Дело № 2-507/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 декабря 2013 года г. Козловка
Козловский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Огородниковой Е.А.,
при секретаре Даниловой О.В.,
с участием заявителя ФИО2,
его представителя ФИО4,
должностного лица, действия которого обжалованы,- главы администрации Янгильдинского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики ФИО5, действующего на основании Устава,
его представителя ФИО6, действующей на основании доверенности от 23.12.2013г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению ФИО2 об обжаловании действий должностного лица и компенсации морального вреда,
установил:
ФИО2 обратился в суд с заявлением о признании незаконным действия главы Янгильдинского сельского поселения ФИО5 по воспрепятствованию деятельности органа местного поселения с обязанием принесения им письменных извинений и взыскании в счет компенсации морального вреда 15000 рублей по тем основаниям, что он, являясь действующим депутатом Собрания депутатов Янгильдинского сельского поселения по избирательному округу №8, 18 октября 2013 года обратился к главе сельского поселения с письменным требованием об информационном обеспечении его, как депутата, предоставлением справочных материалов: текстов Конституций Российской Федерации и Чувашской Республики, Регламента проведения Собраний, Устава поселения, Устава Козловского района, и информацией о количественном и персональном составе постоянных и ревизионной комиссий, однако 14 ноября 2013 года письмом за №153 глава сельского поселения отказал ему в этом, предложив самостоятельно получить соответствующие документы через Интернет, чем, по мнению заявителя, нарушены требования статей 4, 71., 7.2, 11.2 ФЗ №210- ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», статей 35, 36, 37, 40, 73 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Заявитель ФИО2 на судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в нем основаниям и пояснил, что в течение последних двух лет он не получал приглашения на заседания Собрания депутатов Янгильдинского сельского поселения, что на свои обращения от 18 октября 2013 года ответ он получил примерно через месяц, что у него нет компьютера и он не умеет им пользоваться, потому считал, что администрация сельского поселения обязана обеспечивать его, как депутата всеми перечисленными в депутатских запросах документами. Просил признать незаконными действия главы администрации сельского поселения ФИО5 по не предоставлению по его запросам Конституций, Уставов и других истребованных им документов.
Его представитель ФИО4 на судебном заседании поддержал заявленные ФИО2 требования, считая о нарушении действиями Главы Янгильдинского сельского поселения ФИО5 прав депутата ФИО2 на получение текстов Конституций, нормативных правовых актов Козловского района и сельского поселения, на получение своевременного извещения с проектами соответствующих актов о времени и месте заседания Собрания депутатов сельского поселения. Считал, что главой администрации сельского поселения при разрешении заявления ФИО2 от 18.10.2013г. нарушены требования Устава сельского поселения, Федерального закона №210-ФЗ от 27.07.2010г., Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г., Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», что главой сельского поселения не выполняются положения Устава сельского поселения, согласно которому муниципальные правовые акты должны публиковаться в районной газете «Знамя», и только после этого в «Козловском вестнике».
Глава администрации Янгильдинского сельского поселения ФИО5 на судебном заседании считал жалобу ФИО2 необоснованным и просил отказать в его удовлетворении по тем основаниям, что ФИО2 на обращение от 18 октября 2013 года письменный ответ дан в установленный законом месячный срок, что у администрации нет технической, материальной и финансовой возможности для обеспечения депутатов сельского поселения перечисленными в депутатских запросах законами, что о предстоящих заседаниях Собрания депутатов сельского поселения ФИО2, как и все другие депутаты, уведомлялся письменно через почтальонку ФИО10 которая вместе с почтовой корреспонденцией разносит извещения, что депутат ФИО2 не обращался с заявлениями об ознакомлении его с Конституцией, Уставами и другими документами и не интересовался о предстоящих заседаниях, но и не участвовал в последние года 2 на заседаниях.
Его представитель ФИО6 на судебном заседании просила суд в удовлетворении заявления ФИО2 отказать в связи с тем, что его обращения от <дата> в силу закона не являются депутатскими запросами, потому данные обращения главой сельского поселения разрешены как письменные обращения гражданина в месячный срок, что все перечисленные в запросах документы размещены на сайте Янгильдинского сельского поселения <адрес>, куда имеет доступ любой гражданин, в том числе и ФИО2
Свои доводы ФИО6 изложила в письменном отзыве, который приобщен к материалам дела и в подтверждение изложенного представила суду соответствующие распечатки из сети «Интернет».
Свидетели ФИО7 и ФИО8 на судебном заседании показали, что из- за отсутствия финансовых средств работа по извещению депутатов сельского поселения ведется, депутаты извещаются о времени и месте проведения заседания Собрания депутатов письменно через почтальонку местного узла связи ФИО10 Так же показали, что ФИО10 подтвердила им о вручении в последний раз извещения о заседании депутату ФИО2, а до этого данный факт ими не перепроверялся, и ФИО2 ранее никогда не обращался о не уведомлении его о предстоящем заседании Собрания депутатов.
ФИО2 избран 10 октября 2010 года депутатом Собрания депутатов Янгильдинского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики по одномандатному избирательному округу №8, что подтверждено удостоверением от 21.10.2010г.
<дата> в администрацию Янгильдинского сельского поселения поступили 3 депутатских запроса от депутата ФИО2, которыми он просил обеспечить его Конституциями Российской Федерации и Чувашской Республики, Регламентом, Уставом Янгильдинского сельского поселения, Уставом Козловского района, сообщить количество и персональный состав постоянных комиссий Собрания и персональный состав ревизионной комиссии.
<дата> главой Янгильдинского сельского поселения депутату ФИО2 дан письменный ответ о том, что его обращения не относятся к депутатским запросам, с разъяснением положений ст. 8 Закона Чувашской Республики от 03.10.2012г. №64, ч.2 ст. 27 и ст. 6 Устава сельского поселения, о публикации всех истребованных документов в «Козловском вестнике», размещении их в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте.
В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
Согласно ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к решениям относятся, в частности, акты органов местного самоуправления, их должностных лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций (абз. 2 п. 1).
Согласно пункту 28 вышеназванного Постановления, исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
По смыслу ст. 254, 258 ГПК РФ, защите в судебном порядке подлежит нарушенное право гражданина; действия (бездействие) может быть признано незаконным в случае, если таким действием (бездействием) нарушаются права и интересы лица, обратившегося за защитой своих прав.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Решением Собрания депутатов Козловского района ЧР от 23 ноября 2007 года №141/3 учреждено периодическое печатное издание «Козловский вестник», утверждено Положение «О периодическом печатном издании «Козловский вестник», которое опубликовано в районной газете «Знамя».
Согласно ст.ст. 6 и 7 Положения "Козловский вестник" подлежит распространению на всей территории Козловского района, путем размещения в органах местного самоуправления, учреждениях библиотечной системы и иных общественных местах. Для распространения "Козловского вестника" на электронных носителях информации создается его официальная электронная версия, размещаемая на сайте администрации Козловского района.
В силу п. ст. 3 названного положения при наличии соответствующего соглашения о взаимодействии между администрацией Козловского района и администрациями сельских (городского) поселений в вестнике публикуются муниципальные правовые акты сельских (городского) поселений Козловского района.
Согласно абзацу 2 пункта 6 статьи 6 Устава Янгильдинского сельского поселения муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в районной газете «Знамя» и (или) в районной газете «Козловский вестник».
Согласно пункту 5 статьи 15 Регламента Собрания депутатов Янгильдинского сельского поселения Козловского района, принятому решением Собрания депутатов сельского поселения от 21 октября 2010 года №2/2, проекты повестки дня заседания с указанием времени и места его проведения, проекты решений и иные документы и материалы, подлежащие рассмотрению на заседании, направляются депутатам не позднее, чем за 5 дней до начала заседания. Информация о проведении очередного заседания распространяется в средствах массовой информации не позднее, чем за 3 дня до начала заседания.
Пунктом 3 статьи 29 данного регламента предусмотрено, что решения и другие материалы заседания Собрания депутатов Янгильдинского сельского поселения опубликовываются в средствах массовой информации, определяемом решением Собрания депутатов Янгильдинского сельского поселения либо председателем Собрания депутатов сельского поселения.
В соответствии со статьей 8 Закона Чувашской Республики от 03.10.2012г. № 64 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Чувашской Республике" депутат или группа депутатов вправе обращаться с депутатским запросом к органам государственной власти Чувашской Республики, органам местного самоуправления по вопросам своей депутатской деятельности. Соответствующее обращение вносится в письменной форме на рассмотрение представительного органа муниципального образования, которое принимает решение о признании обращения депутатским запросом. Орган или должностное лицо, в адрес которого был направлен депутатский запрос, дает на него ответ в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения. Письменный ответ на депутатский запрос оглашается председательствующим на очередном заседании представительного органа муниципального образования или доводится до сведения депутатов иным путем.
Согласно статье 7 вышеназванного закона депутат, член выборного органа, выборное должностное лицо по вопросам, связанным с осуществлением своих полномочий, вправе направить письменное обращение в органы государственной власти Чувашской Республики, органы местного самоуправления. Должностные лица органов, указанных в части 1 настоящей статьи, обязаны дать ответ на обращение в течение 30 календарных дней со дня получения обращения.
В силу статьи 2 Закона ЧР от 03.10.2012г. №64 гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом. HYPERLINK consultantplus://offline/ref=D552CD136198DACBC5EC9F61257677C054B449E455CE66F82C159DA9CC5FCB27E71A16807C16B917AFF9A1PDF6N
Судом установлено, что 18 октября 2013 года депутат органа местного самоуправления ФИО2 обратился в адрес главы администрации Янгильдинского сельского поселения с депутатскими запросами об обеспечении его Конституциями Российской Федерации и Чувашской Республики, Уставами Козловского района и сельского поселения, Регламента, на что 14 ноября 2013 года главой сельского поселения дан письменный ответ о том, что данные обращения не относятся к депутатским запросам, и что с текстами перечисленных документов заявитель вправе ознакомиться на официальном сайте в сети «Интернет». На судебном заседании не представлены суду доказательства о нарушении оспариваемым действием главы администрации Янгильдинского сельского поселения ФИО5 прав и свобод депутата Собрания депутатов Янгильдинского сельского поселения ФИО2 Отказ в предоставлении нормативных правовых актов органов местного самоуправления, текстов Конституции Российской Федерации и Чувашской Республики также каким- либо образом права и свободы ФИО2 не нарушили, не создали препятствий к осуществлению его прав и свобод и не возлагают на него какие- либо обязанности. Должностным лицом, действия которого обжалованы ФИО2, процессуальное решение по результатам рассмотрения письменных обращений ФИО2, именованных им как депутатский запрос, приняты в соответствии с законодательством в пределах полномочий и не нарушили права либо свободы заявителя.
Суд соглашается с доводами стороны, действия которого обжалованы, о том, что перечисленные обращения ФИО2 не являются депутатскими запросами.
Доводы ФИО2 в заявлении о несоблюдении главой администрации сельского поселения требований п.4, 5 ст.4, п.6 ст.7.1, ст. 7.2, п. 6 ст.11.2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» не могут быть приняты во внимание, так как перечисленные ФИО2 в депутатских запросах требования в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи вышеназванного закона от 27 июля 2010 года не относятся к категории государственных либо муниципальных услуг, на отношения между депутатом и администрацией сельского поселения в данном конкретном случае не могут быть распространены нормы Федерального закона от 27.07.2010г. №210-ФЗ.
Доводы заявителя о нарушении главой сельского поселения требований подпункта 5 пункта 4, пункта 5.1 статьи 36, пункта 6.1 статьи 37 ФЗ №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нельзя назвать обоснованными, так как истребование депутатом ФИО2 Конституций РФ и ЧР, нормативных правовых актов органов местного самоуправления не относится к вопросам местного значения, тогда как глава муниципального образования согласно названным нормам закона обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Доказательств о создании депутату Собрания депутатов Янгильдинского сельского поселения ФИО2 препятствий при осуществлении им депутатских полномочий суду не представлено, на судебном заседании указанные доводы не нашли подтверждения, потому не состоятельны доводы заявителя о несоблюдении администрацией сельского поселения пункта 1 статьи 40 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ, согласно которой депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
Суду не представлены доказательства, содержащиеся сведения о нарушении оспариваемым действием главы сельского поселения, а также не представлением перечисленных в заявлении нормативных актов прав заявителя как гражданина и депутата.
На судебном заседании в уточнение заявленных требований заявитель ФИО2, уточняя свои требования, просил признать незаконными действия главы администрации сельского поселения ФИО5, совершенные при рассмотрении его письменных заявлений от 18 октября 2013 года.
Его же представитель, оспаривая бездействие главы сельского поселения в части ненадлежащего уведомления о проведении заседания Собрания депутатов сельского поселения, не представления проектов документов, рассматриваемых на заседаниях, не уточнил время и место проведения заседания Собрания депутатов сельского поселения в отсутствие ФИО2, то есть не представил суду доказательства о том, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод. Тогда как допрошенные по ходатайству ФИО5 свидетели подтвердили, что о проведении последнего заседания ФИО2 почтальоном вручено соответствующее извещение, что не оспорено заявителем.
В соответствии со статьей 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 24 Постановления Пленума от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Исходя из изложенного, у суда есть основания полагать, что ФИО2 пропущен без уважительных причин установленный трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением в части обжалования бездействия главы администрации сельского поселения, выразившееся в ненадлежащем уведомлении депутата о предстоящем заседании.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При изложенных обстоятельствах суд считает заявление ФИО2 не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 196-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
решил:
В удовлетворении заявления ФИО2 о признании действия главы Янгильдинского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики ФИО5 по воспрепятствованию деятельности депутата органа местного поселения незаконным, обязании принесения письменных извинений и взыскании в счет компенсации морального вреда 15000 (пятнадцать тысяч) рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения.
Судья Е.А. Огородникова