Дело № 2-508/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Приморско-Ахтарск 27 мая 2019 года
Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Кобзева А.В.,
при секретаре Мальцевой Е.В.
с участием:
истца представителя администрации МО Приморско-Ахтарский район ФИО1, действующей на основании доверенности,
ответчика представителя межмуниципального отдела по Приморско-Ахтарскому и Тимашевскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю ФИО2, действующего на основании доверенности;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район к Межмуниципальному отделу по Приморско-Ахтарскому и Тимашевскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о снятии с кадастрового учёта земельного участка,
установил:
Администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район обратилась в Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края суд с исковым заявлением к Межмуниципальному отделу по Приморско-Ахтарскому и Тимашевскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о снятии с кадастрового учёта земельного участка.
Как следует из искового заявления: прокурором Приморско-Ахтарского района в администрацию МО Приморско-Ахтарский район внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об устранении нарушений земельного законодательства», согласно которого, прокурором заявлено требование о снятии с кадастрового учёта земельных участков с кадастровыми номерами: № Основанием для снятия с кадастрового учёта, согласно представлению, послужило формирование вышеуказанных земельных участков на водном объекте общего пользования и вдоль береговой полосы водного объекта, что противоречит водному и земельному законодательству.
Спорные земельные участки образованы на водном объекте общего пользования и вдоль береговой полосы водного объекта – лимана Степнянского.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ№, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный: <данные изъяты>. Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ№, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный: <данные изъяты>
Вышеуказанные земельные участки поставлены на кадастровый учёт в 2009 году, имеют статус «актуальные», сведения о правообладателях таких участков в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, таким образом, снятие данных земельных участков с кадастрового учёта в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 70 Закона № 218-ФЗ недопустимо, таким образом, указанные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учёта только в судебном порядке.
На основании изложенного просят суда: снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>», имеющий статус «актуальные», дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ, путем исключения из государственного кадастра недвижимости и единого государственного реестра недвижимости сведений о данном объекте; снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> имеющий статус «актуальные», дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ, путем исключения из государственного кадастра недвижимости и единого государственного реестра недвижимости сведений о данном объекте; снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> имеющий статус «актуальные», дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ, путем исключения из государственного кадастра недвижимости и единого государственного реестра недвижимости сведений о данном объекте.
Представитель истца администрации МО Приморско-Ахтарский район ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала и просила суд исковые требования удовлетворить в полном объёме.
Представитель ответчика межмуниципального отдела по Приморско-Ахтарскому и Тимашевскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю – ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования признал, пояснив суду, что согласно действующему законодательству установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер. Исходя из положений Закона № 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72). В соответствии с частью 3 статьи 70 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости. Вышеуказанные земельные участки поставлены на кадастровый учёт в 2009 году, имеют статус «актуальные», сведения о правообладателях таких участков в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, таким образом, снятие данных земельных участков с кадастрового учёта в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 70 Закона № 218-ФЗ недопустимо, таким образом, указанные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учёта только в судебном порядке
Суд, выслушав представителей исследовав материалы гражданского дела, считает, что исковые требования администрации МО Приморско-Ахтарский район подлежат удовлетворению на основании следующего.
Как установлено судом прокурором Приморско-Ахтарского района в администрацию МО Приморско-Ахтарский район внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об устранении нарушений земельного законодательства». Согласно представлению, прокурором заявлено требование о снятии с кадастрового учёта земельных участков с кадастровыми номерами: 23№ Основанием для снятия с кадастрового учёта, согласно представлению, послужило формирование вышеуказанных земельных участков на водном объекте общего пользования и вдоль береговой полосы водного объекта, что противоречит водному и земельному законодательству.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 ВК РФ водный объект – природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 ВК РФ к поверхностным водным объектам относятся, в том числе: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие). Согласно частям 1,2 статьи 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу. Согласно части 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации береговая полоса - это полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, ширина береговой полосы которых составляет пять метров. В соответствии с определением Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2015 № 308-ЭС15-13877 земельные участки, располагающиеся в береговой полосе водного объекта, находящегося в собственности Российской Федерации, также находятся в собственности Российской Федерации. Распоряжение такими земельными участками вправе осуществлять Российская Федерация в лице уполномоченного органа. В соответствии с пунктом 2 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков. Спорные земельные участки, в нарушение вышеуказанных норм права, согласно представлению и информации из публичной кадастровой карты, образованы на водном объекте общего пользования и вдоль береговой полосы водного объекта – лимана Степнянского.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ№, земельный участок с кадастровым номером № расположенный: <адрес> имеет статус «актуальные», дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ, данные о правообладателе отсутствуют, ограничения не установлены. Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ№, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный: <адрес>», имеет статус «актуальные», дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ, данные о правообладателе отсутствуют, ограничения не установлены. Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ№, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный: №», имеет статус «актуальные», дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ, данные о правообладателе отсутствуют, ограничения не установлены.
В соответствии со статьёй 70 ЗК РФ государственный кадастровый учёт земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно статье 1 Закона № 218-ФЗ он регулирует отношения, возникающие, в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно этому Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных этим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1). Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтённом в соответствии с указанным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Законом № 218-ФЗ сведений (часть 2).
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (часть 7). В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 и Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, которая указанные функции передала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета являются, в том числе: вступившие в законную силу судебные акты.
Действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер. Исходя из положений Закона № 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
В соответствии с частью 3 статьи 70 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости. При этом в силу части 4 статьи 69 Закона № 218-ФЗ технический учёт или государственный учёт объектов недвижимости, в том числе осуществлённые в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признаётся юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтёнными объектами недвижимого имущества.
Вышеуказанные земельные участки поставлены на кадастровый учёт в 2009 году, имеют статус «актуальные», сведения о правообладателях таких участков в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, таким образом, снятие данных земельных участков с кадастрового учёта в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 70 Закона № 218-ФЗ недопустимо, в связи с чем, указанные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учёта только в судебном порядке.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о снятии с кадастрового учёта земельного участка.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о снятии с кадастрового учёта земельного участка, удовлетворить.
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, путем исключения из государственного кадастра недвижимости и единого государственного реестра недвижимости сведений о данном объекте.
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> путем исключения из государственного кадастра недвижимости и единого государственного реестра недвижимости сведений о данном объекте.
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, путем исключения из государственного кадастра недвижимости и единого государственного реестра недвижимости сведений о данном объекте.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Приморско-Ахтарский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Приморско-Ахтарского
районного суда А.В. Кобзев