ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5088/2022 от 13.12.2022 Домодедовского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

<адрес> 13 декабря 2022 года

Домодедовский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Жуковой С.С.

при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО2

при участии в судебном заседании:

истца в лице представителя ФИО3, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ и представителя ФИО5, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ;

ответчика в лице генерального директора ФИО7, решение внеочередного общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ и адвоката ФИО6, ордер от 14.11.2022г., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ ;

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации городского округа Домодедово в лице представителя ФИО9, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ;

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора <адрес> в лице представителя ФИО8, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ по праву передоверия по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ;

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора МКУ «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела» в лице представителя ФИО10, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ № б/н;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления региональной безопасности <адрес>, в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Каменный цветок» о прекращении деятельности крематория;

3-и лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: <адрес>, Администрация городского округа <адрес>, Министерство строительного комплекса <адрес>, Главное управление государственного строительного надзора <адрес>, Министерство жилищной политики <адрес>, МКУ «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела», суд

УСТАНОВИЛ:

Главное управление региональной безопасности <адрес>, действуя в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, обратилось в суд с иском к ООО «Каменный цветок», в котором просит прекратить деятельность крематория (комплекса услуг по преданию тел умерших огню).

В обоснование иска указано, что ООО «Каменный цветок» на праве собственности владеет объектами недвижимости: земельным участком с кадастровым номером 50:28:0050312:45, нежилым зданием с кадастровым номером 50:28:0050312:508, сооружением с кадастровым номером 50:28:0050312:509, нежилым зданием «Крематорий» с кадастровым номером 50:28:0050312:514, расположенными по адресу: <адрес>, городской округ Домодедово, <адрес>, владение «Каменный цветок, стр. 1/1. Истец, являясь центральным исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляя исполнительно-распорядительную деятельность, в том числе в сфере безопасности и погребения на территории <адрес>, ссылаясь на статьи 4,15,16,24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" указывает, что сооружение – крематории, возведённые для предания тел (останков) умерших огню создаются на основании решения органа местного самоуправления, по принадлежности места погребения могут быть государственными или муниципальными, а крематории могут находиться только в ведении органов местного самоуправления. Единые требования к порядку деятельности таких объектов установлены постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно пункту 5-го которого земельные участки под объектами похоронного назначения должны быть оформлены в государственную или муниципальную собственность. Истец указывает, что земельный участок с кадастровым номером 50:28:0050312:45 и расположенные на нём здания и сооружения являются объектами похоронного назначения, образуя имущественный комплекс, включая здание крематория находятся в частной собственности ООО «Каменный цветок», что является незаконным, поскольку земельный участок под крематорием должен находиться в государственной либо муниципальной собственности и следовательно, его деятельность незаконна и подлежит прекращению.

Судом по ходатайству истца и ответчика к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на основании ст.43 ГПК РФ привлечены: Администрации городского округа <адрес>, МКУ «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела», Министерство строительного комплекса <адрес>, Главное управление государственного строительного надзора <адрес>, Министерство жилищной политики <адрес>.

Представители истца ФИО4, ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержали по доводам искового заявления, письменных отзывов, (т.1 л.д.5-13, 203-213, т.2 л.д.7-12). Представитель истца ФИО4 пояснил суду, что Главное управление региональной безопасности <адрес> является центральным исполнительным органом государственной власти <адрес> в соответствии с пунктами 1 и 11 постановления <адрес>-ПГ от ДД.ММ.ГГГГ наделено полномочиями, в том числе по проведению проверок, профилактики в сфере погребения и похоронного дела на территории <адрес>, при этом истец в соответствии с пунктами 11, 13.46, 15.7 Положения о Главном управлении региональной безопасности <адрес>, утверждённом Постановлением <адрес>-ПГ от ДД.ММ.ГГГГ, наделён полномочиями по осуществлению государственного контроля за деятельностью в сфере погребения и похоронного дела, имеет право в целях реализации своих полномочий обращаться в суд в защиту публичных интересов. Учитывая, что деятельность ответчика препятствует надлежащей реализации государственных функций и полномочий в сфере погребения и похоронного дела, чем наносит вред муниципальному органу, конституционному строю и всей системе государственной власти Российской Федерации, поскольку ООО «Каменный цветок» осуществляет ряд публичных функций в нарушение действующего законодательства РФ и отсутствии контроля со стороны соответствующих органов государственной власти.

Представитель истца ФИО4 пояснил суду, что заявленные требования связаны непосредственно с деятельностью крематория, как объекта похоронного назначения, находящегося в границах земельного участка ответчика, находящегося в его частной собственности, что недопустимо. Пояснил суду, что по мнению истца спор подлежит разрешению в суде общей юрисдикции по месту нахождения крематория: <адрес>, городской округ Домодедово, <адрес>, владение «Каменный цветок», стр.1/1 и адресу юридического лица : <адрес>, мкр.Северный, Каширское шосее, <адрес>А, офис 410.

Представитель истца пояснил суду, что спор не подведомственен и не подсуден Арбитражному суду <адрес>, поскольку иск подан по основанию несоблюдения ответчиком законодательства в сфере погребения и похоронного дела в городском округе Домодедово, в интересах неопределённого круга лиц.

Представитель истца в обоснование заявления ответчика о пропуске срока исковой давности пояснил суду, что в данном процессе истцом не оспаривается сделка, либо несоответствие строительных норм и правил допущенных в ходе строительства, истец заявил о прекращении деятельности юридического лица по кремированию, разрешение на ввод в эксплуатацию получено ДД.ММ.ГГГГ, поэтому срок исковой давности составляет три года и не пропущен. Просил отказать ответчику в удовлетворении заявления.

Представитель истца в обоснование заявленных требований сообщил суду, что коммерческая организация, занимающаяся похоронным делом, в нарушение действующего законодательства после проведения предания тел умерших огню выдаёт справки о кремации тел без соответствующего учета, что может привести к неучтенному кремированию тел умерших. Просил иск удовлетворить.

Интересы ответчика ООО «Каменный цветок» в судебном заседании представляли генеральный директор ФИО7 и адвокат ФИО6 на основании ордера и полномочий оговоренных в доверенности.

Представитель ответчика ФИО6 в судебном заседании просил в удовлетворении требований отказать по доводам письменных возражений на исковые требования (т.1л.д.86-95, 263-266, т.2 л.д.13-18). Пояснил, что иск заявлен не уполномоченным на то лицом, просил применить последствия пропуска срока исковой давности исчисляемого с ДД.ММ.ГГГГ и завершившегося по истечению 3-х летнего срока. Ссылался на подсудность рассматриваемого спора Арбитражному суду <адрес>. Пояснил суду, что о между Комитетом по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово ( юридическое лицо) и ООО «Каменный цветок» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:28:0050312:45 на основании постановления Администрации городского округа <адрес> ( юридическое лицо) от ДД.ММ.ГГГГ, сторонами подписан Акт приема-передачи имущества, о чем Управлением Росреестра по <адрес> в сведения Единого государственного реестра недвижимости внесена соответствующая запись о правообладателе. Ссылался на постановление Администрации городского округа Домодедово в соответствии с которым ООО «Каменный цветок» разрешено возведение отделения судебно-медицинской экспертизы и крематория по вышеуказанному адресу, о чем ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительного комплекса области выдано соответствующее разрешение. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Каменный цветок» одним из видов коммерческой деятельности является организация похорон и оказание услуг по кремации тел, о чем в государственный реестр опасных производственных объектов внесена соответствующая запись от ДД.ММ.ГГГГ, а Центральным управлением Ростехнадзора выдана лицензия от ДД.ММ.ГГГГ, в подтверждение сказанному представил письменные доказательства (т.1, л.д. 96-190). Кремационный комплекс построен в соответствии с целевым назначением и разрешённым видом использования земельного участка на законных основаниях в соответствии с разрешительной документацией и лицензией. Законодательство не содержит ограничений по установлению формы собственности при деятельности крематория. Пояснил, что первично земельный участок под строительство отделения судебно-медицинской экспертизы и крематория был сформирован и передан ответчику в долгосрочную аренду, а в дальнейшем продан собственником муниципального имущества ООО «Каменный цветок». Ответчик имеет полный пакет проектных и разрешительных документов, объекты возведены без нарушений, введены в эксплуатацию. В настоящее время отделение судебно-медицинской экспертизы еще не осуществляет деятельность по оказанию соответствующих медицинских услуг, а крематорий с даты получения необходимых и предусмотренных законодательством документов оказывает услугу по приданию тел умерших огню, помещению их праха в урны и выдаче заказчикам без захоронения.

Представитель ответчика ФИО7 в судебном заседании иск не признала по доводам письменных возражений и дополнений к ним, поддержала возражения представителя. Дополнительно пояснила, что ООО «Каменный цветок» оказывает услуг по приданию тел огню, что является лишь частью процесса захоронения и процесса погребения. Оказываемая услуга осуществляется строго по договорам, экземпляры которых подлежат хранению. После придания тела огню урна передается родственнику, заключившему договор, за период осуществления указанной деятельности невостребованных урн не было, никаких спорных ситуаций, связанных с документами лиц, тела которых преданы огню не имеется. Случаев неполучения урн с прахом, лицами заказавшими услугу на договорных основаниях не было. Выдаваемые обществом справки строго контролируются и ведется их учёт.

Деятельность ООО «Каменный цветок» не предполагает захоронения тел умерших в землю, следовательно, процесс погребения нельзя считать завершенным. Пояснила суду, что разрешение на ввод здания крематория в эксплуатацию выдано Министерством жилищной политики <адрес> в два этапа в 2020 - 2021 годы и в указные периоды времени ООО «Каменный цветок» являлся арендатором земельного участка, который в дальнейшем органом местного самоуправления был передан ответчику в собственность на основании договора купли-продажи. Администрация городского округа Домодедово передавая ООО «Каменный цветок» земельный участок в собственность не сообщила о наличии запрещений к осуществлению деятельности крематория на земле находящейся в собственности юридического лица.

Генеральный директор ФИО7 пояснила суду, что Домодедовской городской прокуратурой проводилась проверка законности деятельности ООО «Каменный цветок» нарушений не выявлено. Дополнительно пояснила, что ответчик не обязан в силу прямого указания закона передавать сведения о кремированных телах в государственные либо муниципальные учреждения. Пояснила, что юридическому лицу не запрещено иметь крематорий в собственности. Просила суд в удовлетворении иска отказать.

3-е лицо, не заявляющее самостоятельных требований на стороне истца - <адрес> в лице заместителя Домодедовского городского прокурора ФИО8, действующего по доверенности, в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал. В судебном заседании ФИО8 пояснил ответчику, что Домодедовской городской прокуратурой <адрес> дважды проводилась проверка деятельности ООО «Каменный цветок» по адресу: <адрес>, городской округ Домодедово, <адрес>, владение «Каменый цветок, стр. 1/1 на предмет соблюдения строительных норм и правил, правил по электробезопасности и пожарной безопасности, санитарных правил и гигиеническим нормативов, в ходе которых нарушений не выявлено. Пояснил, что ведения и учета предания тел умерших огню Домодедовской городской прокуратурой не проводилось. Пояснил, что ответчик обязан был изучить действующее законодательство при оформлении документов и знать нормы Федерального закона о крематории, который может находится только в ведении органа местного самоуправления.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Администрация городского округа <адрес>ФИО9 поддержал требования истца по доводам письменного отзыва (т.1. л.д.229-231). Пояснил, что Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» не допускает работу крематориев в форме частной собственности. Согласно части 1 статьи 4 ФЗ «О погребении» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а крематорий – это место погребения, которые в соответствии с частью 2 статьи 15 ФЗ «О погребении» могут быть по принадлежности – государственными, муниципальными. При этом, такая деятельность регламентирована Порядком деятельности общественных кладбищ утверждённым Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ требования которого являются обязательными для соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в ведении которых находятся объекты похоронного назначения, расположенные на территории <адрес>, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере погребения и похоронного дела на территории <адрес>, гражданами. Ответчик осуществляя деятельность в сфере погребения и похоронного дела на территории <адрес>, обязан соблюдать требования указанного порядка деятельности, в которых однозначно указано на то, что крематорий может находиться исключительно в муниципальной или государственной собственности. Дополнительно пояснил, что вопросы, связанные со строительством и вводом крематория в эксплуатацию, предметом спора по настоящему делу не являются. Неправомерное присвоение ООО «Каменный цветок» исключительных публичных функций Администрации городского округа Домодедово нарушает неотъемлемые и гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан на местное самоуправление, подрывает основы конституционного строя Российской Федерации. При осуществлении деятельности ответчик допускает нарушения норм действующего законодательства, что наносит вред государству, городскому округу <адрес> и неопределённому кругу лиц. Пояснил, что изначально был сформирован земельный участок и передан ООО «Каменный цветок» в аренду, а после завершения строительства зданий отделения судебно-медицинской экспертизы и крематория арендатор обратился за получением муниципальной услуги о предоставлении ООО «Каменный цветок» в собственность за плату земельного участка площадью 10000 кв.м. и эта услуга была оказана с последующим расторжением договора аренды этого же объекта.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора МКУ «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела» ФИО10 исковые требования поддержал по доводам письменного отзыва (т.1л.д.232-238). Пояснил, что ответчик осуществляя деятельность в сфере погребения и похоронного дела на территории <адрес> обязан соблюдать требования Порядка деятельности общественных кладбищ, утверждённого постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно пунктам 4 и 5 которого крематорий может находится, исключительно в муниципальной и государственной собственности. Ответчик ООО «Каменный цветок» в силу закона не наделен и не может быть наделен функциями специализированной государственной службы в сфере погребения и захоронения. Создание ответчиком условий, способных лишить граждан гарантированных государством прав на погребение, а также присвоение отдельных функций органов местного самоуправления как-то: ведения учета кремаций наносит вред как Российской Федерации так и неопределённому кругу лиц. Подтвердил, что ответчик в спецслужбу сведений о регистрации кремаций в нарушение пункта 46 Порядка деятельности не передавал, а отсутствие государственного контроля и учета ведет к незаконно документированным кремациям и возможности совершения противоправных действий. В соответствии с региональным законодательством справка о кремации является обязательным документом, ответчик правом на выдачу такой справки не наделен.

Третье лиц, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство строительного комплекса <адрес> в судебное заседание представителя не направило, дело рассмотрено без участия представителя по правилам п.3 ст.167 ГПК РФ.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Главное управление государственного строительного надзора <адрес>

представителя не направило. В суд поступили письменные объяснения составленные с учетом ст. 35 ГПК РФ и с ходатайством о рассмотрении дела без участия представителя, принятые к материалам дела. Из объяснений следует, что привлеченное 3-е лицо поддерживает исковые требования в полном объеме (т.2 л.д.4-5).

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство жилищной политики <адрес> судом извещено, представителя в судебное заседание не направило, отзыв не направило. Дело рассмотрено без участия представителя по основанию ч.3 ст.167 ГПК РФ.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора <адрес> судом извещено, представителя в судебное заседание не направило, отзыв не направило. Дело рассмотрено без участия представителя по основанию ч.3 ст.167 ГПК РФ.

Суд, выслушав участников процесса, изучив их письменные объяснения, отзывы, возражения, исследовав письменные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

Согласно статье 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Стороны пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.

Указанная норма конкретизируется в части 1 статьи 56 ГПК РФ, в силу которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.

Исходя из пункта 1 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Согласно статьи 68 ГПК РФ объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами.

Судом установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что Главное управление региональной безопасности <адрес>, являясь центральным исполнительным органом государственной власти <адрес> в соответствии с пунктами 1, 11, 13.46,15.7 постановления -ПГ от ДД.ММ.ГГГГ наделённое полномочиями, в том числе по проведению проверок, профилактики в сфере погребения и похоронного дела на территории <адрес>, по осуществлению государственного контроля за деятельностью в сфере погребения и похоронного дела, обратилось в суд в целях реализации своих полномочий в защиту публичных интересов и защиты неопределённого круга лиц к ООО «Каменный цветок» о прекращении незаконной деятельности крематория, расположенного по адресу: <адрес>, городской округ Домодедово, <адрес>, владение «Каменный цветок», строение 1/1.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона N 8-ФЗ местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Решение о создании других мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются.

Места погребения могут быть:

по принадлежности - государственные, муниципальные;

по обычаям - общественные, вероисповедальные, воинские;

по историческому и культурному значению - историко-мемориальные.

Таким образом, законодательством предусмотрено, что места погребения могут быть только государственные или муниципальные, а решение о создании мест погребения принимается Президентом Российской Федерации (в отношении мемориального кладбища), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона N 8-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона N 8-ФЗ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших поселения.

Согласно пунктам 1, 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьёй 9 Федерального закона N 8-ФЗ, по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Органам местного самоуправления, в частности, предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе вышеуказанных услуг.

Согласно постановлению Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ полномочиями органа местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела наделено МКУ «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела». В соответствии с пунктом 2.2 Устава МКУ предусмотрено организация формирования и содержания архивного фонда документов захоронения умерших, проведение ежегодного мониторинга состояния организации похоронного дела на территории городского округа Домодедово.

На территории <адрес> в соответствии с установленным Порядком деятельности, пунктами 31,48 на территории крематория должно быть предусмотрено место захоронения невостребованных останков (прахов).

Гарантированный перечень услуг по погребению установлен частью 1 статьи 9 Федерального закона N 8-ФЗ, которая предусматривает, что супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

По смыслу приведенных норм функции по обслуживанию и содержанию муниципальных общественных кладбищ, а равно функции по ведению регистрации и учета произведенных захоронений, осуществлению контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбище, выдаче разрешений на осуществление захоронений, отводу земельных участков под захоронения и т.д. отнесены к функциям органа местного самоуправления.

Гарантированные услуги в соответствии с перечнем, установленным Федеральным законом N 8-ФЗ, должны оказываться специализированной службой по вопросам похоронного дела безвозмездно.

В соответствии с Распоряжением ГУРБ МО от ДД.ММ.ГГГГ N 36-РГУ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Административного регламента Главного управления региональной безопасности <адрес> по осуществлению государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований <адрес> в сфере погребения и похоронного дела".

Структурным подразделением Главного управления, непосредственно отвечающим за осуществление государственного контроля, является управление по организации деятельности в сфере погребения и похоронного дела Главного управления (далее - управление).

Государственный контроль осуществляется, в том числе, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, <адрес> N 115/2007-ОЗ "О погребении и похоронном деле в <адрес>", <адрес> N 37/2016-ОЗ "<адрес> об административных правонарушениях", постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 444-ПГ "Об утверждении Положения о Главном управлении региональной безопасности <адрес>", постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1178/52 "Об утверждении Порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории <адрес>".

Главное управление обеспечивает размещение и актуализацию перечня нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля, с указанием их реквизитов и источников официального опубликования на официальном сайте Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных услуг (функций)" и в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

Учитывая вышеизложенное, госорган обратился с настоящим иском в рамках своих полномочий и в соответствии с действующим законодательством, доводы ответчика о подаче иска ненадлежащим лицом подлежат отклонению.

Судом установлено, что Главным управлением региональной безопасности <адрес>, в ходе проведённых надзорных мероприятий установлено, что ООО «Каменный цветок», осуществляющее деятельность по преданию тел огню по адресу: <адрес>, городской округ Домодедово, <адрес>, владение «Каменный цветок», строение 1/1, допускаются нарушения требований федерального законодательства о том, что земельный участок под зданием крематория не может находиться в частной собственности юридического лица.

Из представленных в материалы дела письменных доказательств следует, что ООО «Каменный цветок» (ИНН 5009084861) осуществляет коммерческую деятельность, в том числе по организации похорон и предоставлению услуг по кремации тел (ОКВЭД 96.03) на основании Устава и внесении соответствующих сведений МИФНС , что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (т.1 л.д.48-64).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Каменный цветок» и Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа <адрес> на основании постановления Администрации городского округа <адрес> «О предоставлении в аренду земельного участка» от ДД.ММ.ГГГГ, заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:28:0050312:45, расположенного по адресу: <адрес>, городской округ Домодедово, <адрес> на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ о чем органом государственной регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости внесена соответствующая запись от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.96-105).

Согласно постановлению Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждён градостроительный план вышеуказанного земельного участка, осуществлено технологическое подключение к сетям инженерно-технического обеспечения (т.1л.д.106-133).

Постановлением Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ согласована схема размещения строений и зданий на арендуемом земельном участке, оформлено разрешение на строительство объекта капитального строительства (т.1 л.д.154).

В соответствии с заключением Главного управления государственного строительного надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и разрешениям на ввод объектов в эксплуатацию выданным Министерством жилищной политики <адрес> объект капитального строительства судебно-медицинской экспертизы и крематория (1 и 2 очередь строительства) соответствуют требованиям проектной документации, ООО «Каменный цветок» разрешён ввод указанного объекта в эксплуатацию (т.1 л.д.155-170).

В соответствии с представленными в материалы дела выписками в ЕГРН внесены сведения о регистрации права собственности ООО «Каменный цветок» на следующие объекты недвижимости: нежилое здание с кадастровым номером 50:28:0050312:508 площадью 4025,3 кв.м. (отделение судебно-медицинской экспертизы), БМК с топливными резервуарами с кадастровым номером 50:28:0050312:509, нежилое здание с кадастровым номером 50628:0050312:514 площадью 1320 кв.м. (крематорий) (т.1 л.д.21-29).

Между Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово и ООО «Каменный цветок» ДД.ММ.ГГГГ расторгнут договор аренды ( пункт 3 постановления от ДД.ММ.ГГГГ) и в тот же день - ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли-продажи указанного земельного участка о чем в ЕГРН Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии <адрес>ДД.ММ.ГГГГ внесена соответствующая запись (т.1л.д.18-20,171-186). Из вышеизложенного следует, что по заявлению ООО «Каменный цветок» органом местного самоуправления оказана муниципальная услуга по предоставлению земельного участка под возведенными зданиями в собственность за плату. Оценка действий сторон сделки по досрочному расторжению договора аренды земельного участка и передаче его в собственность судом не дается, поскольку в данном споре никем не оспаривается.

Судом установлено, что крематорий размещен в нежилом здании с кадастровым номером 50:28:0050312:514, площадью 1320 кв.м., расположенном на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0050312:45, категория земель - земли населённых пунктов с видом разрешённого использования под строительство отделения судебно-медицинской экспертизы и крематория, принадлежащих на праве собственности ООО "Каменный цветок". Общество осуществляет свою деятельность по преданию тел огню с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается письменным доказательством - книгой регистрации (учета) кремации ( т.2л.д.36-63).

В силу положения пункта 2 статьи 23 Гражданского кодекса РФ в корреспонденции с абзацем 2 и 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ ответчик в соответствии с основным видом деятельности имеет право осуществлять любой вид деятельности, не запрещенный законом. Причем отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, ответчик может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Суд, на основании изложенного приходит к выводу о том, что в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", <адрес> N 115/2007-ОЗ "О погребении и похоронном деле в <адрес>", Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1178/52 "Об утверждении Порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории <адрес>" деятельность крематория (комплекс услуг по преданию тел умерших огню), расположенного по адресу: <адрес>, городской округ Домодедово, <адрес>, владение «Каменный цветок», строение 1/1 осуществляемая с ДД.ММ.ГГГГ осуществляется в нарушение действующего законодательства – запрещено осуществление деятельности крематория на земельном участке, находящемся в собственности юридического лица.

Руководствуясь вышепоименованными положениями Гражданского кодекса РФ, федеральных и региональных законов и нормативных актов суд, приходит к выводу о том, что неправомерная деятельность ответчика не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в сфере погребения и похоронного дела. Незаконность функционирования и нахождения места погребения - крематория для предания тел (останков) умерших огню в нарушение (умаление) охраняемого законом блага, несет неблагоприятные изменения: причиняет вред неопределённому кругу лиц и государству.

Осуществляя деятельность крематория, а также в силу необходимости предусмотрения места захоронения невостребованных прахов и его содержания, ООО «Каменный цветок» фактически осуществляет организацию ритуальных услуг и содержания мест захоронения на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0050312:45 в городском округе <адрес> находящемся в частной собственности, в отсутствие надлежащего государственного контроля и без соблюдения установленных государством гарантий в области похоронного дела, погребение (кремация) умерших производится самовольно, без разрешения, соответствующего учета и извещения уполномоченного органа.

Суд, соглашается с доводами истца и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований по делу, о фактическом присвоении ответчиком функций органа местного самоуправления отсутствия надлежащего учета кремаций, могилы невостребованных прахов, в части выдачи справок о кремации, что в свою очередь свидетельствует о нарушении интересов Российской Федерации и прав граждан на местное самоуправление в части надлежащего обеспечения социально значимой функции – организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения и удовлетворяет исковые требования в полном объеме.

Оценивая доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, суд не находит оснований с ними согласиться, поскольку разрешение на ввод крематория выдано Министерством Жилищной политики <адрес>ДД.ММ.ГГГГ ( 2 очередь строительства крематория), деятельность по оказанию услуг придания тел умерших огню которую просит прекратить истец началась ДД.ММ.ГГГГ, следовательно течение срока исковой давности началось со следующего дня, то есть с ДД.ММ.ГГГГ и не закончилось до дня подачи заявления в суд.

Судом также учтено, что ответчик, обращаясь за получением муниципальной услуги по передаче земельного участка в собственность не оценил все риски коммерческой деятельности в сфере придания тел умерших огню, похоронного дела и не исполнил требования действующего законодательства о чем указано выше.

Судом учтено, что в границах земельного участка возведено здание отделения судебно-медицинской экспертизы, которое не используется ответчиком по прямому назначению и не относится к деятельности крематория, не оспаривается истцом, поэтому не дается судебная оценка.

При подаче иска истец был освобожден от уплаты госпошлины на основании пункта 19 части 1 статьи 333. 36 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Ответчик не освобожден законом от уплаты госпошлины, с ООО «Каменный цветок» надлежит взыскать госпошлину в сумме 6000 рублей 00 копеек в пользу соответствующего бюджета.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Главного управления региональной безопасности <адрес>, в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обществу с ограниченной ответственностью «Каменный цветок» ( ИНН 5009084861) прекратить деятельность крематория ( комплекс услуг по преданию тел умерших огню), расположенного по адресу: <адрес>, городской округ Домодедово, <адрес>, владение «Каменный цветок», строение 1/1.

Взыскать в пользу бюджета городского округа Домодедово (УФК по <адрес> ( ИФНС РФ по <адрес>) с Общества с ограниченной ответственностью «Каменный цветок» ( ИНН 5009084861) госпошлину в размере 6000 рублей 00 копеек.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в месячный срок.

Председательствующий судья С.С. Жукова