Дело №2-507/2016 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Зональное | 20 декабря 2016 г. |
Зональный районный суд Алтайского края в составе судьи Зенченко В.Н.,
при секретаре Коваль К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трунова ФИО1 к Публичному акционерному обществу «МРСК Сибири» о подключении прибора учета электроэнергии,
с участием Трунова А.А.,
УСТАНОВИЛ:
Трунов А.А. обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что в его квартире прибор учёта электроэнергии был установлен в углу дальней комнаты квартиры, и было неудобство для снятия показаний с данного прибора. В спальне, где был установлен первоначально этот счётчик, находится кровать, на которой спит его дочь, и поэтому они не всегда допускали в комнату контролёров для снятия показаний, предлагая им назвать эти показания. Этот прибор учёта первоначально был установлен там по причине того, что подключение было по проекту посередине 2-х квартирного дома ещё в ДД.ММ.ГГГГ году, и запитано было с другого столба линии электропередачи. Этот прибор учёта был подключён и опломбирован, но впоследствии возникла необходимость поменять проводку, в связи с чем необходимо было снять пломбу и заново провести опломбировку. Они написали 2 заявления - одно на снятие пломбы для замены проводки, другое на опломбировку. После того как работы по замене проводки были завершены, они на следующий день обратились по телефону с просьбой прислать специалиста для опломбировки прибора. Несколько раз приходилось звонить в организацию и напоминать об этом. Однако никто не пришёл, и прибор учёта остался не опломбированным. Возникла проблема переноса этого счётчика на новое место, более удобное для обеих сторон. Но для этого необходимо было признать его нерасчётным. Прибор учёта электроэнергии СО-51 ПК выпуска 2005 года был впоследствии признан энергоснабжающей организацией как нерасчётный ввиду отсутствия на нём пломбы, и об этом было указано в акте и рекомендовано установить счётчик класса точности 1 на фасад. При этом, с 2005 года он был расчётным до момента снятия с него пломбы, и единственной причиной того, что этот прибор был признан нерасчётным, была установка его в неудобном месте. Они обратились к прежнему начальнику РЭС с просьбой установить этот счётчик не на фасаде, а внутри квартиры. Пришёл специалист, которому они пояснили причину установки прибора внутри квартиры, и, выслушав их, он согласился с тем, что в данном месте можно установить счётчик. Затем они поехали вместе с ним в контору, и начальник РЭС одобрил установку прибора в этом месте, так как оно является наиболее удобным как для владельцев квартиры, так и для энергоснабжающей организации, специалистам которой сейчас нет никаких затруднений для снятия показаний с данного прибора, который установлен у входной двери. Однако работники РЭС впоследствии не захотели подключать новый счётчик по причине того, что он установлен не на фасаде. Это требование уже прозвучало от нового начальника энергоучастка. При этом, счётчик класса точности 1 уже установлен внутри квартиры, проведён частичный ремонт в доме. Если этот прибор выставить на улицу, где-то в другом месте, тогда срок службы данного прибора уменьшится из-за воздействия на него погодных условий; откроется доступ к прибору учёта третьих лиц, а энергоснабжающая организация отказывается брать на себя ответственность за сохранность данного прибора, за его обслуживание в период эксплуатации. Поэтому истец просит, чтобы этот прибор был внутри помещения. Все остальные требования по подключению этого прибора им выполнены, осталось всего лишь осуществить переподключение прежнего прибора на вновь установленный. В акте разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, составленном ДД.ММ.ГГГГ, подписанном ФИО2 и супругой истца, не указано место установки прибора учёта электроэнергии. Кроме того, у газоснабжающей организации свои требования о подключении э\энергии параллельно с газовой трубой, и истец в угоду одним не может нарушать требования других. После отказа в подключении истец обращался в прокуратуру, и согласно полученному им ответу от ДД.ММ.ГГГГ№ не обнаружено нарушений требований законодательства в действиях сотрудников РЭС.
На основании изложенного, истец просит подключить уже вновь установленный прибор учёта Нева 103 ISO, 2015 г.в., № внутри квартиры и опломбировать данный прибор учёта либо признать используемый прибор учёта как расчётный, и осуществлять оплату за потребляемую электроэнергию согласно показаниям этого прибора, осуществить его опломбировку.
В судебном заседании Трунов А.А., уточнив исковые требования, просил обязать ответчика подключить прибор учёта Нева 103 ISO, 2015 г.в., №, и опломбировать данный прибор учёта.
Представитель ответчика, извещённого о месте и времени судебного разбирательства, не явился, что согласно ст.167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела.
Заслушав объяснение истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям статей 539,540,543 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
В соответствии с пунктом 146 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с настоящим документом, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное.
Разделом VII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предусмотрен порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний.
Данным разделом также предусмотрены порядок оснащения жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, документальное оформление прибора учета, критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, основания для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.
Согласно положениям указанных Правил (пункты 80, 81, 81(1), 81(2), 81(3), 81(4), 81(5), 81(8), 81(13), 81(14)) учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В заявке указывается следующая информация: сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон); предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию; тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки; сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета; показания прибора учета на момент его установки; дата следующей поверки.
К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.
При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.
В случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 настоящих Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.
В случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил.
В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); г) работоспособность прибора учета.
Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.
Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.
Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
Как следует из объяснения истца, ДД.ММ.ГГГГ он с помощью своего сына, обладающего знаниями электрика, снял пломбу на электросчётчике, установленном в комнате, в связи с необходимостью замены повреждённой проводки. За разрешением на снятие пломбы он обращался в электроснабжающую организацию путём подачи соответствующего заявления, и в этот же день (ДД.ММ.ГГГГ) он подал заявление об опломбировке электросчётчика. Впоследствии он решил перенести электросчётчик в более удобное место, в связи с чем самостоятельно установил новый прибор учёта на стене внутри дома возле входной двери. В настоящее время старый электросчётчик, находящийся в комнате, подключенный к вводному кабелю, функционирует, но не опломбирован, а новый – не подключен к вводному кабелю. Он неоднократно обращался по телефону в электроснабжающую организацию для подключения и опломбировки электросчётчика, однако его просьбы игнорируются.
В соответствии с подпунктом «и» пункта 33 вышеуказанных Правил потребитель вправе требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Исходя из положений данных Правил, право требовать от исполнителя совершения указанных действий возникает у потребителя после совершения им самим соответствующих действий, предшествующих вводу прибора учёта в эксплуатацию, в том числе по его установке, подаче заявки в надлежащей форме с приложением необходимых документов.
Между тем, представленные истцом доказательства не свидетельствуют о выполнении им указанных действий. Так, поданное заявление от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Трунов А.А. просит после замены вводного кабеля направить специалиста для опломбировки счётчика, не содержит всей необходимой информации, предусмотренной вышеуказанными Правилами. Кроме того, как отмечено выше, новый прибор учёта не подключен к вводному кабелю, в связи с чем его нельзя считать установленным. При этом, как пояснил истец, он с электроснабжающей организацией договор о подключении нового электросчётчика к вводному кабелю не заключал.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
С ДД.ММ.ГГГГ организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.
В соответствии с данным Федеральным законом Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149 утвержден Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно указанному Порядку (пункты 7 – 12) для заключения договора заказчик - физическое лицо направляет исполнителю письменную заявку, которая должна содержать: 1) сведения о предмете договора; 2) фамилию, имя, отчество заказчика и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, место жительства, почтовый адрес, а также при наличии телефон, факс, адрес электронной почты; 3) адрес объекта, подлежащего оснащению прибором учета, с указанием предполагаемого места установки прибора учета; 4) требования заказчика к прибору учета, соответствующие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации.
К заявке заказчика - физического лица прилагаются копии документов, подтверждающих право собственности на объект, подлежащий оснащению прибором учета, документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку, если заявка подписана не собственником.
Исполнитель не вправе требовать от заказчика представления сведений и документов, не предусмотренных настоящим Порядком.
При отсутствии в заявке необходимых сведений, а также при отсутствии документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 настоящего Порядка, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки и прилагаемых к ней документов уведомляет об этом заказчика.
На основании документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 настоящего Порядка, исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня их получения производит осмотр объекта с целью проверки наличия технической возможности установки, замены и (или) эксплуатации прибора учета.
О планируемой дате осмотра исполнитель информирует заказчика. Заказчик обязан предоставить исполнителю доступ к объекту (прибору учета) для их осмотра.
В случае невозможности предоставления исполнителю в определенный им срок доступа к объекту (прибору учета) заказчик должен предложить исполнителю иной срок для осмотра.
При наличии технической возможности выполнить указанные в заявке работы (оказать услуги), указанные в заявке, и при предоставлении заказчиком документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 настоящего Порядка, исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику подписанный со своей стороны проект договора (в двух экземплярах), а также технические условия в случае установки (замены) прибора учета. Если иное не установлено федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, соглашением сторон договора, технические условия должны содержать перечень мероприятий, осуществляемых заказчиком, по технической подготовке объекта для установки (замены) прибора учета.
При отсутствии технической возможности выполнить работы (оказать услуги), указанные в заявке, исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику мотивированный отказ в заключении договора.
Заказчик, получивший от исполнителя проект договора, подписывает его и в срок не более 15 рабочих дней со дня получения проекта договора направляет один подписанный им экземпляр договора исполнителю.
В случае если договор подписывает уполномоченное заказчиком лицо, к нему прилагаются документы, подтверждающие полномочия указанного лица.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, учитывая, что Трунов А.А. не обращался к исполнителю услуги электроснабжения с соответствующими заявками об установке прибора учёта, что предполагает и подключение его к вводному кабелю, о вводе в эксплуатацию прибора учета, суд не находит оснований для возложения по требованию истца на ответчика обязанности подключить прибор учёта электроэнергии. В связи с этим же не может быть удовлетворено и требование, изначально заявленное истцом, о признании старого прибора учёта расчётным, и его опломбировке.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Трунову ФИО1 отказать в удовлетворении иска к Публичному акционерному обществу «МРСК Сибири» о подключении прибора учета электроэнергии.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Зональный районный суд Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24 декабря 2016 г.
Судья Зенченко В.Н.