИО4 просила суд:

обязать МИЗИП Хабаровского края и КГКУ «Краевой центр развития государственно-частного партнерства» принять решение об изъятии для государственных нужд земельного участка с кадастровым номером ;

произвести оплату стоимости изымаемого земельного участка в пользу ФИО4 в размере 325000 - 00 (триста двадцать пять тысяч) рублей в счет возмещения убытков, причиненных изъятием её земельного участка для государственных нужд Хабаровского края;

взыскать с МИЗИП Хабаровского края и КГКУ «Краевой центр развития государственно-частного партнерства» стоимость услуг по оценке убытков, причиненных изъятием земельного участка ФИО4 для государственных нужд края 2500 - 00 (две тысячи пятьсот) рублей;

взыскать с МИЗИП Хабаровского края и КГКУ «Краевой центр развития государственно-частного партнерства» государственную пошлину в размере 6 475 (шесть тысяч четыреста семьдесят пять) рублей;

возместить истцу стоимость юридических услуг в размере 1500 - 00 (одна тысяча пятьсот) рублей.

В ходе судебного разбирательства по делу с согласия истца к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов Хабаровского края, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, садоводческое некоммерческое товарищество «Рябинка».

Также в связи с переименованием изменено наименование ответчика Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края на Министерство имущественных отношений Хабаровского края.

В судебное заседание истец ФИО4 не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, направила в суд своего представителя ФИО1

Представитель истца ФИО4 ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования доверителя поддержал в полном объеме по указанным в иске основаниям.

Ответчик Министерство имущественных отношений Хабаровского края извещено надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства по делу, представителя в судебное заседание не направило, о причинах ненаправления представителя не сообщило, ранее в судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признал по основаниям, указанным в отзыве на иск.

Представитель ответчика Министерства финансов Хабаровского края ФИО2 в судебном заседании заявленные исковые требования не признала по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика краевого государственного казенного учреждения «Краевой центр развития государственно-частного партнерства» ФИО3 в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, полагала, что в рассматриваемом деле учреждение не является лицом, обязанным возместить убытки истцу.

Третье лицо садоводческое некоммерческое товарищество «Рябинка» извещено надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, представителя в судебное заседание не направило, о причинах ненаправления представителя не сообщило. Представило в материалы дела отзыв на заявленные исковые требования, в котором не возражало против удовлетворения заявленных исковых требований, подтвердило фактическое расположение границ земельного участка ФИО4 на местности, которое согласовано при проведении кадастровых работ в отношении земельного участка истца и отражено в межевом плане, а также фактическое изъятие части земельного участка истца для государственных нужд Хабаровского края.

В силу положений ч. 3-5 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие истца ФИО4, представителя ответчика Министерства имущественных отношений Хабаровского края, представителя третьего лица СНТ «Рябинка».

Выслушав пояснения представителя истца ФИО4 ФИО1, пояснения представителя ответчика Министерства финансов Хабаровского края ФИО2, пояснения представителя ответчика КГКУ «Краевой центр развития государственно-частного партнерства» ФИО3, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению за счет Министерства имущественных отношений Хабаровского края по следующим основаниям.

Судом установлено, что ФИО4 является собственником земельного участка площадью 909 кв.м. по адресу: <адрес>, кадастровый , земли сельскохозяйственного назначения, для ведения садоводства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия , выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета земельного участка ФИО4, осуществляемого по её обращению, в связи с выявлением пересечения границ земельного участка с кадастровым номером с границами земельного участка с кадастровым номером , сформированного для размещения линейного объекта «Автомобильная дорога «Обход г. Хабаровска км 13 - км 42» (автомобильная дорога).

Для уточнения взаимного пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами и , по обращению ФИО4, с участием Представителей ООО «Региональная концессионная компания», ООО «ПФ «ВИС» и ООО «АИКОМ», был выполнен вынос границ земельных участков на местности и составлен Акт осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ со Схемой границ наложения земельных участков.

По результатам выполненных работ было выявлено, что в границы автомобильной дороги входит 542 кв.м. от общей площади земельного участка ФИО4 Соответственно, площадь земельного участка, оставшегося за пределами полосы отвода автомобильной дороги, составляет 367 кв.м.

Документация по планировке территории "Проект планировки и проект межевания территории для размещения линейного объекта "Автомобильная дорога "Обход г. Хабаровска км 13 - км 42" в городском округе "Город Хабаровск" и Хабаровском районе Хабаровского края" утверждена распоряжением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ-РП.

В соответствии с указанное документацией сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером , собственником которого является Хабаровский край.

Границы земельного участка ФИО4 на местности определены в установленном законом порядке кадастровым инженером ФИО6, о чем составлен межевой план от ДД.ММ.ГГГГ. Местоположение земельного участка ФИО4 определено исходя из первоотводных документов, согласовано соответствующими смежными землепользователями, СНТ «Рябинка».

В соответствии со статьей 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:

1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;

2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;

3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

Со дня прекращения прав на изъятый земельный участок прежнего правообладателя прекращаются сервитут, залог, установленные в отношении такого земельного участка, а также договоры, заключенные данным правообладателем в отношении такого земельного участка. Сервитуты, установленные в отношении изъятого земельного участка, сохраняются в случае, если использование такого земельного участка на условиях сервитута не противоречит целям, для которых осуществляется изъятие земельного участка.

В случае, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд делает невозможным исполнение правообладателем земельного участка иных обязательств перед третьими лицами, в том числе обязательств, основанных на заключенных правообладателем земельного участка с такими лицами договорах, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд является основанием для прекращения этих обязательств.

Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.

Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

В силу положений ст. 281 ГК РФ За земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.

При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества на условиях и в порядке, которые определены законодательством, с зачетом стоимости такого земельного участка и (или) иного недвижимого имущества или прав на них в размер возмещения за изымаемый земельный участок.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно ст. 49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:

строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:

объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

В настоящее время порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются земельным законодательством (VII ЗК РФ).

В силу ч. 11 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ правообладатели изымаемой недвижимости, права которых на земельные участки и (или) объекты недвижимости не были выявлены в порядке, установленном настоящей статьей, имеют право требовать возмещения от лица, которому предоставлены такие земельные участки (за исключением лиц, которым земельные участки предоставлены на праве безвозмездного пользования), либо при отсутствии указанного лица вправе требовать возмещения за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования. Возврат земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества прежним правообладателям не осуществляется.

Статьи 15, 16 ГК РФ устанавливают правила, согласно которым лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону либо иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответствующей казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно пункту 4 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, отсутствие решения об изъятии земельного участка (его части) или несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд само по себе не лишает правообладателя такого участка права на возмещение убытков, причиненных фактическим лишением имущества.

Распоряжениями Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ осуществлялось изъятие земельных участков для государственных нужд Хабаровского края в целях строительства объектов капитального строительства в целях строительства объекта «Автомобильная дорога «Обход г. Хабаровска км 13 - км 42» в городском округе «Город Хабаровск» и Хабаровском районе Хабаровского края. Земельный участок ФИО4 не изымался, в соответствующих перечнях земельных участков отсутствует.

Как видно из материалов дела у ФИО4 фактически изъята часть её земельного участка площадью 542 кв.м. Именно указанная часть земельного участка необходима для государственных нужд. Оставшаяся часть земельного участка у ФИО4 фактически не изымалась и не используется для государственных нужд. Кроме того, остающаяся часть земельного участка – 367 кв.м. меньше минимальной площади земельных участков для ведения садоводства менее, чем на 10%, что является допустимым пределом для уточнения площадей участков как в сторону увеличения их площади, так и в сторону уменьшения их площади.

В рассматриваемом случае, по мнению суда, в целях обеспечения соблюдения равного баланса прав участников соответствующих правоотношений допустимо формирование земельного участка с площадью, менее минимальной площади земельных участков для соответствующего целевого назначения, определенной правилами землепользования и застройки.

Согласно п. 1 ст. 62 Земельного кодекса Российской Федерации убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.

Размер причиненных фактическим изъятием части земельного участка ФИО4 убытков суд полагает возможным определить исходя из отчета ООО «Союз независимых оценщиков» от ДД.ММ.ГГГГ об определении рыночной стоимости части земельного участка площадью 542 кв.м., составляющей 204 000,00 рублей. Сведения указанного отчета сторонами не опровергнуты, и позволяют установить размер причиненных убытков с разумной степенью достоверности.

Министерство имущественных отношений Хабаровского края в указанном случае является уполномоченным органом на изъятие земельных участков и, соответственно уполномоченным органом на возмещение убытков, причиненных фактическим изъятием земельных участков.

Так пунктом 2.7. Раздела 2 «Основные задачи Министерства», пунктами 3.2.5., 3.3.4. и 3.6.21. Раздела 3 «Основные функции Министерства» Положения о МИЗИП, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 13 марта 2015 года № 37-пр, установлены полномочия министерства по подготовке земельных участков, находящихся в краевой государственной собственности для предоставления инвесторам, по распоряжению земельными участками, находящимися в краевой государственной собственности, по разработке и реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере транспортной инфраструктуры, а так же по осуществлению изъятия земельных участков для государственных нужд края.

В силу п. 1.3. действующего положения о Министерстве имущественных отношений Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 04 декабря 2018 года № 441-пр, Министерство имущественных отношений Хабаровского края является правопреемником МИЗИП Хабаровского края. Согласно п. 3.2.19 положения Министерство имущественных отношений Хабаровского края именно указанное министерство осуществляет в установленном порядке изъятие земельных участков для государственных нужд края.

Именно с Министерством инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, в настоящее время Министерством имущественных отношений Хабаровского края заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельных участков, предоставленных ООО «Региональная концессионная компания» для строительства объекта регионального значения «Автомобильная дорога «Обход г. Хабаровска км 13 - км 42», о чем свидетельствует выписка из ЕГРН земельного участка с кадастровым номером и Акт осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ

С учетом изложенного, суд полагает необходимым:

Взыскать с Министерства имущественных отношений Хабаровского края за счет средств казны Хабаровского края в пользу ФИО4 в качестве возмещения рыночной стоимости фактически изъятого у ФИО4 для государственных нужд Хабаровского края земельного участка площадью 542 кв.м., расположенного по адресу <адрес> кадастровый номер земельного участка , 204 000,00 рублей.

Прекратить право собственности ФИО4 на часть земельного участка площадью 542 кв.м., расположенного по адресу <адрес> кадастровый номер земельного участка , имеющую следующие координаты границ участка в системе координат МСК27:

точка

координата х

Координата y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В силу положений ст. 88, 98 ГПК РФ необходимо взыскать с Министерства имущественных отношений Хабаровского края в пользу ФИО4 стоимость расходов по оценке убытков в размере 2 500,00 рублей, судебные расходы в виде оплаты услуг представителя в размере 1500,00 рублей.

В силу положений п. 19 ч. 1 ст. 333.36 от уплаты государственной пошлины освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков). Министерство имущественный отношений является государственным органом исполнительной власти Хабаровского края, соответственно оснований для взыскания с Министерства имущественных отношений Хабаровского края в пользу ФИО4 государственной пошлины не имеется.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО4 к Министерству имущественных отношений Хабаровского края о возмещении убытков, причиненных изъятием земельного участка удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства имущественных отношений Хабаровского края за счет средств казны Хабаровского края в пользу ФИО4ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> в качестве возмещения рыночной стоимости фактически изъятого у ФИО4 для государственных нужд Хабаровского края земельного участка площадью 542 кв.м., расположенного по адресу <адрес> кадастровый номер земельного участка , 204 000,00 рублей.

Прекратить право собственности ФИО4 на часть земельного участка площадью 542 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, кадастровый номер земельного участка , имеющую следующие координаты границ участка в системе координат МСК27:

точка

координата х

Координата y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Взыскать с Министерства имущественных отношений Хабаровского края в пользу ФИО4 стоимость расходов по оценке убытков в размере 2 500,00 рублей.

Взыскать с Министерства имущественных отношений Хабаровского края в пользу ФИО4 судебные расходы в виде оплаты услуг представителя в размере 1500,00 рублей.

В остальной части исковые требования ФИО4 к Министерству имущественных отношений Хабаровского края и исковые требования к Министерству финансов Хабаровского края, краевому государственному казенному учреждению «Краевой центр развития государственно-частного партнерства» оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что были исчерпаны иные, установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Судья А.С. Хальчицкий

<данные изъяты>