ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-507/2022 от 09.09.2022 Бодайбинского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

** 9 сентября 2022 г. Дело № 2-507/2022

Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе: судьи Ермакова Э.С., при секретаре Сычевой И.А.,

с участием: помощника прокурора г. Бодайбо Галеева П.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Бодайбо в интересах ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно,

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Бодайбо в интересах ФИО1 обратился в Бодайбинский городской суд с иском к Государственному учреждению – Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным решения от 5 апреля 2022 года *, от 07 июня 2022 года * в части отказа в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, о взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно в сумме 12 693 рубля.

В обоснование заявленных требований прокурор г. Бодайбо указал, что ФИО1, *** года рождения, в соответствии с удостоверением * является получателем пенсии по старости, не работает и постоянно проживает в <...>, который относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. В связи с этим, на основании ст. 34 Закона РФ от 19 февраля 1993 года №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» имеет право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года.

В 2021-2022 годах ФИО1 провела свой отдых в г. Ейск Ростовской области.

По результатам рассмотрения заявления истца об оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно, Отделением Пенсионного фонда РФ в Иркутской области вынесены решения от 5 апреля 2020 года и 7 июня 2022 года * и * о компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 55 465 рублей. Однако этими же решениями в выплате компенсации проезда по маршруту Новосибирск – Иркутск было отказано по причине предоставления билета на английском языке, отсутствием обязательных реквизитов.

По мнению прокурора, данное решение является неправомерным, поскольку компенсация расходов стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности, по территории РФ один раз в два года предусмотрена ст. 34 Закона РФ от 19 февраля 1993 года №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

При этом, согласно подпункту «а» пункта 10 «Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 апреля 2005 № 176, денежная компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда воздушным транспортном – в салоне экономического (низшего) класса.

По информации «АК «Сибирь» от 09 августа 2022 года ФИО1 приобретала билет №4212436097458 на рейс АК «Сибирь» S7 5227 по маршруту Новосибирск - Иркутск. Стоимость авиабилета составила 12 693 рубля, оплата произведена при помощи банковской карты, оформленной на имя ФИО1.

Приведенная информация в совокупности с электронным билетом, посадочным талоном, содержащими аналогичные сведения о пассажире и перелете, подтверждает факт перелета пенсионера по маршруту Новосибирск – Иркутск и понесенные им расходы в размере 12 693 рубля.

Учитывая наличие у Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ в Иркутской области на территории Бодайбинского района клиентской службы, на которую возложены функции пенсионного органа по приему и обработке заявлений граждан, прокурор в соответствии с ч. 2 ст. 29 ГПК РФ обратился с настоящим исковым заявлением в Бодайбинский городской суд.

В судебном заседании помощник прокурора Галеев П.З. исковые требования поддержал.

Истец – ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчик – Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ в Иркутской области в судебное заседание своего представителя для участия в деле не направил, о времени и месте слушания дела судом извещен.

В представленном к судебному заседанию возражении на иск представитель ответчика ФИО2, действующая по доверенности от 1 июня 2021 года, иск не признала и указала, что истец в своем заявлении о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно от 31 марта 2022 года просила компенсировать стоимость проезда к месту его отдыха – г. Ейск Ейского района Краснодарского края и обратно в размере 68 528 рублей по маршруту Бодайбо – Иркутск (авиатранспорт), Иркутск – Новосибирск (авиатранспорт), Новосибирск – Ростов-на-Дону (авиатранспорт), Ростов-на-Дону – Ейск (автобус), Ейск – Краснодар – (автобус), Краснодар – Новосибирск (авиатранспорт), Новосибирск – Иркутск (авиатранспорт), Иркутск – Бодайбо (авиатранспорт).

5 апреля 2022 года Управлением установления социальных выплат ОПФР по Иркутской области принято решение * о предоставлении компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в сумме 55 465 рублей. Отказано в части компенсации проезда по маршруту Новосибирск – Иркутск в связи с не предоставлением проездного документа на русском языке.

По заявлению ФИО1 от 30 мая 2022 года Управлением установления социальных выплат ОПФР по Иркутской области 7 июня 2022 года принято решение * об отказе в предоставлении компенсации в связи с тем, что в маршрутной квитанции электронного авиабилета информация не читается, отсутствуют обязательные реквизиты.

Требования к оформлению проездных документов на воздушном транспорте устанавливается п. 2 ст. 105 Воздушного кодекса РФ, приказом Минтранса от 8 ноября 2006 года №134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации».

Согласно пункту 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 года №34н, бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) ведется в валюте Российской Федерации – в рублях. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности ведется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

Поскольку ФИО1 представлены проездные документы: электронный авиабилет на внутреннюю воздушную перевозку по маршруту Новосибирск – Иркутск на иностранном языке и не читаемую маршрутную квитанцию, то есть не соответствующие установленной форме, они не могут являться документами, подтверждающими фактически произведенные истцом расходы. При таких условиях, принятые пенсионным органом на основании представленных истцом документов решения от 5 апреля 2022 года *, от 7 июня 2022 года * в части отказа в выплате компенсации в виде возмещения расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в сумме 12 693 рубля являются обоснованным.

Исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд находит исковые требования прокурора г. Бодайбо, предъявленные в интересах ФИО1, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 34 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Компенсация расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

Предусмотренные указанным законом государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат предоставляются гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях.

Статьей 4 указанного Закона установлено, что гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.

Постановлением Правительства РФ от 01 апреля 2005 № 176 утверждены «Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно» (далее «Правила компенсации расходов…»).

Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховых пенсий по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно.

Согласно пунктам 3, 6 указанных «Правил компенсации расходов…» компенсация может производиться в виде: а) предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно; б) возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил. Компенсация производится один раз в два года.

Пунктом 9 «Правил компенсации расходов…» заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионер или его представитель подает по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, с указанием места отдыха и предъявлением проездных документов (направлением электронных проездных (перевозочных) документов (билетов) с использованием подсистемы единого личного кабинета федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»), выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.

Решение о предоставлении указанной компенсации принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании заявления о компенсации и проездных документов.

При этом пунктом 10 «Правил компенсации расходов…» предусмотрено, что компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; б) внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений; в) морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий; г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса. При использовании воздушного транспорта для проезда пенсионера к месту отдыха и (или) обратно проездные документы оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту отдыха либо если оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту отдыха и (или) обратно; д) автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.

В случае если пассажирские перевозки по маршруту следования пенсионера к месту отдыха и обратно осуществляются транспортными средствами только более высокой категории стоимости, чем это предусмотрено в пункте 10 «Правил…» (например, на железнодорожном транспорте - только скорыми и фирменными поездами), возмещение фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда производится в размере наименьшей стоимости проезда указанными транспортными средствами (например, в плацкартном вагоне скорого или фирменного поезда).

В стоимость проезда, подлежащую взысканию, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), а также сборов и платежей за дополнительный услуги, в том числе, направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания) (пункт 9 Разъяснения, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 марта 2016 г. № 118н).

Как свидетельствуют материалы дела, ФИО1, *** года рождения, зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования и с 20 марта 2003 года является получателем трудовой пенсии по старости, что подтверждено пенсионным удостоверением. Она зарегистрирована и проживает по адресу: **, то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера ((«Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера», на которые распространяются действия Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029).

В настоящее время не работает и не занимается иной оплачиваемой трудовой, в том числе предпринимательской деятельностью.

В 2021 году ФИО1 выезжала к месту использования отдыха в г. Ейск Краснодарского края по маршруту Бодайбо – Иркутск (авиатранспорт), Иркутск – Новосибирск (авиатранспорт), Новосибирск – Ростов-на-Дону (авиатранспорт), Ростов-на-Дону – Ейск (автобус), Ейск – Краснодар (автобус), Краснодар – Новосибирск (авиатранспорт), Новосибирск – Иркутск (авиатранспорт), Иркутск – Бодайбо (авиатранспорт).

В связи с использованием права проезда к месту отдыха один раз в два года ФИО1 обратилась Клиентскую службу в Бодайбинском районе Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Иркутской области с заявлением о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по представленным билетам.

Начальником отдела установления социальных выплат ОПРФ по Иркутской области 5 апреля 2022 года принято решение *, которым ФИО1 предоставлена компенсация возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 55 465 рублей. В части расходов на оплату проезда по маршруту Новосибирск-Иркутск в сумме 12 693 рубля было отказано со ссылкой на нарушение пункта 9 Правил (Постановление Правительства РФ от 1 апреля 2005 года №176), а именно поскольку по маршруту Новосибирск – Иркутск не предоставлен проездной документ на русском языке.

На заявление ФИО1 от 30 мая 2022 года о компенсации возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту Новосибирск – Иркутск в сумме 12 693 рубля, начальником отдела установления социальных выплат ОПРФ по Иркутской области 7 июня 2022 года вновь принято решение * об отказе в предоставлении компенсации в связи с тем, что в маршрутной квитанции электронного авиабилета информация не читается, отсутствуют обязательные реквизиты.

Приведенные решения территориального учреждения пенсионного органа не могут быть признаны законными.

Наличие у ФИО1 установленных ст. 34 Закона РФ «О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» оснований для оплаты проезда к месту использования в 2021 году отдыха, а именно постоянного проживания в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, получения пенсии, наличия фактически произведенных расходов не оспаривались представителем Отделения Пенсионного фонда РФ по Иркутской области в представленных в суд возражениях на иск и подтверждены представленными в материалах дела копией паспорта, пенсионного удостоверения, страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, проездными документами.

Не заявлено ответчиком и о наличии обстоятельств и не представлено доказательств, свидетельствующих о реализации истцом права на получение оплаты стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно до истечения установленных законом двух лет к моменту настоящего обращения за компенсацией проезда.

Суд принимает во внимание, что исходя из смысла положений ст. 34 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» право определять место проведения своего отдыха, до которого следует произвести его оплату, предоставлено лишь самому пенсионеру.

Иное толкование противоречило бы праву гражданина самостоятельно определять место своего отдыха, что означало бы недопустимое произвольное вмешательство в личную жизнь гражданина (ст. 17 Международного Пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года).

Соответственно именно г. Ейск является определенным истцом местом использования отдыха, что ответчиком не оспорено и не опровергнуто.

Поэтому ФИО1 имеет право на компенсацию ей расходов по проезду по маршруту: Бодайбо – Иркутск, Иркутск – Новосибирск, Новосибирск – Ростов-на-Дону, Ростов-на-Дону – Ейск, Ейск – Краснодар, Краснодар – Новосибирск, Новосибирск – Иркутск, Иркутск – Бодайбо.

Об отклонении истца от маршрута к месту проведения отдыха и обратно, существенно увеличивающего размер понесенных им расходов на оплату проезда по сравнению с возможным кратчайшим путем, ответчиком не заявлено.

Довод ответчика о том, что электронный авиабилет и маршрутная квитанция по маршруту Новосибирск – Иркутск не соответствуют форме электронного пассажирского билета, так как исполнены на не русском языке и не содержат обязательных реквизитов, и как следствие не подтверждают расходы истца по приобретению билета, не может быть признан обоснованным.

Так, в силу положений части 1 ст. 785 ГК РФ возмездность договора перевозки пассажира предполагается.

При этом для подтверждения факта выполнения перевозки и наличия соответствующих расходов в виде провозного тарифа, истец вправе представить любые доказательства, соответствующим требованиям ст. ст. 55, 59, 60 ГПК РФ, подтверждающие как факт осуществления перевозки, так и о размере провозной платы.

По правилам ст. 105 Воздушного кодекса РФ к перевозочным документам относятся билет, багажная квитанция, грузовая накладная, и иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, и предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта.

Билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок.

Согласно подпункту 2 пункта 1 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 8 ноября 2006 года № 134 электронный билет должен содержать следующую информацию: сведения о пассажире (для внутренних перевозок - фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок - фамилия, другие сведения в соответствии с международными нормами); наименование о код перевозчика, номер рейса, дату отправления рейса; время отправления рейса; наименование и коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса; тариф; эквивалент тарифа; итоговую стоимость перевозки; форму оплаты; сборы; наименование и код класса бронирования; код статуса бронирования; дату оформления; наименование агента/перевозчика, оформившего билет; норму бесплатного провоза багажа, уникальный номер электронного билета.

Маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) оформляется и выдается (направляется в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети) пассажиру обязательно. Маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности.

Таким образом, по смыслу вышеприведенного Приказа Министерства транспорта РФ от 8 ноября 2006 года № 134, маршрут/квитанция используется для удостоверения договора перевозки пассажира и багажа, в котором информация о воздушной перевозке пассажира и багажа представлена в электронно-цифровой форме.

Пунктом 84 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозов пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 года № 82, предусмотрено, что при регистрации пассажира в аэропорту или в пункте регистрации, расположенном за пределами аэропорта, пассажиру выдается посадочный талон. Посадочный талон содержит инициалы и фамилию пассажира, номер рейса, дату отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. При необходимости в посадочном талоне дополнительно может указываться другая информация.

Пассажир должен прибыть к выходу на посадку на борт воздушного судна не позднее времени окончания посадки на рейс, указанного в посадочном талоне. Посадка пассажира на борт воздушного судна производится при предъявлении пассажиром посадочного талона на соответствующий рейс (пункт 90 вышеприведенных Правил).

Согласно разъяснению Минтранса России от 11 мая 2010 года № 01-01-02/1429, информация вносится в билет на латинице путем транслитерации букв кириллицы на соответствующие буквы или сочетания букв латиницы и в виде единых международных кодов, не относится к иностранному языку и в этой связи может не содержать перевода на русский язык. К такой информации относятся фамилия, имя, отчество пассажира, информация о наименовании перевозчика, аэропортов, дате (месте) отправления, коде тарифа, коде валюты, форме оплаты и др., вносимые в билет на латинице в виде единых международных кодов, значение которых устанавливается на основании единых международных кодификаторов и Приказа Минтранса от 11 февраля 2005 года № 10 «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке регистрации и опубликовании тарифной информации на регулярные пассажирские перевозки, выполняемые российскими авиационными предприятиями».

Кроме того, Федеральной налоговой службой России в Письме от 26 апреля 2010 года № ШС-37-3/656@ даны разъяснения о том, что построчный перевод должны иметь документы, необходимые для исчисления налога на прибыль, составленные на иностранном языке.

Билеты, используемые для удостоверения договоров воздушной перевозки пассажира, имеют унифицированную международную форму и согласно статье 105 Воздушного кодекса Российской Федерации оформляются на бумажном носителе или в электронной форме. Электронный билет находится в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок в электронно-цифровой форме. Пассажиру выдается выписка из автоматизированной информационной системы, содержащая основные условия договора воздушной перевозки пассажира. Установленный порядок подразумевает выдачу пассажиру на бумажном носителе только маршрут/квитанции. Форма электронного пассажирского билета и багажной квитанции утверждены Приказом Минтранса России от 08 ноября 2006 г. № 134.

При этом приложена к иску и маршрут-квитанция от 2 марта 2022 года на авиаперелет по маршруту Новосибирск (Толмачево) – Иркутск 19 марта 2022 года, в котором все предусмотренные Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозов пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденными Приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 года № 82, а так же Приказом Министерства транспорта РФ от 8 ноября 2006 года № 134, выполнены на русском языке.

С учетом изложенного, указание в электронном билете, маршрут-квитанции соответствующей информации на латинице и английском языке не может служить основанием к отказу пенсионеру в возмещении понесенных ею расходов на проезд к месту отдыха и обратно по этим документам.

Факт проезда ФИО1 19 марта 2022 года по маршруту г. Новосибирск – г. Иркутск подтверждается электронным билетом, в котором указаны наименование перевозчика – S7, аэропорты отправления и прибытия – г. Новосибирск и г. Иркутск, сведения о пассажире – ФИО1 на латинице, паспортные данные пассажира *, номер рейса – S7 5227, дату и время отправления и прибытия – 19 марта 2022 года 02:00 и 05:30, номер билета – 4212436097458, класс перелета – эконом стандарт, плата за проезд – 12 500 рублей, налоги – 193 рубля, общая стоимость билета – 12 693 рубля, номер заказа, дата оформления билета – 02 марта 2022 года, форма оплаты – приведены последние цифры карты и имя плательщика – ФИО1.

Помимо этого, согласно информации АО «Авиакомпания «Сибирь» от 2 марта 2022 года подтверждено приобретении ФИО1 авиабилета на имя GRISHUNINA/TATYANA (ПАСПОРТ *) * на рейс S7 5227 за 19 марта 2022 по маршруту Новосибирск – Иркутск. Стоимость авиабилета составила 12 693 рублей. Оплата производилась банковской картой ********, владелец карты TATYANA GRISHUNINA.

Наличие у истца электронного билета, а также посадочного талона, которые согласно ст. ст. 82, 84, 78, 90 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. № 82, выдаются при наличии надлежащим образом оформленного билета, и предъявляется при посадке пассажира на борт воздушного судна, в совокупности с информацией АО «Авиакомпания «Сибирь», подтверждает факт осуществления ФИО1 проезда по маршруту Новосибирск – Иркутск авиационным транспортом избранной им авиакомпанией, а также возмездность договора перевозки и наличие осуществленных ею расходов по оплате данного проезда по установленным тарифам для экономического класса обслуживания.

Содержащиеся в электронном билете и посадочном талоне имя истца – ФИО1, серия и номер ее паспорта гражданина Российской Федерации достоверно подтверждают оформление этих документов на имя истца.

Разрешая вопрос о размере подлежащей взысканию с ответчика компенсации стоимости проезда истца к месту отдыха и обратно по маршруту, исходя из представленных проездных билетов, суд руководствуется пунктом 10 «Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 апреля 2005 года № 176, и данным к нему Разъяснением, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 марта 2016 г. № 118н.

Сведения о тарифах на проезд воздушным транспортом по соответствующему маршруту ответчиком не оспорены, доказательств, свидетельствующих об иной, более низкой стоимости проезда, им суду не представлено, равно как и о предоставлении со стороны АО «Авиакомпания «Сибирь» права бесплатного проезда истцу.

В связи с этим, суд находит, что отказ в возмещении данных расходов носил сугубо формальный характер, который не отвечает общему принципу гарантированного ст. 39 Конституции РФ социального обеспечения по основаниям, установленным законом. В данном случае, в зависимости от фактического использования проезда неработающего пенсионера к месту отдыха и обратно, а не от форм документов, подтверждающих реализацию данного права и наличия или отсутствия в них тех или иных обязательных реквизитов.

Оценивая представленные суду доказательства по правилам ст. ст. 67,68 ГПК РФ суд находит их относимыми, допустимыми и достаточными для вывода суда о наличии у неработающего пенсионера ФИО1 права на оплату проезда к месту использования отдыха и обратно, об обоснованности произведенных истцом расходов на оплату проезда в соответствии с представленными проездными документами и их соответствие требованиям «Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 апреля 2005 года № 176.

С учетом изложенного, принятые Отделением пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области решения от 05 апреля 2022 года *, от 07 июня 2022 года * в части отказа ФИО1 в выплате компенсации в виде возмещения расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту г. Новосибирск – г. Иркутск в сумме 12 693 рубля должно быть признано судом не соответствующим закону.

Разрешая спор по имеющимся в деле доказательствам и в пределах заявленных прокурором и истцом исковых требований в соответствии со ст. ст. 150, 196 ГПК РФ, суд находит, что с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Иркутской области, на основании ст. ст. 4, 34 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» подлежит взысканию компенсация стоимости проезда истца воздушным транспортом по маршруту г. Новосибирск – г. Иркутск в сумме 12 693 рубля (12 500 рублей тариф + 193 рубля таксы).

От уплаты государственной пошлины Государственное учреждение – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Иркутской области, как наделенный публичными полномочиями по аккумулированию средств страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обеспечивающий назначение и выплату государственных пенсий, действующий тем самым в защиту государственных интересов, на основании подпункта 19 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

1. Иск Прокурора г. Бодайбо в интересах ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконными решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно, удовлетворить.

2. Признать незаконными решения от 05 апреля 2022 года *, от 07 июня 2022 года * начальника отдела установления социальных выплат №1 Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Иркутской области в части отказа ФИО1 в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в сумме 12 693 рубля (Двенадцать тысяч шестьсот девяносто три рубля).

3. Взыскать с Государственного учреждения – Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области в пользу ФИО1 12 693 рубля (Двенадцать тысяч шестьсот девяносто три рубля) компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отдыха и обратно.

4. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение одного месяца через Бодайбинский городской суд.

Судья: Э.С. Ермаков