ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-507/2022 от 25.04.2022 Лабытнангского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело № 2-507/2022

УИД 89RS0002-01-2022-000601-38

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 апреля 2022 года г. Лабытнанги

Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Михайловой О.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к акционерному обществу «Почта России» о возмещении морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 отбывающий наказание в виде лишения свободы, обратился в суд с иском, к акционерному обществу «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда в сумме 2 000 руб. и штрафа за нарушение прав потребителя, по факту нарушений контрольных сроков доставки почтовой корреспонденции. Нарушение прав потребителя подтверждается письменными доказательствами. Его претензии предприятием почтовой связи на предмет возмещения причиненного морального вреда при имевших место обстоятельствах оставлены ответчиком без удовлетворения.

ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

АО «Почта России», извещенное надлежащим образом о времени, месте и дате рассмотрения дела, в судебное заседание своего ФИО2 не направило.

ФИО2 по ЯНАО в судебное заседание для дачи заключения по делу в интересах потребителя ФИО5, не явился, будучи извещенным надлежащим образом о времени, дате и месте рассмотрения дела, в заключении по делу, полагал возможным удовлетворить заявленные требования, оставив на усмотрение суда, размер компенсации морального вреда и штрафа за нарушение прав потребителя.

Выслушав истца и изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на судебную защиту.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства, что закреплено в ст. 2 Конституции Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец ФИО1 содержится в учреждении ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО и имеет правовой статус осужденного.

Материалами дела подтверждено, что истец при указанных в иске обстоятельствах являлся стороной правоотношений, регулируемых как Законом Российской Федерации от ДД/ММ/ГГ «О защите прав потребителей», так и Федеральным законом от ДД/ММ/ГГ №176-ФЗ «О почтовой связи».

Согласно ст. 37 Федерального закона от ДД/ММ/ГГ №176-ФЗ «О почтовой связи» при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.

Претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо невыплатой переведенных денежных средств, предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств.

Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки: на претензии по почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта, - в течение пяти дней; на претензии по всем другим почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств - в течение тридцати дней.

Претензия к организации федеральной почтовой связи может предъявляться как по месту приема, так и по месту назначения почтового отправления. В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.

Из материалов дела следует, что для целей досудебного урегулирования спора истцом в адрес АО «Почта России» направлялась соответствующая претензия по почтовым отправлениям направленным заказным письмом РПО 10100062791223 и простого письма отправленного ДД/ММ/ГГ в ....

Из ответа Руководителя Департамента ФИО2 качества АО «Почта России» ФИО6 от ДД/ММ/ГГ (л.д. 5-6) на указанную претензию следует, что АО «Почта России» был выявлен факт нарушения сроков пересылки: в соответствии со ст. 34 Федерального закона «О почтовой связи» от ДД/ММ/ГГ № 176-ФЗ, за ненадлежащее исполнение обязательств по пересылке почтовых отправлений оператор почтовой связи несет ответственность и возмещает пользователям убытки, причиненные при их оказании. В случае нарушения контрольного срока пересылки почтовых отправлений выплачивается неустойка в размере 3 % платы за услугу по пересылке за каждый день задержки, но не более оплаченной суммы за данную услугу. Иных выплат не предусмотрено. Первоочередным правом на получение неустойки за внутреннее почтовое отправление обладает отправитель, с которым заключен договор на оказание услуг по пересылке почтового отправления. При этом, при предъявлении претензии на нарушение контрольного срока регистрируемого почтового отправления, согласно требований ФЗ «О связи» от ДД/ММ/ГГ № 126-ФЗ, к претензии прилагаются копия договора об оказании услуг связи или иного удостоверяющего факт заключения договора документа (квитанция, опись вложения и тому подобные) и иные документы, которые необходимы для рассмотрения претензии по существу и в которых должны быть указаны сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору об оказании услуг связи. Учитывая, что к настоящей претензии не прилагается квитанция приеме заказного письма , осуществить выплату неустойки за нарушение контрольного срока его пересылки, не представляется возможным. Для рассмотрения вопроса по пересылке простого письма, в соответствии с п. 64 (б) Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от ДД/ММ/ГГ, необходимо предоставление оболочки данного почтового отправления, содержащего отметки оператора почтовой связи с датами его приема и доставки.

Как следует из ответа ФИО2 Роскомнадзора по ..., Ханты-Мансийскому автономному округу –Югре и ЯНАО от ДД/ММ/ГГ, в результате рассмотрения обращения и на основании сведений, представленных АО «Почта России» установлено, что почтовое отправление - посылка поступила в адресное отделение почтовой связи Москва 125009 с соблюдением контрольных сроков, извещение адресата о поступившем почтовом отправлении доставлено в ячейку абонентского почтового шкафа в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи. Простое письмо, в котором пересылалось обращение гражданина в адрес ФИО2 Роскомнадзора, поступило в адресное отделение почтовой связи с нарушением контрольных сроков пересылки. В отношении АО «Почта России» составлен протокол об административном правонарушении по ст.14.1 ч.3 КоАП РФ (л.д. 7).

Из ответа ФИО2 Роскомнадзора по ..., Ханты-Мансийскому автономному округу –Югре и ЯНАО от ДД/ММ/ГГ следует, что в ходе рассмотрения обращения ФИО5, в деятельности оператора почтовой связи АО «Почта России» выявлено нарушение Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от ДД/ММ/ГГ, выразившиеся в нарушении контрольного срока пересылки заказного письма . В результате рассмотрения обращения, в том числе сведений и копий документов, предоставленных АО «Почта России» по запросу ФИО2 Роскомнадзора в целях объективного и всестороннего рассмотрения обращения, установлено, что заказное письмо пересылались по сети почтовой связи АО «Почта России» с нарушением контрольного срока пересылки, что явилось нарушением Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от ДД/ММ/ГГ. Указанное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)). Протокол об административном правонарушении будет направлен в Арбитражный суд ... для рассмотрения дела об административном правонарушении и принятия мер в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из ответа на запрос ФИО2 Роскомнадзора по ..., Ханты-Мансийскому автономному округу –Югре и ЯНАО от ДД/ММ/ГГ на основании сведений, полученных в ходе рассмотрения обращения гражданина ФИО5 (вх. от ДД/ММ/ГГ) выявлено, что АО «Почта России» осуществляло деятельность по оказанию услуг почтовой связи с нарушением пункта 5 условий лицензии от ДД/ММ/ГГ, в соответствии с которым «Лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации», указанное нарушение выразилось в нарушении подпунктов «а», «в» пункта 46 «Правил оказания услуг почтовой связи», утверждённых приказом Минкомсвязи России от ДД/ММ/ГГ (далее - Правила оказания услуг почтовой связи), в соответствии с которым операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки. В отношении юридического лица АО «Почта России» ДД/ММ/ГГ составлен протокол об административном правонарушении № АП-72/3/2363. Материалы дела переданы на рассмотрение в Арбитражный суд ЯНАО ДД/ММ/ГГ №ЗС-39594-01-1/72.

В соответствии со ст.91 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от ДД/ММ/ГГ № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее – Закон о почтовой связи) услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.

В соответствии со ст.14 Закона о почтовой связи к основным гарантиям доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования относится обеспечение операторами почтовой связи надлежащего качества оказываемых услуг почтовой связи.

Согласно п. 1 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от ДД/ММ/ГГ (далее - Правила), настоящие Правила регулируют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей.

В соответствии с подп. «а» п. 46 Правил операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки; обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об установлении факта нарушения прав истца как потребителя почтовой услуги.

Статья 151 ГК РФ устанавливает, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 45 постановления от ДД/ММ/ГГ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» отметил, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

В соответствии с положениями ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Таким образом, законодательство, предусматривая в качестве способа защиты гражданских прав компенсацию морального вреда, устанавливает общие принципы для определения размера такой компенсации. Поэтому суд, определяя размер подлежащего компенсации морального вреда, в совокупности оценивает конкретные действия причинителя вреда, соотнося их с тяжестью причиненных истцу физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности.

Суд, учитывая обстоятельства по делу и сопоставив степень причиненного вреда и степень нравственных страданий истца, период нарушения, принцип разумности и справедливости, считает возможным взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 1 000 рублей, полагая данный размер разумным и справедливым.

Из материалов дела следует, что истец до обращения в суд предъявлял ответчику претензии об удовлетворении в добровольном порядке требований потребителя о компенсации морального вреда. При таких обстоятельствах взысканию в пользу истца подлежит штраф, предусмотренный п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В силу ст. 198 ГПК РФ в решении суда должно быть указано на распределение судебных расходов.

Истец, при обращении в суд с иском в защиту прав потребителя в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины.

В связи с удовлетворением заявленного иска неимущественного характера к АО «Почта России» с данного ответчика на основании ст. 103 ГПК РФ в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 -199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск ФИО1 к акционерному обществу «Почта
России» о возмещении морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с акционерного общества «Почта России» в пользу ФИО1
ФИО3 компенсацию морального вреда в сумме 1 000 рублей, штраф в
сумме 500 рублей, а всего 1 500 руб.

Взыскать с акционерного общества «Почта России» в доход бюджета
муниципального образования г.Лабытнанги государственную пошлину в сумме
300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 29 апреля 2022 года.

Председательствующий /подпись/

Копия верна:

Судья О.В. Михайлова