76RS0022-01-2019-000052-29 Дело № 2-508/2019 Изг. 21.06.2019 г. . Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации город Ярославль 30 апреля 2019 года Заволжский районный суд г. Ярославля в составе: председательствующего судьи Ратехиной В.А.., при секретаре Сизоненко Д.А., с участием прокурора Марченковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля, департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля о понуждении к совершению действий, у с т а н о в и л: Прокурор г. Ярославля обратился в суд с исковым заявлением к КУМИ мэрии г. Ярославля, ДГХ мэрии г. Ярославля, просил обязать КУМИ мэрии г. Ярославля осуществить постановку на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества участки тепловой сети от наружной стены котельной по ул. Сосновая, д. 3а, до тепловой камеры ТК-1 (включая т/к ТК-1), от тепловой камеры ТК-1 до наружной стены дома № 3 корп. 3 по ул. Сосновая, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать ДГХ мэрии г. Ярославля осуществить передачу участков тепловой сети от наружной стены котельной по ул. Сосновая, д. 3а, до тепловой камеры ТК-1 (включая т/к ТК-1), от тепловой камеры ТК-1 до наружной стены дома № 3 корп. 3 по ул. Сосновая, теплосетевой организации на эксплуатацию до признания права собственности на указанные объекты в течение двух месяцев с момента постановки объектов на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества. Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки прокуратурой г. Ярославля исполнения органами местного самоуправления законодательства по постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов установлено, что по состоянию на 21.12.2018 г. участки тепловой сети от наружной стены котельной по ул. Сосновая, д. 3а, до тепловой камеры ТК-1 (включая т/к ТК-1), от тепловой камеры ТК-1 до наружной стены дома № 3 корп. 3 по ул. Сосновая не поставлены КУМИ мэрии г. Ярославля на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества. Рассматриваемые участки находятся в удовлетворительном состоянии, однако, требуется устранение недостатков (система ОДК находится в неработоспособном состоянии, необходимо устранить обрыв проводников на Т2, требуется произвести установку ковера у т/к УТ1 и подключение коммутационных терминалов КТ-15ШГ и КТ-11Г), что подтверждается актом технического состояния тепловой сети от 28.02.2018 г. Финансирование ремонта бесхозяйных сетей бюджетом не предусмотрено. По данному участку тепловой сети обеспечивается поставка коммунальных ресурсов в многоквартирный десятиэтажный жилой дом № 3 корп. 3 по ул. Сосновой г. Ярославля. При сложившихся обстоятельствах бездействие ответчиков по непринятию мер по постановке данного имущества на учет в качестве бесхозяйного влечет нарушение прав и законных интересов граждан на благоприятную окружающую среду, безопасность при получении коммунальных услуг. Протокольным определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены АО «Ярославские ЭнергоСистемы», Управление Росреестра по Ярославской области, ООО «Монбан». В судебном заседании прокурор г. Ярославля Марченкова Е.В. исковые требования поддержала, дала пояснения согласно заявленному. Ответчик КУМИ мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежаще. В ранее предоставленном отзыве КУМИ мэрии г. Ярославля указал, что указанные участки тепловой сети в муниципальной собственности г. Ярославля не значатся. 14.03.2018 г. был издан приказ № 6/381 о проведении мероприятий в отношении сетей снабжения по вышеуказанному адресу и по их постановке на кадастровый учет и на учет в качестве бесхозяйных в регистрирующем органе. В настоящее время имеется нехватка бюджетных денежных средств на осуществление данных мероприятий. Полагает, что трехмесячного срока недостаточно для выполнения указанных мероприятий, максимальный срок должен быть определен не позднее 01.12.2019 г. (л.д.24-25). Ответчик ДГХ мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, просил в иске отказать по мотивам, изложенным в письменных возражениях (л.д.30). Третьи лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежаще. Третье лицо АО «Ярославские ЭнергоСистемы» предоставило в материалы дела отзыв, указало, что с момента передачи спорных участков тепловой сети АО «Ярославские ЭнергоСистемы» осуществляет их содержание и обслуживание, включая понесенные расходы в тариф. Нарушение работоспособности системы ОДК (системы оперативного дистанционного контроля) не оказывает влияния на качество потребляемого коммунального ресурса, права и интересы граждан не затрагиваются, поскольку данная система предназначена для оперативного выявления и устранения дефектов на участках тепловой сети. При ее неработоспособности потребителя продолжают потреблять коммунальный ресурс в том же режиме, качестве и объеме. Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке. Заслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом или совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. В соответствии с п.п. 1, 3, 4 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В силу п. 4, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подп. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения теплоснабжения населения, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования. В силу п. 2.4. Порядка взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйные сети, утв. Постановлением мэра г. Ярославля от 07.06.2007 N 1805, КУМИ мэрии г. Ярославля обеспечивает постановку бесхозяйных сетей на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с целью последующего обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанные сети. В силу п. 1.6. Порядка взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйные сети, утв. Постановлением мэра г. Ярославля от 07.06.2007 N 1805, ДГХ мэрии г. Ярославля после получения выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества организует передачу бесхозяйных сетей на содержание и ремонт сроком на один год организации, осуществляющей эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством. Судом установлено, что в ходе проверки прокуратурой г. Ярославля исполнения органами местного самоуправления законодательства при постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов установлено, что по состоянию на 21.12.2018 г. участки тепловой сети от наружной стены котельной по ул. Сосновая, д. 3а, до тепловой камеры ТК-1 (включая т/к ТК-1), от тепловой камеры ТК-1 до наружной стены дома № 3 корп. 3 по ул. Сосновой не поставлены КУМИ мэрии г. Ярославля на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества (л.д.7). Рассматриваемые участки находятся в удовлетворительном состоянии, однако, требуется устранение недостатков (система ОДК в не работоспособном состоянии, необходимо устранить обрыв проводников на Т2, требуется произвести установку ковера у т/к УТ1 и подключение коммутационных терминалов КТ-15ШГ и КТ-11Г), что подтверждается актом технического состояния тепловой сети от 28.02.2018 г. (л.д.8). По данному участку тепловой сети обеспечивается поставка коммунальных ресурсов в многоквартирный десятиэтажный жилой дом № 3 корп. 3 по ул. Сосновой г. Ярославля, застройщиком которого является ООО «Монблан». Согласно уведомлению Управления Росреестра по Ярославской области сведения об указанном участке тепловой сети в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (л.д.23). По информации КУМИ мэрии г. Ярославля (л.д. 17) данный участок сетей теплоснабжения в реестре муниципального имущества г. Ярославля не значится. По информации ДИЗО Ярославской области указанный участок тепловой сети в реестре имущества, находящегося в собственности Ярославской области, не значится (л.д.29). Согласно сведениям МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях сведения о данном участке тепловой сети в территориальной базе федерального имущества отсутствуют, право собственности Российской Федерации на указанный объект недвижимого не зарегистрировано (л.д.39). На основании распоряжения заместителя мэра – директора ДГХ мэрии г. Ярославля от 23.03.2018 г. № 30 «О передаче на содержание и обслуживание участков теплотрассы» АО «Ярославские ЭнергоСистемы» определено в качестве теплосетевой организации, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных участков тепловой сети от наружной стены котельной по ул. Сосновая, д. 3а до тепловой камеры ТК-1 (включая т/к ТК-1) (2Ду200, протяженностью 42 м); от тепловой камеры ТК-1 до наружной стены дома № 3 корп. 3 по ул. Сосновая (2Ду150, протяженностью 23 м). (л.д.10). Таким образом, участки тепловой сети от наружной стены котельной по ул. Сосновая, д. 3а, до тепловой камеры ТК-1 (включая т/к ТК-1), от тепловой камеры ТК-1 до наружной стены дома № 3 корп. 3 по ул. Сосновой обладают признаками бесхозяйного имущества, в силу чего орган местного самоуправления обязан принимать меры к надлежащему обслуживанию и учету бесхозяйных сетей. Спорный объект теплоснабжения является бесхозяйным имуществом, поскольку собственник не установлен; в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правообладателе не имеется, в реестре муниципальной собственности объект не значится. Доказательства того, что спорный объект состоит на балансе, передан обслуживающей организации на содержание и обслуживание до признания права собственности на указанный объект, в материалах дела отсутствуют. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. Суд считает, что истец предоставил суду доказательства законности и обоснованности своих исковых требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования прокурора города Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля, департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля о понуждении к совершению действий удовлетворить. Обязать комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля осуществить постановку на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества участки тепловой сети от наружной стены котельной по ул. Сосновая, д. 3а, до тепловой камеры ТК-1 (включая тепловую камеру ТК-1), от тепловой камеры ТК-1 до наружной стены дома № 3 корпус 3 по ул. Сосновая г. Ярославля, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; Обязать департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля осуществить передачу участков тепловой сети от наружной стены котельной по ул. Сосновая, д. 3а, до тепловой камеры ТК-1 (включая тепловую камеру ТК-1), от тепловой камеры ТК-1 до наружной стены дома № 3 корпус 3 по ул. Сосновая г. Ярославля, теплосетевой организации на эксплуатацию до признания права собственности на указанные объекты в течение двух месяцев с момента постановки объектов на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г. Ярославля в течение месяца. Судья В.А. Ратехина |