Дело № 2 – 508/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июля 2018 года город Торжок
Торжокский городской суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Морозовой И. С.
при секретаре Кукушкиной Е. С.,
с участием представителя процессуального истца — помощника Торжокского межрайонного прокурора Алексеевой О. О.,
представителя ответчика - муниципального унитарного предприятия города Торжка «Горэнерго» Пуриной Н. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Торжокского межрайонного прокурора в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту трудовых прав Степновой Н.В. к муниципальному унитарному предприятию города Торжка «Горэнерго» о взыскании недоначисленной заработной платы с учётом индексации в соответствии с ОТС в ЖКХ на 2014 – 2016 годы и индексации по приказу директора МУП города Торжка «Горэнерго» с 01.02.2017 за период с 01.01.2017 по 31.08.2017 в сумме 16 637 рублей 02 копейки и компенсации за задержку недоначисленной заработной платы и премии за период с 01.01.2017 по 31.08.2017 по день вынесения решения суда,
у с т а н о в и л:
Торжокский межрайонный прокурор в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (с учётом уточнения иска в части суммы заработной платы) обратился в суд с иском в защиту трудовых прав Степновой Н. В. к муниципальному унитарному предприятию города Торжка «Горэнерго» о взыскании недоначисленной заработной платы с учётом индексации в соответствии с ОТС в ЖКХ на 2014 – 2016 годы и индексации по приказу директора МУП города Торжка «Горэнерго» с 01.02.2017 за период с 01.01.2017 по 31.08.2017 в сумме 16 637 рублей 02 копейки и компенсации за задержку недоначисленной заработной платы и премии за период с 01.01.2017 по 31.08.2017 по день вынесения решения суда.
В обоснование заявленных требований указано следующее.
Истец Степнова Н. В. работает в МУП города Торжка, за период с января по 31 августа 2017 года заработная плата ей начислялась и выплачивалась без учета индекса потребительских цен.
Ссылаясь на положения статей 2, 130, 134 Трудового кодекса Российской Федерации, прокурор указывает на то, что индексация заработной платы истцу не производилась.
Пунктом 3 Положения по оплате труда и премировании работников, действующего в МУП города Торжка «Горэнерго» с 2013 года, предусмотрено, что заработная плата работников состоит из должностного оклада, указанного в трудовом договоре в соответствии со штатным расписанием; доплат, надбавок и других выплат стимулирующего и компенсационного характера; премии. Обеспечение повышения уровня заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (ст. 134 ТК РФ).
Так, в соответствии решениями Торжокского городского суда от 31 августа 2016 года по делу № 2-819/2016, от 30 августа 2016 года по делу № 2 - 878/2016 и от 30 июня 2017 года по делу № 2-374/2017 на ответчика возложены обязанности по повышению размера окладов с учетом индекса потребительских цен в соответствии с Региональным соглашением между органами государственной власти Тверской области, объединениями профсоюзов Тверской области и объединениями работодателей Тверской области, по заключению дополнительных соглашений, взысканы денежные средства.
Между тем, в 2017 году с 01.01.2017 по 31.08.2017 истцу выплата заработной платы производилась без учёта указанных решений суда и приведённых положений закона, ввиду чего образовалась задолженность по заработной плате.
Прокурор также просит взыскать с ответчика компенсацию за задержку недоначисленной заработной платы в соответствии со ст. 236 ТК РФ, пунктами 7 и 8 Положения по оплате труда и премировании работников с 01 января 2017 года и по день вынесения решения суда.
Истец Степнова Н. В., будучи надлежаще извещённой о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, представив заявление о том, что просит отказать в удовлетворении ходатайства представителя ответчика о применении последствий пропуска срока обращения прокурора в суд с иском в её интересах о возложении обязанности произвести выплату, полагает, что срок обращения в суд не пропущен, поскольку она до настоящего времени является сотрудником МУП г. Торжка «Горэнерго», а нарушение трудового законодательства со стороны работодателя носит длящийся характер.
Представитель процессуального истца — помощник Торжокского межрайонного прокурора Алексеева О. О. уточнённые исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, полагала, что срок обращения в суд с иском истцом не пропущен.
Представитель ответчика – МУП города Торжка «Горэнерго» Пурина Н. В. в судебном заседании иск признала в части невыплаченных сумм заработной платы и компенсации за задержку её выплаты, заявив о пропуске истцом срока на обращение в суд за разрешением трудового спора по требованиям за январь и февраль 2017 года.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципальное образование город Торжок в лице Комитета по управлению имуществом города Торжка в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте слушания дела извещалось своевременно и надлежащим образом, ему были направлены судебные извещения по адресу, имеющемуся в материалах дела.
Также третье лицо и истец были извещены путем публичного размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Торжокского городского суда в сети «Интернет»: torzhoksky.twr.sudrf.ru. Об уважительных причинах своей неявки третье лицо не сообщило, об отложении разбирательства по делу не просило.
От Комитета по управлению имуществом муниципального образования город Торжок Тверской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истца Степновой Н. В. и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения данного дела.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии с частью 1 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Согласно части 2 статьи 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (часть 4 статьи 135 ТК РФ).
В силу части 5 статьи 135 ТК РФ условия оплаты труда, определённые трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определённые коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 6 статьи 135 ТК РФ).
Частью 1 статьи 144 ТК РФ установлено, что системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (статья 134 ТК РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
Статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено право работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии с требованиями статей 22, 136 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном объеме причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные трудовым договором и локальными правовыми актами, не реже, чем каждые полмесяца.
Трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (часть 1 статьи 56 ТК РФ).
Таким образом, дополнительные соглашения являются неотъемлемой частью трудового договора.
Согласно уставу муниципального унитарного предприятия города Торжка «Горэнерго», утвержденному распоряжением Комитета по управлению имуществом города Торжка № 40 от 14.04.2009 года, с изменениями, внесенными распоряжением Председателя Комитета по управления имуществом г. Торжка № 18 от 21.03.2014 г., устав является новой редакцией устава МП «Торжокские городские электрические сети». Основной вид деятельности: передача пара и горячей воды (тепловой энергии). Поставлен на учет в налоговом органе ОГРН 1026901917668. Относится к объектам жилищно-коммунального хозяйства.
Судом установлено, что истец Степнова Н. В. состоит в трудовых отношениях с ответчиком – МУП г. Торжка «Горэнерго» c 03 октября 2012 года по настоящее время в должности оператора газовой котельной.
Указанный факт в судебном заседании сторонами не оспаривался, нашёл подтверждение в представленных суду копиях следующих документов: трудового договора № 19 от 03 октября 2012 года, дополнительных соглашений к трудовому договору от: 13 августа 2013 года, 12 января 2015 года, 07 апреля 2016 года, 20 января 2017 года, 12 октября 2017 года, 01 ноября 2017 года, 05 марта 2018 года, приказа о принятии на работу № 80-лс от 03 октября 2012 года, приказа о переводе на другу работу № 69-лс от 10.04.2013, копии трудовой книжки серии АТ-V № 4592510.
Разрешая требование о взыскании в пользу истца недоначисленных сумм заработной платы и премии за период с 01 января 2017 года по 31 августа 2017 года с учётом индекса потребительских цен на товары и платные услуги населения Российской Федерации, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
В соответствии со статьями 27, 45 Трудового кодекса РФ одной из форм социального партнерства является соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнёрства в пределах их компетенции.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (часть 8 статьи 45 Трудового кодекса РФ).
Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта РФ (часть 7 статьи 45 Трудового кодекса РФ).
Процедура присоединения к ОТС и отказа от присоединения к нему регулируется статьей 48 Трудового кодекса РФ.
Указанной нормой закона предусмотрено следующее: если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях (часть 7 и часть 8 статьи 48 Трудового кодекса РФ).
Данные положения частей седьмой и восьмой статьи 48 Трудового кодекса РФ направлены на унификацию условий труда работников отрасли и установление единой системы социальных гарантий для всех трудящихся, работающих в одинаковых производственных условиях.
Таким образом, в силу указанных норм закона, если предложение было опубликовано, и сроки для совершения работодателем действий по отказу от присоединения к соглашению (30 календарных дней со дня официального опубликования предложения) истекли, то соглашение в полном объеме распространяется на работодателя, осуществляющего деятельность в соответствующей отрасли, несмотря на то, что он не принимал участия в подписании указанного соглашения.
Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2014 - 2016 годы (далее - ОТС в ЖКХ на 2014 - 2016 годы), утвержденное Минрегионом России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 09 сентября 2013 года и вступившее в силу с 01 января 2014 года, со сроком действия по 31 декабря 2016 года включительно, заключено на федеральном уровне между работодателями и работниками Организаций в лице их полномочных представителей (сторон): от работодателей - Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз коммунальных предприятий», от работников - Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения, от федеральных государственных учреждений - Министерство регионального развития РФ.
В соответствии приложением к ОТС в ЖКХ на 2014 - 2016 годы, являющимся его неотъемлемой частью, в перечень организаций, на которые распространяется действе Отраслевого тарифного соглашения, входят, в том числе, согласно п. 4 – организации коммунального теплоснабжения.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2007 года № 260, изданным в соответствии со статьей 48 Трудового кодекса РФ, утвержден Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению (далее - Порядок).
В соответствии с указанным Порядком Федеральная служба по труду и занятости в течение трех календарных дней со дня регистрации соглашения (изменений и дополнений к нему) направляет текст соглашения и сведения о его регистрации в Министерство здравоохранения и социального развития РФ для размещения на официальном сайте Министерства (www.minzdravsoc.ru) и опубликования в журнале «Охрана и экономика труда», а также для опубликования в журнале «Промышленник России» и газете «Солидарность». После опубликования в журнале «Охрана и экономика труда» и размещения на официальном сайте Министерства (www.minzdravsoc.ru) стороны соглашения вправе предложить Министру здравоохранения и социального развития РФ обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключении соглашения, с предложением присоединиться к нему. Предложение работодателям о присоединении к соглашению направляется Министерством здравоохранения и социального развития РФ для официального опубликования в «Российскую газету».
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то в соответствии с частью 9 статьи 48 Трудового кодекса РФ, соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.
ОТС в ЖКХ РФ на 2014 - 2016 годы прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, опубликовано в журнале «Законодательные и нормативные документы в ЖКХ» (№ 11 за ноябрь 2013 года, в газете «Солидарность» (№ 47, 18 - 25 декабря 2013 года) и размещено на официальном сайте Министерства труда и социального развития РФ 01 ноября 2013 года.
С 03 июля 2012 года федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, является Министерство труда и социальной защиты РФ (пункт 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 года № 610).
Действительно, МУП города Торжка «Горэнерго» не является участником Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз коммунальных предприятий» и не участвовало в заключении ОТС в ЖКХ РФ на 2014 — 2016 годы. Стороны ОТС в ЖКХ РФ на 2014 - 2016 годы не обращались в Министерство труда и социальной защиты РФ с предложением обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключении ОТС в ЖКХ РФ на 2014 — 2016 годы, о присоединении к этому соглашению. Предложение к работодателям о присоединении к указанному соглашению в «Российской газете» и на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ не публиковалось.
Данные обстоятельства установлены вступившими в законную силу решениями Торжокского городского суда Тверской области от 30 августа 2016 года и от 31 августа 2016 года и апелляционными определениями судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 11 мая 2017 года и от 02 марта 2017 года, а потому обязательны для суда в соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ОТС в ЖКХ РФ на 2014 – 2016 годы не распространяется на ответчика МУП города Торжка «Горэнерго».
Вместе с тем, 05 декабря 2013 года между органами государственной власти Тверской области, интересы которых представляло Правительство Тверской области, в лице Губернатора Тверской области, объединение профессиональных союзов Тверской области в лице председателя Федерации тверских профсоюзов и объединение работодателей Тверской области в лице председателя Регионального объединения работодателей «Тверской союз промышленников и предпринимателей» заключено Региональное соглашение между органами государственной власти Тверской области, объединениями профессиональных союзов Тверской области и объединениями работодателей Тверской области на 2014 - 2016 годы (далее - Региональное соглашение на 2014 — 2016 годы), по условиям которого работодатели обязаны предусматривать при заключении коллективных договоров размеры тарифной ставки 1 разряда (оклада) не ниже установленных в отраслевых соглашениях, порядок индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен; обеспечивать индексацию заработной платы не ниже роста потребительских цен на товары и услуги (пункты 2.32, 2.29).
Согласно разделу VII «Действие Соглашения, обеспечение контроля его выполнения» Региональное соглашение на 2014 — 2016 годы вступает в силу с 01 января 2014 года и действует по 31 декабря 2016 года, включенные в него условия не могут быть ухудшены при заключении отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров, если одной из сторон соглашения или договора является сторона Регионального соглашения на 2014 - 2016 годы или присоединившаяся к нему организация (пункты 7.1, 7.9).
После подписания Регионального соглашения на 2014 - 2016 годы организации, заключившие отраслевые территориальные соглашения, коллективные договоры, в случае необходимости должны внести соответствующие улучшающие изменения; ни одна из сторон не может в одностороннем порядке в течение срока действия Регионального соглашения на 2014 - 2016 годы прекратить исполнение принятых обязательств (пункты 7.10, 7.12 Регионального соглашения на 2014 - 2016 годы).
В соответствии с пунктом 7.15 Регионального соглашения на 2014 – 2016 годы Правительство Тверской области обеспечивает в двухнедельный срок с момента подписания Сторонами указанного соглашения его публикацию в газете «Тверская жизнь». Одновременно с публикацией этого соглашения координатор трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Тверской области предлагает работодателям, не участвовавшим в заключении этого соглашения, присоединиться к нему. Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Региональному соглашению на 2014 - 2016 годы не представили в Главное управление по труду и занятости населения Тверской области мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то это соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.
Доказательств, подтверждающих факт отказа от присоединения к Региональному соглашению на 2014 - 2016 годы, стороной ответчика в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено.
При таких обстоятельствах на МУП города Торжка «Горэнерго», хотя и не участвовавшего в заключении Регионального соглашения на 2014 - 2016 годы, но не отказавшегося в установленный срок от присоединения к нему, в полном объеме распространяются положения этого соглашения со дня официального опубликования (с 14 декабря 2013 года), подлежащие исполнению ответчиком с даты вступления Регионального соглашения на 2014 - 2016 годы в силу, то есть с 01 января 2014 года по 31 декабря 2016 года, в том числе по установлению с 01 января 2014 года при заключении коллективных договоров размера тарифной ставки 1 разряда (оклада) не ниже установленной в ОТС в ЖКХ РФ на 2014 – 2016 годы или внесению соответствующих улучшающих изменений; по установлению порядка индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен; по обеспечению индексации заработной платы не ниже роста потребительских цен на товары и услуги, направленные в целом на достижение приоритетных целей, предусмотренных Региональным соглашением на 2014 - 2016 годы, а именно проведение социально-экономической политики, обеспечивающей право граждан на достойный труд, повышение уровня и качества жизни населения, поддержание социальной стабильности.
Из материалов дела следует, что Коллективный договор МУП города Торжка «Горэнерго» на 2011 — 2014 годы, предусматривавший в пункте 4.3 установление минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда на основании отраслевого соглашения по коммунальному хозяйству РФ, прекратил свое действие 06 декабря 2014 года.
Действующим в спорный период Положением по оплате труда и премировании работников, утвержденным работодателем в 2013 году, предусмотрено, что оплата труда оператора 1 разряда газовой котельной осуществляется в размере базовой месячной тарифной ставки по оплате труда рабочих 1 разряда с учетом коэффициента 1,4 по ОТС (Отраслевому тарифному соглашению), 2-го разряда - + 100 рублей к 1 разряду, 3-го разряда - + 200 рублей к 1 разряду, 4 разряда - + 300 рублей к 1 разряду.
В соответствии с пунктом 3 Положения по оплате труда и премировании работников заработная плата работников состоит из должностного оклада, установленного в трудовом договоре в соответствии со штатным расписанием; доплат, надбавок и других выплат стимулирующего и компенсационного характера; премии. Обеспечение повышения уровня заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (статья 134 Трудового кодекса РФ).
Как следует из искового заявления и объяснений истца и процессуального истца поводом для обращения в суд с настоящим иском послужило то, что ответчик не применил предусмотренную ОТС в ЖКХ РФ на 2014 - 2016 годы ставку, не индексировал ежеквартально эту ставку в соответствии с информационными письмами Общественной организации «Профессиональный союз работников жизнеобеспечения», исчислял премию без учёта вознаграждения за выслугу лет.
Из материалов дела, в том числе, из объяснений лиц, участвующих в деле, из Положения по оплате труда и премировании, ранее действовавшего Коллективного договора МУП города Торжка «Горэнерго» на 2011 — 2014 годы, видно, что до 01 января 2015 года ответчик применял при исчислении работникам заработной платы соответствующее ОТС в ЖКХ РФ в части установления минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1-го разряда, а также в части индексации заработной платы.
Однако, как следует из материалов дела, ответчик МУП города Торжка «Горэнерго» вопреки положениям Регионального соглашения на 2014 – 2016 годы, не только не внес в свои локальные нормативные акты с 01 января 2014 года улучшения в части установления размера тарифной ставки 1 разряда (оклада) не ниже установленной в ОТС в ЖКХ РФ на 2014 — 2016 годы и порядка индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, но и при заключении 05 июля 2015 года Коллективного договора на 2014 — 2016 годы не согласовал условия, касающиеся применения ОТС в ЖКХ РФ на 2014 — 2016 годы к отношениям по оплате труда работников, по индексации тарифных ставок (окладов) с учетом индекса потребительских цен на товары и услуги.
Учитывая изложенное, а также закрепленное в подпункте «г» пункта 2 Положения по оплате труда и премировании обязательство работодателя обеспечивать своевременное заключение коллективных договоров, суд приходит к выводу о том, что в силу положений Регионального соглашения на 2014 — 2016 годы ответчик был обязан с 01 января 2014 года установить размер ежемесячной тарифной ставки рабочих 1 разряда не ниже установленной в ОТС в ЖКХ РФ на 2014 — 2016 годы, с учетом которой в спорный период (с 2015 год — третий квартал 2016 года) осуществлять начисление и выплату заработной платы.
Пунктами 2.3, 2.4 ОТС в ЖКХ РФ на 2014 – 2016 годы предусмотрено, что минимальная тарифная ставка рабочего первого разряда устанавливается согласно Приложению № 2 к настоящему соглашению (7 056 руб. на 01 января 2014 года для организаций коммунального теплоснабжения), уточняется сторонами по итогам года и устанавливается в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации на основании данных Федеральной службы государственной статистики.
Если в региональных соглашениях или в коллективных договорах Организаций предусмотрено индексирование минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда поквартально, то ее размер может быть установлен в соответствии с рекомендациями Союза коммунальных предприятий и Профсоюза жизнеобеспечения, принятыми на основании индексов потребительских цен на товары и услуги за прошедший квартал, определенных Федеральной службой государственной статистики. Рекомендации о квартальной индексации доводятся до сведения Организаций совместным письмом Союза коммунальных предприятий и Профсоюза жизнеобеспечения с указанием соответствующего документа Федеральной службы государственной статистики (абзац 2 пункта 2.4).
Учитывая, что Федеральной службой государственной статистики индекс потребительских цен в Российской Федерации устанавливается ежемесячно, а Положением по оплате труда и премировании, действующим в МУП города Торжка «Горэнерго», предусмотрено обеспечение повышения уровня заработной платы посредством индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, однако локальный акт, предусматривающий порядок такой индексации, работодателем не принят, суд полагает возможным применение при таких обстоятельствах использованного в расчетах истца поквартального индексирования минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда в соответствии с рекомендациями Союза коммунальных предприятий и Профсоюза жизнеобеспечения, принятыми на основании индексов потребительских цен на товары и услуги за прошедший квартал, определенных Федеральной службой государственной статистики.
Поскольку месячная тарифная ставка рабочего первого разряда, применяемая работодателем при определении тарифной ставки истцов в спорный период, не соответствовала размеру, установленному Отраслевым тарифным соглашением, то заработная плата истцов в спорный период в нарушение положений статей 134, 135, 144 Трудового кодекса РФ рассчитывалась ответчиком неверно, в меньшем размере.
Пунктами 2.3, 2.4 ОТС в ЖКХ РФ на 2014 - 2016 годы предусмотрено, что минимальная тарифная ставка рабочего первого разряда устанавливается согласно Приложению № к настоящему соглашению (7 056 руб. на 01.01.2014 для организаций коммунального теплоснабжения) в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации на основании данных Федеральной службы государственной статистики.
Если в региональных соглашениях или в коллективных договорах Организаций предусмотрено индексирование минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда поквартально, то её размер может быть установлен в соответствии с рекомендациями Союза коммунальных предприятий и Профсоюза жизнеобеспечения, принятыми на основании индексов потребительских цен на товары и услуги за прошедший квартал, определённых Федеральной службой государственной статистики. Рекомендации о квартальной индексации доводятся до сведения Организаций совместным письмом Союза коммунальных предприятий и Профсоюза жизнеобеспечения, с указанием соответствующего документа Федеральной службы государственной статистики (абзац 2 пункта 2.4).
Учитывая, что Федеральной службой государственной статистики индекс потребительских цен в Российской Федерации устанавливается ежемесячно, а Положением по оплате труда и премировании, действующим в МУП «Горэнерго», предусмотрено обеспечение повышения уровня заработной платы посредством индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, однако локальный акт, предусматривающий порядок такой индексации, работодателем не принят, суд полагает возможным применение при таких обстоятельствах использованного в расчётах истца поквартального индексирования минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда в соответствии с рекомендациями ОООР «СКП» и Профсоюза жизнеобеспечения, принятыми на основании индексов потребительских цен на товары и услуги за прошедший квартал, определённых Федеральной службой государственной статистики.
Суд не может согласиться с начислением ответчиком истцу премии без включения при определении размера премии вознаграждения за выслугу лет.
Пунктом 4 Положения по оплате труда и премировании установлено, что у ответчика наряду с применением должностных окладов, учитывая выполнение работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, напряжённость труда каждого работника, его производственный опыт, профессиональное мастерство, отношение к труду, введена система доплат и надбавок, в том числе:
- доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объёма работ, размер которой определяется по соглашению сторон в соответствии со статьями 60.2, 151 ТК РФ и пунктом 2.8.2 Отраслевого соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 годы;
- доплата за вредные условия труда, которая устанавливается операторам газовых котельных по итогам аттестации рабочих мест в размере 4%;
- доплата за интенсивность труда, которая является стимулирующей, направлена на заинтересованность работника к качественному результату интенсивного труда, а также поощрение за выполненную работу, и устанавливается по итогам работы за месяц в размере 30% приказом директора, изданного на основании предложения о доплате, изложенного в ежемесячной служебной записке начальника производственного объединения;
- доплата за работу в ночное время (с 22 час. до 6 час. утра) в размере 40% должностного оклада за каждый час работы в ночное время;
- оплата труда за работу в выходные и нерабочие праздничные дни работникам, получающим оклад (должностной оклад) - в размере одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной дневной или часовой ставки, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени;
- оплата труда за работу за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, то есть работы, выполняемой работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учёте рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учётный период, которая оплачивается за первые два часа в полуторном размере, за последующие часы - в двойном размере (двойной часовой тарифной части оплаты труда).
Пунктом 5 Положения по оплате труда и премировании предусмотрено ежемесячное начисление от установленного должностного оклада и непрерывного стажа работы в МУП «Горэнерго» вознаграждения за выслугу лет в размере 5% (от 1 до 2 лет), 10% (от 2 до 5 лет), 20% (от 5 до 10 лет), 30% (от 10 до 15 лет), 40% (свыше 15 лет).
Выплата вознаграждения за выслугу лет за текущий месяц выплачивается одновременно с заработной платой текущего месяца (пункт 5.4 Положения по оплате труда и премировании).
Пунктами 6, 6.1 Положения по оплате труда и премировании установлено, что премия в текущем месяце может быть начислена при наличии прибыли на основании приказа директора в размере, установленном директором МУП г. Торжка «Горэнерго», в зависимости от вклада работника в производственную и административно-хозяйственную деятельность предприятия; премия начисляется на должностной оклад за фактически отработанное время с учётом доплат и надбавок в соответствии с действующим законодательством.
В силу пунктов 7, 8 Положения по оплате труда и премировании заработная плата в МУП «Горэнерго» выплачивается 15 числа каждого месяца, следующего за отчётным месяцем (основная часть заработной платы) и в последний день месяца (аванс). При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днём выплата заработной платы производится накануне этого дня.
Поскольку вознаграждение за выслугу лет является одним из видов стимулирующих надбавок, предусмотренных в МУП г. Торжка «Горэнерго», то размер вознаграждения за выслугу лет должен учитываться работодателем при определении размера премии.
Поскольку работодателем не производился расчёт оклада истца с учётом индексации в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением, то заработная плата истца в спорный период с января 2017 года по 31 августа 2018 года в нарушение положений статей 134, 135, 144 Трудового кодекса РФ рассчитывалась ответчиком неверно, в меньшем размере.
При этом разрешая требование истца о взыскании с ответчика недоначисленной суммы заработной платы, суд приходит к следующему.
Из ответа на запрос № 176 от 12 декабря 2017 года, направленного Тверским союзом промышленников и предпринимателей, следует, что МУП г. Торжка «Горэнерго» не является членом Регионального объединения работодателей «Тверской союз промышленников и предпринимателей».
МУП г. Торжка «Горэнерго» не является членом Российского союза промышленников и предпринимателей, на заключение Регионального соглашения на 2017 - 2019 годы не уполномочивало, что следует из сообщения Российского союза промышленников и предпринимателей.
08 декабря 2016 года между работодателями и работниками организаций в лице их полномочных представителей (сторон): от работодателей — Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз коммунальных предприятий», от работников - Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы (далее — ОТС в ЖКХ на 2017 - 2019 годы, Соглашение).
Региональное соглашение в ЖКХ до настоящего времени не принято.
В соответствии с пунктом 1.3 указанного ОТС в ЖКХ на 2017 - 2019 годы жилищно-коммунальное хозяйство — это вид экономической деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения, создание комфортных условий проживания граждан в своих жилищах и на благоустроенных территориях. Конкретизированный перечень непосредственных участников Соглашения, для которых установленные конкретные минимальные месячные тарифные ставки рабочих первого разряда приводится в Приложении № 1 к данному ОТС в ЖКХ на 2017 - 2019 годы. На указанные организации жилищно-коммунального хозяйства действие Соглашения распространяется в полном объёме в случае их присоединения к Соглашению в порядке, предусмотренном действующим законодательством и настоящим Соглашением.
МУП г. Торжка «Горэнерго» относится к пункту 4 Приложения № 1 Соглашения, а потому на него распространяется его действие в полном объеме.
В соответствии со статьёй 48 ТКРФ и пунктом 10.3 ОТС в ЖКХ на 2017 - 2019 годы 17 февраля 2017 года в «Российской газете» было опубликовано обращение Министра труда Российской Федерации Топилина М. А. - руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда о присоединении организаций ЖКХ, не участвовавшим в заключении данного Соглашения, присоединиться к нему.
Соответственно 17 марта 2017 года срок подачи отказов от присоединения к ОТС в ЖКХ на 2017 - 2019 годы закончился.
От МУП г. Торжка «Горэнерго» к указанной дате таких отказов не поступало, что следует из сообщения Общественной организации — Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения № 01-01-В от 09 января 2018 года.
Вместе с тем отказ МУП г. Торжка «Горэнерго» от присоединения к Соглашению направлялся и поступил в Минтруд 28 февраля 2017 года (входящий В-18716), к отказу приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, содержащий мнение о целесообразности присоединения к Соглашению.
Критерии мотивированности отказа от присоединения законодательством не установлены.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространённым на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
Отраслевое тарифное соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 28 декабря 2016 года, регистрационный № 22/17-19, размещено на официальном сайте Минтруда России (www.rosmintrud.ru).
Отраслевое тарифное соглашение после уведомительной регистрации было опубликовано в ежемесячном деловом журнале Союза коммунальных предприятий - «Коммунальный комплекс России», в информационном бюллетене ЦК Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения и размещается на сайте в сети Интернет — www.unioncom.ru, а также размещено на официальных сайтах Профсоюза жизнеобеспечения, Минтруда России, Роструда информационно-коммуникационной сети «Интернет», опубликовано в журналах «Охрана и экономика труда», «Бизнес России», газете «Солидарность» (согласно приказу Минтруда России от 12.11.2015 № 860Н).
В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, приглашает представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.
По сообщению Общественной организации — Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения № 01-01-В от 09 января 2018 года консультации Минтруд России проводил в первом полугодии 2017 года. На данные консультации МУП г. Торжка «Горэнерго» не приглашалось, так как на него согласно российскому законодательству фактически распространяется действие ОТС.
Ввиду того, что между работодателем и представителем выборного органа первичной профсоюзной организации МУП г. Торжка «Горэнерго» не достигнуто единогласие в части отказа от присоединения к ОТС в ЖКХ на 2017 - 2019 годы, а также, принимая во внимание то, что на консультации Минтруд России МУП г. Торжка «Горэнерго» не приглашалось, суд полагает признать, что ОТС в ЖКХ на 2017 - 2019 годы на МУП г. Торжка «Горэнерго» распространяется.
При этом следует отметить, что в 1 квартале 2017 года индекс составил 1,0097, во втором квартале 2017 года — 1,0132, в третьем квартале — 1,000 (то есть индексации фактически не было).
Однако приказом директора МУП г. Торжка «Горэнерго» № 15 от 20 января 2017 года индексация заработной платы проведена с 01 февраля 2017 года на 5,4%.
Учитывая изложенное, следует признать, что индексация, произведённая приказом работодателя, улучшает положение работника Степновой Н. В., а, следовательно, именно она и должна применяться к окладу, проиндексированному по состоянию на декабрь 2016 года в соответствии с ОТС в ЖКХ на 2014 - 2016 годы.
Представителем ответчика в ходе рассмотрения дела было заявлено о несоблюдении истцом положений трудового законодательства, касающихся сроков обращения за судебной защитой за январь и февраль 2017 года.
В силу части 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 03 октября 2016 года, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
В соответствии со статьёй 392 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 272-ФЗ от 03.07.2016) работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Выражение «должен был узнать» означает, что работник в силу его обычных знаний, в том числе правовых и жизненного опыта мог и должен был узнать о нарушении его трудовых прав. При этом действует презумпция, что работник мог или должен был узнать, а потому обязанность доказывания обратного (не мог и не должен был) возлагается на работника.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что положения статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации конкретизируют положения статьи 37 (часть 4) Конституции Российской Федерации о признании права на индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения; сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, предусмотренные данной нормой, направлены на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника; своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника (определение от 16 декабря 2010 года № 1722-О-О). Такой срок, выступая в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, не может быть признан неразумным и несоразмерным; установленные данной статьёй сокращённый срок для обращения в суд и правила его исчисления направлены на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника, включая право на своевременную оплату труда, и по своей продолжительности этот срок является достаточным для обращения в суд (определения от 21 мая 1999 года № 73-О, от 12 июля 2005 года № 312-О, от 15 ноября 2007 года № 728-О-О, от 21 февраля 2008 года № 73-О-О и др.).
Исходя из статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, применительно к настоящему спору, а также Положения об оплате труда работников МУП г. Торжка «Горэнерго» от 2013 года, начальным моментом течения срока обращения в суд является момент, когда работодатель ежемесячно ( 15 числа каждого месяца, следующего за отчётным месяцем), по мнению истца, в нарушение трудовых прав не начислял и не выплачивал требуемые суммы.
Следовательно, начало течения срока обращения в суд необходимо исчислять каждый раз с того момента, когда истец в период с января 2017 года по 31 августа 2017 года, получая заработную плату за предыдущий месяц, ежемесячно должна была знать о том, что заработная плата ей выплачивается не в полном размере, а именно: 15 февраля 2017 года, 15 марта 2017 года, 15 апреля 2017 года и т.д.
Таким образом, следует признать установленным, что истец могла (имела реальную возможность) и должна была знать о своем нарушенном праве каждый месяц со дня получения заработной платы, обратилась в Торжокскую межрайонную прокуратуру за защитой своих трудовых прав, а прокурор соответственно впоследствии обратился в суд с указанными требованиями в защиту трудовых прав Степновой Н. В. 13 июня 2018 года.
Ходатайств о восстановлении пропущенного срока истцом не заявлялось, доказательств уважительности причин пропуска срока вопреки требованиям статьи 56 ГПК РФ не представлялось.
Довод стороны истца о том, что трудовые отношения являются длящимися и срок не пропущен, суд не может признать обоснованным, ибо он основан на неправильном толковании положений законодательства. Для признания нарушения трудовых прав длящимися необходимо, чтобы заработная плата работнику была начислена, но не выплачена. Работник, зная, что работодатель исполнил свою обязанность по начислению соответствующей оплаты за труд, в период действия трудового договора, вправе рассчитывать на выплату причитающейся ему суммы, поэтому такие правоотношения носят длящийся характер.
В рассматриваемом споре спорные суммы заработной платы истцу не начислялись, в связи с чем данные правоотношения невозможно отнести к длящимся, а, следовательно, срок обращения истца в суд с требованиями о взыскании недоначисленной заработной платы за январь и февраль 2017 года действительно пропущен.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания в пользу истца недоначисленных сумм заработной платы за январь – февраль 2017 года, а также компенсации в порядке статьи 236 ТК РФ на данные суммы, в связи с чем в удовлетворении иска в данной части надлежит отказать.
Стороной ответчика по требованию суда был представлен расчёт недоначисленной заработной платы истцу с марта 2017 года по 31 августа 2017 года, суд полагает необходимым согласиться данным расчётом за спорный период, поскольку он соответствует требованиям трудового законодательства, арифметически верен, отражает применение индексации заработной платы истца, содержит перерасчёт отпускных выплат, выплаченных истцам, а потому сомнений не вызывает, в нём также учтена индексация по приказу работодателя в размере 5,4%.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца Степновой Н. В. разницы между фактически начисленной заработной платой и заработной платой с учётом индексации в соответствии с ОТС: за март 2017 года – 1 522 рубля 61 копейка, за апрель 2017 года – 2 345 рублей 79 копеек, за май 2017 года – 2 145 рублей 14 копеек, за июнь 2017 года – 2 035 рублей, за июль 2017 года – 2 614 рублей 50 копеек, за август 2017 года – 681 рубль.
Требования истца в указанном размере ответчиком признаются.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в нём выражено прямое волеизъявление ответчика.
Принимая во внимание изложенное, вышеприведённые нормы трудового права, а также признание ответчиком иска в данной части, суд полагает требование о взыскании недоначисленной заработной платы с применением индексации за период с марта 2017 года по 31 августа 2017 года подлежащим удовлетворению в указанном размере.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решения, перечисленные в статье 211 ГПК РФ, подлежат немедленному исполнению в силу императивного предписания закона, в связи с чем указание в решении об обращении их к немедленному исполнению не зависит от позиции истца и усмотрения суда.
Учитывая изложенное, в соответствии со статьёй 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев (за март 2017 года, апрель 2017 года и май 2017 года) подлежит немедленному исполнению.
Разрешая требование истца о взыскании с ответчика компенсации за несвоевременную выплату заработной платы по день вынесения решения суда, суд принимает во внимание нижеследующее.
В силу статьи 2HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=483D37929FAA2B5B7817898C2A67F143EC66DB63A9564180DFB36C8FA70EDF6A073C19A831649860Q2b4L" 2 Трудового кодекса РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Статьёй 236 Трудового кодекса Российской Федерации установлена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.
Согласно данной норме при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой, а с 03 октября 2016 года - одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Из буквального толкования положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику ежемесячной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленных работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.
Поскольку пункт 4.5 Коллективного договора МУП г. Торжка «Горэнерго» на 2015 - 2018 годы, предусматривающий выплату заработной платы 10 числа каждого месяца, следующего за отчётным, и 25 числа каждого месяца — аванс, не был согласован сторонами, поэтому не вступил в действие, то при расчёте денежной компенсации в соответствии со статьёй 236 Трудового кодекса Российской Федерации подлежат применению пункты 7, 8 Положения об оплате труда и премировании, согласно которым заработная плата в МУП г. Торжка «Горэнерго» выплачивается 15 числа каждого месяца, следующего за отчётным месяцем (основная часть заработной платы) и в последний день месяца (аванс). При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днём выплата заработной платы производится накануне этого дня.
Учитывая изложенное, денежная компенсация за нарушение срока выплаты недоначисленных работодателем сумм Степновой Н. В. подлежит расчёту в следующем порядке.
Поскольку день выплаты заработной платы за март 2017 года совпадал с выходным днём (15 апреля - суббота), то выплата заработной платы за март 2017 года должна быть произведена накануне этого дня, то есть 14 апреля 2017 года, в связи с чем денежная компенсация за нарушение срока выплаты недоначисленной суммы заработной платы за март 2017 года подлежит начислению с 15 апреля 2017 года и за период с 15.04.2017 по 01.05.2017 (17 дней) составляет 16,82 руб. ( 1 522,61 х 9,75%:150х17); за период со 02.05.2017 по 18.06.2017 (48 дней) составляет 45,07 руб. ( 1 522,61 х 9,25%:150х48 дней); за период с 19.06.2017 по 17.09.2017 (91 день) составляет 83,13 руб. ( 1 522,61 х 9%:150х91 день); за период с 18.09.2017 по 29.10.2017 (42 дня) составляет 36,24 руб. ( 1 522,61 х 8,5%:150х42 дня); за период с 30.10.2017 по 17.12.2017 (49 дней) составляет 41,03 руб. ( 1 522,61 х 8,25%:150х49 дней); за период с 18.12.2017 по 11.02.2018 (56 дней) составляет 44,05 руб. ( 1 522,61 х 7,75%:150х 56 дней), за период с 12.02.2018 по 25.03.2018 (42 дня) составляет 31,97 руб. ( 1 522,61 х 7,5%:150х42 дня); за период с 26.03.2018 по 06.07.2018 (103 дня) составляет 75,8 руб. ( 1 522,61 х 7,25%:150х58 дней), а всего — 374,13 руб.
Далее применяя аналогичный алгоритм расчёта, суд полагает необходимым указать, что в пользу истца подлежит взысканию денежная компенсация в порядке статьи 236 ТК РФ за несвоевременную выплату заработной платы: за апрель 2017 года в сумме – 530 рублей 23 копейки, за май 2017 года – 443 рубля 87 копеек, за июнь 2017 года – 385 рублей 56 копеек, за июль 2017 года – 445 рублей 16 копеек, за август 2017 года – 103 рубля 29 копеек.
Учитывая изложенное, исковые требования Кузнецовой Л. В. о взыскании с МУП г. Торжка «Горэнерго» денежной компенсации за несвоевременную выплату заработной платы и премии с учётом индексации подлежат удовлетворению в указанных размерах, в общей сумме 2 282 рубля 24 копейки.
Разрешая вопрос о судебных расходах (государственной пошлины), суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден на основании подп. 1 п. 1 ст. 333.36. НК РФ, подлежит взысканию с ответчика. Размер подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины суд исчисляет в соответствии с требованиями ст. 333.19 НК РФ.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд полагает необходимым в соответствии со статьями 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взыскать с ответчика государственную пошлину, размер которой согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации составляет 545 рублей 05 копеек ( 13 626,28 руб. х 4% = 545 руб. 05 коп.).
Истец при обращении в суд государственную пошлину не уплачивал.
В соответствии с порядком, установленным ст. 50, пунктом 2 статьи 61.1 и пунктом 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые доходы от государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов и городских округов.
Статьёй 1 Закона Тверской области от 18 января 2005 года № 4-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований Тверской области и наделении их статусом городских округов, муниципальных районов» город Торжок наделён статусом городского округа.
При таких обстоятельствах, государственная пошлина должна быть взыскана в доход городского округа город Торжок Тверской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
иск Торжокского межрайонного прокурора в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту трудовых прав Степновой Н.В. к муниципальному унитарному предприятию города Торжка «Горэнерго» о взыскании недоначисленной заработной платы с учётом индексации в соответствии с ОТС в ЖКХ на 2014 – 2016 годы и индексации по приказу директора МУП города Торжка «Горэнерго» с 01.02.2017 за период с 01.01.2017 по 31.08.2017 в сумме 16 637 рублей 02 копейки и компенсации за задержку недоначисленной заработной платы и премии за период с 01.01.2017 по 31.08.2017 по день вынесения решения суда удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия города Торжка «Горэнерго» в пользу Степновой Н.В. недоплаченную заработную плату за март 2017 года – 1 522 рубля 61 копейка, за апрель 2017 года – 2 345 рублей 79 копеек, за май 2017 года – 2 145 рублей 14 копеек.
Решение суда о взыскании в пользу Степновой Н.В. недоначисленной заработной платы за март 2017 года, апрель 2017 года, май 2017 года подлежит исполнению немедленно.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия города Торжка «Горэнерго» в пользу Степновой Н.В. недоплаченную заработную плату за июнь 2017 года – 2 035 рублей, за июль 2017 года – 2 614 рублей 50 копеек, за август 2017 года – 681 рубль, денежную компенсацию за несвоевременно выплаченную заработную плату за период с марта 2017 года по август 2017 года по день вынесения решения суда в сумме 2 282 рубля 24 копейки.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия г. Торжка «Горэнерго» в доход городского округа город Торжок государственную пошлину в размере 545 рублей 05 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Торжокский городской суд Тверской области.
Председательствующий И. С. Морозова
Решение в окончательной форме принято 11 июля 2018 года.
Председательствующий И. С. Морозова