ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-507/2022 от 02.02.2022 Таганрогского городского суда (Ростовская область)

Дело № 2-507/2022

УИД 61RS0022-01-2021-014074-80

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Таганрог Ростовской области 02.02.2022 года

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи: А.В. Жерноклеевой,

при секретаре: А.Н.Панцыревой

с участием представителя истца - Землянова Г.В., представителя ответчика – Разумной И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах не определенного круга лиц к Администрации г.Таганрога об обязании разработать проект, третьи лица Роспотребназдор Ростовской области, МУП «Управление «Водоканал»

УСТАНОВИЛ:

Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Администрации г. Таганрога об обязании Администрации города Таганрога разработать проект. В обоснование иска указано, что МУП «Управление «Водоканал» г.Таганрога осуществляется добыча водных ресурсов из 13 подземных водных объектов (скважин) , , , , , , , , , , , , для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Таганрога на основании лицензии . Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны ( ЗСО) в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством. В соответствии с п.п. 1.4, 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Согласно п. 1.11 данного СанПиН для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. Органом по утверждению таких проектов на территории РО является Министерство ЖКХ РО (постановление Правительства РО от 13.09.2012 № 892 «О Порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового назначения на территории РО»). В нарушение ст. 43 Водного Кодекса РФ, ст. 18 ФЗ от 30.03.1999 № 52, СанПиН 2.1.4.1110-02 в г.Таганроге используются незащищенные от загрязнения подземные водные объекты, проект ЗСО которых не разработан и не утвержден Министерством ЖКХ РО.

На основании изложенного, истец просит суд обязать Администрацию г.Таганрога в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект зон санитарной охраны 13 подземных водных объектов (скважин) №, , , , , , , , , , , , используемых муниципальным унитарным предприятием «Управление «Водоканал» для питьевого водоснабжения населения г.Таганрога на основании лицензии РСТ 03181 ВЭ, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на разработанный проект зон санитарной охраны, приказ Министерства ЖКХ Ростовской области об утверждении проекта зон санитарной охраны.

В судебном заседании помощник Ростовского межрайонного природоохранного прокурора Землянов Г.Н., поддержал иск, просил удовлетворить по основаниям, изложенном в иске.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации г.Таганрога Разумная И.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, в данный момент финансирование выделено, работы будут выполнены к концу 2022года, работы ведутся, муниципальный контракт заключается на выполнение проекта.

В судебное заседание представители 3-х лиц Управления Роспотребнадзора по РО, МУП «Управление «Водоканал» не явились, уведомлялись о дате заседания. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя истца, ответчика, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по делу, суд считает, что иск подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 30.06.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Постановлением Главного государственного врача РФ от 14.03.2002 № 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.

Согласно п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

В соответствии с п. 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.

Согласно п. 1.11 данного СанПиН для действующих водопроводов проект ЗСО разрабатывается специально. Органом по утверждению проектов ЗСО на территории Ростовской области является Министерство ЖКХ РО согласно постановления Правительства РО от 13.09.2012 № 892 «О Порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового назначения на территории РО».

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона № 52 индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Соблюдение требований СанПиН 2.1.4.1110-02 при эксплуатации источников водоснабжения, водозаборных сооружений должно обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению, соответствующее требованиям СанПиНа 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

Согласно ч.ч. 1,2 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с ч. 5 ст. 18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Органом по утверждению таких проектов на территории РО является Министерство ЖКХ РО (постановление Правительства РО от 13.09.2012 № 892 «О Порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового назначения на территории РО»).

В соответствии с п.п. 7, 10 ст. 22 ФЗ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; выполнение условий, установленных лицензией.

Как следует из материалов дела Ростовским межрайонным природоохранным прокурором проведена проверка исполнения в г.Таганрога законодательства о недропользовании.

15 ноября 2016 года Департаментом по недропользованию по Южному федеральному округу была предоставлена лицензия МУП «Управление «Водоканал» на право пользования недрами РСТ 03181 ВЭ с целевым назначением «Добыча подземных вод подземных вод на Грунтовом участке для водоснабжения населения в г.Таганроге» сроком действия до 14.11.2041г.

Согласно приложения № 3 к указанной лицензии, определены пространственные границы и статус участка недр, откуда осуществляется забор воды : 13 подземных водных объектов (скважин) №, , , , , , , , , , , , . На указанные скважины имеется сантарно-эпидемиологическое заключение от 24.08.2016г., согласно которого указаны адреса их расположения.

Условиями указанной лицензии не содержится обязанность МУП «Управление «Водоканал», как эксплуатирующей организации, по проведению работ по подготовке, согласованию и утверждению проекта зон санитарной охраны водозаборов в соответствии с ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно ст. 55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

В силу ст. 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами;2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий;3) осуществление мер по охране таких водных объектов.

В соответствие с п.4 ч.1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003г. № 131 – ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу с ч.1 ст. 6 ФЗ от 07.12. 2011г. № 416-ФЗ"О водоснабжении и водоотведении" К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

С учетом изложенного обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и их утверждению возложены именно на Администрацию г.Таганрога как на орган местного самоуправления обладающего полномочиями собственника в отношении указанных объектов.

Основной целью создания и обеспечения режима зоны санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения, а также территорий на которых они расположены, администрацией г.Таганрога допускается бездействие в области соблюдения санитарно- эпидемиологических требований при реализации полномочий собственника источника водоснабжения, выразившего в не разработке проектов ЗСО и их утверждении.

Начало проведение мероприятий, о чем представитель ответчика указал в судебном заседании, не означает их проведение в полном объеме.

Оценивая все обстоятельства дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах не определенного круга лиц к Администрации г.Таганрога об обязании разработать проект, - удовлетворить.

Обязать Администрации г.Таганрога в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект зон санитарной охраны 13 подземных водных объектов (скважин) №, , , , , , , , , , , , используемых муниципальным унитарным предприятием «Управление «Водоканал» для питьевого водоснабжения населения г.Таганрога на основании лицензии , получить санитарно-эпидемиологическое заключение на разработанный проект зон санитарной охраны, приказ Министерства ЖКХ Ростовской области об утверждении проекта зон санитарной охраны.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.

Председательствующий А.В. Жерноклеева

Решение в окончательной форме изготовлено 09.02.2022 года.