ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-508/18 от 03.07.2018 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

дело № 2-508/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 июля 2018 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Эминова А.И.,

при секретаре Ермоленко А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Кавешниковой Иркя Равильевны к Правительству Ставропольского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ставропольскому краю, администрации г. Ставрополя, третьи лица ДНТСН «Лазурное», Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, Главное управление МЧС России по Ставропольскому краю, администрация Октябрьского района г. Ставрополя, Комитет по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации г. Ставрополя, о признании ситуации чрезвычайной, о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, установлении факта постоянного проживания в жилом доме, возложении обязанности предоставить земельный участок, признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности сформировать список пострадавших граждан, возложении обязанности включить в список пострадавших граждан, возложении обязанности утвердить список граждан,

У С Т А Н О В И Л :

Кавешникова И.Р. обратилась в суд с иском к Правительству Ставропольского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ставропольскому краю, администрации г. Ставрополя о признании ситуации чрезвычайной, о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, установлении факта постоянного проживания в жилом доме, возложении обязанности предоставить земельный участок, признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности сформировать список пострадавших граждан, возложении обязанности включить в список пострадавших граждан, возложении обязанности утвердить список граждан, обосновав свои требования тем, что в связи с тем, что в мае месяце 2017 года выпало значительное количество осадков в виде продолжительных дождей на территории Ставропольского края, дом, в котором она постоянно проживала более 10 лет, был поврежден в результате оползневых процессов. Из свидетельства о государственной регистрации права от 24.07.2008 года следует, что Кавешникова И.Р. является собственницей земельного участка, расположенного по адресу: г. Ставрополь, садоводческое товарищество «Ягодка», участок . Из свидетельства о государственной регистрации права от 24.07.2008 года следует, что Кавешникова И.Р. является собственницей жилого строения без права регистрации проживания, расположенного на садовом участке по адресу: г. Ставрополь, садовое товарищество Ягодка, . Она постоянно проживает на территории города Ставрополя, работает в должности <данные изъяты>. В акте комиссии обследования имущества, поврежденного (разрушенного) в результате оползня, произошедшего с 19 мая на 20 мая 2017 года на территории ДНТ «Ягодка» в городе Ставрополе, участок 12, указано, что на земельном участке расположен капитальный объект, этажность 2 единицы. Внешним визуальным осмотром наличие повреждений несущих конструкций не установлено. Происходит наползание земляных масс с оползневого склона. В результате сложившейся ситуации она неоднократно обращалась в органы муниципалитета с просьбой ей помочь. Но на сегодняшний день, кроме того, что ей было предоставлено право временно проживать в гостинице «Эльбрус», в которой невозможно приготовить еду и постирать одежду, никакой помощи она не получила. По вопросу признания чрезвычайной ситуации сообщено, что по информации Ставропольского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в городе Ставрополе максимальное количество выпавших осадков в виде дождя (39 мм) зафиксировано 16.05.2017 года. В соответствии с приказом МЧС России от 08.07.2004 года № 329 «Об утверждении критериев, информации о чрезвычайных ситуациях» на которое ссылается администрации города Ставрополя, одним из критериев, учитывающих особенности источника ЧС опасного метеорологического явления, является очень сильный дождь (мокрый снег, дождь со снегом) с количеством осадков - 50 мм и более за 12 часов и менее. Из постановления главы города Ставрополя № 10-п от 24.05.2017 года следует, что в целях предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации, угрозой нарушения условий жизнедеятельности людей, связанной с неблагоприятными погодными условиями, а также сильным дождем и сильным ливнем, активизацией оползневых процессов в районе пересечения улиц С.Ковалевской и Димитрова, улицы Юго-Восточной, а также улиц Розовой и Нижней дачного некоммерческого товарищества «Ягодка» муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, был введен режим функционирования «Повышенная готовность» для городского звена Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с 15 часов 24 мая 2017 года. Из п. 1.1 Распоряжения Губернатора Ставропольского края № 344-р от 24.05.2017 года следует, что введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Согласно указанному распоряжению необходимо было установить региональный уровень реагирования с целью прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций, которая наступила в результате оползневых процессов. В результате того, что на территории города Ставрополя, пересечение улиц С.Ковалевской и Димитрова, улицы Юго-Восточной, а также улиц Розовой и Нижней дачного некоммерческого товарищества «Ягодка», не был объявлен режим «Чрезвычайная ситуация», а был объявлен режим «Повышенная готовность», были нарушены её права, поскольку дом, в котором она проживала, частично разрушен, а Администрация города Ставрополя лишает ее права на получение соответствующих выплат в связи, с тем, что указанный режим чрезвычайной ситуации объявлен не был. Администрацией Октябрьского района города Ставрополя был определен пункт временного расселения граждан, пострадавших от оползневых процессов. Граждане переселены из района, подвергшегося опасному процессу смещения грунта, и размещены в отдельных номерах гостиницы «Эльбрус». Определено место хранения личного имущества. Предоставлена возможность оказания помощи в виде вывоза имущества. Произведена отсыпка дорожного полотна для предоставления возможности беспрепятственного вывоза имущества пострадавших. Из вышеуказанного следует, что чрезвычайная ситуация на территории города Ставрополя пересечение улиц С.Ковалевской и Димитрова, улицы Юго-Восточной, а также улиц Розовой и Нижней дачного некоммерческого товарищества «Ягодка», наступила, в результате которой, пострадало её имущество. Таким образом, вышеуказанное её имущество частично разрушено вследствие чрезвычайной ситуации. Вопреки сложившейся чрезвычайной ситуации и имеющей на то основание, органом местного самоуправления - администрацией города Ставрополя режим чрезвычайной ситуации не введен. На сегодняшний день она не зарегистрирована по адресу: г. Ставрополь, ДНТ «Ягодка», 12, в связи с тем, что регистрация по месту жительства, в жилом строение без права регистрации проживания, не предусмотрена действующим законодательством. В связи со сложившейся ситуацией она была вынуждена обратиться в экспертное учреждение с целью проведения строительно-технической экспертизы объекта недвижимого имущества: жилое строение без права регистрации проживания общей площадью 31.0 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ДНТ «Ягодка», , с целью определения технического состояния объекта капитального строительства и причинно-следственной связи обрушения конструктивных элементов. Из технического заключения специалиста № 40/07/17Э от 14.07.2017 года автономно некоммерческой организации «Экспертно - консультационное бюро» на основании проведенного исследования следует, что в результате проведенного технического обследования инструментальным и органолептическим методами, а также сопоставления данных с положениями ВСН 53-86(р) «Правила оценки физического износа жилых зданий», экспертом установлено, что объект исследования - жилое строение без права регистрации проживания общей площадью, общей площадью 31,0 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ДНТ «Ягодка», , находится в аварийном состоянии. До момента наступления разрушения конструктивных элементов, объекта исследования был пригоден для постоянного проживания. Не соответствует утвержденному перечню национальных стандартов и сводов правил (Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 года N 1521) применимых к данным объектам на обязательной основе, в части СП 15.13330.2012 «СНиП П-22-81* «Каменные и армокаменные конструкции», СП 63.13330.2012 Бетонные и железобетонные конструкции, таким образом, состояние несущих конструктивных элементов аварийное, в существующем состоянии объект недвижимого имущества создает угрозу жизни и здоровью граждан. Следовательно, причиной разрушения конструктивных элементов здания является воздействие атмосферных осадков (продолжительные дожди), произошла активизация оползневого процесса, произошло смещение слоя грунта. При сходе слоя грунта на образованный ниже котлован, образованный оползень, увеличивается нагрузка на основание прилегающего здания, вследствие чего произошла деформация и разрушение несущих конструкций здания. Тело оползня составляет более 1 миллиона м3, согласно таблице 4.3 относиться к очень большой масштабности склонных процессов. Из выводов заключения эксперта № 56/2018 от 09.06.2018 года следует, что в соответствии с нормативными требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», жилое строение без права регистрации проживания. Государственной Думой Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 10 апреля 2006 года № 19-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны» целью которого согласно его статье 2, является социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, для поддержания уровня их жизни, улучшения социально-экономического положения. В силу пункта 6 части 2 статьи 4 Закона № 19-кз, мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10 000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50 000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100 000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости. В целях реализации указанного выше краевого Закона на территории Ставропольского края разработан и утвержден приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13 февраля 2012 года № 95 «Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, а также членам семьи (супруге/супругу, детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении) гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае». Согласно пункту 2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для выделения указанных средств. Единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края (пункт 3 Порядка). Для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 утверждены «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», согласно которым, бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующих выплат: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека подпункт «г»; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество – 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество – 100 000 рублей (пункт 2 Правил). Во исполнение указанных Правил, МЧС России были разработаны и утверждены 03 октября 2014 года № 2-4-87-24-7 Методические рекомендации по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Таким образом, в случае признания обстановки, возникшей в период времени с 15.05.2017 года по 26.05.2017 года, на территории г. Ставрополь, Дачное некоммерческое товарищество «Ягодка», , в связи с неблагоприятными погодными условиями, выпадением осадков в виде сильного дождя и сильного ливня, активизацией оползневых процессов, приведшую к причинению ей имущественного ущерба, признать чрезвычайной ситуацией, она получит право на выплаты, установленные законодательством Российской Федерации и Ставропольского края. При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений. Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации (пункт 4 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов). Просила обстановку, возникшую в период времени с 15.05.2017 года по 26.05.2017 года на территории г. Ставрополь, Дачное некоммерческое товарищество «Ягодка», , в связи с неблагоприятными погодными условиями, выпадением осадков в виде сильного дождя и сильного ливня, активизацией оползневых процессов, приведшую к причинению имущественного ущерба Кавешниковой И.Р., признать чрезвычайной ситуацией, признать Кавешникову И.Р. пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в период времени с 15.05.2017 года по 26.05.2017 года на территории г. Ставрополя, Дачное некоммерческое товарищество «Ягодка», , возникшей в связи с выпадением осадков в виде сильного дождя и сильного ливня, активизацией оползневых процессов; установить факт постоянного проживания Кавешниковой И.Р. в доме, расположенном по адресу: город Ставрополь, Дачное некоммерческое товарищество «Ягодка», , и факт пригодности для постоянного проживания жилого строения без права регистрации проживания общей площадью 31,0 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ДНТ «Ягодка», , до неблагоприятных погодных условий, выпадения осадков в виде сильного дождя и ливня, активизации оползневых процессов в период времени с 15.05.2017 года по 26.05.2017 года, на территории г. Ставрополя, Дачное некоммерческое товарищество «Ягодка» , обязать администрацию города Ставрополя предоставить земельный участок взамен утраченного земельного участка, расположенного по адресу: город Ставрополь, Дачное некоммерческое товарищество «Ягодка», , на котором разрешено осуществлять строительство, признать за Кавешниковой И.Р. право на получение компенсации материального ущерба в размере 757 531 (семьсот пятьдесят семь тысяч пятьсот тридцать один рубль) за утраченное имущество, а именно жилое строение без права регистрации проживания, расположенного по адресу: г. Ставрополь, Дачное некоммерческое товарищество «Ягодка», , признать за Кавешниковой И.Р., право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ДНТ «Ягодка», , до неблагоприятных погодных условий, выпадения осадков в виде сильного дождя и ливня, активизации оползневых процессов в период времени с 15.05.2017 года по 26.05.2017 года, на территории г. Ставрополя, Дачное некоммерческое товарищество «Ягодка», , обязать администрацию города Ставрополя в соответствии с Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 года № 982, сформировать список пострадавших граждан, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся права на жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации, связанной с неблагоприятными погодными условиями, выпадением осадков в виде сильного дождя и сильного ливня, активизацией оползневых процессов, произошедшей в мае 2017 года на территории Дачного некоммерческого товарищества «Ягодка» муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, обязать администрацию города Ставрополя включить Кавешникову И.Р. в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в мае 2017 года на территории Ставропольского края, город Ставрополь, Дачное некоммерческое товарищество «Ягодка», .

Истец Кавешникова И.Р. в судебном заседании исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель истца Кавешниковой И.Р. по доверенности – адвокат Калинина И.В. в судебном заседании исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, пояснив, что в мае 2017 года выпало значительное количество осадков в виде продолжительных дождей на территории СК. Жилое строение, в котором постоянно проживала Кавешникова И.Р., было разрушено в результате оползневых процессов. Из заключения эксперта № 56/2018 от 09.06.2018 года следует, что общая стоимость ущерба, причиненного Кавешниковой И.Р. в результате активизации оползневого процесса, вызванного обильными и продолжительными дождями, прошедшими на территории г. Ставрополя, составляет 757531 рубль, что превышает 100 МРОТ, равных 750000 рублей. Таким образом, обстановка, возникшая в период времени с 15.05.2017 года по 26.05.2017 года на территории г. Ставрополя, ДНТ «Ягодка», , соответствует общим критериям ЧС в соответствии с Приказом МЧС № 329. По сведениям МЧС России указанная ситуация не является чрезвычайной, хотя причиной обрушения дома стало не количество осадков, а оползни и сдвиги грунтов. В своем заключении эксперт указывает, что стягивающие здание металлические тросы находя в состоянии сжатия (не растяжения), а отдельные троса оторваны от места крепления, что свидетельствует о том, что наружные стены здания не расходятся, вследствие осадок основания, а сдавливаются в результате давления грунта с тыльной стороны здания обусловленного оползневыми процессами. Таким образом, эксперт приводит прямую причинно-следственную связь. Также экспертом приводится размер ущерба, который превышает 100 МРОТ. Более того, Кавешникова И.Р. неоднократно обращалась в администрацию г. Ставрополя, Правительство Ставропольского края, но ей было отказано в признании ее потерпевшей и в выплатах. Возможность получения выплаты имелась бы, если бы орган местного самоуправления объявил режим ЧС, но он этого не сделал. Данное жилое строение восстановлению не подлежит, поэтому Кавешникова И.Р. и заявила требования о выдаче жилищного сертификата.

Представитель Правительства Ставропольского края и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края по доверенности ФИО8 исковые требования не признал и пояснил, что в соответствии с п.п. «а» п. 4 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110, предусмотрено погашение в установленном порядке государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Указанные обязательства устанавливаются статьей 24 Федерального закона № 68-ФЗ, согласно которой финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, является расходным обязательством Российской Федерации. Однако, согласно материалам дела на территории муниципального образования города Ставрополя (в т.ч. ДНТ «Ягодка») в период времени с 15 мая 2017 года по 26 мая 2017 года не вводился режим чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера, а равно, как и объект недвижимости, расположенный по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, ДНТ «Ягодка», , - не оказался в зоне чрезвычайной ситуации. Кроме того, п.п. «и» п. 2 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ, органы местного самоуправления наделены полномочиями, самостоятельно вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В соответствии с Критериями информации о чрезвычайных ситуациях, утвержденных приказом МЧС России от 08.07.2004 года № 329, одним из критериев, учитывающих особенности источника чрезвычайной ситуации является очень сильный дождь – с количеством осадков – 50 мм и более за 12 часов и менее. Однако, согласно материалов дела, а именно информации Ставропольского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, максимальное количество осадков в городе Ставрополе (в период времени с 15 по 26 мая 2017 года) в виде дождя зафиксировано за сутки 16 мая 2017 года – 39 мм. Таким образом, оснований для ведения на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» не имелось, а равно, как и отсутствуют основания для удовлетворения требований о признании обстановки, возникшей в период времени с 15.05.2017 года по 26.05.2017 года на территории города Ставрополь, ДНТ «Ягодка», , в связи с неблагоприятными погодными условиями – чрезвычайной ситуацией. Кроме того, 07 июня 1995 года Правительством Российской Федерации принято Постановление № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», в соответствии с которым признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Так, согласно пункта 2 Постановления РФ № 561, государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв.м. на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении; регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина, и его внуки. Так, согласно материалам дела Кавешникова И.Р. принадлежит на праве собственности нежилое здание, расположенное на земельном участке для ведения садоводства по адресу: г. Ставрополь, садовое товарищество Ягодка, При этом отсутствуют доказательства о том, что на период времени происходивших событий истец, фактически проживал и был зарегистрирован по месту жительства в утраченном нежилом помещении, расположенном по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, садовое товарищество «Ягодка», . Кроме того, истцом также не предоставлены доказательства, подтверждающие, что утраченное помещение являлось для него единственным. В свою очередь, Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, установлен постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 года № 982. Так, согласно раздела II вышеуказанного порядка выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата. На основании заявления гражданина, чье жилое помещение было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, и после проведения сверки сведений, указанных в заявлении, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина (для детей - свидетельство о рождении), органом местного самоуправления подготавливается список по установленной форме, который подписывается главой местной администрации муниципального образования, на территории которого проживают граждане, лишившиеся жилого помещения. Начальник главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации подписывает списки, подтверждая нахождение адресов граждан в зоне чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, совершения террористического акта или проведения мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями. Руководитель территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне проверяет списки граждан на соответствие указанных в них сведений об адресе регистрации по месту жительства и паспорте сведениям об этих гражданах, которые находятся в распоряжении Министерства внутренних дел Российской Федерации, после чего подписывает их. Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов. Методические рекомендации по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. МЧС России 03.10.2014 года № 2-4-87-24-7, содержат предложения по оформлению дополнительных документов, необходимых для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями. Согласно данных методических рекомендаций на каждый жилой дом формируется и передается в Минстрой России отдельный комплект, который содержит: личное заявление гражданина; копия свидетельства о государственной регистрации права на жилой дом; копия свидетельства государственной регистрации права на земельный участок; копия технического паспорта на жилой дом; копия заключения по обследованию строительных конструкций объекта с обязательным указанием адреса и названием организации, проводившей обследование; акт межведомственной комиссии, проводившей обследование помещения; акт визуального обследования объекта, поврежденного (разрушенного) в результате чрезвычайной ситуации, с приложением фотографий объекта, заверенных подписью и печатью руководителя (его заместителя) бюро технической инвентаризации; особое мнение членов межведомственной комиссии (если есть); заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, разрушенного (не подлежащего ремонту) в результате произошедшей чрезвычайной ситуации (название чрезвычайной ситуации с указанием даты и места). После рассмотрения документов в Минстрое России и вынесения им положительного решения, реестр согласовывается Минстроем, прикладывается письменное заключение Минстроя России в виде письма, и эти два документа представляются в МЧС России. Таким образом, исходя из буквального толкования норм Постановления Правительства РФ № 561, а так же перечня документов, необходимых для формирования списка, право у граждан на получение государственного жилищного сертификата возникает при утрате жилого помещения в результате ЧС. Так, в своем заявлении истец ссылается на наличие акта обследования помещения, фотоматериалов, подтверждающих непригодное состояние помещения, расположенного по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, ДНТ «Ягодка», для постоянного проживания и устанавливающих причинно-следственную связь между разрушением помещения и ЧС. Таким образом, жилое помещение, в котором проживали граждане, должно быть единственным; граждане одновременно должны быть зарегистрированы в утраченном жилом помещении и постоянно проживать в указанном жилище на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями. В остальных случаях риск гибели жилого помещения несет его собственник (ст. 211 Гражданского кодекса Российской Федерации). Перечисленные обстоятельства являются юридически значимыми для правильного разрешения споров о признании права на получение государственного жилищного сертификата.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ставропольскому краю, по доверенности Стрепетов В.В. в судебном заседании позицию других ответчиков поддержал, пояснив, что требования о получении жилищного сертификата не подлежат удовлетворению, так как имеется административный порядок получения указанного сертификата. Считает, что требования удовлетворению не подлежат в полном объеме, так как есть меры социальной поддержки гражданам, лишившихся жилья, которыми Кавешникова И.Р. могла бы воспользоваться.

Представитель администрации г. Ставрополя по доверенности Лянгузова С.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что действительно в мае 2017 года в результате обильных дождей у некоторых граждан было разрушено жилье. В связи с чем, главой администрации г. Ставрополя было проведено совещание, по результатам которых осуществлялся выезд по месту нахождения разрушенных домовладений и оценке причиненного ущерба, о чем составлялись акты. Гражданам, жилье которых было разрушено, была предоставлена возможность проживать в гостинице «Эльбрус». Если судом будет установлено, что действительно была чрезвычайная ситуация, то Кавешникова И.Р. получит право на получение социальных выплат. Что касается требований об установлении домика пригодным для постоянного проживания и установлении факта проживания, просила суд принять решение на свое усмотрение. Против удовлетворения требования о взыскании компенсации морального вреда возражала, так как в случае удовлетворения требований Кавешникова И.Р. получит право на меры социальной поддержки. По требованию о предоставлении земельного участка главой администрации г. Ставрополя было дано поручение о предоставлении земельных участков всем пострадавшим. Это была не мера социальной поддержки, а решение главы администрации г. Ставрополя. Против удовлетворения требования о взыскании морального вреда возражала в полном объеме.

Представители ДНТСН «Лазурное» Маркина Е.Н. и адвокат Швецов И.Э. в судебном заседании пояснили, что распоряжением Губернатора Ставропольского края № 344-р от 24 мая 2017 года, в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края, на территории Ставропольского края для Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций был введен режим чрезвычайной ситуации. Однако на территории муниципального образования г. Ставрополя режим чрезвычайной ситуации в указанный истцом период времени не вводился, что подтверждается также письмом из ГУ МЧС России по Ставропольскому краю № 3-1/377-Г от 19 сентября 2017 года, направленным в адрес Кавешниковой И. Р. Постановлением исполняющего полномочия главы г. Ставрополя ФИО13 № 10-п от 24 мая 2017 года, на территории муниципального образования г. Ставрополя Ставропольского края для городского звена Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, с 15 часов 00 минут 24 мая 2017 года был введен режим функционирования «Повышенная готовность». Представитель истца в исковом заявлении сам указывает, что, по информации Ставропольского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в г. Ставрополе, максимальное количество выпавших осадков в виде дождя (39 мм) зафиксировано 16 мая 2017 года, а, согласно Приказу МЧС России от 08.07.2004 года № 329 "Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях" (на который также ссылается представитель истца в исковом заявлении) одним из критериев, учитывающих особенности источника ЧС: опасного метеорологического явления, является очень сильный дождь – с количеством осадков - 50 миллиметров и более за 12 часов и менее. Таким образом, предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований Кавешниковой И. Р. о признании обстановки, возникшей на территории ДНТ «Ягодка», участок , г. Ставрополя, в период времени с 15 мая 2017 года по 26 мая 2017 года, связанной с неблагоприятными погодными условиями, сильным дождем и ливнем, активизацией оползневых процессов, приведшей к причинению имущественного ущерба истцу, - чрезвычайной ситуацией; о признании Кавешниковой И.Р. пострадавшей в результате указанной чрезвычайной ситуации, не имеется. Также не имеется оснований и для удовлетворения требований истца об установлении факта постоянного проживания в доме № ДНТ «Ягодка» г. Ставрополя и факта пригодности для постоянного проживания указанного дома, до обстановки, возникшей на территории ДНТ «Ягодка», участок г. Ставрополя, в период времени с 15 мая 2017 года по 26 мая 2017 года, связанной с неблагоприятными погодными условиями, сильным дождем и ливнем, активизацией оползневых процессов, поскольку, согласно исковому заявлению, истец просит об установлении факта постоянного проживания в доме № ДНТ «Ягодка» г. Ставрополя и факта пригодности для постоянного проживания указанного дома именно в связи с требованиями о возмещении ущерба в результате чрезвычайной ситуации, которой, как указаны выше, не возникло. Единовременные денежные выплаты пострадавшим гражданам за утраченное имущество первой необходимости выплачиваются либо в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, либо в связи с полной утратой имущества первой необходимости. На территории муниципального образования г. Ставрополя режим чрезвычайной ситуации в указанный истцом период времени не вводился. На момент происходивших событий Кавешникова И.Р. не была зарегистрирована в помещении по адресу: Ставрополь, ДНТ (или СТ) Ягодка, участок . Более того, в соответствии с ответом от 21 июня 2017 года начальника управления труда и социальной защиты населения администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края на обращение Руководителя комитета труда и социальной защиты населения администрации г. Ставрополя, об оказании помощи семье Кавешниковой И. Р., сообщается, что на территории муниципального образования «Мало-Барханчакского сельсовета у Кавешниковой И. Р. по адресу: а. Мало-Барханчак, <адрес>, имеется трехкомнатная квартира со всеми удобствами, которая принадлежит ей на праве собственности. Согласно содержанию свидетельства о государственной регистрации права серии <данные изъяты> от 24 июля 2008 года, Кавешниковой И.Р. принадлежит на праве собственности земельный участок с видом разрешенного использования: под сад, площадью 691 кв.м., расположенный по адресу: г. Ставрополь, СТ «Ягодка», . В соответствии с содержанием свидетельства о государственной регистрации права серии <данные изъяты> от 24 июля 2008 года, Кавешниковой И.Р. принадлежит на праве собственности нежилое здание без права регистрации проживания, расположенное на садовом земельном участке. Согласно акту обследования имущества, поврежденного (разрушенного) в результате оползня, произошедшего с 19 мая 2017 по 20 мая 2017 года на территории ДНТ «Ягодка» в г. Ставрополе, на земельном участке в СТ «Ягодка» г. Ставрополя расположен капитальный объект, этажностью 2 единицы. Внешним визуальным осмотром наличие повреждений несущих конструкций не установлено. Истец в межведомственную комиссию по вопросу признания спорного помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, не обращался. Акт межведомственной комиссии, составленный по результатам оценки соответствия помещения установленным требованиям, истцами в материалы дела не представлен. Таким образом, истцом не соблюден установленный действующим законодательством порядок признания спорного строения жилым домом. Кроме того, до настоящего времени вид разрешенного использования земельного участка «под сад» не изменен. Само по себе наличие у истца нежилого дома без права регистрации проживания, расположенного на садовом земельном участке на территории населенного пункта, в котором вводился режим «Повышенная готовность», не может служить основанием для признания её пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации. Имеющаяся в материалах дела приложенная к исковому заявлению справка, датированная августом 2017 года, о выплате Кавешниковой И.Р. членских взносов ДНТ «Ягодка» не соответствует действительности, выдана лицами, не уполномоченными на выдачу таких справок, и не удостоверена печатью ДНТ «Ягодка» либо ДНТСН «Лазурное». Просили отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя по доверенности Курилова Л.А. в судебном заседании поддержала позицию представителя администрации г. Ставрополя, просила вынести решение по делу в соответствии с нормами действующего законодательства.

Представитель Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю по доверенности Рулев П.И. в судебном заседании пояснил, что согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»: «чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей». Критерии информации о ситуации, которая является чрезвычайной, утверждены приказом МЧС России от 08.07.2004 года № 329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях» (по заключению Минюста России в государственной регистрации не нуждается, исх. № 07-02- 1277-97 от 12.08.97 года) (далее - Приказ № 329). В соответствии с приложением к приказу № 329 (раздел 2, пункт 2.3, подпункты 2.3.2. - 2.3.4.): Общие критерии опасных метеорологических явлений: Число погибших - 2 чел. и более. Число госпитализированных - 4 чел. и более. Прямой материальный ущерб: гражданам - 100 МРОТ; организации - 500 МРОТ. Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади - 100 га и более. Критерии, учитывающие особенности источника чрезвычайной ситуации: Очень сильный дождь (мокрый снег, дождь со снегом) - количество осадков - 50 мм и более за 12 ч и менее; в селеопасных горных районах - 30 мм и более за 12 ч и менее. Сильный ливень (очень сильный ливневый дождь) - количество осадков 30 мм и более за 1 час и менее. Продолжительные сильные дожди - количество осадков 100 мм и более за период более 12 часов, но менее 48 часов. Следовательно, для признания ситуации чрезвычайной, необходимо соответствие общих критериев и критериев, учитывающих особенности источника чрезвычайной ситуации. Главное управление МЧС России по Ставропольскому краю считает, что для удовлетворения иска, по каждому из вопросов, необходимо выполнение определенных условий и установленного порядка.

Представитель администрации Октябрьского района г. Ставрополя по доверенности Асратян К.О. в судебном заседании пояснила, что может подтвердить факт произошедших событий, администрация Октябрьского района г. Ставрополя занималась расселением граждан, семья Кавешниковой И.Р. была в числе пострадавших. Они поселили Кавешникову И.Р. для проживания в гостиницу «Эльбрус», и до настоящего времени она с семьей там проживает. При условии установления судом юридически значимых фактов не возражает против удовлетворения заявленных требований.

Представитель Комитета по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации г. Ставрополя по доверенности Павлова З.В. в судебном заседании поддержала позицию представителя администрации г. Ставрополя, пояснив, что оснований для ввода режима ЧС не было. Просила принять решение в соответствии с нормами действующего законодательства.

Выслушав стороны, исследовав материалы данного гражданского дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. ст. 55, 56, 59, 60, 67 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу статьи 2 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона № 68-ФЗ, граждане Российской Федерации имеют право на возмещение, кроме прочего, ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Согласно статье 1 Федерального закона № 68-ФЗ: «чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей». Критерии информации о ситуации, которая является чрезвычайной, утверждены приказом МЧС России от 08.07.2004 года № 329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях» (по заключению Минюста России в государственной регистрации не нуждается, исх. № 07-02-1277-97 от 12.08.97 года). В соответствии с приложением к Приказу Ш 329 (раздел 2, пункт 2.3, подпункты 2.3.2. - 2.3.4.): Общие критерии опасных метеорологических явлений: Число погибших - 2 чел. и более, число госпитализированных - 4 чел. и более; прямой материальный ущерб: гражданам - 100 МРОТ, организации - 500 МРОТ; гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади - 100 га и более.

Критерии, учитывающие особенности источника чрезвычайной ситуации: очень сильный дождь (мокрый снег, дождь со снегом) - количество осадков – 50 мм и более за 12 ч и менее; в селеопасных горных районах - 30 мм и более за 12 ч и менее; сильный ливень (очень сильный ливневый дождь) - количество осадков 30 мм и более за 1 час и менее; продолжительные сильные дожди - количество осадков 100 мм и более за период более 12 ч., но менее 48 ч.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона № 68-ФЗ, граждане Российской Федерации имеют право на возмещение, кроме прочего, ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Согласно статьи 10 Закона № 68 - ФЗ Правительство Российской Федерации определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» определено, что в целях оказания помощи в приобретении жилого помещения гражданами Российском Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий производится выпуск государственных жилищных сертификатов, выдача которых осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации (преамбула, пункт 1).

Пунктом 4 Постановления № 561 установлено, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством строительства Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов.

Во исполнение указанного постановления 10 июля 1995 года Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства Российской Федерации и Министром финансов Российской Федерации утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов.

Согласно пункту 2 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата.

Пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 года № 982 «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» установлено, что выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия.

Согласно положениям указанного Порядка, на основании заявления гражданина, чье жилое помещение было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, органом местного самоуправления подготавливается список, который подписывается главой местной администрации муниципального образования, на территории которого проживают граждане, лишившиеся жилого помещения.

Начальник главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации подписывает списки, подтверждая нахождение адресов граждан в зоне чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия.

Руководитель территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне проверяет списки граждан на соответствие указанных в них сведений об адресе регистрации по месту жительства и паспорте сведениям об этих гражданах, которые находятся в распоряжении Министерства внутренних дел Российской Федерации, после чего подписывает их.

Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федераций для осуществления последующего погашения сертификатов.

В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований.

Судом установлено, что Кавешникова И.Р. является собственницей земельного участка и жилого строения без права регистрации проживания, расположенного по адресу: г. Ставрополь, садоводческое товарищество «Ягодка», участок .

Факт разрушения принадлежащего истцу садового дома зафиксирован актом обследования имущества, составленного комиссией, в состав которой входили: руководитель отдела социальной работы администрации Октябрьского района города Ставрополя ФИО26 ведущий техник отдела по взаимодействию с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя ФИО19, главный специалист отдела капитального строительства комитета градостроительства администрации города Ставрополя ФИО20, главный специалист комитета по делам ГО и ЧС администрации города Ставрополя ФИО21, ведущий специалист отдела социальной помощи и поддержки населения комитета труда и социальной защиты населения администрации города Ставрополя ФИО22, главный специалист администрации Октябрьского района города Ставрополя ФИО23

Согласно указанному акту в результате осмотра объекта, расположенного на земельном участке в ДНТ «Ягодка», , комиссией установлено, что на земельном участке расположен капитальный объект, этажность 2 единицы. Внешним визуальным осмотром наличие повреждений несущих конструкций не установлено. Происходит наползание земляных масс оползневого склона.

В связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края, распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24 мая 2017 года № 344-р на территории Ставропольского края был введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Пунктом 1.6.2 указанного распоряжения главам администраций муниципальных образований Ставропольского края было рекомендовано ввести для органов управления и сил соответствующих звеньев Ставропольской краевой территориальной подсистемы режим чрезвычайной ситуации на муниципальном уровне и назначить своими правовыми актами руководителей ликвидации чрезвычайной ситуации на территории соответствующих муниципальных образований Ставропольского края.

Подпунктом «и» пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ установлено право органов местного самоуправления самостоятельно вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Критериями информации о чрезвычайных ситуациях, утвержденных приказом МЧС России от 08.07.2004 года № 329, одним из критериев, учитывающих особенности источника чрезвычайной ситуации является очень сильный дождь – с количеством осадков – 50 мм и более за 12 часов и менее.

Согласно материалом дела, а именно информации Ставропольского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, максимальное количество осадков в городе Ставрополе (в период времени с 15 по 26 мая 2017 года) в виде дождя зафиксировано за сутки 16 мая 2017 года – 39 мм.

Таким образом, оснований для ведения на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» не имелось, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения искового требования о признании обстановки, возникшей в период времени с 15.05.2017 года по 26.05.2017 года на территории города Ставрополь, ДНТ «Ягодка», , в связи с неблагоприятными погодными условиями – чрезвычайной ситуацией.

Пунктом 24 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 года № 794 определено, что при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций решением руководителя органа местного самоуправления, на территории которого могут возникнуть чрезвычайные ситуации, устанавливается режим повышенной готовности для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Постановлением главы города Ставрополя от 24.05.2017 года № 10-п на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края был введен режим функционирования «Повышенная готовность» для городского звена Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п. п. «а» п. 4 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110, предусмотрено погашение в установленном порядке государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Указанные обязательства устанавливаются статьей 24 Федерального закона № 68-ФЗ, согласно которой финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, является расходным обязательством Российской Федерации.

Как установлено в суде, на территории муниципального образования города Ставрополя (в т.ч. ДНТ «Ягодка») в период времени с 15 мая 2017 года по 26 мая 2017 года не вводился режим чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера, и, следовательно, объект недвижимости, расположенный по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, ДНТ «Ягодка», , не находился в зоне чрезвычайной ситуации.

Кроме того, 07 июня 1995 года Правительством Российской Федерации принято Постановление № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», в соответствии с которым признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Так, согласно пункту 2 Постановления РФ № 561, государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения.

Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении; регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении.

Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина, и его внуки.

Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, установлен Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 № 982.

Согласно раздела II вышеуказанного порядка выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата.

На основании заявления гражданина, чье жилое помещение было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, и после проведения сверки сведений, указанных в заявлении, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина (для детей - свидетельство о рождении), органом местного самоуправления подготавливается список по установленной форме, который подписывается главой местной администрации муниципального образования, на территории которого проживают граждане, лишившиеся жилого помещения.

Начальник главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации подписывает списки, подтверждая нахождение адресов граждан в зоне чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, совершения террористического акта или проведения мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями.

Руководитель территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне проверяет списки граждан на соответствие указанных в них сведений об адресе регистрации по месту жительства и паспорте сведениям об этих гражданах, которые находятся в распоряжении Министерства внутренних дел Российской Федерации, после чего подписывает их.

Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.

Методические рекомендации по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденные МЧС России 03.10.2014 года № 2-4-87-24-7, содержат предложения по оформлению дополнительных документов, необходимых для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

Согласно данных методических рекомендаций на каждый жилой дом формируется и передается в Минстрой России отдельный комплект, который содержит: личное заявление гражданина; копия свидетельства о государственной регистрации права на жилой дом; копия свидетельства государственной регистрации права на земельный участок; копия технического паспорта на жилой дом; копия заключения по обследованию строительных конструкций объекта с обязательным указанием адреса и названием организации, проводившей обследование; акт межведомственной комиссии, проводившей обследование помещения; акт визуального обследования объекта, поврежденного (разрушенного) в результате чрезвычайной ситуации, с приложением фотографий объекта, заверенных подписью и печатью руководителя (его заместителя) бюро технической инвентаризации; особое мнение членов межведомственной комиссии (если есть); заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, разрушенного (не подлежащего ремонту) в результате произошедшей чрезвычайной ситуации (название чрезвычайной ситуации с указанием даты и места).

После рассмотрения документов в Минстрое России и вынесения им положительного решения, реестр согласовывается Минстроем, прикладывается письменное заключение Минстроя России в виде письма, и эти два документа представляются в МЧС России.

Таким образом, исходя из буквального толкования норм Постановления Правительства РФ № 561, а так же перечня документов, необходимых для формирования списка, право у граждан на получение государственного жилищного сертификата возникает при утрате жилого помещения в результате ЧС.

В своем иске истец ссылается на наличие акта обследования помещения, фотоматериалов, подтверждающих непригодное состояние помещения, расположенного по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, ДНТ «Ягодка», для постоянного проживания и устанавливающих причинно-следственную связь между разрушением помещения и ЧС.

Однако, согласно разъяснениям, указанным в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», объектом отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены статьей 15 ЖК РФ. Жилым признается изолированное помещение, относящееся к недвижимому имуществу, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2 статьи 15 ЖК РФ). Судам надлежит иметь в виду, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами (части 3, 4 статьи 15 ЖК РФ). В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.

Согласно п. 7 Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Пунктом 42 Положения предусмотрено, что комиссия на основании заявления собственника помещения, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Таким образом, вопросы признания жилых помещений частного жилищного фонда пригодными (непригодными) для проживания граждан отнесены к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органами местного самоуправления.

Кроме того, согласно Положению о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 25.12.2014 года № 545-п «Об утверждении Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края», министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по осуществлению мероприятий, связанных с исполнением обязательств по государственным жилищным сертификатам, выдаваемым гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями. Иные полномочия в отношении государственных жилищных сертификатов данным положением не предусмотрены.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»и в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 года № 561, право на получение государственного жилищного сертификата и, следовательно, выделение государством помощи в связи с утратой жилого помещения имеют граждане Российской Федерации при одновременном наличии следующих условий: постоянного проживания на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении; регистрации на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении; утраты единственного жилого помещения в результате стихийного бедствия.

Таким образом, жилое помещение, в котором проживали граждане, должно быть единственным; граждане одновременно должны быть зарегистрированы в утраченном жилом помещении и постоянно проживать в указанном жилище на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями. В остальных случаях риск гибели жилого помещения несет его собственник (ст. 211 Гражданского кодекса Российской Федерации). Перечисленные обстоятельства являются юридически значимыми для правильного разрешения споров о признании права на получение государственного жилищного сертификата.

В судебном заседании установлено, что истец Кавешникова И.Р. является собственником трехкомнатной квартиры со всеми удобствами по адресу: а. Мало-Барханчак, <адрес> (л.д. 89).

Однако, в ходе настоящего судебного разбирательства не нашло своего подтверждения, что утрата помещения, в котором была зарегистрирована истица, произошла в мае 2017 года в результате чрезвычайной ситуации, вызванной неблагоприятными погодными условиями, а также сильным дождем и сильным ливнем, активизацией оползневых процессов.

В связи с изложенным у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований: о признании чрезвычайной ситуацией остановки, возникшей в период времени с 15.05.2017 года по 26.05.2017 года, на территории г. Ставрополя, Дачное некоммерческое товарищество «Ягодка», в связи с неблагоприятными погодными условиями, выпадением осадков в виде сильного дождя и сильного ливня, активизацией оползневых процессов, приведшую к причинению имущественного ущерба Кавешниковой И.Р.; о признании Кавешниковой И.Р. пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в период времени с 15.05.2017 года по 26.05.2017 года, на территории г. Ставрополя, Дачное некоммерческое товарищество «Ягодка», , возникшей в связи с выпадением осадков в виде сильного дождя и сильного ливня, активизацией оползневых процессов; о возложении обязанности на администрацию города Ставрополя предоставить земельный участок взамен утраченного земельного участка, расположенного по адресу: город Ставрополь, Дачное некоммерческое товарищество «Ягодка», 12, на котором разрешено осуществлять строительство; о признании права на получение компенсации материального ущерба в размере 757531 (семьсот пятьдесят семь тысяч пятьсот тридцать один) рубль, за утраченное имущество, а именно жилое строение без права регистрации проживания, расположенного по адресу: г. Ставрополь, Дачное некоммерческое товарищество «Ягодка», ; о признании права на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ДНТ «Ягодка», , до неблагоприятных погодных условий, выпадения осадков в виде сильного дождя и ливня, активизации оползневых процессов в период времени с 15.05.2017 года по 26.05.2017 года на территории г. Ставрополя, Дачное некоммерческое товарищество «Ягодка», ; о возложении обязанности на администрацию города Ставрополя в соответствии с Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 года № 982, сформировать список пострадавших граждан, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся права на жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации, связанной с неблагоприятными погодными условиями, выпадением осадков в виде сильного дождя и сильного ливня, активизацией оползневых процессов, произошедшей в мае 2017 года на территории Дачного некоммерческого товарищества «Ягодка» муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края; о возложении обязанности на администрацию города Ставрополя включить Кавешникову И.Р. в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации произошедшей в мае 2017 года на территории Ставропольского края, город Ставрополь, Дачное некоммерческое товарищество «Ягодка», .

Что касается требования об установлении факта постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Ставрополь, ДНТ «Ягодка», , до неблагоприятных погодных условий, выпадения осадков в виде сильного дождя и ливня, активизации оползневых процессов в период времени с 15.05.2017 года по 26.05.2017 года, на территории г. Ставрополь, Дачное некоммерческое товарищество «Ягодка», , и факта пригодности для постоянного проживания жилого строения без права регистрации проживания общей площадью 31,0 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ДНТ «Ягодка», , до неблагоприятных погодных условий, выпадения осадков в виде сильного дождя и ливня, активизации оползневых процессов в период времени с 15.05.2017 года по 26.05.2017 года, на территории г. Ставрополя, Дачное некоммерческое товарищество «Ягодка», ,суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Учитывая, что суд пришел к выводу об отказе в иске о признании истицы пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, а также в признании за ней права на получение государственного жилищного сертификата, об обязании администрации г. Ставрополя сформировать список пострадавших и включить в список пострадавших граждан, об обязании Правительства СК утвердить такой список, установление юридического факта постоянного проживания истицы в мае 2017 года в ДНТ «Ягодка» в доме № и факта пригодности для постоянного проживания жилого строения без права регистрации проживания не повлечет для истицы возникновение каких-либо прав.

В связи с изложенным в установлении факта постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Ставрополь, ДНТ «Ягодка», неблагоприятных погодных условий, выпадения осадков в виде сильного дождя и ливня, активизации оползневых процессов в период времени с 15.05.2017 года по 26.05.2017 года, на территории г. Ставрополя, Дачное некоммерческое товарищество «Ягодка», и факта пригодности для постоянного проживания жилого строения без права регистрации проживания общей площадью 31,0 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ДНТ «Ягодка», , до неблагоприятных погодных условий, выпадения осадков в виде сильного дождя и ливня, активизации оползневых процессов в период времени с 15.05.2017 года по 26.05.2017 года, на территории г. Ставрополя, Дачное некоммерческое товарищество «Ягодка», следует отказать.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к изложенным выводам.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Кавешниковой Иркя Равильевны о признании чрезвычайной ситуацией остановку, возникшую в период времени с 15.05.2017 года по 26.05.2017 года, на территории г. Ставрополя, Дачное некоммерческое товарищество «Ягодка», в связи с неблагоприятными погодными условиями, выпадением осадков в виде сильного дождя и сильного ливня, активизацией оползневых процессов, приведшую к причинению имущественного ущерба Кавешниковой Иркя Равильевне, – оставить без удовлетворения.

Исковые требования Кавешниковой Иркя Равильевны о признании Кавешниковой Иркя Равильевны пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в период времени с 15.05.2017 года по 26.05.2017 года, на территории г. Ставрополя, Дачное некоммерческое товарищество «Ягодка», , возникшей в связи с выпадением осадков в виде сильного дождя и сильного ливня, активизацией оползневых процессов, – оставить без удовлетворения.

Исковые требования Кавешниковой Иркя Равильевны об установлении факта постоянного проживания Кавешниковой Иркя Равильевны в доме, расположенном по адресу: город Ставрополь, Дачное некоммерческое товарищество «Ягодка», , и факта пригодности для постоянного проживания жилого строения без права регистрации проживания общей площадью 31,0 кв.м., расположенныйна земельном участке с кадастровым номером , по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ДНТ «Ягодка», , до неблагоприятных погодных условий, выпадения осадков в виде сильного дождя и ливня, активизации оползневых процессов в период времени с 15.05.2017 года по 26.05.2017 года, на территории г. Ставрополя, Дачное некоммерческое товарищество «Ягодка», – оставить без удовлетворения.

Исковые требования Кавешниковой Иркя Равильевны о возложении обязанности на администрацию города Ставрополя предоставить земельный участок взамен утраченного земельного участка, расположенного по адресу: город Ставрополь, Дачное некоммерческое товарищество «Ягодка», 12, на котором разрешено осуществлять строительство, – оставить без удовлетворения.

Исковые требования Кавешниковой Иркя Равильевны о признании за ней права на получение компенсации материального ущерба в размере 757531 (семьсот пятьдесят семь тысяч пятьсот тридцать один) рубль, за утраченное имущество, а именно жилое строение без права регистрации проживания, расположенного по адресу: г. Ставрополь, Дачное некоммерческое товарищество «Ягодка», , – оставить без удовлетворения.

Исковые требования Кавешниковой Иркя Равильевны о признании за ней права на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ДНТ «Ягодка», , до неблагоприятных погодных условий, выпадения осадков в виде сильного дождя и ливня, активизации оползневых процессов в период времени с 15.05.2017 года по 26.05.2017 года на территории г. Ставрополя, Дачное некоммерческое товарищество «Ягодка», , – оставить без удовлетворения.

Исковые требования Кавешниковой Иркя Равильевны о возложении обязанности на администрацию города Ставрополя в соответствии с Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 года № 982, сформировать список пострадавших граждан, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся права на жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации, связанной с неблагоприятными погодными условиями, выпадением осадков в виде сильного дождя и сильного ливня, активизацией оползневых процессов, произошедшей в мае 2017 года на территории Дачного некоммерческого товарищества «Ягодка» муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, – оставить без удовлетворения.

Исковые требования Кавешниковой Иркя Равильевны о возложении обязанности на администрацию города Ставрополя включить Кавешникову Иркя Равильевну в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации произошедшей в мае 2017 года на территории Ставропольского края, город Ставрополь, Дачное некоммерческое товарищество «Ягодка», , – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня его изготовления в мотивированной редакции.

Мотивированное решение суда изготовлено 6 июля 2018 года.

Судья А.И.Эминов